Методическая разработка мероприятия патриотической напрвленности Летопись прерванного полета, посвященная Герою России Ю.М.Наумову
методическая разработка на тему

Филиппова Марина Николаевна

Юрий Михаилович Наумов погиб, выполняя  интернациональный долг в республике Дагестан. Его именем назван Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова.К сожалению, информации о жизни Героя очень мало. В данной методической разработке мы попытались собрать всю доступную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Новосибирский центр профессионального обучения №2

им. Героя России Ю.М.Наумова»

Методическая разработка

литературно-музыкальной композиции

 «Летопись прерванного полета»

памяти Героя России Ю.М.Наумова

Разработали:

Филиппова М.Н. преподаватель 1 категории

Вернер Н. Г. мастер производственного обучения

по профессии «Штукатур, маляр» 1 категории,

г. Новосибирск

2016г.

Содержание

Пояснительная записка                                                                                  

4

Введение    

6

Структура внеклассного мероприятия

9

Сценарий

11

Заключение

21

Использованная литература

23

Пояснительная записка.

Актуальность методической разработки.

    Актуальность данной методической разработки обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, претерпели существенные изменения такие традиционные понятия, как долг, Родина и Отечество. Поэтому в новых условиях социального бытия России необходимо возродить утраченные духовно-нравственные ценности, и прежде всего патриотические.

Во-вторых, той сложной социальной ситуацией, которая характеризуется проявлениями преступности, различных форм аморализма и бездуховности, правового нигилизма, тех явлений, которые, к сожалению, проникают и в подростковую среду.

В- третьих, назрела необходимость модернизации средств работы по воспитанию гражданственности у обучающихся с ОВЗ в условиях социальной пассивности. 

     Цель:

Воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию;

     Задачи:  
- совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей обучающихся;

 - развитие военно-патриотического воспитания обучающихся;

- апробация и внедрение современных методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;

- сохранение памяти о важнейших событиях в истории нашей страны;
-  формирование четкой гражданской позиции, как одной из основных духовных ценностей российского народа.

Принципы:

- личностно  ориентированный подход;

- систематичность и последовательность;

- связь с современностью;

- доступность;

- наглядность;

- практическая направленность.

Технология.

  1. Изучение материалов по теме методической разработки (изучение и использование накопленного педагогического опыта по вопросам  гражданско-патриотического воспитания обучающихся).
  2. Подбор и обработка материала для написания методической разработки (данные биографии Ю.М.Наумова).        
  3. Практическое применение  методической разработки при гражданско-патриотического воспитания обучающихся (проведение внеклассного мероприятия «Летопись прерванного полета»).
  4. Анализ мероприятия.
  5. Определение перспективы на дальнейшую нравственно-патриотическую деятельность.

Образовательная среда.

     Описываемый педагогический опыт естественно вписывается

в воспитательную деятельность Новосибирского центра профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю.М.Наумова, где созданы все условия для формирования нравственных качеств личности у обучающихся с ОВЗ, таких, как чувство патриотизма, гражданских,  социально-значимых качеств.

     В процессе обучения в учебном заведении все обучающиеся имеют возможность участвовать в проектной, культурно-массовой работе, общественно-полезной деятельности.

     Регулярно проводятся тематические экскурсии в МБУ г. Новосибирска «Музей истории и развития Первомайского района».

     Обучающиеся совместно с социальными педагогами, воспитателями посещают  на Первомайском кладбище г. Новосибирска места захоронения выпускников ГПТУ № 18 - Юрия Михайловича Наумова и  Егорова Олега Сергеевича, погибших при выполнении интернационального долга, возлагают цветы к Монументу Славы первомайцам, погибшим в 1941-1945 гг.

     Оказывают посильную помощь ветеранам и пенсионерам Первомайского района в рамках участия в акции «Трудовой десант».

Результативность.

     Данная методическая разработка может быть использована:

  • педагогами-организаторами, преподавателями, мастерами производственного обучения  Новосибирского центра профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова для подготовки и проведения внеклассного мероприятия, посвященного памяти Героя России Ю.М.Наумова;
  • при проведении Дня открытых дверей в данном учебном заведении;
  • для проведения мероприятий нравственно-патриотического воспитания в учебных заведениях Первомайского района города Новосибирска;
  • в работе Дзержинского районного краеведческого музея им. А. С. Чупрова при проведении экскурсий, связанных с земляками войнами-интернационалистами;
  • при проведении тематических экскурсий в МБУ г. Новосибирска «Музей истории и развития Первомайского района».

Историческое значение каждого русского человека

                                       измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                                      достоинство – силой его патриотизма.

