ПМ 05.МДК 05.01 . Выполнение штукатурных работ
учебно-методический материал

Лагунова Марина Леонидовна

Методические указания для выполнения самостоятельных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdk_05.01_sr.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

 МДК 05.01 Выполнение штукатурных работ

по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

                                                                   

2017 г.

                                                                               

                                                                               

                                                                                 

Составители: Трушников Ю.А., Лагунова М. Л. преподаватели цикла профессиональных дисциплин

Методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разработаны на основе рабочей программы  МДК 05.01

Методические рекомендации рассмотрены на заседании

ПЦК строительных  дисциплин

Протокол №_____ от _________  2017 г.

Председатель ПЦК

________________О.Г. Ухалова

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

________________ Н.П. Туровинина

  1. Пояснительная записка

            В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования при формировании основной профессиональной образовательной программы необходимо обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение

         Самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию.

         Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

- формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся; формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;

- обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений студентов;

- формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;

- формирования умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умений работы в команде.

Виды и формы самостоятельной работы

        Виды самостоятельной работы обучающихся определяются требованиями ФГОС СПО, в учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

        Аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя.

         Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, при их методическом руководстве, но без их непосредственного участия.

         Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, являются:

- работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;

- поиск информации по теме с последующим ее представлением в форме доклада, презентаций;

- выполнение тестовых заданий, решение задач;

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре;

- подготовка практических работ;

- оформление отчетов;

- подготовка к зачетам

- другие виды деятельности, организуемые и осуществляемые профессиональной образовательной организацией в рамках внеурочной деятельности.

        Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на стимулирование обучающихся следующих видов деятельности по формированию общих и профессиональных компетенций:

- Репродуктивная (тренировочная) – выполнение заданий по образцу с целью закрепления теоретических знаний, формирования умений (прочтение, просмотр, конспектирование, прослушивание, запоминание, заучивание, пересказ; ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала, решение типовых задач, построение и т.д.);

- Поисково-аналитическая и практическая - выполнение заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях; подбор литературы; выполнение практических и лабораторных работ; составление планов, конспектов, аннотаций; выполнение упражнений, схем/чертежей, расчетно-графических работ; решение ситуационных, практических/профессиональных задач; моделирование компонентов профессиональной деятельности и т.д.);

- Творческая – выполнение анализа информации, получение новой информации с целью развития творческого мышления (написание рефератов, научных статей и докладов; участие в научно-исследовательской работе, в разработке проектов, направленных на решение практических задач; участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах;).

       Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы обучающихся, их уровня знаний и умений, индивидуальной образовательной траектории.

        Формы контроля самостоятельной работы указаны в рабочей программе:

а) текущий контроль:

- устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях;

- представление таблиц с сопоставительным анализом данных- решение ситуационных задач;

- самостоятельно составленные тексты;

- конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно;

- рефераты;

- тестирование, выполнение письменной работы по изучаемой теме;

б) промежуточная аттестация (зачет) по итогам семестра.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и  применять на практике;

- уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- умение показать, проанализировать варианты действий;

- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

2.Характеристика запланированных видов самостоятельной работы

         По разделу 4. Организационно-техническая подготовка строительного производства запланированы следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

- систематическая проработка конспектов занятий;

- самостоятельная работа с учебником;

- подготовка и оформление практических работ;

 - подготовка и оформление листов чертежей, пояснительной записки, подготовка к защите     курсового проекта;

- подготовка индивидуальных сообщений, докладов, рефератов по темам раздела.

                       

2.1 Работа с учебником, проработка конспектов занятий

1. Понять, как построена книга, ее структуру.

2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.

3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:

- первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;

- второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

- третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

       Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

2.1.1 Составление плана

       Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.

2.1.2 Составление тезисов

        Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

         Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

- извлечение авторских тезисов из текста;

- формулирование основных положений своими словами и понятиями.

2.1.3 Конспектирование

         Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета.

