МУ МДК 04.02 ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
методическая разработка
Разработано на основе рабочей программы учебной дисциплины ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdk.04.02._rekonstruktsiya_zdaniy_i_sooruzheniy.docx | 575.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
обучающимся по выполнению практических занятий
по профессиональному модулю. 04
«Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции
строительных объектов»
МДК.04.02. «Реконструкция зданий и сооружений»
специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Белгород
2020
Одобрено предметно-цикловой комиссией профессионального цикла направления «Техника и технология строительства» | Разработано на основе рабочей программы учебной дисциплины ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений |
Протокол № 1 от 31 августа 2020г.
Председатель предметно-цикловой комиссии __________________ | Заместитель директора по учебно-методической работе ________________ |
Составители:
Родионова Татьяна Викторовна преподаватель ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж».
_____________________________
Пояснительная записка
1. Цели и задачи практических работ – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Проведении технических осмотров общего имущества (конструкций и инженерного оборудования) и подготовки к сезонной эксплуатации; проведении работ по санитарному содержанию общего имущества и придомовой территории; контроле санитарного содержания общего имущества и придомовой территории; разработке перечня (описи) работ по текущему ремонту; оценке физического износа и контроле технического состояния конструктивных элементов и систем инженерного оборудования; проведении текущего ремонта; участии в проведении капитального ремонта; контроле качества ремонтных работ.
уметь:
Проверять техническое состояние конструктивных элементов, элементов отделки внутренних и наружных поверхностей и систем инженерного оборудования общего имущества жилого здания; пользоваться современным диагностическим оборудованием для выявления скрытых дефектов; оперативно реагировать на устранение аварийных ситуаций; проводить постоянный анализ технического состояния инженерных элементов и систем инженерного оборудования; владеть методологией визуального осмотра конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, выявления признаков повреждений и их количественной оценки; владеть методами инструментального обследования технического состояния жилых зданий; использовать инструментальный контроль технического состояния конструкций и инженерного оборудования для выявления неисправностей и причин их появления, а также для уточнения объемов работ по текущему ремонту и общей оценки технического состояния здания;организовывать внедрение передовых методов и приемов труда; определять необходимые виды и объемы работ для восстановления эксплуатационных свойств элементов внешнего благоустройства; подготавливать документы, относящиеся к организации проведения и приемки работ по содержанию и благоустройству; составлять дефектную ведомость на ремонт объекта по отдельным наименованиям работ на основе выявленных неисправностей элементов здания; составлять планы-графики проведения различных видов работ текущего ремонта;организовывать взаимодействие между всеми субъектами капитального ремонта; проверять и оценивать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт, порядок ее согласования; составлять техническое задание для конкурсного отбора подрядчиков; планировать все виды капитального ремонта и другие ремонтно-реконструктивные мероприятия; осуществлять контроль качества проведения строительных работ на всех этапах; определять необходимые виды и объемы ремонтно-строительных работ для восстановления эксплуатационных свойств элементов объектов; оценивать и анализировать результаты проведения текущего ремонта; подготавливать документы, относящиеся к организации проведения и приемки работ по ремонту.
Знать:
Методы визуального и инструментального обследования; правила и методы оценки физического износа конструктивных элементов, элементов отделки внутренних и наружных поверхностей и систем инженерного оборудования жилых зданий; основные методы усиления конструкций; правила техники безопасности при проведении обследований технического состояния элементов зданий; пособие по оценке физического износа жилых и общественных зданий; положение по техническому обследованию жилых зданий;правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда; обязательные для соблюдения стандарты и нормативы предоставления жилищно-коммунальных услуг; основной порядок производственно-хозяйственной деятельности при осуществлении технической эксплуатации; организацию и планирование текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома; нормативы продолжительности текущего ремонта; перечень работ, относящихся к текущему ремонту; периодичность работ текущего ремонта; оценку качества ремонтно-строительных работ; методы и технологию проведения ремонтных работ; нормативные правовые акты, другие нормативные и методические документы, регламентирующие производственную деятельность в соответствии со спецификой выполняемых работ.
2. Условия проведения практических занятий.
Реализация проведения практических занятий предполагает наличие учебных кабинетов: «Эксплуатации зданий», «Реконструкции зданий», «Инженерных сетей и оборудования территорий, зданий и стройплощадок», «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда» и
лабораторий «Информационных технологий в профессиональной деятельности».
Кабинеты «Эксплуатации зданий, реконструкции зданий» должны быть оснащенные оборудованием:
техническими средствами обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиа проектор;
- экран;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест должно отвечать современным требованиям и иметь:
-посадочные места обучающихся(по количеству обучающихся);
-рабочее место преподавателя;
Стенды со схемами по эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений;
-комплект нормативно-технической документации;
-комплект учебно-методической документации.
3. Формы проведения практических занятий
Практические работы выполняются в виде расчётов или в виде чертежей.
4. Состав и содержание материалов для проведения практическихзанятий:
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) | Содержание практических занятий обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 2. Организация видов работ по реконструкции зданий и сооружений | ||
МДК.04.02. Реконструкция зданий и сооружений | ||
Практическое занятие №1. Выполнение перепланировки жилых зданий с изменением объемно-планировочного решения. | 4 | |
Практическое занятие №2.. Выбор конструктивного решения системы утепления наружных стен при реконструкции. | 2 | |
Практическое занятие №3. Выполнение теплотехнического расчета наружных стен с применением фасадных утеплителей. | 2 | |
Практическое занятие №4. Выполнение чертежей конструкций утеплённых фасадов. | 2 | |
Практическое занятие № 5. Расчет усиления фундамента. Выполнение чертежа усиливаемого элемента. | 6 | |
Практическое занятие № 6. Расчет усиления пустотных плит. Выполнение чертежа усиливаемого элемента. | 4 | |
Практическое занятие № 7. Расчет усиления простенков кирпичных стен здания. Выполнение чертежа усиливаемого элемента. | 4 | |
Практическое занятие №8. Расчёт усиление оконных и дверных проемов в кирпичной стене. Выполнение чертежа усиленных проёмов | 4 | |
Тема 3.2. Охрана труда | ||
Практическое занятие № 9. Разработка рекомендаций по уменьшению риска | 2 | |
Итого | 30 час |
5. Основные этапы практических занятий.
МДК.04.02. Реконструкция зданий и сооружений
Практическое занятие №1
Выполнение перепланировки жилых зданий с изменением объемно-планировочного решения.
Цель: Выработка умения применять знания на практике
Информационные источники. Методическое указание по выполнению практических работ ПМ.4.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Алгоритм работы.
Оснащение занятия:
Чертежная программа, Листы А4,карандаши.
На формате А-3 вычертить план типового этажа здания, взятый из
курсового проекта по ПМ01 МДК 01.02 «Проект производства работ».
Особенности препланировки:
В реконструируемых квартирах допускается проектирование жилых комнат глубиной более 6 м при условии устройства вытяжной вентиляции из зоны, удаленной от оконного проема, и обеспечения требуемого уровня естественной освещенности в этой зоне. Общая комната является композиционным центром квартиры и предназначена для пребывания всех членов семьи, приема гостей и отдыха. Ее площадь не может быть меньше 16 м2
Общая комната может использоваться и как столовая. В двухкомнатных квартирах общую комнату делают изолированной, в многокомнатных квартирах она может быть проходной.