                                                                                       Н.Г.Чернышевский

Введение. 

     Литературно-музыкальная композиция «Летопись прерванного полета» освящает этапы жизни Героя России Юрия Михайловича Наумова, судьба которого тесно связана с Дзержинским районом Красноярского края – его малой родиной и Первомайским районом г. Новосибирска, где он получил начальное профессиональное образование в ГПТУ № 18, началась его военная карьера.

     Патриотизм является стержнем воспитания в России.

     Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, гордость за исторические свершения народа.

     Патриотическое воспитание неразрывно связанно с нравственным. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач профессионального обучения детей с ОВЗ, поэтому патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее необходимо формировать как на уроках теоретического обучения, практических занятиях, а также во время внеклассных мероприятий. Патриотическое воспитание должно носить комплексный, системный характер, в противном случае, знания обучающихся о истории своей страны, ее достижениях, людях, внесших свой вклад в развитие России, останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

    Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед  преподавателями и мастерами производственного обучения, работающими с детьми с ОВЗ проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях, когда широкое распространение приобрело явление социальной пассивности. Существующая проблема ставит задачу по поиску средств и методов воздействия на обучающихся с целью воспитания гражданина своей страны – патриота Отечества.

     Чтобы человек уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе – все это формирует чувство гражданственности и патриотизма,  отношение к тому месту, где человек живет.

     Очень важна роль эмоциональных переживаний, которые обучающийся получает в результате проживания нравственной ситуации, именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности, и этот опыт необходимо поддерживать, поощрять, создавать условия для дальнейшего развития. Причем те образы, к которым привлекается внимание обучающихся, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

     Воспитательный процесс в  Новосибирском центре профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова строится на основе плана воспитательной работы. Согласно плану в 2016 году запланировано внеклассное мероприятие, посвященное 60-летию со дня Рождения Ю.М.Наумова, воина-интернационалиста, выполнявшего интернациональный долг в Афганистане, участвовавшего в военных действиях в Чеченской республике, погибшего в Республике Дагестан. В 1999 году имя Юрия Михайловича Наумова присвоено нашему учебному заведению, в котором он обучался в 1971-1973 годах.  

     К работе по подготовке и проведению внеклассного мероприятия были привлечены обучающиеся  первого курса. Ведь коллективное дело способствует социализации обучающихся. Участие в подготовке  и выступление на сцене перед сверстниками имеет большую личностную значимость и является средством преодоления психологических проблем.

В ходе подготовки обучающиеся закрепляют навыки мыслительно-речевой деятельности, умение анализировать и выразительно читать поэтические произведения, логически верно излагать свои мысли, у них развиваются творческие способности, критическое, образное мышление. Прослеживается умение работать в команде.

     Литературно-музыкальная композиция, как форма проведения внеклассного мероприятия, посвященного годовщине Юрия Михайловича, выбрана неслучайно. Она способна привлечь внимание обучающихся к судьбе воина-интернационалиста, сформировать у них познавательную активность, в отличие от скучного, заученного, текста, озвученного без эмоций.

     Литературно – музыкальная композиция дает возможность не просто рассказать о биографических данных и основных этапах жизни героя, но и помочь обучающимся погрузиться в атмосферу того или иного времени, более глубоко познакомиться с этапами его жизни. Очень важно, чтобы в сценарий мероприятия была включена музыка: та, которая совпадала бы с драматургией происходящего и одновременно была близка слушателям.

     «Музыка становится тем ближе и понятнее, чем больше связывается с другими сторонами жизни, чем больше возникает различных ассоциаций, чувств, мыслей»- говорил Д. Б. Кабалевский.

     Поэтическое произведение – это, прежде всего, картина внутренней жизни человека, его индивидуальных переживаний. Она непосредственно обращается к чувствам человека, его духовному миру. Поэтому, на мой взгляд,  поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца обучающихся. Восприятие лирического произведения происходит, прежде всего, путем осмысления и понимания его.

     Среди огромного количества лирических произведений разных авторов следует выделить поэзию Роберта Рождественского. Словно бы беспрестанно пульсируя, звучит в его поэме «Реквием» мотив памяти-верности, памяти-преклонения, памяти-предостережения. И хотя поэма посвящается воинам, павшим на фронтах Великой отечественной войны, она актуальна и в наше время, время локальных воин, охвативших весь земной шар, коснувшихся миллионов и миллионов людей.

     Поэзия Рождественского держит в напряжении, заставляет задуматься, сопереживать. Поэтому отрывком из «Реквиема» начинается литературно-музыкальная композиция «Летопись прерванного полета» и два отрывка из поэмы звучат как кульминация, эмоционально подготавливая обучающихся к Минуте молчания.

