«Взаимодействие с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования»
статья

Ларионова Татьяна Владимировна

В данной публикации рассматриваются вопросы взаимодействия с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования»

В условиях рыночной экономики профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.

К сожалению, в настоящий момент взаимодействие между образовательными организациями и работодателями имеет неустойчивый характер. Зачастую работодатели не могут сформулировать обоснованный заказ на тех специалистов и рабочих, которых они хотели бы иметь у себя, а профессиональные образовательные организации продолжают вести подготовку выпускников, не соответствующих требованиям рынка труда.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Степень ориентированности образовательных программ на рынок труда становится ключевым показателем эффективности среднего профессионального образования и качества подготовки выпускников. Профессиональное образование должно чутко реагировать на запросы рынка труда, ориентируясь на изменение ситуации.

Сегодня существенно повысилась актуальность вклада работодателей в определение задач и содержание образования. Фактически вопрос ставится таким образом, что в повышении качества образования должны быть заинтересованы не только образовательные организации.

Можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования:

работодатели;

объединения работников (профсоюзы, общественные организации);

государственные органы управления, включая службу занятости.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения профессионального образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно, так как были  разрушены связи профессионального образования с предприятиями. Мы стараемся восстановить эти отношения и ведём работу в следующих направлениях:

  1. Организация взаимодействия на уровне обучающихся.
  2. Организация взаимодействия на уровне педагогов и мастеров п/о.
  3. Организация взаимодействия на уровне  образовательных учреждений.
  4. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства.

Организация взаимодействия на уровне  образовательных учреждений.

Сегодня работодатели имеют возможность влиять на содержание профессионального образования, контролировать качество подготовки выпускников, участвовать в разработке и экспертизе образовательных программ. Участвуя в образовательном процессе работодатель может решить и собственные задачи, связанные как с подбором персонала, так и развитием производства в целом. Это взаимодействие должно быть комплексным. В нашем техникуме формируются единая стратегия взаимодействия структурных подразделений с работодателями.

Взаимодействие с работодателями по ФГОС-3 ведётся по следующим направлениям:

- разработка механизма привлечения работодателей к участию в учебном процессе, оценка образовательных программ;

- привлечение работодателей к совместной научно-производственной деятельности;

- формирование образовательных программ и корректировка учебных планов, формирование списка компетенций для каждой образовательной программы по запросу работодателей;

-усиление практико-ориентированной направленности образовательного процесса;

- участие представителей предприятия в образовательном процессе на итоговой аттестации;

- организация учебных и производственных практик;

- содействие трудоустройству выпускников;

На сегодняшний день все программы согласованы с работодателями. Образовательные программы должны ежегодно обновляться и наша задача на следующий учебный год привлечь работодателей для формирования вариативной части, которая позволит обучающимся освоить современные технологии производства, познакомиться с современным оборудованием и материалами, что может повлиять на повышение качества профессионального образования в целом.

Трудоустройство на практику и организация учебных и производственных практик ведётся с учетом требования программ, во время работы на предприятиях отслеживается соответствие выполняемой работы получаемой профессии. При этом трудоустраивать стараемся группами, что позволяет мастерам п/о отслеживать посещаемость и качество выполняемых работ. Проанализировав трудоустройство групп на практику можно сделать выводы, что большинство обучающихся работают на тех предприятиях, которые являются социальными партнерами.

Результаты многолетнего взаимодействия свидетельствуют о положительной динамике: растет число прошедших практику на крупных предприятиях, что позволяет обучающимся в дальнейшем трудоустроится там на постоянную работу по окончании техникума, в отзывах работодателей отмечается высокий уровень качества практической подготовки выпускников, соответствующий требованиям, предъявляемым к современному специалисту.

Организация информирования о деятельности субъектов партнерства.

Выйти на новый уровень взаимодействия образовательной организации среднего профессионального образования с работодателями позволит кропотливая работа в данном направлении. Для формирования эффективной системы партнерства учреждений образования и хозяйствующих субъектов важно не столько простое взаимодействие, сколько взаимодействие при получении общего результата, цели, ради которой и благодаря которой потенциальные партнеры смогут сформировать систему взаимной работы и достичь желаемого результата.

В средствах массовой информации широко освещаются вопросы, связанные с трудоустройством, деятельностью крупных предприятий. Участие в совместных с работодателями мероприятиях позволяет не только подчеркнуть значимость социального партнерства, но и прорекламировать образовательное учреждение.  

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей предприятий и учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на с...

Социальное партнерство как важнейший фактор повышения качества профессионального образования

Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необх...

Презентация " Повышение качества профессионального образования как результат реализации стандартов нового поколения."

Презентация предназначена для преподавателей профессионального цика для формирования общих и профессиональныых компетенций...

Повышение качества профессионального образования как результат реализации стандартов нового поколения

Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций...

Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...