ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
рабочая программа
рабочая програма для изучения учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОП.10. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 364.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины общепрофессионального цикла
ОП.10. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
по специальности Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Форма обучения – очная
Срок обучения: 3 года 10 месяцев
Симферополь - 2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от «22» апреля 2014 года № 376.
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности».
Разработчик: Канцыба Н.А. – преподаватель специальных дисциплин
(первая категория)
Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии ОПУ и ЭК
протокол №____ от __________ 2022г.
Председатель предметной (методической) комиссии_________ Т.А. Абалакова
Утверждено на заседании Методического совета
протокол № ____ от __ _________ 2022г.
Председатель МС____________В.Ф. Самонин
СОГЛАСОВАНО Начальник учебного отдела ____________С.А. Филиппс «___»_____________2022г Методист ________________________ «___»_____________2022г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
|
4 8 18 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 10. «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), входящей в укрупненную группу специальностей Техника и технология наземного транспорта.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина включена в общепрофессиональный цикл ППССЗ за счет вариативной части в соответствии с потребностями работодателя и спецификой деятельности образовательной организации.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять соответствие технического состояния основных сооружений и устройств железных дорог, подвижного состава требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ;
- обеспечивать полную безопасность движения поездов и безопасность пассажиров, обеспечивать сохранность перевозимых грузов;
- эффективно использовать технические средства;
- оценивать влияние на безопасность движения надежность технических средств;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные обязанности работников железнодорожного транспорта; ответственность каждого работника железнодорожного транспорта за выполнение общесетевых инструкций;
- общие требования к сооружениям и устройствам железных дорог; требования к проектированию и содержанию железнодорожного пути; нормы и допуски содержания железнодорожной колеи;
- применяемые марки крестовин; неисправности, при которых запрещается эксплуатация стрелочных переводов; виды и категории переездов; требования к переездной сигнализации;
- требования ПТЭ к станционным устройствам, к восстановительным и пожарным средствам;
- требования ПТЭ к устройствам путевой блокировки, к устройствам СЦБ на станциях;
- требования ПТЭ, предъявляемые к устройствам связи;
- основные устройства электроснабжения железных дорог, их параметры.
-порядок действий работников, производящих ремонт, в том числе при закрытии путей или перегона;
- значения сигнальных цветов; подразделения сигналов по способу восприятия;
- виды и назначение светофоров; значения сигналов, подаваемых всеми видами светофоров; порядок движения поездов в зависимости от показаний светофоров;
- порядок применения постоянных дисков уменьшения скорости и переносных сигналов; правила ограждения мест препятствий и мест производства работ на перегонах и станциях;
- значение и порядок подачи ручных сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов;
- показания сигнальных указателей, места установки постоянных, предупредительных и временных сигнальных звонков;
- порядок подачи ручных сигналов при производстве маневров;
- обозначение головы, хвоста поезда, одиночного локомотива;
- звуковые сигналы при движении поездов; сигналы тревоги;
- требования ПТЭ по обеспечению безопасного и плавного движения подвижного состава с установленными скоростями;
- неисправности, при которых запрещается эксплуатация колесных пар;
- требования ПТЭ по высоте автосцепки и разницу по высоте между продольными осями автосцепки.
