Современные системы автоматики как основа безопасности и эффективности железнодорожного транспорта
статья на тему
Вопросы обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава и повышения эффективности поездной и маневровой работы на магистралях и подъездных путях являются основополагающими для железнодорожного транспорта. Решаются эти вопросы путем внедрения современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики, построенных на базе микропроцессорных устройств, высокоскоростных цифровых каналов связи, беспроводных технологий. Актуальность внедрения таких систем не только на крупных станциях , но и на средних и малых доказывают их расширенные функциональные возможности и лучшее отношение надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности к стоимости жизненного цикла по сравнению с релейными системами ЖАТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные системы автоматики как основа безопасности и эффективности железнодорожного транспорта.
Вопросы обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава и повышения эффективности поездной и маневровой работы на магистралях и подъездных путях являются основополагающими для железнодорожного транспорта. Решаются эти вопросы путем внедрения современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики, построенных на базе микропроцессорных устройств, высокоскоростных цифровых каналов связи, беспроводных технологий. Актуальность внедрения таких систем не только на крупных станциях , но и на средних и малых доказывают их расширенные функциональные возможности и лучшее отношение надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности к стоимости жизненного цикла по сравнению с релейными системами ЖАТ.
Среди основных проблем, снижающих безопасность и ограничивающих эффективность управления движением поездов, можно отметить: – старение основных фондов в хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Основная масса применяемых систем разрабатывалась в 60–70-х годах прошлого века на базе релейно-контактной и дискретной полупроводниковой техники. Эти системы железнодорожной автоматики имеют ряд недостатков. Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И представляет собой систему централизованного управления напольными объектами (стрелками, светофорами, переездами и др.) на станциях любого размера и с любым типом поездной и маневровой работы. Система работает с традиционными напольными устройствами и кабельными сетями СЦБ, отличается невысокой стоимостью.
Структура МПЦ-И включает в себя:
управляющий контроллер централизации (УКЦ) с программой логики центральных зависимостей для осуществления маршрутизированных передвижений по станции. Управляющий контроллер централизации резервированной системы МПЦ-И (по умолчанию) выполнен по принципам горячего, ненагруженного резервирования («два плюс два»);
резервированное автоматизированное рабочее место дежурного по станции (АРМ ДСП) с удобным интерфейсом, обеспечивающим комфортную работу пользователя;
автоматизированное рабочее место электромеханика (АРМ ШН) для обеспечения возможности удаленного мониторинга состояния объектов МПЦ-И;
телекоммуникационный шкаф ШТК. ШТК обеспечивает работу всех автоматизированных рабочих мест на станции (с полным автоматическим резервированием всей аппаратуры), предоставляет возможность простой увязки с любой из внешних систем, в т. ч. ДЦ, АСУТП, а также обеспечивает информационную безопасность, протоколирование и архивирование работы оборудования и действий персонала;
пульт резервного управления для прямопроводного управления стрелками при возникновении неисправностей обоих комплектов АРМ ДСП или УКЦ. Пульт резервного управления применяется в упрощенном варианте МПЦ-И;
объекты централизации (аппаратура рельсовых цепей, счета осей, светофоры, электропривода, маневровые колонки, пульты пунктов технического осмотра и т.п. напольное оборудование, серийно выпускаемое заводами промышленности), кабельная сеть СЦБ, а также объектные контроллеры или интерфейсные релейные схемы для управления ими.
Аппаратно-программные средства МПЦ-И обеспечивают:
разделение крупных станций на неограниченное число зон управления (как постоянно действующих, так и сезонных);
выделение на станции с маневровой работой участков для временного местного управления (как с организацией дополнительного рабочего места, так и при помощи управления со стрелочного поста);
интеграцию малодеятельных станций в объединенные посты управления без помощи средств центральных постов ДЦ и без необходимости установки на них линейных пунктов ДЦ, оставляя при этом возможность локального управления;
организацию многоуровневых иерархических систем управления типа «зона-станция-участок-дорога» с возможностью оперативной передачи управления на соответствующий уровень при необходимости.
Благодаря развитым коммуникационным возможностям и гибкой архитектуре в МПЦ-И можно интегрировать смежные системы железнодорожной автоматики, например линейные пункты диспетчерской централизации, системы удаленного мониторинга, полуавтоматической и автоматической блокировки, использовать современные сети передачи данных. Заложенные в МПЦ-И схемные, программные и конструктивные решения позволяют минимизировать стоимость внедрения и эксплуатационные расходы.
Внедрение микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ–И взамен традиционной релейной электрической централизации (ЭЦ) обосновано с экономической точки зрения. При увеличении размера станции и/или объема поездной и маневровой работы удельная стоимость оборудования релейных ЭЦ в пересчете на 1 стрелку остается практически неизменной, а микропроцессорных – падает. Это обусловлено увеличением сложности релейной схемотехники на крупных станциях. В микропроцессорных же системах есть минимально необходимый для функционирования аппаратно-программный комплекс, поэтому удельная стоимость в пересчете на 1 стрелку на малых станциях велика. Зато наращивание взаимосвязей при увеличении размеров станции и введение дополнительных функций выполняются преимущественно программным способом, что и дает в результате падение удельной стоимости при внедрении МПЦ-И на средних и крупных станциях. На малых станциях снизить стоимость возможно, применяя конфигурацию МПЦ-И для управления группой малых станций с одной опорной станции. Это решение позволяет удешевить минимально необходимый аппаратно-программный комплекс и успешно вводить в эксплуатацию МПЦ – И на станциях даже размером до 10 стрелок. Кроме того, существенно уменьшаются расходы на выполнение строительно-монтажных работ и сроки строительства.
Таким образом, опровергается мнение о том, что применение микропроцессорных централизаций экономически эффективно лишь на крупных станциях. При росте объемов производства достигается существенное снижение себестоимости продукции, а следовательно, отпускной цены производителя и сроков окупаемости проекта. При массовом и комплексном внедрении микропроцессорных систем удельная стоимость их жизненного цикла в пересчете на 1 стрелку или на 1 км автоблокировки будет меньше, чем у традиционных релейных систем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-676963-1443613061.jpg)
Научно-практическая конференция "Безопасность движения на железнодорожном транспорте"
Презентация конференции...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/08/picture-799025-1467999909.jpg)
Открытый урок по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" "Аварии на транспорте" (20.11.2012г.)
Тема занятия "Аварии на транспорте"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/03/picture-871017-1488542574.jpg)
презентация доклада "«Сохранение окружающей природной среды и повышение экономической эффективности работы железнодорожного транспорта за счёт внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий»
Презентация к докладу обучающиеся на открытой студенческой конференции на тему «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте (экономические и экологические аспекты)»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/27/picture-1254594-1593271054.jpg)
ПРОГРАММА VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов «Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте» Новосибирск 18 марта 2021 года
программа конференции...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/27/picture-1254594-1593271054.jpg)
Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: Материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов (18-19 марта 2021 г.). / Отв. ред.: У. М. Шереметьева. – Новосибирск, 2021 г.
Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Перспектива технологического развития в подвижном составе. С. 98-101Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Перспективные разработки инжинирингового центра. С. 101-103...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-1331515-1619593409.png)
"Навстречу будущей профессии" - Методические рекомендации по проведению внеаудиторного мероприятия по дисциплине Основы профессиональной деятельности для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)
В методических рекомендациях излагается методика проведения внеаудиторного мероприятия по дисциплине Основы профессиональной деятельности для студентов профессиональных образовательных организаций. Пр...