Исследовательский проект "Профилактика курения в младшем школьном возрасте"
творческая работа учащихся

Рехтина Елена Максимовна

В исследовательском проекте представлена  работа по профилактики вредных привычек. Автор проекта справедливо считает, что первичную профилактику необходимо начинать с младшего школьного возраста. Каким образом, можно привлечь внимание детей к серьезному вопросу о последствиях курения? Игра является ведущей деятельность обучающихся в начальной школе. Именно через игру студентка решила провести профилактическую работу. Использую ЛЕПБУК, как яркое средство профилактики. Проведя опрос среди ребят, было понятно, что    играя ,  обучающиеся  сами изучили, освоили  информацию и сделали выводы о последствиях курения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx82.66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

«Чегдомынский горно-технологический техникум»

Краевой конкурс

«Студенческая научная весна-2022»

Тема исследовательского  проекта:

«Уж лучше  прыгать, бегать и читать, чем дымом сигаретным нам дышать!»

SAVE_20190827_150237.jpg

Ф.И.О. автора: Поколова В.Ю.

студентка 1 курса группы:

«Технология аналитического

 контроля химических соединений»

(КХС-11)

Ф.И.О. руководителя:

 Рехтина Е.М. –

 преподаватель

п. Чегдомын, 2022 г

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………3

Введение……………………………………………………......................4

Основная часть…………………………………………………………....7

1.Этапы  реализации проекта ……………………………...…………….7

1.1.Опрос населения…..…………………………………………………..8

1.2. Конкурс студенческих экологических инициатив……………..…10

1.3. Возможности и виды социальной рекламы ……………………...11

2. Проектный этап……………………………………………………....13

2.1. Создание социального видеоролика………………………………13

2.2. Оценка изменения состояния экологического сознания населения  района после формирующего эксперимента…………………………..15

3. Этап перспективных линий…………………………………………..16

Заключение………………………………………………………….…...17

Список литературы……………………………………………………...18

Приложения……………………………………………………………...19

Аннотация

      К  краевому конкурсу научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края "Студенческая научная весна" в 2021/2022 учебном году,  в номинации «Конкурс студенческих научных работ в области охраны общественного здоровья, физической культуры и спорта: формирование здорового образа жизни молодежи; физическая культура и спорт в решении медико-социальных проблем поведенческих болезней молодежи (курение, алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД) по теме: ««Уж лучше  прыгать, бегать и читать, чем дымом сигаретным нам дышать!»

Исполнитель: Поколова Вероника Юрьевна, студентка 1 курса  группы «Технология аналитического контроля химических соединений» КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум».

Руководитель: Рехтина Елена Максимовна, преподаватель КГБПОУ «Чегдомынский горно - технологический техникум».

В исследовательском проекте представлена  работа по профилактики вредных привычек. Автор проекта справедливо считает, что первичную профилактику необходимо начинать с младшего школьного возраста. Каким образом, можно привлечь внимание детей к серьезному вопросу о последствиях курения? Игра является ведущей деятельность обучающихся в начальной школе. Именно через игру студентка решила провести профилактическую работу. Использую ЛЕПБУК, как яркое средство профилактики. Проведя опрос среди ребят, было понятно, что    играя ,  обучающиеся  сами изучили, освоили  информацию и сделали выводы о последствиях курения. Цель проекта достигнута. Задачи выполнены полностью.  Проект может быть использован, как методическое руководство для учителей начальных классов и классных руководителей среднего звена.

Введение

«Курение ослабляет ясность и силу мысли, делает неясным ее выражение» -

Лев Николаевич Толстой

(1828-1910) – русский писатель, публицист, мыслитель, просветитель.

В настоящее время курение – это  самая популярная вредная  привычка современного мира.  Не секрет, что люди начинают курить еще в школьные годы. За последнее 10-15 лет курящих школьников  стало намного больше. Курят и юноши, и девушки. Курильщиков со «стажем»  можно встретить  и в четвертых,  и в пятых классах. Детей, которые курят в начальной школе, крайне мало. Но, к сожалению, такие дети есть! В чем причина курения в столь раннем возрасте?  Проведя исследования в одной из школ Чегдомына,  мы выяснили  эти причины. Их оказалось несколько.  