- общие требования ПТЭ к техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- назначение графика движения поездов; виды и нумерацию поездов; виды раздельных пунктов;
- назначение ТРА, порядок его составления и утверждения;
- правила производства маневров с вагонами, загруженными различными грузами;
- правила ПТЭ по формированию грузовых, пассажирских и почтово-багажных поездов;
- нормы обеспечения поездов тормозными средствами; снаряжение поездов и локомотивов;
- обязанности и порядок действий ДСП по обеспечению бесперебойной работы и безопасного приема, и отправления поездов; разрешения и приказы по приему поездов при запрещающих показаниях светофоров; регламент переговоров при приеме и отправлении поездов; порядок приема и отправления поездов при неисправностях устройств СЦБ и связи; порядок перехода на телефонные средства связи; порядок восстановления действия путевой блокировки;
- порядок приема, отправления пропуска поездов при диспетчерской централизации; порядок действия при неисправности устройств диспетчерской централизации, по переходу на резервное управление;
- обязанности поездного диспетчера, порядок его действий при организации движения поездов на участке;
- порядок подачи заявки на выдачу предупреждений; особенности движения поездов при наличии предупреждений;
- порядок приёма, отправления поездов и производства маневров в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ на станциях;
- порядок движения поездов при перерыве действия всех средств сигнализации и связи, формы разрешений и письменных извещений;
- порядок движения восстановительных, пожарных поездов, специального самоходного подвижного состава и вспомогательных локомотивов, формы приказов и разрешений;
- порядок движения поездов с разграничением временем;
- порядок отправления путевых машин, хозяйственных поездов на закрытый перегон; порядок открытия перегона;
- особенности работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами): при приеме к перевозке, оформлении перевозочных документов, производстве маневров, формировании, следовании поездов;
- основные причины нарушений, порядок служебного расследования; действующие приказы и указания по безопасности движения; комплекс мер, обеспечивающих безаварийную работу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими, профессиональными компетенциями и личностными результатами программы воспитания:
Таблица 1
Наименование ОК согласно ФГОС СПО | Наименование ПК согласно ФГОС СПО | Наименование ЛР согласно рабочей программы воспитания |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | ПК Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работе в условиях нестандартных и аварийных ситуаций ПК Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов ПК Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика. | ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности; ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; ЛР10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; ЛР13. Способный достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в выбранной специальности личностного роста как профессионала; ЛР14. Способный искать и находить необходимую информацию, используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем; ЛР15. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения, в том числе, с использованием информационных технологий; ЛР17. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику; ЛР18. Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению; ЛР19. Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, управляющий собственным профессиональным развитием. |
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 348 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 228 часов, в том числе, в форме практической подготовки -90 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 120 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 348 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 228 |
в том числе: | |
практические занятия/в том числе, в форме практической подготовки | 90/90 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 120 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10. Техническая эксплуатация и безопасность движения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся | Объем часов, в том числе в форме практической подготовки | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации | 42/16 | |||
Введение. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта | Содержание учебного материала | 2/- | 2 | |
1 | Значение ПТЭ. Разделы ПТЭ. Основные определения. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта и их ответственность по обеспечению безопасности движения | 2 | ||
Тема Организация эксплуатации технологических систем, сооружений, устройств и объектов технического назначения железнодорожного транспорта | Содержание учебного материала | 6/2 | 2 | |