Исходя из условий расстановки мебели, ее ширина назначается не менее 3—3,5 м.
В престижных квартирах общую комнату часто совмещают с зимним садом и т п.
Спальные и индивидуальные комнаты делают площадью от 10 м2
(шириной 2,2—3 м) Для экономически состоятельных людей площадь спальни увеличивают до 20—25 м2 и при ней располагают гардеробную и санитарный узел
Задание:
1. В соответствии с вариантом, выданным преподавателем, выполнить схемы переустройства (реконструкции) типовой серии жилого дома в программе AUTOCAD.
С помощью плана здания по вариантам (1 вариант оси 1-5; 2 вариант оси
5-9) провести преустройство помещений в более комфортные, обеспечивающие
современные требования комфортности жилья.
Контрольные вопросы:
1. Рассмотрите виды зданий с точки зрения их возможной реконструкции
2. От чего зависит уровень (класс) комфортности жилья‘?
3. Рассмотрите последовательность шагов по разработке планировочных
решений реконструируемого жилого здания?
4. Проанализируйте особенности зданий различных периодов постройки.
5. Назовите три группы здании с позиций их возможной перепланировки.
6. Требования к реконструированному «элитному» и социальному жилью?
Практическое занятие №2.
Выбор конструктивного решения системы утепления наружных стен при реконструкции.
Цель: Выработка умения применять знания на практике
Информационные источники. Методическое указание по выполнению практических работ ПМ.4.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Алгоритм работы
1 вариант
Наружная теплоизоляция является конструктивным элементом здания и
представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из плитного
утеплителя, закрепляемого на поверхности стены с помощью высокоадгезионного клеящего состава и (или) механического крепления, армированного нижнего слоя штукатурки и декоративно-защитного покрытия.
Поскольку наружная теплоизоляция зданий с тонкой штукатуркой по
утеплителю рассматривается как нетрадиционная, основные конструктивные элементы этой системы следует выполнять только из сертифицированных материалов, предусмотренных проектом. Расчетный срок службытеплоизоляционного покрытия определяется проектной организацией и должен составлять не менее 20 лет.
Устройство каждого последующего элемента теплоизоляционного слоя
следует выполнять после проверки качества выполнения соответствующего нижележащего элемента и составления акта освидетельствования скрытых работ.
Повышается надежность работы ограждающих конструкций зданий и их
долговечность, так как после применения наружной теплозащиты здания точка «росы» перемещается из внутреннего сечения стены наружу.
2 вариант
В соответствии с вариантом, выданным преподавателем, выполнить схему
утепления фасадов зданий тонкой штукатуркой по утеплителю в программе
AUTOCAD
1.Выбрать соответствующий рисунок схемы восстановления по варианту,перенести схему в программу, начертить в масштабе и указать размеры.
Одним из наиболее эффективных способов решения задачи сокращения
энергетических затрат на отопление зданий в соответствии с требованиями 3 этапа энергосбережения является многослойная конструкция утепления и отделки наружных стен с вентилируемым воздушным зазором между слоем наружной отделки фасада (экраном) и слоем утеплителя, расположенных с внешней стороны несущих конструкций наружной стены. Такие системы утепления и отделки наружных стен и зимой и летом позволяют поддерживать режим теплообмена таким, что это создает достаточно комфортные условия проживания, а во время
отопительного сезона позволяет не превышать нормативный расход энергоресурсов на отопление помещений. Известно около 20 отечественных и зарубежных систем утепления и отделки наружных ограждений зданий с вентилируемым воздушным зазором.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается отличие между системами утепления фасадов зданий?
Практическое занятие №3.
Выполнение теплотехнического расчета наружных стен с применением фасадных утеплителей.
Цель:
Информационные источники. Методическое указание по выполнению практических работ ПМ.4.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Алгоритм работы
- tн=8 °С; tв= 20 °С
схема стены для расчета:
Керамическая кладка из кирпича керамического пустотного плотностью 1400 кг/куб (брутто) на цементно-песчаном растворе.
γ0=1600 кг/куб λ=0,47 Вт/м×°С
Маты минераловатыепромежные (ГОСТ 21880-76) и на синтетическом связующем (ГОСТ 9573-82)
γ0=125 кг/куб λ=0,056 Вт/м×°С
Керамическая кладка из кирпича силикатного одиннадцати-пустотного на цементно-песчаном растворе.
γ0=1500 кг/куб λ=0,64 Вт/м×°
Градусо-сутки отопительного периода (ГСОП) следует определять по формуле
ГСОП=(tв - tот. пер.)zот. пер.
где tв – температура внутреннего воздуха ;
t от.пер. - средняя температура, С, и продолжительность, сут, периода со средней суточной температурой воздуха ниже или равной 8 °С
z от.пер. – продолжительность отопительного периода ( в зависимости от города принятого по заданию )
ГСОП= (20- 8) ×191 =2292
Требуемое сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций (за исключением светопрозрачных), отвечающих санитарно-гигиеническим и комфортным условиям, определяют по формуле:
где n - коэффициент, принимаемый в зависимости от положения наружной поверхности ограждающих конструкций по отношению к наружному воздуху смотреть таблицу №3 ------- 1;
tв - расчетная температура внутреннего воздуха, °С;
tн - расчетная зимняя температура наружного воздуха°С, равная средней температуре наиболее холодной пятидневки обеспеченностью
(-26);
∆tн - нормативный температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции, принимается по таблице №2 -----4;
αв - коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности ограждающих конструкций принимается по таблице №4 ------- 8,7
Тепловую инерцию D ограждающей конструкции следует определять по формуле:
D=R1S1+R2S2+R3S3
где R1, R2,R3 - термические сопротивления отдельных слоев ограждающей конструкции, кв.м•С/Вт, определяемые по формуле;
S1, S2, S3 - расчетные коэффициенты теплоусвоения материала отдельных слоев ограждающей конструкции, Вт/(кв.м•С), 7,91
; 0,73; 8,59
D=0,25×7,91+2,5×0,73+0,59×8,59=8,87
Определяем термическое сопротивление слоя многослойной ограждающей конструкции:
где δ- толщина слоя, м;
λ - расчетный коэффициент теплопроводности материала слоя, Вт/(м•С), 0,47; 0,056; 0,64.
Сопротивление теплопередаче Ro, кв.м•С/Вт, ограждающей конструкции следует определять по формуле:
где αв –коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности Вт/(кв.м•С), 8,7;
Rк- термическое сопротивление ограждающей конструкции, кв.м•С/Вт;
Rк= R1+ R2+….. +Rn +Rв.п=
Rв.п -0,18 приложение 4
αн - коэффициент теплоотдачи (для зимних условий) наружной поверхности ограждающей конструкции, Вт/(кв.м•С), принимаем по таблице 6.-------23.
R0>
3,49> 0,34
Практическое занятие №4.
Выполнение чертежей конструкций утеплённых фасадов.
Цель:Выработка умения применять знания на практике
Информационные источники. Методическое указание по выполнению практических работ ПМ.4.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Алгоритм работы
Умение выполнять схемы утепления фасадов зданий в программе
AUTOCAD);
Условия, оборудование: Чертежная программа, Листы А4, карандаш
Наружная теплоизоляция является конструктивным элементом здания и
представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из плитного
утеплителя, закрепляемого на поверхности стены с помощью высоко адгезионного клеящего состава и (или) механического крепления, армированного нижнего слоя штукатурки и декоративно-защитного покрытия.