     Чтобы эта минута была действительно осмыслена каждым, создан видеоролик с использованием стихотворения «Когда прервётся этой жизни нить» Н. Околитенко и Д. Кулиняк и звуком метронома, символизирующего удары сердца.

     В ходе подготовки мероприятия прошла большая поисковая работа и обработка найденного материала.  Сложность данной работы заключалась в том, что информации по Ю.М.Наумову очень мало и нередко она противоречива.

     Ряд видеороликов «С чего начинается Родина…», «Афганистан», «Облака», «Последний день жизни Ю.М.Наумова» «Минута молчания» созданы в программе Windows Movie Maker 2.6 с использованием фотографий, имеющих непосредственное отношение к описываемым событиям.

     Большим успехом считаем тот факт, что была найдена видеозапись «Ботлих, август 1999 «Уничтожение вертолетов» от 09.08.1999года, сделанная на любительскую камеру вертолетчиками в районе Дагестанского селения Ботлих, т.е. в тот день и в том месте, где погиб Герой России Ю.М.Наумов. И хотя качество записи очень плохое, видеоролик способен погрузить зрителя в конкретный временной отрезок передать ужасы войны.

Структура внеклассного мероприятия «Летопись прерванного полета»

Цели мероприятия:

воспитание патриотических чувств у обучающихся.

Задачи:

воспитательные: 

воспитание у бережного и уважительного отношения к героическому историческому прошлому посредством литературных произведений;

формирование уважительного отношения к Героям России, воинам-интернационалистам; 

познавательные:

углубление знаний обучающихся о Герое России Ю.М.Наумове;

развивающие: 

развитие у обучающихся с ОВЗ гражданственности и патриотизма;

развитие у обучающихся способности к сопереживанию;

продолжение работы по раскрытию творческих способностей, развитие навык выразительного чтения стихотворений;

развитие коммуникативных навыков (умение сотрудничать, выступать перед аудиторией);

развитие потребности личностного роста.

Форма проведения мероприятия:

Литературно-музыкальная композиция

 

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:

информационно-коммуникативная технология;

метод коллективного творческого дела;

метод трансляции информации и эмоций от сверстника к сверстнику;

метод использования поэтического текста;

метод использования музыкальных произведений;

метод разделения ответственности между всеми участниками;

метод извлечения из текста главной информации, редактирование текста (при подготовке презентации).

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийные компоненты

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент Windows (Microsoft Power Point, Windows Media Video File);

Форма презентация, видео;

Формат ресурса - основного файла ppt;

Размер ресурса (мегабайт) 6,679 Кб;

Технические средства

Ноутбук Dell 500;

Мультимедийный проектор BenQ MS524;

Разработанный сценарий

Цели, задачи дидактического материала:

подача иллюстративного материала.

Содержание дидактического материала:

  1. Презентация, содержащая информацию о биографии Ю.М.Наумова: фото, краткие биографические сведения.
  2. Видеофайлы, содержащие кадры хроники, относящиеся к биографии Ю.М.Наумова с музыкальным сопровождением.
  3. Видеоролики, созданные из фото звуковых файлов, обработанных при помощи программ:

Adobe Photoshop CS6;

Windows Movie Maker 2.6;

Free Video Editor.

Предварительная подготовка:

Сбор и оформление материалов о жизни Ю.М.Наумова.

Репетиция сценария мероприятия.

Углубление знаний обучающихся о Герое России Ю.М.Наумове

СЦЕНАРИЙ

литературно-музыкальной композиции «Летопись прерванного полета»

памяти Героя России Ю.М.Наумова

...Мы не ждали посмертной славы
Мы хотели со славой жить....

Слайд 1.

Тихо звучит музыка из кинофильма «Офицеры». На экране  слайд с изображением государственной символики России (флаг) и названием литературно-музыкальной композиции. На сцену выходят ведущие (юноша и девушка) и становятся у занавеса на противоположных концах сцены.

Слайд 2.

Звучит отрывок из поэмы «Реквием» Р.Рождественского

1 ведущий:

Вечная слава героям!

Вечная слава! Вечная слава!

2 ведущий:

Вечная слава героям!

Слава героям! Слава!

1 ведущий:

Но зачем она им,

Эта слава, - мертвым?

2 ведущий:

Для чего она им,

Эта слава, - павшим?

1 ведущий:

Все живое – спасшим.

Себя – не спасшим.

2 ведущий:

Для чего она им,

Эта слава, - мертвым?..