Как бороться с этой привычкой? Что необходимо предпринять, если школьник курит? Конечно же, проводить профилактическую работу. Только стоит помнить о том, что одних слов о  вреде курения и последствиях будет не достаточно, потому, что у ребят в начальной школе нет необходимых знаний по анатомии, физиологии. Проводить классные часы или беседы в  форме лекций не желательно  (даже если ребята будут внимательно слушать, некоторую информацию они будут пропускать мимо ушей, не уделяя ей внимания).  Да и тому же, пассивно слушать, что говорят взрослые – это скучно и неинтересно.  А если профилактическую работу проводить в виде игры, интересных заданий, то сразу же можно увидеть заинтересованность в детских глазах. Для таких профилактических игр можно использовать ЛЭПБУК. Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверцами, окошками,  которые  можно  доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Я решила создать такие наглядные и яркие книги-папки,  в которой  расположить полезную информацию по первичной профилактике курения.

   Таким образом, с одной стороны в папке будет размещена полезная информация о вреде курения, которая ненавязчиво представлена в виде занимательного материала, а с другой стороны у  ребят, которые на переменах  будут играть и рассматривать   книжку-раскладку,  будет откладываться и запоминаться полезная  информация.  

Уникальность проекта  заключается в одновременном решении актуальных  задач:

- это не просто форма организации учебного материала по конкретной теме, а именно средство профилактики курения в раннем возрасте;

- проект будет способствовать повышению формирования здорового образа жизни  школьников.

Цель: Создать интерактивный  ЛЭПБУК для учеников начальной школы, как средство  первичной  профилактике курения.

Задачи:

1.Подобрать необходимый материал для оформления ЛЭПБУКА;  

2. Выявить  эффективность использования ЛЭПБУКА в начальных классах, в форме опроса учащихся;

3. Проанализировать полученные результаты с целью разработки и реализации ЛЭПБУКОВ для разных возрастов.

Объект исследования:  Первичная профилактика курения в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования:  Использование ЛЭПБУКА, как средство  формирования ЗОЖ у младших школьников.

  • Гипотеза исследования: Я предполагаю, что лэпбук, как  наглядное пособие,   может стать эффективным средством профилактики курения в младших классах.

Ожидаемые результаты

В ходе внедрения  исследовательского  проекта планируется достичь следующие результаты:

  • Привлечение внимания учеников к  проблеме курения;
  •  Пропаганда  здорового образа жизни.

Основная часть

  1. Этапы реализации проекта

Этапы, мероприятия

Сроки

Результат

1. Организовать и провести встречи с ребятами лицея и  провести опрос среди учеников 2-4 классов

( выявить, если среди опрошенных курящие)

Сентябрь

Обработать результаты

2. Создать макет будущего ЛЭПБУКА (подобрать необходимый материал)

Октябрь

Подборка материала, сюжетов, исходных материалов.

3. Создание ЛЭПБУКА (конечный вариант)

ноябрь

4. Апробировать ЛЭПБУК в школе (в разных классах)

Декабрь-январь

Отчет апробации – фото, публикации, отзывы.

5. Провести опрос среди учеников,  с целью выявления эффективности

февраль

Анализ проведенного опроса

  1. Что такое ЛЭПБУК?

     Сегодня я   хочу познакомить Вас с новой технологией  и интересным методическим пособием, которое можно  изготовить самим и использовать его как средство профилактики.  Что же это такое?  Это Лэпбук- средство обучения детей из Америки. Его придумала и внедрила   американская  писательница из штата Вирджиния Тэмми Дюби. Именно этой женщине  пришла в голову замечательная идея наполнить картонную папку различными кармашками, картинками, карточками, конвертиками и применить эту папку для обучения своих детей. Затем ее творения попали в интернет,  эти папки-книги многим понравились  и обрели широкую популярность и известность,  не только в США, но и в других странах, в том числе и  в России. Имя обучающим интерактивным папкам также придумала Тэмми. Она назвала их LAPBOOK. «Lap» в переводе с английского означает «колени». А «book» – «книга».

