ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ
статья на тему

 

ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассмотрены важнейшие составляющие, формирующие здоровый образ жизни студентов. Проанализированы главные проблемы, препятствующие становлению культуры здорового образа жизни молодежи, а также факторы, которые могут быть признаны студентами в качестве стимулов к ее формированию.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровое питание, физическая культура, спорт, студенты, молодежь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhneyshie_sostavlyayushchie_osnov_zozh_molodezhi-1.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Смычков

Преподаватель

Белгородский строительный колледж

г. Белгород, Российская Федерация

ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассмотрены важнейшие составляющие, формирующие здоровый образ жизни студентов. Проанализированы главные проблемы, препятствующие становлению культуры здорового образа жизни молодежи, а также факторы, которые могут быть признаны студентами в качестве стимулов к ее формированию.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровое питание, физическая культура, спорт, студенты, молодежь.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем российского общества является проблема формирования сознания подрастающего поколения в необходимости ведения здорового образа жизни как основы долголетия и физического здоровья. Руководством страны предпринимаются меры, необходимые для повсеместного формирования культуры физического воспитания детей, но этого недостаточно, поскольку повлиять на смену ценностей в их сознании, а именно отказа детей от гаджетов, компьютерных игр, фаст-фуда и другого взамен на здоровое питание, увлечение спортом и активным образом жизни можно лишь сообща. Родители, педагоги, средства массовых информаций, знаменитые спортсмены и другие факторы административного характера в совокупности способны изменить сегодняшнее отношение молодежи к здоровому образу жизни.

Деятельность по формированию культуры здоровья личности приобретает большую общественно полезную значимость, поскольку ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. Физкультурная деятельность не ограничивается лишь развитием и формированием физического состояния человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью [1, с. 100].

В культурологическом аспекте здорового образа жизни человека можно выделить два уровня. Первый уровень есть собственно культурный, на котором разрабатываются модели и нормы поведения, а затем усваиваются в готовом виде из конкретной культуры. Он имеет двустороннюю проявленность в содержательном и выразительном планах, что позволяет ему быть репрезентированным в некоторых стандартах красоты, пропорциональности и эстетики, а также обладать культурным смыслом современности: отвечать здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, укреплять адаптационные возможности организма, выполнять функции биологического воспроизводства. Второй уровень включает восприятие человеком собственного тела, чувственную окраску этого восприятия и то, как, по его мнению, оценивают его окружающие [2, с. 14].

Важнейшей задачей в плане повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа каждого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью [5, с. 153].

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни человека состоит из следующих компонент:

  • отказа от вредных привычек: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ;
  • оптимального двигательного режима;
  • рационального питания;
  • закаливания;
  • личной гигиены;
  • положительныхэмоций.

Здоровый образ жизни рассматривается «как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт коллективного творчества» [6, с. 7].

И.С. Краснов считает, что понятие «здоровый образ жизни» определяется словом «здоровый», что, по его словам, «является производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего — это физическое, душевное и социальное благополучие» [3, с. 62].

Главное в здоровом образе жизни — активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него входит и система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т. д. Для творения здоровья необходимы как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими и другими методами и технологиями в формировании установки на здоровый образ жизни [4, с. 150].

Как отмечают в своей работе Н.Р. Терехина и П. Теодорос, чрезвычайно важна роль семьи и личного примера родителей в воспитании детей, и ничто не может более сильно повлиять на формирование сознания ребенка необходимости и целесообразности ведения здорового образа жизни. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности [5, с. 80].

В связи с этим ученые выделяют следующие аспекты, по существу которых должна проводиться разъяснительная работа и с родителями [5, с. 81]:

  • значение личного примера родителей в процессе воспитания основ здорового образа жизни;
  • методы педагогического воздействия на детей;
  • формирование уважительных отношений между сверстниками, младшими старшими и взрослыми;
  • физическое воспитание в семье с учетом возраста и пола;
  • адекватное использование общих методов воспитания;
  • организация оптимальных режимов; интеллектуальной и двигательной деятельности детей в семье;
  • нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
  • связь здоровья детей с вредными привычками;
  • сущность физического самосовершенствования и его организация;
  • особенности режима питания в общем процессе формирования основ здорового образа жизни.

Подводя итог, отметим, что нельзя переносит центр ответственности исключительно на родителей. Ведь и социальная обстановка в стране и регионе, уровень благосостояния семьи, окружение ребенка и его увлечения, также как и ряд других факторов, формируют отношение молодежи к физической культуре, здоровому питанию, отказу от вредных привычек, то есть к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни для молодежи должен основываться на принципах социальной важности, нравственности и рациональности, а также осознания важности сохранения физического нравственного и психического здоровья.

Список использованной литературы:

  1. Галимов Г.Я., Кудрявцев М.Д., Стрельников В.А. Организация физкультурно-образовательной деятельности в развивающем обучении // Вестник Бурятского госуниверситет. - 2012. - Спецвып. В. - С. 97-105.
  2. Калиновская В.В., Скугаревский О.А. «Обратная сторона» внешней привлекательности: исследование компонентов образа собственного тела у студентов БГМУ // Режим доступа: http://www.bsmu.by/bmm/03.2004/13.html.
  3. Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. -№2. - С.61 - 63.
  4. Петрова Т.Э., Караеашкин А.А. Проблемы формирования здорового образа жизни молодежи // Интеграция образования.- 2005.- №4.- С. 150-154.
  5. Терехина Р.Н., Теодорос П. Компоненты основ культуры здорового образа жизни // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2008.- № 12.- С. 78-82.
  6. Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. М.: Изд-во «МПА - ПРЕСС», 2007. 319 с.

© О.А. Смычков, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи.

-Здоровье-Здоровый образ жизни-Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни.-Решаема ли эта проблема по средствам Олимпийских игр в Сочи....

МОЛОДЕЖЬ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, ибо употребление алкоголя, наркотических веществ, курение табака препятствует его утверждению. Эти привычки входят в число важнейших факторов ри...

Здоровый образ жизни как основная профессиональная составляющая современного учителя физической культуры (кураторский час)

Кураторский час представлен в форме часа общения с элементами дискуссии. Данное меропиятие позволяет развивать у студентов позновательное отношение и интерес к данной теме, коммуникативные навыки, вос...

Тема 1.2. " Здоровый образ жизни и его составляющие.".

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, тех...

Консультация "Здоровый образ жизни студента и его составляющие"

Консультация "Здоровый образ жизни студента и его составляющие"...

Закаливание и рациональная питание - важнейшая сторона здорового образа жизни

Закаливание и рациональная питание - важнейшая сторона здорового образа жизни...

Проект «Роль студенческого центра медицинской профилактики в реализации стратегии охраны здоровья молодежи и пропаганды здорового образа жизни»

В настоящее время большую тревогу вызывают показатели здоровья подростков и молодых людей. Состояние социально-бытовых, экологических, гигиенических и психологических условий жизни в Республике Буряти...