1 ведущий:

Если молнии в тучах

Заплещутся  жарко,

2 ведущий:

И огромное небо

От грома оглохнет,

1 ведущий:

Если крикнут все люди

Земного шара, - ни один из

Погибших даже не вздрогнет.

2 ведущий:

Знаю: солнце в пустые глазницы

Не брызнет!

1 ведущий:

Знаю: песня тяжелых могил

Не откроет! Но от имени

Сердца, от имени жизни,

1, 2 ведущий вместе:

Повторяем! Вечная Слава Героям!..

На сцену поднимается педагог-организатор (3 ведущий).

3 ведущий:

Мы приветствуем всех, собравшихся в этом зале на литературно-музыкальной композиции «Летопись прерванного полета».

Наша встреча посвящена Человеку с большой буквы, Герою России, человеку, чье имя носит наше учебное заведение. Человеку, отдавшему самое ценное – свою жизнь Родине.

А что такое Родина? С чего она начинается?

3 ведущий покидает сцену.

Демонстрация ролика «С чего начинается Родина?...» (слайд 3)

1 ведущий:

Красноярский край, Дзержинский район, деревня Михайловка.

«Разнообразна и неповторима цветовая гамма природы Дзержинского района. У каждого времени года свой цвет и шарм.

Весной можно заметить поля и опушки жёлтого цвета. Это подснежники проснулись после зимы и радуют всех яркими красками.

Начало лета окрашено алым цветом: все полянки покрыты жарками, их алый цвет символизирует жизнерадостность. Середина лета - это пора ромашек. Осенью все краски смешиваются, как на палитре художника: жёлтые листья берёз, красные осины, вечно зелёные ели и великаны-сосны. Зимой все леса, луга, поля и полянки, лесные опушки покрываются белой шубой, согревающей их до следующей весны» - описывает природу Красноярского края Васильев Даниил, учащийся Дзержинская средней школы.

Газета «На волне» 3 марта 2015г.№3 МБОУ Дзержинская СОШ №1

 (слайд 4)

2 ведущий:

 «Не на каждой карте нашей страны, даже Сибири, можно отыскать вьющуюся ленту речки. Спокойно и неторопливо журчит она все лето, пока сибирские холода не проморозят ее безжалостно до самого дна. В свое время привлекла она к себе внимание людей, щедро одарила их богатствами своих соленых кладовых, и за это получила название «Усолка». С незапамятных времен на берегах Усолки селились люди. Так образовался Дзержинский район.

Эти слова посвятил главной реке малой родины Юрия Михайловича Александр Степанович Чупров, получивший за организацию районного краеведческого музея звание «Почетный гражданин Дзержинского района». (слайд 5)

1 ведущий:

Именно на берегах этой реки в деревне Михайловка 30 января 1956 года в русской крестьянской семье родился будущий Герой России Ю.М.Наумов.

Детство Юры было таким же, как у всех его сверстников, это и помощь родителям и игры в свободное время. (слайд 6)

2 ведущий:

Вот как об этом вспоминает его ровесница и землячка:

     «Наша молодость проходила в 70 годы. Мы жили в деревне. Тогда не было ни мобильных телефонов, ни компьютеров. Но было в то время очень здорово. Мы не сидели в интернете, как сейчас молодёжь. Мы часто ходили в походы: и летом, и зимой. У нас в деревне было много молодёжи, вечером всегда собирались в сельском клубе. Около клуба у нас была большая площадка, там играли в футбол. Особенно любили играть в лапту, собирались и малые и старые. Никто не скучал. Но мы жили в своё время очень интересно».

Газета «На волне» 3 марта 2015г.№3 МБОУ Дзержинская СОШ №1(слайд 6)

1 ведущий:

В 1971 году, окончив  восьмилетнюю школу, после смерти мамы, 15-летний Юрий с отцом и сестрой переехали в Новосибирск.

Здесь он поступил в ПТУ № 18, где обучался по специальности «Штукатур-маляр-облицовщик». И в 1974 году успешно закончил курс обучения. (слайд 7)

2 ведущий:

После окончания училища работал на станции Инская, а затем на Новосибирском стрелочном заводе. Активно занимался спортом на стадионе «Локомотив», был кандидатом в мастера спорта по борьбе. (слайд 8)

1 ведущий:

В 1974 году поступил в учебно-авиационный центр ДОСААФ города Новосибирск. Где и сегодня делают первые шаги в небо   новосибирские мальчишки. (слайд 9)

Слайд 10 «Полет курсантов ДОСААФ»

2 ведущий:

В 1978 году прошёл учебные сборы офицеров запаса при Аткарском учебном авиационном центре ДОСААФ. Аткарский учебный авиационный центр ДОСААФ имел всесоюзное значение. Таких в СССР было всего 12, поэтому парк аткарского учреждения был внушительным: 60 вертолетов МИ-1, МИ-2, МИ-4, самолеты ЯК-11, ЯК-12, АН-2. Серьезная материальная база и большой штат позволяли круглогодично обучать более полутысячи курсантов со всех концов страны. По словам старожилов, небо в Аткарске буквально гудело - в воздухе одновременно могли находиться до двух десятков вертолетов. (слайд 11)

1 ведущий:

8 декабря 1978 года после окончания летной школы ДОСААФ военным комиссариатом Первомайского района г. Новосибирска призван на действительную военную службу в звании лейтенанта запаса. (слайд 12)

2 ведущий:

Война в Афганистане была первой крупной антитеррористической войной новейшей истории, она дала советским войскам фактически первый в мире опыт подготовки и ведения операций и боев в условиях горно-пустынной местности столь значительного масштаба.

Воины-интернационалисты первыми в мире бросили вызов международному терроризму и навсегда остались верными военной присяге. (слайд 13)

1 ведущий:

Уже командиром экипажа в 1981 году Юрий Михайлович Наумов оказался в Афганистане.

Там принял боевое крещение.

Афганистан стал для Наумова настоящей школой, а три боевых ордена Красной Звезды явились свидетельством того, что выпускные экзамены он сдал на «отлично».

Афганистан изменил Наумова. После него он перестал бояться смерти, говоря, что судьбу не обманешь. (слайд 14)

2 ведущий:

Вертушки снова рвутся в бой.

И снова гибнут наши парни,

И снова льется наша кровь,

И на фугасах рвутся танки.  

Автор:Мартынов Сергей выпускник Сызранского училища (слайд 15)

Слайд 16 «Всем советским солдатам, участникам афганской войны посвящается…»

1 ведущий:

Группа советских войск в Германии была создана после победы СССР и антигитлеровской коалиции в Великой Отечественной войне и безоговорочной капитуляции Германии, на основании Директивы Ставки Верховного Главнокомандования № 11095 от 29 мая 1945 года. 

Это были элитные части, которые оснащались новым вооружением. (слайд 17)

2 ведущий:

С 1993 года служба в 487-м отдельном вертолетном полку (город Буденовск Ставропольский край). 487-й отдельный вертолетный полк (боевой и управления) был сформирован 15 сентября в ГДР.

С октября 1996 по август 1999 года – заместитель командира 487 –го ОВП. (слайд 18) 

1 ведущий:

Вертолетный полк был востребован во время локальных войн на Кавказе.  Опытные летчики и лучшие в мире боевые машины были словно влитые. Сразу после передислокации в Буденновск летчики участвовали в боевых операциях в осетино-ингушском конфликте, потом грянула чеченская война… (слайд 18)

2 ведущий:

В 1994 году экстерном окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. (слайд 19)

Слайд 20 «Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков»

1 ведущий:

С декабря 1994 г. Юрий Михайлович принимал участие в наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики. Только за два месяца выполнил более 140 боевых вылетов.

Дважды возвращался на аэродром на поврежденном вертолете. (слайд 21)

2 ведущий:

В период с 9 по 18 января 1996 года подполковник Юрий Наумов в составе ударной группы вертолетов Ми-24 участвовал в операции по блокированию и уничтожению банды Радуева в населенных пунктах Кизляр и Первомайское Республики Дагестан. (слайд 21)

1 ведущий:

Благодаря мужеству и решительности офицера огнем боевых вертолетов были уничтожены блокпост, БТР, зенитная установка, штаб и узел связи террористов, четыре автомобиля с боеприпасами, большое количество живой силы противника. (слайд 21)

 

2 ведущий:

Указом Президента РФ № 220 от 12 марта 1997 года за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике, Наумов Ю.М. удостоен звания Героя Российской Федерации (слайд 21)

1 ведущий:

9 августа 1999года на аэродроме в окрестностях дагестанского Ботлиха басаевцы вероломно расстреляли противотанковыми ракетами стоявшие на «приколе» вертолеты, погибли три летчика. В том числе Герой России подполковник Юрий Наумов. (слайд 22)

 

23 слайд  «Последний день жизни Героя России Ю.М.Наумова Дагестан селение Ботлих 9 августа 1999год». Видео ролик с песней «Я вернусь из темноты» Русский Элемент.

На сцену поднимается 3 ведущий, звучит отрывок из поэмы «Реквием» Р.Рождественского.