1 | Виды габаритов и их значение для обеспечения безопасности движения. Требования к сооружениям и техническим устройствам. Требования к элементам железнодорожного подвижного состава, сооружениям и устройствам на железнодорожных станциях. | 4 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 2/2 | |||
1 | Габариты на железнодорожном транспорт | 2/2 | ||
Тема Обслуживание сооружений и устройств железнодорожного транспорта | Содержание учебного материала | 2/- | ||
1 | Организация и периодичность выполнение работ по содержанию всех элементов железнодорожного пути | |||
Тема Сооружения и устройства путевого хозяйства | Содержание учебного материала | 10/4 | 2 | |
1 | План и профиль пути. Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения. Требования ко всем элементам железнодорожного пути. Пересечения, переезды и примыкания железных дорог. Путевые и сигнальные знаки. Укладка стрелочных переводов. Неисправности стрелочных переводов, при которых не допускается их эксплуатация. Нецентрализованные стрелочные переводы. Ремонт и содержание стрелочных переводов. | 6 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
2 | «Определение неисправностей стрелочных переводов, при которых запрещается их эксплуатация» | 4/4 | ||
Тема Системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики | Содержание учебного материала | 6/- | 2 | |
1 | Требования к сигнальным приборам и системам железнодорожной автоматики и телемеханики. Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) и автостопы. Устройства контроля схода железнодорожного подвижного состава. Автоматическая переездная сигнализация.Ключевая зависимость стрелок и сигналов. Автоматическая переездная сигнализация. | 6 | ||
Тема Устройства технологической железнодорожной электросвязи | Содержание учебного материала | 2/- | 2 | |
1 | Информационно-вычислительная система (ИВС) железнодорожного транспорта. Линии СЦБ и связи. Техническое обслуживание устройств СЦБ и связи | 2 | ||
Тема Сооружения и устройства железнодорожного электроснабжения | Содержание учебного материала | 6/4 | ||
1 | Сооружения и устройства электроснабжения железных дорог | 2 | 2 | |
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
3 | Оформление записей в «Журнале осмотра путей стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети» | 4/4 | ||
Тема Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава | Содержание учебного материала | 8/6 | 2 | |
1 | Требования к подвижному составу. Порядок ввода в эксплуатацию. | 2 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 6/6 | |||
4 | Определение неисправностей колесных пар подвижного состава, с которыми запрещается их эксплуатация | 4/4 | ||
5 | Определить соответствие автосцепного устройства требованиям ПТЭ | 2/2 | ||
Раздел 2 Сигнализация на железнодорожном транспорте Российской Федерации | 48/16 | |||
Тема Сигналы на железнодорожном транспорте | Содержание учебного материала | 2/- | 2 | |
1 | Значение сигналов для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте | 2 | ||
Тема Светофоры на железнодорожном транспорте | Содержание учебного материала | 10/4 | ||
Подразделение светофоров по назначению. Основные требования к светофорам. Основные значения сигналов, подаваемых светофорами. Показания светофоров: входных, выходных, проходных, маршрутных, прикрытия, заградительные, предупредительные. Показания светофоров: повторительных, локомотивных, маневровых, горочных, въездных (выездных), | 6 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
технологических. | ||||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
6 | Определение вида и места установки светофоров, значения подаваемых ими сигналов | 4/4 | ||
Тема Сигналы ограждения на железнодорожном транспорте | Содержание учебного материала | 12/8 | ||
1 | Сигналы ограждения на железнодорожном транспорте. Ограждение мест препятствий для движения поездов и мест производства работ на станциях. | 4 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 8/8 | |||
7 | Ограждение опасного места для движения поездов и места производства работы (не требующего остановки поезда) на перегонах и станциях | 4/4 | ||
8 | Ограждение мест препятствий и мест производства работ на станции | 4/4 | ||
Тема Ручные сигналы на железнодорожном транспорте | Содержание учебного материала | 6/4 | ||
1 | Ручные сигналы, применяемые при приёме и отправлении поездов. Ручные сигналы, применяемые при выполнении маневровой работы. | 2 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
9 | Подача и восприятие ручных и звуковых сигналов | 4/4 | ||
Тема Сигнальные указатели и знаки на железнодорожном транспорте | Содержание учебного материала | 4/- | ||
1 | Сигнальные указатели. Сигнальные знаки. | 4 | ||
Тема Сигналы, применяемые при маневровой работе | Содержание учебного материала | 2/- | ||
1 | Сигналы, применяемые при маневровой работе. | 2 | ||
Тема Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и другого подвижного состава | Содержание учебного материала | 4/- | ||