      Таким образом, сразу же обращается  внимание на размер лэпбука – небольшой (как правило формат А4), чтобы ребенок  мог спокойно расположить его на своих коленях.

      Лэпбук или тематическая интерактивная папка- это самодельная бумажная книжечка. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру он  умещался на коленях .

 В ней собирается материал по какой-то определенной теме. В любое удобное время можно  открыть  лэпбук и с радостью найти что увлекательное и интересное.

      Интерактивность папки обеспечивается за счет разнообразных подвижных деталей: книжек-гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, игр, разворачивающихся страничек, мини-книжек и т.д. ЛЭПБУК можно заказать и купить с готовым наполнением, но я решила сделать сама, т.к. проектирование, изготовление и оформление лэпбука вызывает  интерес, изобразительные  навыки, успокаивает и отвлекает от каких-то неприятных моментов.

     Почему именно ЛЭПБУК выбран мною, как средство профилактики курения?  Я знаю, как важно проводить профилактическую работу в школе по разным темам. Курение – это большая проблема. Я помню, как в школе проводили классные часы на эту тематику. Не смотря на то, что информация была  актуальная, познавательная,  многие ее не воспринимали. Но, были моменты, где нам предлагали, либо  изобразить что-то  на ватманах,  либо выполнить в виде аппликации. Такие занятия приносили большую пользу. И запомнились на всю жизнь. Поэтому, я решила через яркий и необычный формат, т.е. через ЛЭПБУК донести информацию маленьким школьникам.

  1. Средства профилактики курения

      Мир давно уже понял, что создание престижа вокруг курения было большой ошибкой, и размеренное пускание дыма не просто вредит здоровью, а убивает. Все реже можно увидеть курильщиков на больших и маленьких экранах, реклама табачных изделий запрещена, а создателям фильмов и сериалов не обойтись без предупреждающих надписей, даже если потенциально вредные кадры появляются на экране всего на несколько секунд.

     Со стороны государства профилактика курения заключается: в запрете рекламы табачных изделий. В введении обязательной маркировки табачной продукции предупреждающими надписями, информирующими потребителей о возможных последствиях. В запрете открытой продажи продукции и введении ряда правил, которые магазины обязаны соблюдать. В введении обязательных предупреждающих надписей о вреде курения для  продуктов, содержащих соответствующие изображения или упоминания. Данный набор мероприятий по профилактике вредных привычек позволяет создать фундамент для дальнейших действий. Запрещая что-либо, необходимо взамен предложить альтернативу, причем более качественную и выгодную. В качестве такой альтернативы многие видят здоровый образ жизни - как профилактику вредных привычек, которая должна быть популяризированная.      

         Во многих школах с задачей справляются более удачно. Учителя, классные руководители преподаватели  учебных заведений проводятся  лекции и разъяснительные беседы, в которых ученикам объясняются механизмы зависимости и последствия употребления табачной продукции любого характера. Обязательно рассказывается о пользе и необходимости ведения здорового образа жизни, а также бесплатные спортивные секции. Все эти меры для старшеклассников.  Для младших школьников,  нужно применять  запоминающиеся, увлекательные и интерактивные  и  методы. Один из таких методов я предлагаю в своем проекте.

  1. Проектный этап

        Для начала моего исследования необходимо было провести опрос  среди ребят из начальной школы и выяснить, если среди них курильщики. А если есть, то сколько их.

      Опрос  проводился  со 2 по 4 классы.  Первые классы не принимали участие, т.к.  не все ребята в сентябре умели читать. Всего приняли участие 5 классов  (91 человек). Анкетирование проводилось анонимно.  Вопросы я взяла  из учебника ОБЖ. Были предложены следующие вопросы:

        Привет! Прочитай внимательно вопросы и подчеркни нужный ответ.