Поскольку наружная теплоизоляция зданий с тонкой штукатуркой по
утеплителю рассматривается как нетрадиционная, основные конструктивные элементы этой системы следует выполнять только из сертифицированных материалов, предусмотренных проектом. Расчетный срок службы теплоизоляционного покрытия определяется проектной организацией и должен составлять не менее 20 лет.
Устройство каждого последующего элемента теплоизоляционного слоя
следует выполнять после проверки качества выполнения соответствующего нижележащего элемента и составления акта освидетельствования скрытых работ.
Повышается надежность работы ограждающих конструкций зданий и их
долговечность, так как после применения наружной теплозащиты здания точка «росы» перемещается из внутреннего сечения стены наружу.
а) Наружная стена без теплоизоляции
б) Наружная стена с теплоизоляцией толщиной 75 мм
В соответствии с вариантом, выданным преподавателем, выполнить схему утепления фасадов зданий тонкой штукатуркой по утеплителю в программе AUTOCAD
Методика выполнения работы:
Выбрать соответствующий рисунок схемы восстановления по варианту, перенести схему в программу, начертить в масштабе и указать размеры.
Фрагмент наружной теплоизоляции здания с тонкой штукатуркой по
утеплителю;
Крепление теплоизоляционного слоя на нижней части стены;
Фрагмент утепления нижней (и ее заглубленной) части стены здания.
Контрольные вопросы
1. За счет чего происходит энергосберегающий эффект утепления стены при данном методе?
2. Какие работы должны предшествовать утеплению наружной стены при ее
увлажнении.
Практическое занятие №5.
Расчет усиления фундамента. Выполнение чертежа усиливаемого элемента
Цель:
Научиться выполнять расчет усиления ленточногофундамента способом расширения с двух сторон прибетонированием железобетонных полос.
Информационные источники. Методическое указание по выполнению практических работ ПМ.4.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Алгоритм работы:
Оснащение занятия:
Чертежная программа, Листы А3,карандаши.
На формате А-3 вычертить схему усиления фундамента.
Проектирование усиления фундаментов основано на общих принципах проектирования по предельным состояниям с анализом вариантов.
На практике требуется рассматривать следующие основные случаи необходимости усиления фундаментов:
а) при опасном износе фундаментов, развитии деформаций грунтов. В этом случае требуется выполнить усиление фундаментов зданий и сооружений, закрепление грунтов основания. Такая проблема возникает при разработке проектов реновации памятников архитектуры и опасном развитии повреждения конструкций заселенных домов, грозящих аварией;
б) при увеличении нагрузки на фундаменты и основание в целях осуществления надстройки зданий, замены оборудования на более массивное;
в) при увеличении глубины подвалов и других подземных объемов зданий;
г) при проектировании строительства на соседних участках. В таком случае может потребоваться превентивное закрепление основания в целях уменьшения дополнительной осадки.
Проектирование усиления фундаментов предваряется работами по обследованию технического состояния надземных конструкций, фундаментов зданий, а также инженерно-геологическими изысканиями и опытными работами.
Рис. 6. Увеличение площади подошвы бутового фундамента: 1 — бетонная обойма; 2 — металлическая стяжка; 3 — стена; 4 — существующий ослабленный фундамент; 5 — щебень, втрамбованный в грунт | Рис. 7. Увеличение площади подошвы кирпичного или бетонного фундамента: 1 — железобетонная обойма; 2 — шпонки; 3 — продольная арматура |
Усиление ленточного фундамента, осуществляемое обоймами из железобетона, может быть как без увеличения подошвы, так и с ним. Обойму можно установить на полную высоту фундамента или ее часть. Железобетон служит обычным материалом, из которого делаются обоймы. Перед тем, как начать укрепление, проводятся некоторые подготовительные работы. Вначале на поверхность фундамента наносятся насечки, которые обеспечат за счет шероховатости поверхности лучшее сцепление с обоймой. Насечки можно наносить перфоратором. Другой вариант – вставить анкеры в заранее сделанные отверстия. В случае ленточных фундаментов стенки обоймы друг к другу крепятся при помощи анкерных стержней или балок.
С целью чтобы бетон лучше сцепился со старым фундаментом, в нем проделываются специальные борозды, полости и углубления, заполняемые бетонной смесью (эти выемки играют роль шпонок). Крепеж арматуры производится сразу после того как вы обработаете соприкасающиеся поверхности.
Определяем требуемую ширину подошвы фундамента:
b’=F/l*R=30000/100*2=150 см
- Определяем ширину полос обетонирования:
dфунд.=b’-b/2=150-100/2=25 см
- Определяем воспринимаемую нагрузку фундаментом:
Ϭф =Rф=2 кг/см2
Fd=Ϭф*d*l=2*25*100=5000 H=50kH
Эта нагрузка будет восприниматься каждой частью траверса и будет вызывать в ней изгибающий момент:
Md=Fd*l=5000*72=360000 H/см =3600kH/м
Принимаем сечение траверса из 2-ух швеллеров
- Определяем требуемый момент сопротивления:
Wтр=Md/Rстали=360000/2350=153,2 см3
Принимаем траверсы из 2-ух швеллеров №18 180х70, Wтр=121 см3
2Wтр=121*2=242≥153,2 см3
- Новые полосы фундамента шириной (d) , работают как неразрезные балки:
M=qгр*l2/12=50*1002/12=416,67 кг/см
qгр=Ϭф*d=2*25=50кг/см
- Высота фундамента 50 см, защитный слой бетона до рабочей арматуры 70 мм, арматуру принимаем ∅10 класса А400
- Рабочая высота сечения балок:
h0=50-7-0,5=42,5 см
- Определяем требуемое сечение арматуры класса А400 при сопротивлении арматуры Ra=3750 кг/см2
Aa=M/0,8*h0* Ra=41667/0,8*42,5*3750=0,3 см2
Вывод: по конструктивным соображениям принимаем 2 каркаса с верхней и нижней арматурой ∅8 класса А400, а поперечные стержни ∅6 класса А240 с шагом 250 мм.
Задание:
№ варианта | ширина существующего фундамента (b= см) | расчетное сопротивление грунта (R кг/см2) | шаг траверс (см) | Нагрузка усиленого фундамента, (F = kH /м) |
1 | 120 | 3 | 100 | 500 |
2 | 140 | 2 | 150 | 400 |
Практическое занятие №6.
Расчет усиления пустотных плит.
Выполнение чертежа усиливаемого элемента.
Цель: Научиться выполнять расчет усиления пустотной плиты. Определить требуемую площадь предварительно напряженной арматуры.
Информационные источники. Методическое указание по выполнению практических работ ПМ.4.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Алгоритм работы
Определить диаметр предварительно напряженных стержней для армирования железобетонной пустотной плиты с круглыми пустотами.
Рис. 1. Сечение плиты
Принимаем длину плиты L= 6280 мм = 6,3 м. На плиту действует изгибающий момент М=4500 кН*см. Класс бетона В20.
Решение:
- Задаемся классом предварительно напряженной арматуры и способом натяжения: принимаем предварительно напряженную арматуру класса А-V, арматура напрягается электротермическим способом.