 3 ведущий

Слушайте!

Это мы

говорим.

Мертвые.

Мы.

Слушайте!

Это мы

говорим.

Оттуда.

Из тьмы.

Слушайте!

Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы

говорим,

мертвые.

Стучимся

в ваши

сердца...

Не пугайтесь!

Однажды

мы вас потревожим во сне.

Над полями

свои голоса пронесем в тишине.

Мы забыли траву.

Мы забыли деревья давно.

Нам

шагать по земле

не дано.

Никогда не дано!

Никого не разбудит

оркестра

печальная

медь...

Только самое страшное,—

даже страшнее,

чем смерть:

знать,

что птицы

поют на земле

без нас!

Что черешни

цветут на земле

без нас!

Что светлеет

река.

И летят облака

над нами.

Без нас.

24 слайд «Облака».

По окончании ролика звучит отрывок из поэмы «Реквием» Р.Рождественского.

3 ведущий

Помните!

Через века,

через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

3 ведущий:

А сейчас я прошу всех присутствующих подняться и Минутой молчания почтить память Юрия Михайловича Наумова, а также всех воинов, отдавших свою жизнь Родине.

25 слайд «Минута молчания».

Все находящиеся в зале встают. Звучит метроном.

По окончании Минуты молчания 3 ведущий покидает сцену.

2 ведущий:

Обучающиеся Новосибирского профессионального центра №2 им. Героя России Ю.М.Наумова чтут память того, чьим именем названо их учебное заведение. Ежегодно посещают могилу Героя, выполнившего свой интернациональный долг, возлагают цветы  на мраморное надгробье. (26 слайд)

1 ведущий:

Мемориальная доска, установлена на фасаде Новосибирского центра профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова, где он проходил обучение. (27 слайд)

2 ведущий:

В селе Дзержинском (на родине Героя) на центральной площади установлен обелиск воинам - дзержинцам, погибшим в локальных войнах.

На обелиске выбито три имени:

подполковник Юрий Михайлович Наумов,

сержант Николай Владимирович Кайль,

матрос Сергей Анатольевич Лобачев. (28 слайд)

 1 ведущий:

В Дзержинском районном краеведческом музее проходят уроки мужества, для учащихся.

Отдельная экспозиция посвящена героям нашего времени – Герою России Наумову Юрию Михайловичу и ветеранам Афганской войны. (29 слайд)

30 слайд «Памяти Героя России Ю.М.Наумова»

2 ведущий:

Каким он был в кругу семьи и друзей? (31, 32,33,34 слайды)

1 ведущий:

Вечная память Ю.М.Наумову

2 ведущий:

Наше сегодняшнее мероприятие закончено. Спасибо за внимание!

     

Заключение.

           В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность авторов в качестве организаторов внеклассного мероприятия нравственно-патриотической направленности литературно-музыкальной композиции «Летопись прерванного полета…» памяти Героя России Ю.М.Наумова.    

Литературно-музыкальная композиция является одной из форм работы с обучающимися по патриотическому воспитанию, для которой характерна динамичность в изложении материала, что актуально в работе с детьми с ОВЗ.

В ходе данного мероприятия были реализованы воспитательные задачи: развитие у обучающихся с ОВЗ гражданственности и патриотизма, воспитание у них бережного и уважительного отношения к героическому историческому прошлому посредством литературных произведений, формирование уважительного отношения к Героям России. 

При непосредственном участии в проведении литературно-музыкальной композиции у обучающихся развиваются способности к сопереживанию, коммуникативные навыки (умение сотрудничать, выступать перед аудиторией).

Задачи каждого этапа мероприятия соответствовали поставленной цели мероприятия.  

Проведена  большая подготовительная работа: подборка и создание видео и аудио материала, составление сценария, работа с материалами по теме мероприятия. В ходе подготовки мероприятия приобретены новые знания по биографии Ю.М.Наумова. Эта работа  - содержательна  и интересна.

К проведению мероприятия привлечены обучающиеся 1 курса Новосибирского центра профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова, что является положительным примером для их однокурсников и дает возможность приобретения опыта ведения открытых мероприятий обучающимся с ОВЗ, а следовательно и их социализации.

На внеклассное мероприятие были приглашены обучающиеся, преподаватели, мастера производственного обучения, администрация учебного заведения.

Такая форма патриотического воспитания является источником обогащения духовного мира обучающихся.

Методика работы соответствует  индивидуальным и психологическим качествам обучающихся с ОВЗ.