1 | Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и другого железнодорожного подвижного состава. | 4 | ||
Тема Звуковые сигналы на железнодорожном транспорте | Содержание учебного материала | 4/- | ||
1 | Звуковые сигналы, используемые в поездной работе на железнодорожном транспорте | 4 | ||
Тема Сигналы тревоги и специальные указатели | Содержание учебного материала | 2/- | ||
1 | Сигналы тревоги и специальные показания. | 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема Правила применения семафоров | Содержание учебного материала | 2/- | ||
1 | Правила применения семафоров на железнодорожном транспорте | 2 | ||
Раздел 3 Организация движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации. | 130/50 | |||
Тема Порядок организации движения поездов на участках, оборудованных автоматической блокировкой | Содержание учебного материала | 8/4 | 2 | |
1 | Общие требования к графику движения поездов. Организация технической работы станции. Маневровая работа на станции. Формирование поездов | 4 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
10 | Упражнения по составлению схемы поезда. Определение веса и длины поезда, проверка обеспечения его тормозами | 4/4 | ||
Тема Порядок организации движения поездов на участках, оборудованных автоматической блокировкой | Содержание учебного материала | 12/8 | 2 | |
1 | Приема и отправления поездов при нормальном действии устройств автоблокировки. Действия при неисправностях автоматической блокировки. Прекращение и восстановление действия автоматической блокировки | 4 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 8/8 | |||
11 | Порядок отправления поездов в нестандартных ситуациях при автоблокировке, а также при прекращении действия автоблокировки вследствие его неисправности | 4/4 | ||
12 | Порядок действий при несрабатывании устройств контроля прибытия поезда, ложной занятости изолированного стрелочного участка, при необходимости задержки на станции поезда, выходной сигнал которому был открыт, а также если голова поезда находится за выходным светофором. | 4/4 | ||
Тема Порядок организации движения поездов на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального | Содержание учебного материала | 4/- | ||
1 | Порядок движения поездов при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи. Прием и отправление поездов. | 4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
регулирования движения поездов | ||||
Тема Порядок организации движения поездов на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой | Содержание учебного материала | 10/6 | 2 | |
1 | Прием и отправление поездов при нормальном действии устройств полуавтоматической блокировки. Прием и отправление поездов при неисправностях устройств полуавтоматической блокировки. | 4/- | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 6/6 | |||
13 | Порядок отправления поезда в нестандартных ситуациях при полуавтоматической блокировке, а также при прекращении действия полуавтоматической блокировки, вследствие его неисправности | 6/6 | ||
Тема Порядок организации движения поездов на участках, оборудованных электрожезловой системой | Содержание учебного материала | 2/- | ||
1 | Общие требования к организации движения поездов при электрожезловой системе. Прием и отправление поездов. Движение поездов при наличии примыканий на перегоне. Движение поездов при неисправности электрожезловой системы. Порядок регулировки количества жезлов в жезловых аппаратах. | 2 | 2 | |
Тема Порядок организации движения поездов при использовании телефонных средств связи | Содержание учебного материала | 6/4 | 2 | |
1 | Общие требования к организации движения поездов при использовании телефонных средств связи. Порядок ведения «Журнала поездных телефонограмм». Телефонограммы при движении поездов на однопутных участках. Телефонограммы при движении поездов на двухпутных участках. | 2 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
14 | Порядок ведения поездной документации и выдачи разрешения на отправление поездов при телефонных средствах связи | 4/4 | ||
Тема Порядок организации движения поездов с разграничением временем. | Содержание учебного материала | 4/- | 2 | |
1 | Порядок движения поездов при перерыве действия всех средств сигнализации и связи. Оказание помощи поезду, который остановился на перегоне Возвращение поезда с перегона на станцию отправления. | 4 | ||
Тема Порядок организации движения поездов при перерыве действия всех систем интервального | Содержание учебного материала | 8/4 | 2 | |
1 | Движение поездов на однопутных перегонах. Движение поездов на двухпутных перегонах при перерыве действия всех систем интервального регулирования движения поездов и связи. | 4 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
регулирования движения поездов и связи | 15 | Движение поездов при перерыве всех средств сигнализации и связи. Ведение поездной документации, заполнение бланков разрешений формы ду-56 и извещений формы ду-55 | 4/4 | |