          Для составления тематического конспекта следует:

- осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;

- составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;

- дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

2.1.4 Требования к оформлению конспекта

- заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом; подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

- на каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.

- весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.

- главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

- каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».

- тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 48).

- несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.

- в тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

- следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер обучающегося.

2.2 Подготовка докладов, сообщений, рефератов.

        Такой тип самостоятельной работы обычно выполняется для углубленного изучения отдельных тем в рамках учебного курса, и, как правило, сопутствует созданию небольшой работы на эту же тему.

        При подготовке доклада студент самостоятельно подбирает относящийся к теме источники и индивидуально изучает их. После этого составляется план выступления, целью которого является ознакомление аудитории с изученным в ходе самостоятельной работы материалом. Классическая форма доклада будет подробнее рассмотрена в отдельном разделе этого параграфа.

На выступление обычно отводится 15-20 минут, после чего должно быть предусмотрено время для ответов на вопросы аудитории. Более продолжительные выступления не рекомендуется, так как могут привести к ослаблению внимания слушателей. Если предмет выступления достаточно сложен и требует большего времени для всестороннего рассмотрения во время выступления, желательно разделить его на отдельные темы, поручить разным студентам и подготовить два или три доклада.

              Цель реферата - это результат проведенного исследования.

      Реферат должен включать оглавление, введение, несколько глав (от 2 до 5), заключение и список литературы.

    Список литературы для реферата должен включать 4-10 позиций: нормативные акты, книги, печатную периодику, интернет - ресурсы.

Самостоятельная работа оформляется в печатном виде на стандартных листах формата А4 в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам» и брошюруются в следующей последовательности:

1). Титульный лист, который является обложкой самостоятельной работы

2). Последующие листы самостоятельной работы;

3). Список использованной литературы.

3.Критерии оценки доклада, сообщения, реферата:

- Отличная оценка ставится за правильное понимание студентом изучаемого материала, грамотное использование профессиональных терминов и владение техникой презентации.

- Хорошая оценка ставится за правильное понимание студентом изучаемого материала при недочетах в использовании профессиональных терминов и техники презентации.

- Удовлетворительная оценка ставится за правильное в общем понимании студентом изучаемого материала, когда допущенные ошибки не носят принципиального характера, при недочетах в использовании профессиональных терминов и техники презентации.

- Неудовлетворительная оценка ставится за неправильное понимание или отсутствие понимания студентом изучаемого материала.

                           

 4.   Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ:

- Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок при вычислениях и выполнении чертежей, грамотного текста, наличия выводов и т.д.

- Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок при вычислениях и построениях чертежей, не повлиявших на общий результат работы и т.д.

- Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемой литературы и т.д.

- Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки в вычислениях, чертежи не соответствуют расчетам, работа выполнена крайне небрежно и т.д.

Раздел 2. Выполнение штукатурных работ

3.  Внеаудиторная самостоятельная работа

Темы раздела по рабочей программе

Содержание работы

(вид задания)

Объём

(время) выполнения

Тема 2.1.1 классификация строительных растворов

Внеаудиторная самостоятельная работа №1

 Подготовка слайдов, презентаций по темам: «Использование контрольно-измерительных инструментов при выполнении штукатурных работ», «Основные материалы, применяемые при производстве штукатурных работ», «Современные строительные материалы», «Техника безопасности при работе с инструментами и при работе на высоте», «Устройство и принцип действия  пневматических и электроинструментов для подготовки поверхности под оштукатуривание», «Устройство и принцип действия машин и механизмов для выполнения оштукатуривания»

Работа с учебником: выполнение конспекта  по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 23-48

6

Тема 2.1.2 Последовательность при выполнении штукатурных работ

Внеаудиторная самостоятельная работа №2

Составление опорных схем «Технология приготовления простых и сложных растворов», «Разновидности штукатурных смесей»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 62-88