- По таблице 7.7 учебника, устанавливаем, что класс прочности бетона должен быть не менее В15. Принимаем класс прочности бетона В25, бетон тяжелый, подвергнутый тепловой обработке при атмосферном давлении; коэффициент условия работы бетона
- Характеристики материалов:
Rb = 11.5
Rbt = 0,9
Rs = 680 МПа
Rs, ser = 788 Мпа
- Определяем величину p:
- Задаемся предварительным напряжение арматуры: обычно величину предварительного напряжения принимают в пределах (0,6-0,8)*Rs,
Принимаем
- Проверяем принятое напряжение по условиям:
Условия выполняются окончательно принимаем предварительные напряжения в арматуре
- Определяем расчетное сечение плиты; условно заменяем каждое отверстие на квадраты и бетон между ними собираем в ребро. bf–ширина полки, принимаемая равной ширине плиты по верху, b–ширина ребра.
Принимаем, а=3,0 см и определяем рабочую высоту сечения:
Рис. 2. Разрез плиты
- Определяем расчетный случай тавровых элементов:
, так как М=4500Мf = 6303,15 кН*см имеет первый случай расчета тавровых элементов.
- Определяем величину коэффициента A0:
- По таблицам определяем коэффициенты:
- Находим значение коэффициента :
для арматуры класса A-V
- Определяем требуемую площадь предварительно напряженной арматуры:
Принимаем предварительно напряженную арматуру: 4 стержня ∅7 мм, А-V, А=0,385 см2, устанавливаем через два отверстия.
Практическое занятие №7.
Расчет усиления простенков кирпичных стен здания. Выполнение чертежа усиливаемого элемента.
Цель:Научиться выполнять расчет усиления простенка из кирпича усилеваемого обоймой из 4 уголков и поперечными полосами по высоте.
Информационные источники. Методическое указание по выполнению практических работ ПМ.4.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Алгоритм работы
Дано: простенок шириной b=800 мм
толщиной h=380 мм
высота этажа H=3300 мм
Кирпичная кладка из кирпича глиняного пластичного прессования М75 на растворе М25 с упругой характеристикой кладки a=500 и расчетным сопротивлением R=12 кг/см2.
На простенок передается расчетная нагрузка Nрасч=530 кН с эксцентриситетом е0=5 см.
Рис. 1. Усиление кирпичного простенка
1 – кирпичный простенок, 2 – уголки металлической обоймы, 3 – штукатурка
Усиливаем простенок обоймой из 4-х уголков 50х50х5 мм с площадью сечения Аs=5*4=20 см2 и полосами 50*8 мм с площадью сечения А=5*0,8=4 см2. Полосы располагаем по высоте с шагом S=400 мм.
Расчетное сопротивление металла полос Rс=1500 кг/см2, а уголков в зависимости от схемы передачи нагрузки на уголки и с уголков на стену с двухсторонней передачей – 1900 кг/см2.
Формулы и коэффициенты взяты из СНиП:
Несущая способность простенка после усиления уголками определяется по формуле:
,где:
– коэффициенты, зависящие от эксцентриситета е0и высоты сечения простенка h:
1 – 2е0/h = 1 – 2*5/38=0,737
= 1 – 4е0/h= 1 – 4*5/38=0,474
= 0,5( 1+ 2)-средний коэффициент продольного изгиба всего простенка и сжатой части простенка, зависящие соответственно от гибкостей λ1 и λ2.
λ1, 1=0,85
λ22=0,91
Здесь , откуда:
mg=1 при h≥30 см,
mg- коэффициент учитывающий влияние пластических деформаций при длительной нагрузке. mg=1-
mк- коэффициент учитывающий наличие трешин = 0,7 при наличии трешин в кладке,
или =1 при отсутствии трешин в кладке.
Площадь сечения усиливаемой каменной кладки (столба или простенка):
Процент армирования кладки поперечными полосами:
Несущая способность усиленного металлической обоймой простенка:
Вывод: после усиления, простенок выдерживает нагрузку трехкратно превышающую расчетную.
Задание:
№ варианта | Ширина простенка (b)см. | Толщина стены (h) См. | Высота этажа ( Hэт. ), м | Расчетная нагрузка (R= кН) |
1 | 120 | 64 | 3.0 | 430 |
2 | 80 | 51 | 2,8 | 460 |
Практическое занятие №8.
Расчёт усиление оконных и дверных проемов в кирпичной стене. Выполнение чертежа усиленных проёмов
Цель:Укрепление проемов в несущих стенах.
Информационные источники. Методическое указание по выполнению практических работ ПМ.4.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Алгоритм работы:
Укрепление проемов в несущих стенах зависит от материала этой стены и должно выполняться только на основании согласованного с уполномоченными органами проекта усиления проёма в несущей стене.
При пробивке проёма в кирпичной стене достаточно ограничиться устройством новой перемычки:
В кирпичных стенах усиление проёмов выполняется швеллером. С двух сторон несущей стены на необходимой высоте прорезаются штробы под эти швеллеры. Нижняя граница штроб должна проходить по горизонтальному шву кладки, чтобы будущая перемычка опиралась на цельный не тронутый кирпич, иначе он может не выдержать смятия и в будущем выкрошиться. После устройства штроб, в них вставляются с обеих сторон швеллеры и стягиваются шпильками. Длина опирания швеллеров обычно составляет 250-300 мм., она определяется либо расчетом, либо по таблице стандартных проемов. Данную таблицу можно найти в книге "Некоторые вопросы ремонта и реконструкции зданий" В.Т. Гроздова. В ней подробно рассматривается усиление дверного проема в несущей стене для кирпичных домов. После установки перемычки небольшими кусками вырезается сам проём. К нижним полкам швеллера приваривают арматуру или пластины, после чего они штукатурятся по металлической сетке. После оштукатуривания стены усиление дверного проёма никак незаметно.
УСИЛЕНИЕ ПРОЕМОВ В КИРПИЧНЫХ СТЕНАХ.
РАСЧЕТ УСИЛЕНИЯ ПРОЕМА.
Усиление проемов в стенах рассчитывается из следующих соображений. Само укрепление дверных проемов воспринимает небольшую нагрузку, будь это металлическая рама или перемычка из швеллеров. Нагрузка на них равна весу от вышерасположенной стены высотой в ширину выполняемого проёма. Иными словами, от верха прорубаемого проёма мы откладываем его ширину и берём вес данного участка стены, который распределяется на усиление проёма. Если в габариты откладываемого вверх расстояния попадает плита перекрытия, то также добавляется вся нагрузка и от неё.
Вся нагрузка от выше расположенных участков стены и плит перекрытий перераспределяется на оставшиеся простенки несущей стены по бокам выполненного проёма. Именно расчет таких простенков и является основным для усиления проема в несущей стене. Расчет должен показать смогут ли данные оставшиеся простенки воспринять нагрузку от всех выше лежащих конструкций.
Рассчитать перемычку как балку прямоугольного сечения длиной l=3300мм; сечением b×h=15×30см. Выполненную из бетона класса B15 с коэффициентом условий работы γb2=1,0. В качестве рабочей использовать арматуру класса A400, в качестве монтажной В500. Нагрузка на балку составляет q=11,7кН/м.