Тема Порядок организации движения поездов при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на перегоне | Содержание учебного материала | 8/4 | 2 | |
1 | Отправление восстановительных, пожарных поездов, специального самоходного подвижного состава и вспомогательных локомотивов с железнодорожной станции на перегон. Возвращение поезда с перегона на железнодорожную станцию. Оказание помощи остановившемуся на перегоне поезду локомотивом сзади идущего поезда. | 4 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
16 | Порядок назначения и отправления восстановительных, пожарных поездов, специального самоходного подвижного состава и вспомогательных локомотивов Порядок оформления поездной документации и выдачи разрешений во время движения поездов в нестандартных ситуациях | 4/4 | ||
Тема Порядок организации приема и отправления поездов, в том числе на участках, оборудованных системой телеуправления | Содержание учебного материала | 4/- | 2 | |
1 | Порядок движения поездов на участках, оборудованных системой телеуправления. Прием поездов на участках, оборудованных системой телеуправления. Отправление поездов на участках, оборудованных системой телеуправления. Прием поездов на железнодорожную станцию при запрещающем показании входного светофора | 4 | ||
Тема Порядок организации маневровой работы | Содержание учебного материала | 6/- | ||
1 | Общие положения и руководство маневровой работой. Обязанности работников, участвующих в производстве маневров. Скорости при маневрах. Маневры на главных и приемоотправочных железнодорожных путях. Маневры на сортировочных горках и вытяжных железнодорожных путях. Маневровая работа в районах железнодорожных станций, не обслуживаемых. Дежурными стрелочных постов | 6 | 2 | |
Тема Порядок производства маневровой работы, формирования и пропуска поездов с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) | Содержание учебного материала | 4/- | ||
1 | Общие положения. Маневры с вагонами, загруженными взрывчатыми материалам. Формирование поездов. Требования к перевозке, сопровождения и прикрытия вагонов с ВМ. Контроль, за прохождением и приемом поездов; порядок технического и коммерческого обслуживания составов и вагонов с ВМ. Следование поездов с взрывчатыми материалами. Действия в аварийных ситуация | 4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема Порядок закрепления железнодорожного подвижного состава | Содержание учебного материала | 6/4 | 2 | |
1 | Основные нормы закрепления подвижного состава. Требования к тормозным башмакам. | 2 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
17 | Расчет норм закрепления подвижного состава тормозными башмаками | 4/4 | ||
Тема Порядок организации движения хозяйственных поездов при производстве ремонтных и строительных работ на железнодорожной инфраструктуре | Содержание учебного материала | 4/- | 2 | |
1 | Порядок организации движения хозяйственных поездов при производстве ремонтных и строительных работ на железнодорожной инфраструктуре | 4 | ||
Тема Порядок организации приема, отправления поездов и производства маневров в условиях нарушения работоспособного состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях | Содержание учебного материала | 8/- | 2 | |
1 | Обязанности дежурного по железнодорожной станции и других работников в условиях нарушения работоспособного состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях. Действия ДСП, в случае каких-либо отклонений от нормального показания контрольных приборов СЦБ. Порядок исключения приборов СЦБ с сохранением и без сохранения пользования сигналами. Действия ДСП при приеме поезда при ложной занятости или свободности пути или стрелочных изолированных участков. Приема (отправления) поездов на станцию при запрещающем показании входного (выходного) светофора | 8 | ||
Тема Порядок назначения и передачи предупреждений | Содержание учебного материала | 6/4 | 2 | |
1 | Случаи выдачи предупреждений. Виды предупреждений. Действия рабочих, при получении от любого лица заявления, о замеченном им на перегоне препятствия для нормального движения | 2 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
18 | Порядок ведения "Книги для записи предупреждений на поезда" формы ДУ-60 и заполнения бланка предупреждений | 4/4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема Порядок постановки в поезда вагонов с грузами, требующими особых условий перевозки и специального железнодорожного подвижного состава | Содержание учебного материала | 4/- | 2 | |
1 | Порядок подач вагонов под погрузку ВМ. Маневры с вагонами, загруженными ВМ на п/п. Порядок роспуска с горки и накопления на сортировочных путях вагонов, загруженными опасными грузами класса 1 ВМ. Требования к перевозке, сопровождения и прикрытия вагонов с ВМ. Контроль, за прохождением и приемом поездов; порядок технического и коммерческого обслуживания составов и вагонов с ВМ. Действия работников, связанные с движением поездов с ВМ, в аварийных ситуациях. | 4 | ||