  1. Ты куришь? (да, нет)
  2. Пробовал (пробовала) курить? (да, нет)
  3. Считаю курение вредным! (да, нет)
  4. Нравятся ли тебе курящие люди? (да, нет)
  5. Как ты думаешь, почему школьники курят?  (нравится курить;  они хочет казаться взрослым;  скучно, поэтому курят; затрудняюсь ответить)
  6. Ты мальчик или девочка?
  7. В каком классе ты учишься?    (2 класс.  3 класс.  4 класс)

     Результаты опроса:  среди опрошенных ребят, пробовали курить – 10 человек (1 девочка – 4 класс  и 9 мальчиков (3 и 4 класс).  В настоящее время курят 2 человека (мальчики: 3 класс – один человек, 4 класс – один человек).

91 человек, т.е. все опрошенные ребята, согласились с тем, что курение вредно! Но, пятеро  ребят написали, что им нравятся курящие люди (среди них были и наши курильщики,  и  3 девочки из 4 класса, которые не курят и не пробовали курить.

Среди перечисленных причин курения школьников  были  такие ответы:        

  • скучно  - 15 чел.
  • хотят выглядеть взрослыми – 21 чел.
  • нравится курить – 17 чел.
  • Затруднились ответить – 53 чел.

       Таким образом, выявлено  двое    курящих школьников.   Возможно, не все ребята отвечали честно. Однако, 2 человека, употребляющих сигареты  в начальной школе и 10 чел, которые уже попробовали курить   – это сигнал к тому, что с ребятами необходимо проводить профилактическую работу.

       Свои  папки-раскладки  я оставила в одном из классов на неделю  и предложила на переменах  их рассмотреть.  Заинтересованность была 100%. (это видно по фотографиям)   Содержание наполнения моих папок следующие: первая страница – это  ромашка из 6 лепестков, и вся страница  в целом  информирует о последствиях курения, далее  изображена сигарета, а в кармашках  материал о составе сигареты, т.е. ребята, не видя, что лежит в кармашках, вытягивают записку, читают и прикрепляют к стрелочкам, которые есть на сигарете.  Можно решить кроссворд, и проверить себя сразу же , т.к. правильные ответы расположены в кармашке.

     Следующая  страница  оформлена в виде домика, с раскрывающимися окошками.   Курение является  причиной пожаров, которые приводят к уничтожению ценностей и гибели людей. Открыв все окошки, ребята прочитают соответствующую информацию.

     В первую очередь от табачного дыма  активного и пассивного курильщика страдают легкие человека.  На странице они  изображены. Ребята сами определяют, где легкие курильщика и некурящего человека и делают соответствующие выводы для себя.

     Если школьник курит, не может отказаться от этой привычки, он боится и не знает, куда и к кому обратиться, чтобы избавиться от зависимости, то информация на одной из страниц может оказаться полезной.  Мультяшный герой  предлагает пути решения этой проблемы.  Куда можно обратиться за помощью в Чегдомыне?   В первую очередь, к любому взрослому человеку, (в школе это могут быть классные руководители или учителя, а дома это родственники), либо обратиться к школьному психологу, в центр психологии или к врачу в поликлинике.

     Следующая папка содержит материал, пропагандирующий здоровый образ жизни.  В кармашках расположены четверостишья, предлагающие альтернативу  замене курения – занятия спортом, танцами, прогулками на свежем воздухе.  Нужно взять записку, прочитать и разместить под картинками и предметами.  Прочитав даже один раз, в памяти останутся эти слова. А если прочитать несколько раз, то их можно заучить.