Решение:
1.Статический расчет
рис.1 Расчетная схема
Расчетной схемой является балка, свободно лежащая на двух опорах с равномерно распределенной нагрузкой. Согласно принятой расчетной схеме, определяем значения максимальных усилий Mи Q , по формулам:
,(1)
,(2)
где: q-расчетная нагрузка, кН/м;
l0-расчетная длина, м
,(3)
где: l-длина балки, мм;
bоп-глубина опорного участка (за глубину опорного участка принимаем ширину балки), мм.
Подставляя значения в формулу 3, получаем:
Подставляя значения в формулы 1 и 2, получаем:
Расчет прочности по нормальному сечению
В результате расчета определяем диаметр и количество рабочей арматуры, которая воспринимает растягивающие усилия от действия, изгибающего момента.
рис.2 Расчетное сечение
Определяем рабочую высоту сечения, по формуле:
,(4)
где: а - расстояние от центра тяжести рабочего стержня до крайнего нижнего волокна бетона, мм
Подставляя значения в формулу 4, получаем:
Определяем значение коэффициента α0, по формуле:
,(5)
где:Rb-расчетное сопротивление бетона сжатию с учетом коэффициента γb2 (Rbдля бетона класса В20 =1,15кН/см2, с учетом коэффициента γb2=0,9: Rb. γb2=1,15. 0,9=1,035кН/см2), кН/см2;
b-ширина балки, см;
М-максимальный изгибающий момент, кН . см;
h0-рабочая высота сечения, см
По значению α0 определяем коэффициент η=0,992.Сравниваем коэффициент α0 с граничным коэффициентом αR, определяя, таким образом, армирование α0=0,014< αR=0,43, поскольку α0 меньше αR, то армирование одиночное, т.е. рабочая арматура располагается только в растянутой части элемента.
Производим расчет по определению площади поперечного сечения рабочей арматуры, по формуле:
,(6)
где:Rs-расчетное сопротивление арматуры растяжению, (для класса А400, Rs=36,5кН/см2), кН/см2
Подставляя значения в формулу 6, получаем:
По полученной площади поперечного сечения определяем по сортаменту 1Ø14мм класса А400, с площадью As=1,539см2. Рабочий стержень располагаем в нижней растянутой части сечения, поперечные стержни (хомуты) принимаем Ø3мм из проволоки класса В500, продольный монтажный стержень принимаем диаметром на 2мм больше, чем поперечный стержень, Ø5мм из проволоки класса В500.
Расчет прочности по наклонному сечению
Необходимость расчета проверяем по условию:
,(7)
где: φb1-коэффициент, принимаемый 0,3;
Rbt-расчетное сопротивление бетона растяжению (для класса В15 составляет Rbt=0,075кН/см2 с учетом γb2=1,0; Rbt=0,075. 1,0 = 0,075 кН/см2), кН/см2;
Подставляя значения в условие 7, получаем:
Поскольку условие 7 не выполняется, расчет на образование наклонных трещин не нужен.
Практическое занятие №9.
Разработка рекомендаций по уменьшению риска в работе при реконструкции зданий и сооружений
Цель: определить категории риска при определении технического состояния реконструированного здания.
Информационные источники. Методическое указание по выполнению практических работ ПМ.4.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Алгоритм работы
По заданию составить таблицу с категориями риска для существующей застройки, и дать рекомендации по уменьшению.
Категория риска определяется в рамках геотехнического обоснования проекта. Определение геотехнической категории сложности можно выполнять, исходя из сочетания категорий: ответственности объекта реконструкции, технического состояния окружающей застройки.
Схема определения геотехнической категории сложности
реконструкции и нового строительства в условиях городской застройки:
x - категория технического состояния окружающей застройки;
y - категорияриска;
z - категория ответственности объекта строительства или категория
технического состояния объекта реконструкции
Сооружения | Категория по состоянию | Деформации в конструкциях |
Производственные и каркасные здания с полным каркасом | I | В элементах каркаса повреждений нет. В ограждающих кирпичных стенах или стыках панелей местные трещины до 1мм без признаков сдвига. Фундаменты в хорошем состоянии |
II | В элементах каркаса имеются местные трещины до 0,5мм. Трещины в стыках стен и заделках перекрытий до 1 мм, в ограждающих конструкциях -до 5мм при наличии признаков сдвигов. Относительная разность осадок фундаментов зданий со стальным каркасом с заполнением более 0,0001, для остальных зданий - не более 0,0003. Фундаменты незначительно повреждены | |
III | В элементах каркаса непрерывные трещины до 1мм. Трещины в стенах более 5мм, смещения в стыках и заделках перекрытий до 5мм. Относительная разность осадок фундаментов зданий со стальным каркасом с заполнением более 0,0001, для остальных зданий - не более 0,0003. Фундаменты имеют существенные повреждения, разрушения раствора и материала | |
Здания и сооружения, в конструкциях которых не возникают усилия от неравномерных осадок | I | В несущих конструкциях зданий повреждений нет. В ограждающих стенах местные трещины и сколы до 0,5мм без смещений. Фундаменты в хорошем состоянии |
II | В несущих конструкциях трещины до 0,5мм, в стенах из кирпича и крупных блоков - до 3мм. Относительная разность осадок фундаментов до 0,005. Фундаменты незначительно повреждены | |
III | В несущих конструкциях сплошные трещины свыше 1 мм, в стенах из кирпича и крупных блоков - до 5мм. Относительная разность осадок фундаментов свыше 0,005. Фундаменты имеют существенные повреждения, разрушение раствора и материала | |
Многоэтажные бескаркасные здания с несущими стенами | I | В несущих стенах повреждений нет, в ограждающих кирпичных стенах и стыках панелей местные трещины до 1мм без признаков сдвигов. Фундаменты в хорошем состоянии |
II | В несущих кирпичных стенах и узлах сопряжений трещины до 3мм непрерывные в пределах конструкции при наличии признаков сдвигов. Относительная разность осадок фундаментов панельных зданий до 0,0008, кирпичных и блочных зданий без армирования - до 0,0010, зданий с устройством железобетонных поясов - до 0,0014. Крен не более 0,003. Фундаменты незначительно повреждены | |
III | Сквозные трещины в стенах, смещения в заделках и стыках более 3мм. Относительная разность осадок фундаментов панельных зданий свыше 0,0008, кирпичных и блочных зданий без армирования - более 0,0010, зданий с устройством железобетонных поясов - более 0,0014. Крен более 0,003. Фундаменты имеют существенные повреждения, разрушение раствора и материала | |
Высокие жесткие сооружения, дымовые трубы | I | В железобетонных конструкциях местные трещины до 0,5мм. Признаки сдвигов в заделках и стыках отсутствуют |
II | В железобетонных конструкциях сооружений трещины до 0,5 мм.в стыках сборных железобетонных конструкций - до 1,0мм. В кирпичной кладке трещины до 2мм. Крен не более 0,002. Фундаменты незначительно повреждены | |
III | В железобетонных конструкциях сооружений трещины до 1мм. Крен более 0,002. Фундаменты имеют существенные повреждения, разрушение раствора и материала |
В отечественной и зарубежной нормативной литературе оценка геотехнической ситуации выполняется, исходя из представленных выше двух групп категорий. Такой подход вполне достаточен для обеспечения прочности и надежности собственно объекта реконструкции или нового строительства, но не гарантирует сохранности окружающей застройки. В связи с этим при рассмотрении геотехнической ситуации представляется целесообразным ввести категорию риска для существующей застройки, обусловленного новым строительством или реконструкцией (табл.1.3).