Тема Порядок движения специального подвижного состава на комбинированном ходу | Содержание учебного материала | 2/- | ||
1 | Общие положения. Организация движения СПК на железнодорожной станции. Организация движения СПК на перегоне. Действия при возникновении аварийной или нестандартной ситуации при движении СПК по железнодорожным путям. | 2 | ||
Тема Основные положения о порядке движения дрезин съемного типа | Содержание учебного материала | 2/- | ||
1 | Порядок движения дрезин съемного типа. | 2 | ||
Тема Порядок организации работы диспетчера поездного | Содержание учебного материала | 8/4 | ||
1 | Обязанности поездного диспетчера. Ведения графика исполненного движения. Формы, содержание и порядок передачи диспетчерских приказов. Порядок перехода с одних средств сигнализации и связи на другие во время движения поездов. Порядок движения поездов при неисправности поездной диспетчерской связи. | 4 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 4/4 | |||
19 | Ознакомление с работой поездного диспетчера железнодорожных перевозок | 4/4 | ||
Тема Требования к ведению регламента служебных переговоров | Содержание учебного материала | 2/- | ||
1 | Ведение служебных переговоров при организации движения поездов. Ведение служебных переговоров при организации маневровой работы. Ведение регламента служебных переговоров при закреплении железнодорожного подвижного состава. Ведение регламента служебных переговоров между машинистом и помощником машиниста. | 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема Техническо-распорядительный акт (ТРА) станции и технические характеристики | Содержание учебного материала | 10/8 | 2 | |
1 | Назначение ТРА порядок составления, проверки и утверждения его. Выписки из ТРА. Разделы ТРА и их основные требования | 2 | ||
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 8/8 | |||
20 | Составление техническо - распорядительного акта для промежуточной станции | 8/8 | ||
Раздел 4 Мероприятия по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорт | 10/8 | |||
Тема Транспортные происшествия. | Содержание учебного материала | 10/8 | ||
1 | Классификация транспортных происшествий и нарушений. Основные причины транспортных происшествий и нарушений. Цель, задачи и функции системы управления безопасностью движения поездов. Порядок служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе. Предупреждения аварийности. Внедрение действенных форм работы по укреплению трудовой и технологической дисциплины железнодорожников, связанных с движением поездов | 2 | 2 | |
Практическая работа (в форме практической подготовки) | 8/8 | |||
21 | Определение вида нарушений с указанием пунктов ПТЭ, нарушенных работниками железнодорожного транспорта | 4/4 | ||
22 | Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам// | 4/4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: #1055;роработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите. | 120 | |||
Всего: | 348 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебных кабинетов:
- Технических средств (по видам транспорта) ;
- Безопасности движения,
-Организации перевозочного процесса (по видам транспорта).
Оборудование учебных кабинетов:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект бланков технической документации;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методических материалов для выполнения практических работ;
- комплект тематических демонстрационных и обучающих компьютерных программ.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от N 250 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России N 69324)
- Приложение N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от N250 Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации
- Приложение N 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от N250 Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации
Дополнительные источники:
- Федеральный закон от г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
- Распоряжение от #8470; 1666р Об утверждении положений о ревизорском предписании и ревизорском указании Дата вступления в силу:
- Распоряжение от 4 февраля 2013 г. N 276р Об утверждении правил по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО «РЖД». Введены в действие с 1 июня 2013 г. Согласовано с Профсоюзным комитетом постановлением РОСПРОФЖЕЛ от N 18/16. Утверждены распоряжением ОАО "РЖД" N 276р правила по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО "РЖД" ПОТ РЖД-4100612-ЦД-039-2013
- Инструкция по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций ОАО "РЖД" (в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от № 2518р).
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 25 декабря 2006 г. N 163 г. Москва Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий.
- Инструкция о порядке расследования и учета нарушений безопасности движения на промышленном железнодорожном транспорте. Утверждена Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.П. Насоновым 30 марта 2001 г № АН 25Р.
- Приказ ОАО РЖД от N 57.
