Исследовательский проект «Как выглядел Борисоглебский собор в Старице»
проект

Березина Татьяна Леонидовна

Проект - призер Московской культурологической олимпиады "История и культура храмов столицы и городов России - 2020"

Борисоглебский собор в Старице был построен в 1558–1561 гг. и разобран окончательно около 1804 г. Дошел до нашего времени в виде следов его фундаментов на древнем Старицком городище. Борисоглебский собор был пятишатровым сооружением на подклетах, окруженным со всех сторон двухъярусными галереями, перекрытыми сводами. Собор был украшен поливной архитектурной керамикой и рельефными «терракотовыми» иконами во весь фасад. Предполагаемый автор - Постник Яковлев по прозвищу Барма.

Этапы исследования:

1.     Восстановление объемного решения собора по планам и чертежу восточного фасада.

2. Восстановление колористического решения собора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_slaydam.doc41.5 КБ
Office presentation icon borisoglebskiy_sobor.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Представляю исследовательский проект «Как выглядел Борисоглебский собор в Старице».

Слайд 2.

Цель исследования:

Восстановить первоначальный вид Борисоглебского Собора в Старице.

Задачи исследования:

  1. Изучить архивные сведения и графические материалы;
  2. Познакомиться с основными гипотезами исследователей;
  3. Познакомиться с материалами археологических разведок 1977–1979 гг. на Старицком городище;
  4. Выполнить макет первоначального вида собора.

Гипотеза исследования:

Первоначальный вид Борисоглебского Собора в Старице можно восстановить по сохранившимся материалам.

Методы исследования:

  1. Изучение чертежей и проектов реставрации;
  2. Анализ колористического решения по найденным образцам керамического декора.

Слайд 3.

Борисоглебский собор в Старице был построен в 1558–1561 гг. и разобран окончательно около 1804 г. Дошел до нашего времени в виде следов его фундаментов на древнем Старицком городище.

Слайд 4.

Сохранились поярусные планы здания, снятые перед его разборкой и рисунок восточного фасада.

Слайд 5.

Борисоглебский собор был пятишатровым сооружением на подклетах, окруженным со всех сторон двухъярусными галереями, перекрытыми сводами. Стены восточных восьмериков и основного алтаря начинались непосредственно с фундамента, западные восьмерики покоились на сводах второго яруса– паперти.

Слайд 6.

Здание Борисоглебского собора уникально: своеобразному архитектурному замыслу соответствует столь же необычная система декоративного убранства.

Прежде всего, это рельефные терракотовые иконы на наружных стенах. Две из них были перенесены на новый Борисоглебский собор в Старице.

Слайд 7.

Еще три иконы были обнаружены в Дмитрове, на стенах Успенского собора: это - два распятия

Слайд 8.

и круглая икона Георгия Победоносца.

Слайд 9.

Археологическими разведками обнаружены обломки нескольких типов рельефных орнаментированных изразцов.

Прежде всего куски архивольтов и прямолинейные фрагменты темно-коричневого цвета, которые могли быть использованы для оформления порталов.

Слайд 10.

Обломки орнаментированных квадратных ширинок темно-коричневого, зеленого и желтого цвета. Традиционное место ширинок в русских зданиях – парапеты гульбищ и лестниц.

Слайд 11.

Фрагменты черного цвета с орнаментами, которые носят следы очень сильного выветривания. Скорее всего, это детали декора шатров или кокошников в их основании.

Слайд 12.

Еще один тип фасадных украшений составляют зеленые изразцы узкого фриза с растительным орнаментом. Предположительно, такой фриз мог проходить под поясом керамического летописца или даже обрамлять его.

Слайд 13.

А вот обломки керамического летописца: цвет фона оливковый, буквы – черные. Керамический летописец Борисоглебского собора – уникальное явление в русской архитектуре. Это надпись вокруг всех шатров, общей длиной в 90 метров. Самый близкий прототип находится во внутреннем убранстве Храма Василия Блаженного.

Слайд 14.

Текст летописца был переписан только в XVIII веке и содержит пробелы, так как керамические буквы обветшали и вывалились. Вы видите реконструированный текст. Сохранившийся в переписи вариант не содержал имен князей Старицких, поэтому долгое время постройку собора связывали с именем Ивана Грозного.

Слайд 15.

В годы строительства храма Старицким уделом и городом владел князь Владимир Андреевич, двоюродный брат царя Ивана IV. Инициатором и главной движущей силой во всех хозяйственных делах и начинаниях князя Владимира выступала его мать, энергичная и амбициозная княгиня Евфросиния, вдова князя Андрея Ивановича Старицкого, сына великого князя Ивана III. Старица при ней стала центром ремесел. Она была основательницей мастерской лицевого шитья, в которой созданы знаменитые шитые пелены, розданные ею в монастыри к иконам и на гробы русских чудотворцев. Действовала мастерская по переписи книг. Была создана уникальная гончарная мастерская.

Слайд 16.

Строительство Борисоглебского собора начинается через три года после начала строительства Храма Василия Блаженного. Общность плана и конструктивного замысла, говорят о том, что Иван Грозный предоставил князю Старицкому царского мастера Постника Яковлева по прозвищу Барма.

Слайд 17. 18. 19.