Таблица 1.3
Категория риска для существующей застройки | При реконструкции | При новом строительстве |
Реконструкция здания или сооружения осуществляется без увеличения нагрузки на основание и без изменения статических условий работы основания | Окружающая застройка находится вне зоны влияния строящегося объекта (по статическим условиям работы его основания, а также по воздействию техногенных факторов, в том числе при производстве работ) | |
Реконструкция здания или сооружения предполагает изменение нагрузок на существующие фундаменты и (или) изменение статических условий работы основания без его перегрузки; соблюдается критерий по допустимым дополнительным деформациям реконструируемого здания и окружающей застройки | Окружающая застройка находится вне зоны влияния строящегося объекта по статическим условиям работы основания, но попадает в зону влияния техногенных факторов, связанных, в том числе, с производством работ (соблюдается критерий по допустимым дополни-тельным деформациям окружающей застройки без проведения мероприятий по ее усилению) | |
Реконструкция здания или сооружения предполагает изменение нагрузки на существующие фундаменты и(или) изменение статических условий работы основания, которое приводит к перегрузке основания; при существующих фундаментах не соблюдается критерий по допустимым деформациям реконструируемого здания и окружающей застройки | Окружающая застройка находится в зоне влияния строящегося объекта (не соблюдается критерий по допустимым дополнительным деформациям окру-жающей застройки без проведения мероприятий по ее усилению) |
К геотехнической категории I следует отнести:
• реконструкцию здания без увеличения нагрузок на основание и изменения статических условий работы основания (без устройства новых фундаментов, углубления существующих подвалов и т.д.) при условии, что техническое состояние здания оценивается категорией 1;
• новое строительство зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, оцениваемых категорией ответственности 1 и не оказывающих статических и техногенных воздействий на основание окружающей застройки.
Геотехническая категория II распространяется на сочетания категорий, не вошедшие в геотехнические категории I и III .
В геотехническую категорию III попадают такие сочетания, в которых хотя бы одна компонента представлена категорией 3. Исключениями являются случаи, когда имеет место категория 1 риска, а ответственность объекта нового строительства или техническое состояние реконструируемого здания характеризуются категориями 1 и 2 - этим случаям соответствуют геотехнические категории I и II.
Геотехническая категория сложности нового строительства или реконструкции подлежит уточнению на всех этапах геотехнического сопровождения
Изыскания проводят в соответствии с программой, на основании технического задания заказчика, исходя из геотехнической категории сложности объекта, определенной в результате предварительной оценки геотехнической ситуации.
В наиболее общем случае инженерно-геологические изыскания включают выполнение шурфов с обследованием фундаментов и грунтов основания, бурение скважин с отбором образцов, статическое и динамическое зондирование, лабораторные исследования грунтов и материала фундамента, обследование свай с определением длины, сплошности и уточнением несущей способности (в том числе статическими испытаниями).
При реконструкции здания или сооружения необходимо выполнение следующих работ:
для геотехнической категории I:
• изучение материалов инженерно-геологических изысканий прошлых лет и других архивных материалов;
• выполнение 2 - 3 контрольных шурфов в здании с определением состояния фундаментов и грунтов в их основании;
• выявление режима эксплуатации здания с целью установления факторов, отрицательно воздействующих на основание (утечки из коммуникаций, затопление подвалов);
для геотехнической категории II:
• изучение материалов инженерно-геологических изысканий прошлых лет и других архивных материалов;
• выполнение шурфов у каждого вида конструкций (стен, колонн) в наиболее ответственных участках с отбором и испытанием грунтов основания и обмером фундаментов;
• определение прочности фундамента неразрушающим методом, оценка поврежденных деревянных элементов (при их наличии);
• динамическое зондирование грунтов основания; при расхождении полученных при дополнительных изысканиях результатов с архивными материалами - статическое зондирование и бурение контрольной скважины с отбором и испытанием образцов грунта;
• ревизия и оценка состояния дренажных систем:
• выявление гидрогеологического режима и химического состава подземных вод;
ыявление наличия и местонахождения подземных сооружении, подвалов, фундаментов снесенных зданий, тоннелей, инженерных коммуникаций и т.п.,
для геотехнической категории III (помимо работ, необходимых для категории II):
• выполнение шурфов у всех вертикальных несущих конструкций (стен, колонн) в наиболее опасных местах с обмером фундаментов, отбором и испытанием грунтов основания и динамическим зондированием в сочетании с ручным бурением
• определение прочности фундамента неразрушающими методами и прямыми испытаниями материала фундамента в лаборатории;
• статическое зондирование и бурение контрольных скважин (в объеме, предусмотренном для нового строительства ) с отбором и испытанием образцов грунта;
• в случае свайного основания - оценка длины свай, их сохранности и несущей способности.
Инженерно-геологические изыскания и обследования фундаментов окружающей застройки, попадающей в зону влияния нового строительства или реконструкции, проводятся для геотехнических категорий II и III основного объекта: для категории II - в объеме геотехнической категории I, для категории III - в объеме геотехнической категории II.
При детальном обследовании фундамента в открытом шурфе определяют размеры фундамента, выявляют переделки, исследуют однородность, сплошность и прочность кладки путем простукивания и испытания неразрушающими методами (молотками Фидзеля, Кашкарова, ультразвуковым методом и т.п.).
Когда прочность материала фундамента является решающей при определении его несущей способности, производят отбор образцов и его прямые испытания в лаборатории.
Длину и сохранность свай определяют посредством испытаний по неразрушающей методике с помощью низко деформационного динамического теста после выведения сваи из работы в конструкции. Несущую способность сваи определяют путем стандартных статических испытаний свай, выведенных из работы в конструкции.
Первый этап процесса оценки риска включает осмотр объекта для определения:
какие вредные, или опасные факторы или риски присутствуют или могут появиться на объекте исследования, включая опасные вещества, ионизирующее и неионизирующее излучения, опасное оптическое излучение, электрические или магнитные поля, шум и вибрацию, сильные колебания температуры, влажности и др.;при каких условиях человек и окружающая среда могут подвергнуться воздействию вредных или опасных факторов.
Второй этап процесса оценки заключается в сборе информации об имеющихся или вероятных вредных и опасных факторах для определения величины опасности или риска для безопасности и здоровья человека, направлений деятельности по их устранению и осуществимости различных методов контроля.
Там, где ни устранение источника опасности, ни его полная изоляция неосуществимы, необходимо уменьшить вредное воздействие в максимально возможной степени, применяя технические меры (например, используя вентиляцию в случае загрязнения воздуха или звукоизоляцию в случае шума) в сочетании с организационными мерами таким образом, чтобы:
уменьшить источник опасности насколько возможно так, чтобы вероятные опасности были бы ограничены небольшими пространствами, в которых могут эффективно применяться меры технического контроля;
применять адекватные методы работы и регламентацию времени нахождения в опасной зоне так, чтобы эффективно контролировать воздействие вредных факторов;
минимизировать величину вредного воздействия, количество подвергающихся ему людей и продолжительность воздействия путем:
правильного применения мер технического контроля;
регулярной и эффективной очистки загрязненных стен, поверхностей оборудования и тому подобного;
обеспечения эффективных условий для безопасного хранения и размещения опасных веществ и других источников вредных воздействий;
обозначения предупредительными знаками или надписями тех зон, где существует значительный риск воздействия вредных и / или опасных факторов.Там, где адекватная защита от воздействия вредных и / или опасных факторов не может быть обеспечена вышеперечисленными средствами, необходимо использовать средства индивидуальной защиты.Пример оценки опасностей и рисков, мер по их предотвращению и контролю при работе с вредными веществами.
