Исследовательский проект «Как выглядел Борисоглебский собор в Старице»
проект
Проект - призер Московской культурологической олимпиады "История и культура храмов столицы и городов России - 2020"
Борисоглебский собор в Старице был построен в 1558–1561 гг. и разобран окончательно около 1804 г. Дошел до нашего времени в виде следов его фундаментов на древнем Старицком городище. Борисоглебский собор был пятишатровым сооружением на подклетах, окруженным со всех сторон двухъярусными галереями, перекрытыми сводами. Собор был украшен поливной архитектурной керамикой и рельефными «терракотовыми» иконами во весь фасад. Предполагаемый автор - Постник Яковлев по прозвищу Барма.
Этапы исследования:
1. Восстановление объемного решения собора по планам и чертежу восточного фасада.
2. Восстановление колористического решения собора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_slaydam.doc | 41.5 КБ |
borisoglebskiy_sobor.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Представляю исследовательский проект «Как выглядел Борисоглебский собор в Старице».
Слайд 2.
Цель исследования:
Восстановить первоначальный вид Борисоглебского Собора в Старице.
Задачи исследования:
- Изучить архивные сведения и графические материалы;
- Познакомиться с основными гипотезами исследователей;
- Познакомиться с материалами археологических разведок 1977–1979 гг. на Старицком городище;
- Выполнить макет первоначального вида собора.
Гипотеза исследования:
Первоначальный вид Борисоглебского Собора в Старице можно восстановить по сохранившимся материалам.
Методы исследования:
- Изучение чертежей и проектов реставрации;
- Анализ колористического решения по найденным образцам керамического декора.
Слайд 3.
Борисоглебский собор в Старице был построен в 1558–1561 гг. и разобран окончательно около 1804 г. Дошел до нашего времени в виде следов его фундаментов на древнем Старицком городище.
Слайд 4.
Сохранились поярусные планы здания, снятые перед его разборкой и рисунок восточного фасада.
Слайд 5.
Борисоглебский собор был пятишатровым сооружением на подклетах, окруженным со всех сторон двухъярусными галереями, перекрытыми сводами. Стены восточных восьмериков и основного алтаря начинались непосредственно с фундамента, западные восьмерики покоились на сводах второго яруса– паперти.
Слайд 6.
Здание Борисоглебского собора уникально: своеобразному архитектурному замыслу соответствует столь же необычная система декоративного убранства.
Прежде всего, это рельефные терракотовые иконы на наружных стенах. Две из них были перенесены на новый Борисоглебский собор в Старице.
Слайд 7.
Еще три иконы были обнаружены в Дмитрове, на стенах Успенского собора: это - два распятия
Слайд 8.
и круглая икона Георгия Победоносца.
Слайд 9.
Археологическими разведками обнаружены обломки нескольких типов рельефных орнаментированных изразцов.
Прежде всего куски архивольтов и прямолинейные фрагменты темно-коричневого цвета, которые могли быть использованы для оформления порталов.
Слайд 10.
Обломки орнаментированных квадратных ширинок темно-коричневого, зеленого и желтого цвета. Традиционное место ширинок в русских зданиях – парапеты гульбищ и лестниц.
Слайд 11.
Фрагменты черного цвета с орнаментами, которые носят следы очень сильного выветривания. Скорее всего, это детали декора шатров или кокошников в их основании.
Слайд 12.
Еще один тип фасадных украшений составляют зеленые изразцы узкого фриза с растительным орнаментом. Предположительно, такой фриз мог проходить под поясом керамического летописца или даже обрамлять его.
Слайд 13.
А вот обломки керамического летописца: цвет фона оливковый, буквы – черные. Керамический летописец Борисоглебского собора – уникальное явление в русской архитектуре. Это надпись вокруг всех шатров, общей длиной в 90 метров. Самый близкий прототип находится во внутреннем убранстве Храма Василия Блаженного.
Слайд 14.
Текст летописца был переписан только в XVIII веке и содержит пробелы, так как керамические буквы обветшали и вывалились. Вы видите реконструированный текст. Сохранившийся в переписи вариант не содержал имен князей Старицких, поэтому долгое время постройку собора связывали с именем Ивана Грозного.
Слайд 15.
В годы строительства храма Старицким уделом и городом владел князь Владимир Андреевич, двоюродный брат царя Ивана IV. Инициатором и главной движущей силой во всех хозяйственных делах и начинаниях князя Владимира выступала его мать, энергичная и амбициозная княгиня Евфросиния, вдова князя Андрея Ивановича Старицкого, сына великого князя Ивана III. Старица при ней стала центром ремесел. Она была основательницей мастерской лицевого шитья, в которой созданы знаменитые шитые пелены, розданные ею в монастыри к иконам и на гробы русских чудотворцев. Действовала мастерская по переписи книг. Была создана уникальная гончарная мастерская.
Слайд 16.
Строительство Борисоглебского собора начинается через три года после начала строительства Храма Василия Блаженного. Общность плана и конструктивного замысла, говорят о том, что Иван Грозный предоставил князю Старицкому царского мастера Постника Яковлева по прозвищу Барма.