     Пока одни ребята читают и выполняют задания, другие могут поиграть в лабиринт с игрушечной машинкой, при этом они  обязательно прочитают информацию о том, что некурящий человек  быстрее справляется с задачками или головоломками, т.к. мозг не затуманен  отравляющим дымом. Остальные  могут   собрать пазлы,  поразмышлять над картинкой, которую они соберут   или взять раскраски и раскрасить портрет  курильщика.  Красивые бабочки, которые расположены на всех страницах, являются не только украшением и привлечением внимания, но и антирекламой курения, расположенной на внешней стороне крыла.

    Через неделю, после активного использования моих папок-раскладок, я провела опрос. В опросе участвовали ребята 4 класса – 16 чел. И, конечно же, на вопрос: «Понравилось ли играя с лепбуком, изучить информацию?»  Все дружно ответили «да!».

       Далее был проведен тест (приложение 1), с целью усвоения материала, т.е. мне хотелось проверить, насколько информация была изучена и осталась в памяти у ребят. Результаты теста: из 16 человек, только один ученик допустил ошибку. Остальные справились!

Заключение

      Используя лэпбук на практике, я пришла к выводу, что ребята,   играя  в ненавязчивой форме,  сами изучили  информацию.  Пускай не вся информация им запомнилась, но какая-то часть все равно отложилась  в голове.

      Например, раскрашивая портрет курильщика, ребята будут помнить о том, что зубы курящего имеют некрасивый желтый оттенок, лицо серое, а ногти синюшного цвета. А рассматривая иллюстрацию легких курильщика, можно представить, как они выглядят внутри человека.  А значит, последствия курения им запомнятся надолго.

  Возможности ЛЭПБУКА велики. Во-первых,  это один из методов, который можно  использовать  для первичной профилактики в начальных классах. Во-вторых, это замечательная возможность сплотить ребят в классе, предложив им самим сделать коллективную папку раскладку на любую тему. В-третьих, все, что есть в лэпбуке, можно потрогать руками, пальчиками,  информация представлена ярко, красиво, эстетично, что и привлекает в первую очередь внимание. Именно эти факторы  помогают эффективному запоминанию.

    Я считаю, что цель моей работы полностью выполнена, гипотеза подтверждена. А самым главным итогом моей работы можно считать  готовый  детский лэпбук,  по профилактике курения, который  сделан  учеником   третьего класса. Рассказав дома о красивой папке, мальчик вместе с мамой, решили   сделалать   папку-раскладку, которую вы видите на фотографии.

      Название проекта выбрано не случайно. Ребята четвертого класса предложили альтернативную замену курения  занимательному прочтению интересного материала в лэпбуке. В дальнейшем я планирую сделать подобные лэпбуки, но уже для ребят 5-6 классов.

                                                     Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. ., Смирнов Д.В.  «Основы безопасности жизнедеятельности» – М.: «Вентана-Граф» , 2019 . – 186 с.

Интернет источники:

  1. https://melkie.net/podborki/lepbuk-svoimi-rukami.html 
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/13/chto-takoe-lepbuk 
  3. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-lepbuk-kak-sredstvo-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta-4349739.html 
  4. https://nitforyou.com/lepbuk/     

                                                                                         Приложение 1

Тест «Курение и его последствия»

 

  1.  Какие заболевания считают последствием курения?(выбрать все правильные ответы)
    а) Аллергия;
    б) Рак легких;
    в) Гастрит.

  1.  Что происходит с физическими способностями человека, который курит?
    а) Повышаются;
    б) Понижаются;
    в) Не изменяются.

  1. Модно ли курить сегодня?
    а) Курить модно;
    б) Мода на курение прошла;
    в) Курить не модно всегда.

           4. Чем можно заменить вредные привычки? (выбрать правильные ответы)

            а)   спортом, туризмом;

            б) компьютером;

           в) прогулками на воздухе;

          г) планшетом или телефоном.

  1. Всемирный день без табака?
    а) 31 марта;
    б) 31 мая;
    в) 31 июня;

6.  Что происходит с легкими курильщика? (выбрать все верные варианты)

а) Разрушаются, чернеют;

б) Работают в нормальном режиме;

в) Может развиться рак легких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...