Современные системы автоматики как основа безопасности и эффективности железнодорожного транспорта
статья на тему
Вопросы обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава и повышения эффективности поездной и маневровой работы на магистралях и подъездных путях являются основополагающими для железнодорожного транспорта. Решаются эти вопросы путем внедрения современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики, построенных на базе микропроцессорных устройств, высокоскоростных цифровых каналов связи, беспроводных технологий. Актуальность внедрения таких систем не только на крупных станциях , но и на средних и малых доказывают их расширенные функциональные возможности и лучшее отношение надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности к стоимости жизненного цикла по сравнению с релейными системами ЖАТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные системы автоматики как основа безопасности и эффективности железнодорожного транспорта.
Вопросы обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава и повышения эффективности поездной и маневровой работы на магистралях и подъездных путях являются основополагающими для железнодорожного транспорта. Решаются эти вопросы путем внедрения современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики, построенных на базе микропроцессорных устройств, высокоскоростных цифровых каналов связи, беспроводных технологий. Актуальность внедрения таких систем не только на крупных станциях , но и на средних и малых доказывают их расширенные функциональные возможности и лучшее отношение надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности к стоимости жизненного цикла по сравнению с релейными системами ЖАТ.
Среди основных проблем, снижающих безопасность и ограничивающих эффективность управления движением поездов, можно отметить: – старение основных фондов в хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Основная масса применяемых систем разрабатывалась в 60–70-х годах прошлого века на базе релейно-контактной и дискретной полупроводниковой техники. Эти системы железнодорожной автоматики имеют ряд недостатков. Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И представляет собой систему централизованного управления напольными объектами (стрелками, светофорами, переездами и др.) на станциях любого размера и с любым типом поездной и маневровой работы. Система работает с традиционными напольными устройствами и кабельными сетями СЦБ, отличается невысокой стоимостью.
Структура МПЦ-И включает в себя:
управляющий контроллер централизации (УКЦ) с программой логики центральных зависимостей для осуществления маршрутизированных передвижений по станции. Управляющий контроллер централизации резервированной системы МПЦ-И (по умолчанию) выполнен по принципам горячего, ненагруженного резервирования («два плюс два»);
резервированное автоматизированное рабочее место дежурного по станции (АРМ ДСП) с удобным интерфейсом, обеспечивающим комфортную работу пользователя;
автоматизированное рабочее место электромеханика (АРМ ШН) для обеспечения возможности удаленного мониторинга состояния объектов МПЦ-И;
телекоммуникационный шкаф ШТК. ШТК обеспечивает работу всех автоматизированных рабочих мест на станции (с полным автоматическим резервированием всей аппаратуры), предоставляет возможность простой увязки с любой из внешних систем, в т. ч. ДЦ, АСУТП, а также обеспечивает информационную безопасность, протоколирование и архивирование работы оборудования и действий персонала;
пульт резервного управления для прямопроводного управления стрелками при возникновении неисправностей обоих комплектов АРМ ДСП или УКЦ. Пульт резервного управления применяется в упрощенном варианте МПЦ-И;
объекты централизации (аппаратура рельсовых цепей, счета осей, светофоры, электропривода, маневровые колонки, пульты пунктов технического осмотра и т.п. напольное оборудование, серийно выпускаемое заводами промышленности), кабельная сеть СЦБ, а также объектные контроллеры или интерфейсные релейные схемы для управления ими.
Аппаратно-программные средства МПЦ-И обеспечивают:
разделение крупных станций на неограниченное число зон управления (как постоянно действующих, так и сезонных);
выделение на станции с маневровой работой участков для временного местного управления (как с организацией дополнительного рабочего места, так и при помощи управления со стрелочного поста);
интеграцию малодеятельных станций в объединенные посты управления без помощи средств центральных постов ДЦ и без необходимости установки на них линейных пунктов ДЦ, оставляя при этом возможность локального управления;
организацию многоуровневых иерархических систем управления типа «зона-станция-участок-дорога» с возможностью оперативной передачи управления на соответствующий уровень при необходимости.
Благодаря развитым коммуникационным возможностям и гибкой архитектуре в МПЦ-И можно интегрировать смежные системы железнодорожной автоматики, например линейные пункты диспетчерской централизации, системы удаленного мониторинга, полуавтоматической и автоматической блокировки, использовать современные сети передачи данных. Заложенные в МПЦ-И схемные, программные и конструктивные решения позволяют минимизировать стоимость внедрения и эксплуатационные расходы.
Внедрение микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ–И взамен традиционной релейной электрической централизации (ЭЦ) обосновано с экономической точки зрения. При увеличении размера станции и/или объема поездной и маневровой работы удельная стоимость оборудования релейных ЭЦ в пересчете на 1 стрелку остается практически неизменной, а микропроцессорных – падает. Это обусловлено увеличением сложности релейной схемотехники на крупных станциях. В микропроцессорных же системах есть минимально необходимый для функционирования аппаратно-программный комплекс, поэтому удельная стоимость в пересчете на 1 стрелку на малых станциях велика. Зато наращивание взаимосвязей при увеличении размеров станции и введение дополнительных функций выполняются преимущественно программным способом, что и дает в результате падение удельной стоимости при внедрении МПЦ-И на средних и крупных станциях. На малых станциях снизить стоимость возможно, применяя конфигурацию МПЦ-И для управления группой малых станций с одной опорной станции. Это решение позволяет удешевить минимально необходимый аппаратно-программный комплекс и успешно вводить в эксплуатацию МПЦ – И на станциях даже размером до 10 стрелок. Кроме того, существенно уменьшаются расходы на выполнение строительно-монтажных работ и сроки строительства.
Таким образом, опровергается мнение о том, что применение микропроцессорных централизаций экономически эффективно лишь на крупных станциях. При росте объемов производства достигается существенное снижение себестоимости продукции, а следовательно, отпускной цены производителя и сроков окупаемости проекта. При массовом и комплексном внедрении микропроцессорных систем удельная стоимость их жизненного цикла в пересчете на 1 стрелку или на 1 км автоблокировки будет меньше, чем у традиционных релейных систем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция "Безопасность движения на железнодорожном транспорте"
Презентация конференции...
Открытый урок по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" "Аварии на транспорте" (20.11.2012г.)
Тема занятия "Аварии на транспорте"...
презентация доклада "«Сохранение окружающей природной среды и повышение экономической эффективности работы железнодорожного транспорта за счёт внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий»
Презентация к докладу обучающиеся на открытой студенческой конференции на тему «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте (экономические и экологические аспекты)»....
ПРОГРАММА VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов «Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте» Новосибирск 18 марта 2021 года
программа конференции...
Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: Материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов (18-19 марта 2021 г.). / Отв. ред.: У. М. Шереметьева. – Новосибирск, 2021 г.
Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Перспектива технологического развития в подвижном составе. С. 98-101Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Перспективные разработки инжинирингового центра. С. 101-103...
"Навстречу будущей профессии" - Методические рекомендации по проведению внеаудиторного мероприятия по дисциплине Основы профессиональной деятельности для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)
В методических рекомендациях излагается методика проведения внеаудиторного мероприятия по дисциплине Основы профессиональной деятельности для студентов профессиональных образовательных организаций. Пр...