            Подводя итог работы над литературно-музыкальной композицией, хочется отметить, что обучающиеся, задействованные в подготовке и проведении данного мероприятия, продемонстрировали только хорошие качества своей личности – ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность. И, что немаловажно, получили опыт работы над серьезным общим делом. А зрители с нескрываемым интересом и участием слушали ведущих.  

     Авторы методической разработки получили огромный опыт организации и проведения внеклассного мероприятия такой формы.

    Для достижения максимального результата необходимо в подготовке и проведении мероприятий нравственно-патриотической направленности участие всех членов педагогического коллектива, особенно это касается воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ. Такую помощь и поддержку мы получили со стороны социальных педагогов нашего учебного заведения.

    Наши старания были вознаграждены, что способствует дальнейшему активному творческому поиску новых форм воспитательной работы.

Результаты работы подтвердили, что наиболее важное значение для повышения эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания имеют:

  • соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия между обучающимся и педагогом;
  • применение новых подходов к обучающимся с ОВЗ.

Список литературы

  1. Беспятова Н.К.  Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с
  2. Колесников И. Государственность, патриотизм, верность воинскому долгу. Вестник границы России. 2010, № 3
  3. Материалы общероссийской научно-практической конференции «Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития». Голицыно, 17 декабря 2004 г.- Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2004
  4. Новосибирск: Энциклопедия.- Новосибирск, кн. изд-во, 2003.-С.558.
  5. Новосибирцы-Герои Отечества.- Новосибирск: ОАО «НКИ», 2010.-С.673.
  6. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика.  Коллектив авторов. - М., 2005.
  7. Постановление Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1493 Москва

 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"

  1. Роберт Рождественский Р. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. 
    Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997

Интернет ресурсы

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературно-музыкальная композиция ЛЕТОПИСЬ ПРЕРВАННОГО ПОЛЕТА… памяти Героя России Ю.М.Наумова посвящается

Слайд 2

НАУМОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ 30.01.1956 - 09.08.1999 Герой Российской Федерации Подполковник, заместитель командира 487 отдельного вертолетного полка, военный летчик 1 класса. Награжден медалью «Золотая Звезда», советскими тремя орденами Красной Звезды, российскими орденом Мужества, орденом «За личное мужество » (посмертно), другими медалями ...Мы не ждали посмертной славы Мы хотели со славой жить....

Слайд 3

С чего начинается Родина?...

Слайд 4

Красноярский край, Дзержинский район, деревня Михайловка «Не на каждой карте нашей страны, даже Сибири, можно отыскать вьющуюся ленту речки. Спокойно и неторопливо журчит она все лето, пока сибирские холода не проморозят ее безжалостно до самого дна. В свое время привлекла она к себе внимание людей, щедро одарила их богатствами своих соленых кладовых, и за это получила название « Усолка ». ( А.С.Чупров «Почетный гражданин Дзержинского района» ) Река Усолка

Слайд 5

Детство Героя Именно на берегах этой реки в деревне Михайловка 30 января 1956 года в русской крестьянской семье родился будущий Герой России Ю.М.Наумов. Детство Юры было таким же как у всех его сверстников, это и помощь родителям и игры в свободное время. Деревенские забавы детей 1960-е годы

Слайд 6

Новосибирск Начало большого пути… В 1971 году, окончив восьмилетнюю школу, после смерти мамы, 15-летний Юрий с отцом и сестрой переехали в Новосибирск. Здесь он поступил в ПТУ № 18 , где обучался по специальности «Штукатур-маляр-облицовщик». И в 1974 году успешно закончил курс обучения. Новосибирск 1971 год Здание облисполкома Красный проспект г. Новосибирск 1971г.

Слайд 7

Новосибирск Начало большого пути… После окончания училища работал на станции Инская , а затем на Новосибирском стрелочном заводе . Активно занимался спортом на стадионе «Локомотив», был кандидатом в мастера спорта по борьбе. Стадион «Локомотив» г. Новосибирск Первомайский район

Слайд 8

Дорога в облака В 1974 году поступил в учебно-авиационный центр ДОСААФ города Новосибирск. Где и сегодня делают первые шаги в небо новосибирские мальчишки.

Слайд 9

Аткарский учебный авиационный центр ДОСААФ В 1978 году прошёл учебные сборы офицеров запаса при Аткарском учебном авиационном центре ДОСААФ. Курсанты Аткарского учебного центра ДОСААФ 70-е годы

Слайд 10

Служба в вооруженных силах СССР 8 декабря 1978 года после окончания летной школы ДОСААФ военным комиссариатом Первомайского района г. Новосибирска призван на действительную военную службу в звании лейтенанта запаса.