Слайд 17. 18. 19.
Владимир Андреевич Старицкий, как верный соратник возвел на своей земле много башенный храм в новом стиле, исследователи называют его «опричным стилем». И при этом приложено максимум усилий, чтобы храм не был похож на кирпичную готику московских храмов нового образца. Новый по форме, храм имеет традиционные белокаменные галереи и уникальную отделку. Князья Старицкие использовали для украшения храма поливную полихромную керамику невиданного для своего времени ассортимента и богатства.
Слайд 20.
Величественный старицкий Борисоглебский собор располагался совсем рядом с береговым обрывом, пять его шатров возносились к небу с крутого берега Волги словно гигантские свечи. Высота центральной из пяти башен достигала 42 метров. Государь Иоанн Васильевич очень любил Старицу, называя её «Любим-город». Когда князья Старицкие впали в немилость, царь включил город в опричнину, перестроил подклеты Борисоглебского собора в царские палаты и жил там.
Слайд 21.
В макете я постаралась воссоздать все известные исследователям детали собора, используя их размеры и цвет. Кроме обломков настенных изразцов, найдены также красно-черные плитки пола (я использую их на гульбище) и желто-коричневые витражные стекла в свинцовой оплетке (во всех окнах собора – витражи). Неизвестно, как располагались фасадные иконы и сколько их было. То как они расположены на макете, в большей степени домыслено.
Можно предположить, что шатры собора были украшены намного богаче. Археологическая экспедиция 1903 года обнаружила витые колонки и ромбовидные изразцы, которые, к сожалению, утрачены. А их единственная черно-белая фотография не дает информации о размерах и цвете.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. Можно сделать вывод, что макет в основном передает объемное решение утраченного собора, но достоверно восстановить его изразцовую отделку можно только приблизительно.
Слайд 22
Когда я только выбрала тему, Борисоглебский собор в Старице был для меня просто малоизвестным произведением знаменитого мастера Постника Яковлева. Но после знакомства с историческими документами и исследованиями этот удивительный собор стал свидетелем эпохи Ивана Грозного, летописью политических амбиций и подспудного соперничества старицкого и московского княжеских домов.
Сейчас в Старице планируют музеефицировать фундаменты и создать макеты утраченных соборов. И я хотела бы поучаствовать в этой работе.
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Номинация: Макеты Цель проекта: Восстановить первоначальный вид Борисоглебского собора в Старице. Задачи проекта: Изучить архивные сведения и графические материалы; Познакомиться с основными гипотезами исследователей; Познакомиться с материалами археологических разведок 1977–1979 гг. на Старицком городище; Выполнить макет первоначального вида собора. Гипотеза проекта: Первоначальный вид Борисоглебского собора в Старице можно восстановить по сохранившимся материалам. Методы исследования: Изучение чертежей и проектов реставрации; Анализ колористического решения по найденным образцам керамического декора.
Реконструкция доктора искусствоведения Алексея Салимова
145 х73 см Диаметр 123 см
286 х164 см 293 х163 см
Диаметр 272 см
Фрагменты керамических архивольтов.
Фрагменты изразцов с зеленой, желтой и коричневой глазурью.
Фрагменты изразцов с глазурью черного цвета.
Фрагменты зеленого керамического фриза
Фрагменты изразцов с буквами летописца.
Соборный летописец. Реконструкция.
Иван Грозный, Симеон Бекбулатович и Владимир Андреевич Старицкий выступают на Девлет-Гирея Посланники к Ефросинье во время болезни царя
1. Церковь Воскресения Христова в с. Городня. Восточный фасад и план. 2. Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьякове. Западный фасад и план. 3. Собор Покрова на Рву. Западный фасад и план подклетного яруса. 4. Борисоглебский собор в Старице. Восточный фасад и план фундаментов. Храмы опричного стиля. Автор Постник Яковлев по прозвищу Барма.
Информационные источники: kannelura . info Коллекция архитек турных планов В.В. Кавельмахер, М.Б. Чернышев ДРЕВНИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР В СТАРИЦЕ, Библиотека «РусАрх»: 2008 г. М.В. Степанов ТРИ МНОГОПРИДЕЛЬНЫХ ХРАМА XVI В. Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2017 г. Винников Б.М. Постник Яковлев, церковный и городской мастер. Библиотека «РусАрх»: 2012г. 5 .Алексей Салимов, К проекту историко-архитектурного музея под открытым небом в Старице , опубликовано в газете «Старицкий вестник», 17 июля 2019 г.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна
Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...
Информационный исследовательский проект Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны "Студенческая газета БМУ"
Информационный исследовательский проект студента 4 курса специальности "Хоровое дирижирование" Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексее...
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...
Научно-исследовательские проекты
В данном разделе размещены некоторые материалы по теме моего научного исследования...
Покровская дамба. Научно исследовательский проект.
АннотацияК научно-исследовательскому проекту «Покровская дамба».Научно-исследовательский проект «Покровская дамба» был написан в результате исследования исторических документов, касающихся проведения ...
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...
Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»
Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»...