На первом этапе процесса оценки обследуется место нахождения человека и собирается информация относительно:опасностей, которые присутствуют или могут появиться, наряду с другими вредными и опасными факторами;
основных процессов функционирования объекта;каких-либо вредных веществ или производственных процессов, которые могут быть заменены;
опасностей, присущих сырью, изделиям и побочным продуктам, и их агрегатному состоянию (например, твердому, жидкому, газообразному), в котором они применяются или произведены;
условий (например, барометрического давления, температуры и так далее), при которых вредные вещества применяются или производятся;
влияния на здоровье человека изменений агрегатного состояния вредных веществ (например, перехода из твердого состояния в жидкое) и условий жизнедеятельности.
При получении информации для оценки опасностей и рисков необходимо учитывать конкретные ситуации, при которых человек или окружающая среда могут подвергнуться вредному воздействию:
наличие вредных аэрозолей как побочных продуктов производства;
наличие вредных веществ, недостаток кислорода в ограниченных пространствах;
длительные периоды работы (например, сверхурочное время), когда существует риск накопления высоких доз;
высокие концентрации вредных веществ в результате колебаний в окружающих условиях (например, при повышенной температуре воздуха давление паров вредных веществ может повышаться);
множество путей поглощения вредных веществ (через органы дыхания, рот, кожу).
На втором этапе используем полученную информацию для оценки угрозы здоровью человека состоянию окружающей среды. При этом учитываются:
пути проникновения;
уровни концентраций вредных веществ;
темп работы (например, при выполнении тяжелой работы);
длительность воздействия (например, более сильное воздействие в результате длительного периода времени);
влияние других факторов окружающей среды (например, тепла) на изменение угрозы вредного воздействия.
На третьем этапе процесса оценки при необходимости проводятся оценка содержания вредных веществ (химической, биологической природы, аэрозолей) в воздухе.
При несоответствии фактических концентраций вредных веществ гигиеническим нормативам принимаются меры по:
прекращению использования вредных веществ или замене их на менее опасные, либо изменению производственных процессов;
минимизации воздействия вредных веществ применением более безопасных методов и приемов;
минимизации использования токсических веществ, где это осуществимо.
Защитные меры могут включать в себя любое сочетание следующих элементов:
изоляция опасностей и технологических систем от человека;
герметизация оборудования, аппаратуры;
автоматизация производственных операций;
использование технологических процессов, оборудования и систем, которые минимизируют выбросы вредных веществ, ограничивают область загрязнения в случае разливов и утечек;
непрерывность производственных процессов;
гидро- и пневмотранспорт пылящих материалов;
теплоизоляция оборудования и аппаратуры;
применение местной и общеобменной вентиляции;
применение дистанционных и автоматических средств контроля, управления и противоаварийной защиты, знаков безопасности и предупредительных надписей;
уменьшение численности работников, находящихся в зоне воздействия вредных веществ, исключение доступа в нее посторонних лиц;
замена токсичных веществ нетоксичными или менее токсичными; замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми способами;
очистка загрязненного воздуха и газов от вредных веществ;
уменьшение времени воздействия вредных веществ на человека;
очистка загрязненных вредными веществами стен, полов и других строительных конструкций, оборудования;
применение систем автоматического контроля за содержанием в воздухе вредных веществ;
обеспечение безопасного хранения и применения вредных для здоровья веществ;
применение средств индивидуальной защиты;
организация приема пищи в специально отведенных для этой цели местах;
обучение работников безопасным методам и приемам работы, применению средств индивидуальной защиты, действиям в аварийных ситуациях;
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными веществами.
Защитные меры должны осуществляются в следующем порядке:
устранение вредного и опасного фактора, риска или их минимизация путем применения безопасных методов и приемов функционирования объекта;
контроль источника вредного и опасного фактора или риска;
в зависимости от остаточных проявлений вредного и опасного фактора или риска обеспечение человека средствами коллективной и индивидуальной защиты.
Пример оценки опасностей и рисков, мер по их предотвращению и контролю при работе под воздействием шума.
Уровень шума и продолжительность его воздействия не должны превышать нормативных значений.
Оценка шумового воздействия на работника должна учитывать:
риск ухудшения слуха;
степень влияния на речевое общение, необходимое для безопасности труда;
риск нервного переутомления, с учетом умственной и физической рабочей нагрузки и других не связанных с шумом опасностей или эффектов.
Для предотвращения неблагоприятного воздействия шума на человека необходимо:
- установить источники шума и операции, которые вызывают его вредное воздействие;
- определить нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования по нормированию шума;
- по технической документации организаций - изготовителей оборудования определить значения шумовых характеристик оборудования; при необходимости провести измерения указанных характеристик.
- размещать наиболее шумное оборудование на максимально возможном расстоянии от более тихих зон;
- минимизировать пребывание людей в опасных зонах.
Определяем возможность их замены менее шумными. В случае замены процесса предварительно исследуются присущие ему опасности (например, в случае замены процесса клепания процессом сварки может возникнуть опасность воздействия на работников химических веществ и ультрафиолетового излучения). Если устранение процесса, генерирующего шум, неосуществимо, следует рассмотреть возможность замены части операций менее шумными.
Соответствующее медицинское наблюдение должно осуществляться в отношении всех работников, воздействие шума на которых превышает предельно допустимые уровни.
Критерии оценки выполнения практических работ
при выполнении индивидуальных заданий практических работ - умения найти необходимую информацию в нормативно-технической литературе, выполнять расчеты, заполнять исполнительную документацию, осуществляющих эксплуатацию зданий и сооружений, использовать информационных технологий в профессиональной деятельности
Оценка «5», если:
-задание выполнено в полном объеме и требуемой последовательности;
-рациональное распределение времени на выполнение задания (обязательно наличие следующих этапов выполнения задания: ознакомление с заданием и планирование работы; получение информации; самостоятельность решения задач; своевременность выполнения заданий в соответствии с установленным лимитом времени);
-необходимая информация в нормативно - технической литературе была найдена правильно:
-все решения были обоснованы;
-ответ был полным и обоснованным.
Оценка «4», если:
- задание выполнено в полном объеме, не соблюдая последовательности;
- рациональное распределение времени на выполнение задания (обязательно наличие следующих этапов выполнения задания: ознакомление с заданием и планирование работы; получение информации; самостоятельность решения задач; своевременность выполнения заданий в соответствии с установленным лимитом времени);
- необходимая информация в нормативно - технической литературе была найдена правильно:
- все решения были обоснованы;
- ответ был полным и обоснованным.