Владимир Андреевич Старицкий, как верный соратник возвел на своей земле много башенный храм в новом стиле, исследователи называют его «опричным стилем». И при этом приложено максимум усилий, чтобы храм не был похож на кирпичную готику московских храмов нового образца. Новый по форме, храм имеет традиционные белокаменные галереи и уникальную отделку. Князья Старицкие использовали для украшения храма поливную полихромную керамику невиданного для своего времени ассортимента и богатства.

Слайд 20.

Величественный старицкий Борисоглебский собор располагался совсем рядом с береговым обрывом, пять его шатров возносились к небу с крутого берега Волги словно гигантские свечи. Высота центральной из пяти башен достигала 42 метров. Государь Иоанн Васильевич очень любил Старицу, называя её «Любим-город». Когда князья Старицкие впали в немилость, царь включил город в опричнину, перестроил подклеты Борисоглебского собора в царские палаты и жил там.

Слайд 21.

В макете я постаралась воссоздать все известные исследователям детали собора, используя их размеры и цвет. Кроме обломков настенных изразцов, найдены также красно-черные плитки пола (я использую их на гульбище) и желто-коричневые витражные стекла в свинцовой оплетке (во всех окнах собора – витражи). Неизвестно, как располагались фасадные иконы и сколько их было. То как они расположены на макете, в большей степени домыслено.

Можно предположить, что шатры собора были украшены намного богаче. Археологическая экспедиция 1903 года обнаружила витые колонки и ромбовидные изразцы, которые, к сожалению, утрачены. А их единственная черно-белая фотография не дает информации о размерах и цвете.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. Можно сделать вывод, что макет в основном передает объемное решение утраченного собора, но достоверно восстановить его изразцовую отделку можно только приблизительно.

Слайд 22

Когда я только выбрала тему, Борисоглебский собор в Старице был для меня просто малоизвестным произведением знаменитого мастера Постника Яковлева. Но после знакомства с историческими документами и исследованиями этот удивительный собор стал свидетелем эпохи Ивана Грозного, летописью политических амбиций и подспудного соперничества старицкого и московского княжеских домов.

Сейчас в Старице планируют музеефицировать фундаменты и создать макеты утраченных соборов. И я хотела бы поучаствовать в этой работе.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как выглядел Борисоглебский собор в Старице (1558–1561 гг.) Проект выполнила студентка ГБПОУ ОКГ «Столица», группы 47004-З «Архитектура» Рыбинская Елизавета Кирилловна Руководитель проекта преподаватель Антонов А.Н. Москва, 2020

Слайд 2

Номинация: Макеты Цель проекта: Восстановить первоначальный вид Борисоглебского собора в Старице. Задачи проекта: Изучить архивные сведения и графические материалы; Познакомиться с основными гипотезами исследователей; Познакомиться с материалами археологических разведок 1977–1979 гг. на Старицком городище; Выполнить макет первоначального вида собора. Гипотеза проекта: Первоначальный вид Борисоглебского собора в Старице можно восстановить по сохранившимся материалам. Методы исследования: Изучение чертежей и проектов реставрации; Анализ колористического решения по найденным образцам керамического декора.

Слайд 5

Реконструкция доктора искусствоведения Алексея Салимова

Слайд 6

145 х73 см Диаметр 123 см

Слайд 7

286 х164 см 293 х163 см

Слайд 8

Диаметр 272 см

Слайд 9

Фрагменты керамических архивольтов.

Слайд 10

Фрагменты изразцов с зеленой, желтой и коричневой глазурью.

Слайд 11

Фрагменты изразцов с глазурью черного цвета.

Слайд 12

Фрагменты зеленого керамического фриза

Слайд 13

Фрагменты изразцов с буквами летописца.

Слайд 14

Соборный летописец. Реконструкция.

Слайд 15

Иван Грозный, Симеон Бекбулатович и Владимир Андреевич Старицкий выступают на Девлет-Гирея Посланники к Ефросинье во время болезни царя

Слайд 16

1. Церковь Воскресения Христова в с. Городня. Восточный фасад и план. 2. Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьякове. Западный фасад и план. 3. Собор Покрова на Рву. Западный фасад и план подклетного яруса. 4. Борисоглебский собор в Старице. Восточный фасад и план фундаментов. Храмы опричного стиля. Автор Постник Яковлев по прозвищу Барма.

Слайд 22

Информационные источники: kannelura . info Коллекция архитек турных планов В.В. Кавельмахер, М.Б. Чернышев ДРЕВНИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР В СТАРИЦЕ, Библиотека «РусАрх»: 2008 г. М.В. Степанов ТРИ МНОГОПРИДЕЛЬНЫХ ХРАМА XVI В. Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2017 г. Винников Б.М. Постник Яковлев, церковный и городской мастер. Библиотека «РусАрх»: 2012г. 5 .Алексей Салимов, К проекту историко-архитектурного музея под открытым небом в Старице , опубликовано в газете «Старицкий вестник», 17 июля 2019 г.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Информационный исследовательский проект Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны "Студенческая газета БМУ"

Информационный исследовательский проект студента 4 курса специальности "Хоровое дирижирование" Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексее...

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...

Научно-исследовательские проекты

В данном разделе размещены некоторые материалы по теме моего научного исследования...

Покровская дамба. Научно исследовательский проект.

АннотацияК научно-исследовательскому проекту «Покровская дамба».Научно-исследовательский проект «Покровская дамба» был написан в результате исследования исторических документов, касающихся проведения ...

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»...