2

Тема 2.3.1

Общие сведения о штукатурных работах

Внеаудиторная самостоятельная работа №3 Работа над рефератами, докладами, презентациями  по темам: «Изготовление драночных щитов», «Подготовка деревянных поверхностей под  оштукатуривание», «Выполнение контроля качества подготовки», «Правильная организация рабочего места при подготовке поверхностей к оштукатуриванию»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 89-91

6

Тема 2.3.3

Производство штукатурных работ

Внеаудиторная самостоятельная работа №4 Составление инструкционных карт по темам: «Натирка усенков и лузгов», «Порядок работы при устройстве рустов», «Технологический процесс оштукатуривания внутренних оконных откосов», «Технологический процесс оштукатуривания дверных откосов», «Набивка штучной и щитовой драни,  металлических сеток, набивка гвоздей с оплетением их проволокой на поверхности деревянных перегородок», «Разравнивание раствора на поверхности»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 106-124

6

Тема 2.3.6

Декоративные штукатурки

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5: Работа над рефератами, докладами, презентациями  по темам: «Виды тяг», «Декоративная штукатурка», «Основные материалы, применяемые при отделке фасадов церразитовой штукатуркой», «Основные материалы, применяемые при отделке фасадов штукатуркой «сграффито», «Штукатурка цементная декоративная КНАУФ-Динамит 260. «Венецианская «штукатурка»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 141-154

5

Тема 2.3.7

Механизация штукатурных работ

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6: Составление инструкционных карт по темам: «Технологические операции по расшивке и заделке трещин на старой штукатурке», «Последовательность работ при ремонте

оштукатуренных поверхностей», «Нанесения раствора на поверхность вручную при ремонте штукатурки»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 158-165

3

Тема 2.3.8

Организация штукатурных работ

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7: Работа над рефератами, докладами, презентациями  по темам: «Виды дефектов оштукатуренных поверхностей. Способы их устранения», «Причины появления и способы устранения дефектов», «Применение сложных растворов или специальных гипсополимерных смесей для заделки глубоких трещин», «Контроль качества оштукатуривания при ремонтных работах»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 166-172

4

Тема 2.4.1

Средства индивидуальной защиты

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8: Составление инструкционных карт по темам: «Натирка усенков и лузгов», «Порядок работы при устройстве рустов», «Технологический процесс оштукатуривания внутренних оконных откосов», «Технологический процесс оштукатуривания дверных откосов», «Набивка штучной и щитовой драни,  металлических сеток, набивка гвоздей с оплетением их проволокой на поверхности деревянных перегородок», «Разравнивание раствора на поверхности»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 208-214

6

Всего

36

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1:

Основные материалы, применяемые при производстве штукатурных работ, Современные строительные материалы

Студент должен иметь представление: о видах строительных материалах, их классификации, стандартизации

Знать: - физические, механические, химические свойства.

Внеаудиторная самостоятельная работа №2

Составление опорных схем «Технология приготовления простых и сложных растворов». «Разновидности штукатурных смесей»

Студент должен иметь представление: о простых и сложных растворах

Знать:

- классификацию материалов для штукатурных работ;

- основные свойства строительных материалов;

- материалы для штукатурных работ;

- пигменты и наполнители;

 -вспомогательные материалы для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- производство штукатурных работ при низких температурах воздуха;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №3

Подготовка деревянных поверхностей под  оштукатуривание, выполнение контроля качества подготовки, правильная организация рабочего места при подготовке поверхностей к оштукатуриванию

Студент должен иметь представление: о подготовке поверхности к оштукатуриванию, организовывать правильно рабочее место

Знать:

- классификацию материалов для штукатурных работ;

- основные свойства строительных материалов;

- материалы для штукатурных работ;

- пигменты и наполнители;

- знать организацию рабочего места

 -вспомогательные материалы для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- производство штукатурных работ при низких температурах воздуха;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №4

Производство штукатурных работ

Студент должен иметь представление: о штукатурных работах

Знать:

- место штукатурных работ в общем комплексе строительного производства;

- производственную санитарию и гигиену труда рабочих;

- инструменты и оборудование для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- чтение чертежей и строительных схем;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №5

Декоративные штукатурки

Студент должен иметь представление: о декоративной штукатурке

Знать:

- материалы для штукатурных работ;

- пигменты и наполнители;

 -вспомогательные материалы для штукатурных работ;

- механизмы для штукатурных работ;

- инструменты и оборудование для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №6

Механизация штукатурных работ

Студент должен иметь представление: о механизации штукатурных работ

Знать:

- общие сведения об электрическом токе;

- электрические цепи;

- электротехнические устройства;

- механизмы для штукатурных работ;

- инструменты и оборудование для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность;

- мероприятия по охране окружающей среды.

Внеаудиторная самостоятельная работа №7

Организация штукатурных работ

Студент должен меть представление: об организации внутренних и наружных штукатурных работах

Знать:

- место штукатурных работ в общем комплексе строительного производства;

- технологию организации рабочих мест;

- технологию производства штукатурных работ;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №8

Средства индивидуальной защиты

Студент должен иметь представление: об охране труда и технике безопасности и средствах индивидуальной защиты

Знать:

- классификацию материалов для штукатурных работ;

- основные свойства строительных материалов;

- общие сведения об электрическом токе;

- электротехнические устройства;

- механизмы для штукатурных работ;

- производственную санитарию и гигиену труда рабочих;

- инструменты и оборудование для штукатурных работ;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность;

- мероприятия по охране окружающей среды;

Раздел 3. Технология штукатурных работ

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ

№ п/п

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Количество часов

Вид задания

Формируемые компетенции

(в соответствии с ФГОС)

Составление  инструкционных карт для следующих видов работ: «Оштукатуривание деревянных поверхностей», «Оштукатуривание бетонных поверхностей», «Выполнение оштукатуривания наружных и внутренних углов», «Выполнение оштукатуривания потолков», «Выполнение ремонта оштукатуренной поверхности», «Выполнение декоративных элементов штукатурными растворами», «Нанесение декоративных растворов»

36

Составить инструкционные карты

ОК1 – ОК9

ПК 5.3

Итого

36

Самостоятельная работа № 1

Тема: «Выполнение штукатурных работ»

Цель: изучить и проанализировать материал, систематизировать полученный результат.

Задание: составить инструкционные карты для следующих видов работ: «Оштукатуривание деревянных поверхностей», «Оштукатуривание бетонных поверхностей», «Выполнение оштукатуривания наружных и внутренних углов», «Выполнение оштукатуривания потолков», «Выполнение ремонта оштукатуренной поверхности», «Выполнение декоративных элементов штукатурными растворами», «Нанесение декоративных растворов»

Рекомендации к заданию: найти нужную  информацию в сети Интернет, воспользоваться предложенной литературой, составить инструкционные карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по дисциплине: «Выполнение штукатурных работ», специальность 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Материал позволяет оценить качество усвоенного материала и дать объективную оценку полученных знаний студентом....

Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии...

Поурочно-тематический план по учебной дисциплине "Учебная практика" за 1 семестр по ПМ 01«Выполнение штукатурных работ» профессия 270802.10" Мастер отделочных строительных работ"

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по   учебной   дисциплине «Учебная практика»  по  ПМ 01«Выполнение штукатурных работ»   по   профессии...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 01. Выполнение штукатурных работ

      Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение штукатурных раб...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Профессионального модуля ПМ. 01. Выполнение штукатурных работ

Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по конкретной дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирова...

Рабочая программа Учебной практики Выполнение штукатурных работ.Выполнение малярных работ.

Программа учебной практики (производственного обучения) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПМ.01 «Выполнение штукатурных работ» по профессии 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»

Данная   рабочая  программа  является   частью  ОПОП  СПО  по  профессии  "Мастер  отделочных  строительных работ" .  Применяется для ...