Оценка «3», если:
- задание выполнено в полном объеме, в требуемой последовательности
-распределение времени на выполнение задания было не рационально, в связи с чем задание выполнено не своевременно с превышением отведенного лимита времени);
- необходимая информация в нормативно - технической литературе была найдена правильно:
- все решения не были обоснованы, была допущена математическая ошибка, которая повлияла на правильность ответа;
-ответ был полным и обоснованным, но неверным из-за допущенной математической ошибки.
Оценка «2», если:
- задание выполнено не соблюдая последовательности;
- необходимая информация в нормативно - технической литературе была найдена не правильно:
- все решения не были обоснованы;
- ответ был неверным из-за неправильного применения нормативно – технической литературы.
Список рекомендуемой литературы, интернет-изданий
Перечень учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной
литературы:
Основная литература:
- Комков В.А. Техническая эксплуатация зданий и сооружений: Уч.для
средних профес.-техн.учебных заведений/Комков В.А.,Рощина С.И.,Тимахова Н.С. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – ЭБС znanium.com
Договор № 2эбс от 31.01.2016 г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
- Варфоломеев Ю.М. Санитарно-техническое оборудование зданий:
Учебник / Варфоломеев Ю.М., Орлов В.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249
с – ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от 31.01.2016 г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
- Анчарова Т.В. Электроснабжение и электрооборудование зданий и
сооружений: Учебник / Т.В. Анчарова, М.А. Рашевская, Е.Д. Стебунова. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2012. - 416 с. - ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от 31.01.2016 г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
Дополнительная литература:
- Николаевская И.А. Инженерные сети и оборудование зданий,
территорий поселений и стройплощадок / Под ред. Николаевской И.А. (8-е изд., перераб. и доп.) учебник. М.: Академия, 2014. – 224 с.
- Прохорский Г.В. Информационные технологии в архитектуре и
строительстве: учебное пособие/ Г.В.Прохорский. – 2-ОЕ ИДЗ., СТЕР. –М.:
КНОРУС, 2015. – 264 с.- (Среднее профессиональное образование ISBN 978-5-406-01828-6.
- Кузин Н.Я. Управление технической эксплуат. зданий и сооруж.: Учеб.
пос. / Н.Я.Кузин, В.Н. Мищенко и др. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2014 - 156 с. - ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от 31.01.2016
г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
- Федоров В.В.. Реконструкция и реставрация зданий: Учебник / В.В.
Федоров, - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с. - ЭБС znanium.com Договор №
2эбс от 31.01.2016 г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
- Яковлева М.В. Обследование технического состояния зданий и
сооружений: Учебное пособие / М.В. Яковлева, Е.А. Фролов, А.Е. Фролов. -М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.- ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от 31.01.2016 г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017
- Калинин В. М Обследование и испытание конструкций зданий и
сооружений: Учебник/Калинин В. М., Сокова С. Д., Топилин А. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 с.- ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от 31.01.2016 г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
- Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные
технологии и системы: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 544 с. - ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от 31.01.2016г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
- Шеховцов В.П. Справочное пособие по электрооборудованию и
электроснабжению: Справочник / Шеховцов В.П., - 3-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 136 с.- ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от 31.01.2016 г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
- Федоров В.В.. Реконструкция зданий, сооружений и городской
застройки: Учебное пособие / В.В. Федоров, Н.Н. Федорова, Ю.В. Сухарев. –М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 224 с. – ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от
31.01.2016 г.; ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
Российские журналы:
- Охрана труда и техника безопасности в строительстве
Строительство и архитектура. 2016. Том 4. Вып. 2 (11): Научно-практический журнал / Евтушенко С.И. (гл. ред.) М.: ИЦ РИОР, НИЦ
ИНФРА-М, 2016. - 40 с – ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от 31.01.2016 г.;
ЭБС znanium.com Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.
Для самостоятельной подготовки обучающихся:
ЭБС znanium.com Договор № 2эбс от 31.01.2016 г.; ЭБС znanium.com
Договор № 2144эбс от 20.02.2017 г.ТехэкспеRт, Договор №57 от 15.02.2017 Для выполнения самостоятельной, практической, лабораторной
работ, программ практик:
- Иванова А.В., Парсаева Л. Е., Помазкина Л.А., Эмерсали Н.Б.,
Эксплуатация зданий: методические указания по выполнению практических
работ, 2016 г.
- Марьенко Г.В. Реконструкция зданий: методические указания по
выполнению практических работ, 2016 г.
Информационные системы:
Технорматив, Договор № 2888/02/17 от 14 февраля 2017 г.
ТехэкспеRт, Договор №57 от 15.02.2017 г.
Нормативно-техническая литература:
ВСН 42-85(р) Правила приемки в эксплуатацию законченных
капитальным ремонтом жилых зданий
ВСН 48-86(р) Правила безопасности при проведении обследований
жилых зданий для проектирования капитального ремонта
ВСН 53-86 (р) Правила оценки физического износа жилых зданий.
ВСН 57-88(р) Положение по техническому обследованию жилых зданий
ВСН 58-88 (р) Положение об организации и проведении реконструкции,
ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов
коммунального и социально-культурного назначения
ВСН 61-89(р) Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов
ГОСТ 12.1.009-76 (99) ССБТ система стандартов безопасности труда
«Электробезопасность. Термины и определения».
ГОСТ 12.1.030-81 (2001) ССБТ система стандартов безопасности труда
«Заземление. Зануление».
ГОСТ 12.1.035-81 (2001) ССБТ система стандартов безопасности труда
«Электрооборудование для дуговой и контактной электросварки»
МДК 2-04-.2004 Методическое пособие по содержания и ремонту
жилищного фонда
МДС 13-4.2000 Положение о порядке оформления разрешений на
переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых
домах
МДС 13-14.2000 Положение о проведении планово-предупредительного
ремонта производственных зданий и сооружений
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Элита, 2005 г.
СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация
зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*
СП 73.13330.2012 Внутренние санитарно-технические системы зданий.
Актуализированная редакция СНиП 3.05.01-85
СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и
кондиционирование воздуха"
СНиП 12.04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2.
Строительное производство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ.02. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Данные методические указания предназначены для организации практических занятий с обучающимися и составлены в соответствии с разделами рабочей программы по ПМ 02. Выполнение технологически...
Электронное учебное пособие профессиональному модулю «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов» для обучающихся по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Электронное учебное пособие разработано для проведения занятий по разделу «Оценка технического состояния зданий и сооружений», который входит в МДК 04.02 Реконструкция зданий...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕТОВ ПО ВЫПОЛЕНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ 04. Организация видов деятельности при эксплуатации и реконструкции строительных объектов МДК 04.01. Эксплуатация зданий специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и
ПМ 04. Организация видов деятельности при эксплуатации и реконструкции строительных объектов МДК 04.01. Эксплуатация зданийМетодические рекомендации по выполнению практических ...
Методическая разработка семинара-практикума МДК.02.01. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов по теме «Инженерные сети и оборудование зданий и строительных площадок»
Методические разработки семинара-практикма предназначены для студентов средних специальных учебных заведений.Для специальности 08.02.01. "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...
Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов: методические указания к выполнению курсовой работы для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов&raqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов» для специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности: организация видов работ при эксплуатаци...
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП04.01 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ ПМ.04 Организаций видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Руководителями производственной практики назначаются преподаватели техникума. Руководство практикой обучающихся на всех ее этапах осуществляется руководителем производственной ...