- Распоряжение от 24 ноября 2005 г. №1857р Об утверждении Положения о вознаграждении работников ведущих должностей и профессий железных дорог за обеспечение безопасности движения поездов ( В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от #1075;. №2409р).
Интернет –ресурсы:
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, ЛРПВ) | Основные показатели оценки результата |
1 | 2 |
ПК Выполнять требования обеспечения безопасности перевозок и выбирать оптимальные решения при организации работ в условиях нестандартных ситуаций ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | точность и правильность оформления технологической документации; выполнение анализа случаев нарушения безопасности движения на транспорте; демонстрация умения использовать документы, регламентирующие безопасность движения на транспорте эффективный поиск, ввод и использование необходимой информации для выполнения профессиональных задач; использование информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач |
ПК Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | применение инновационных технологий в области организации перевозочного процесса применение действующих положений по организации грузовых и пассажирских перевозок; применение требований безопасности при построении графика движения поездов; разработка мероприятий по предупреждению причин нарушения безопасности движения; эффективный поиск, ввод и использование необходимой информации для выполнения профессиональных задач; использование информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач |
1 | 2 |
ПК Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | выполнение расчетов по начислению штрафов при нарушении договора перевозки в соответствии с предъявляемыми требованиями; определение мероприятий по предупреждению несохранных перевозок; выполнение анализа причин несохранных перевозок; демонстрация навыков пользования документами, регулирующими взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика применение правил перевозок грузов при оформление перевозки грузов решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области коммерческой деятельности железнодорожного транспорта |
ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности; ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо | соблюдает нормы правопорядка, лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличает их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирует неприятие и предупреждает социально опасное поведение окружающих; проявляет уважение к людям старшего поколения; осознаёт приоритетную ценность личности человека; уважает собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности; демонстрация интереса к будущей профессии; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; эффективное и уверенное осуществление сетевой коммуникации и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики; соблюдает и пропагандирует правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; Сохраняет психологическую |
1 | 2 |
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; ЛР10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; ЛР13. Способный достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в выбранной специальности личностного роста как профессионала; ЛР14. Способный искать и находить необходимую информацию, используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем; ЛР15. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения, в том числе, с использованием информационных технологий; ЛР17. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику; ЛР18. Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению; ЛР19. Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, управляющий собственным профессиональным развитием. | устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; заботится о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; способен достигать поставленных целей, стремится к формированию в выбранной специальности личностного роста как профессионала; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной деятельности; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по специальности, в предметных неделях; оценка собственного продвижения, личностного развития; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации; умение ориентироваться в информационных пространствах; проявление самостоятельности и ответственности в постановке и достижении поставленных целей и решении профессиональных задач; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; умение подбирать способы решения, в том числе с использованием информационных технологий; доброжелательное, конструктивное и эффективное взаимодействие с другими людьми; соблюдение этических форм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности; |
1 | 2 |
обладание мотивацией к ответственному осуществлению профессиональной деятельности; признание ценности непрерывного образования; ориентирование в изменяющемся рынке труда; управление собственным профессиональным развитием; постоянное повышение профессионального уровня за счет дополнительных видов обучения и самообразования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электри...
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения поездов
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения пое...
рабочая программа дисцеплины ОП.10.Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения для специальности 23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) С...
методика проведения урока по спец.дисциплине ОП.10 Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения
Методические указания разработаны в помощь преподавателю при изучении дисциплины ОП.10 Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения. Цель научить студентов умению выделять главное в материале...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения. Программы подготовки специалистов среднего звена по профессии ППКРС 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов
Фонд оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения, разработан на основе Федерального государственного образовательного ст...
Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №5 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях
Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...
Интерактивное задание (викторина) по дисциплине "Техническая эксплуатация и безопасность движения" по теме "СВЕТОФОРЫ"
Интерактивные задания в системе LearningApps.org используются и в процессе обучения материалов, а также и для самостоятельного изучения. Задания предназначены для закрепления теорети...