Слайд 11

Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан Эта война была первой крупной антитеррористической войной новейшей истории. Воины-интернационалисты первыми в мире бросили вызов международному терроризму и навсегда остались верными военной присяге. Афганистан

Слайд 12

Каким он был… Юрий Наумов в кругу родных…

Слайд 13

и друзей…

Слайд 15

просто ты умела ждать как никто другой…

Слайд 16

1981-1982 и 1985-1987год Уже командиром экипажа в 1981 году Юрий Михайлович Наумов оказался в Афганистане . Там принял боевое крещение. Афганистан стал для Наумова настоящей школой, а три боевых ордена Красной Звезды явились свидетельством того, что выпускные экзамены он сдал на «отлично». Афганистан изменил Наумова. После него он перестал бояться смерти, говоря, что судьбу не обманешь.

Слайд 17

ВВС Группы советских войск в Германии После Афганистана служил в ВВС Группы советских войск в Германии. Это были элитные части, которые оснащались новым вооружением.

Слайд 18

487-й отдельный вертолетный полк С 1993 года служба в 487-м отдельном вертолетном полку (город Буденовск Ставропольский край). С октября 1996 по август 1999 года – заместитель командира 487 –го ОВП. Вертолетный полк был востребован во время локальных войн на Кавказе. Опытные летчики и лучшие в мире боевые машины были словно влитые. Сразу после передислокации в Буденновск летчики участвовали в боевых операциях в осетино-ингушском конфликте, потом грянула чеченская война…

Слайд 19

СВВАУЛ В 1994 году экстерном окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.

Слайд 20

Чеченская республика С декабря 1994 г. Юрий Михайлович принимал участие в наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики . Только за два месяца выполнил более 140 боевых вылетов . Дважды возвращался на аэродром на поврежденном вертолете. В период с 9 по 18 января 1996 года подполковник Юрий Наумов в составе ударной группы вертолетов Ми-24 участвовал в операции по блокированию и уничтожению банды Радуева в населенных пунктах Кизляр и Первомайское Республики Дагестан. Благодаря мужеству и решительности офицера огнем боевых вертолетов были уничтожены блок­пост, БТР, зенитная установка, штаб и узел связи террористов, четыре автомобиля с боеприпасами, большое количество живой силы противника . Указом Президента РФ № 220 от 12 марта 1997 года за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по на­ведению конституционного порядка в Чеченской Республике, Наумов Ю.М. удостоен звания Героя Российской Федерации

Слайд 21

Август 1999 года Республика Дагестан селение Ботлих 9 августа 1999года на аэродроме в окрестностях дагестанского Ботлиха басаевцы вероломно расстреляли противотанковыми ракетами стоявшие на «приколе» вертолеты, погибли три летчика. В том числе Герой России подполковник Юрий Наумов

Слайд 22

Могила Ю.М.Наумова Инское кладбище г.Новосибирск Обучающиеся Новосибирского профессионального центра №2 им. Героя России Ю.М.Наумова чтут память того, чьим именем названо их учебное заведение. Ежегодно посещают могилу Героя, выполнившего свой интернациональный долг, возлагают цветы на мраморное надгробье.

Слайд 23

Памяти Героя России Ю.М.Наумова Мемориальная доска, установлена на фасаде Новосибирского центра профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова, где он проходил обучение.

Слайд 24

Памяти Героя России Ю.М.Наумова В селе Дзержинском (на родине Героя)на центральной площади установлен обелиск воинам - дзержинцам , погибшим в локальных войнах. На обелиске выбито три имени: подполковник Юрий Михайлович Наумов, сержант Николай Владимирович Кайль , матрос Сергей Анатольевич Лобачев .

Слайд 25

Памяти Героя России Ю.М.Наумова В Дзержинском районном краеведческом музее проходят уроки мужества, для учащихся. Отдельная экспозиция посвящена героям нашего времени – Герою России Наумову Юрию Михайловичу и ветеранам Афганской войны .

Слайд 26

Вечная память ГЕРОЮ РОССИИ Ю.М.Наумову

Слайд 27

Спасибо за внимание!

Слайд 28

Для создания презентации использован шаблон сайта fon.presen.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по английскому языку по теме "Образование в России"

Методическая разработка занятия предназначена для студентов II курса всех специальностей средних специальных учебных заведений. Занятие направлено на формирование у студентов иноязычной коммуникативно...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине История «От Руси к России»

материал позволяет студентам систематизировать исторический материал по изученному периоду; охарактеризовать понятие «централизованное государство»; систему государственного управления в Р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности....

Учебно-методическая разработка занятия по дисциплине «ОГСЭ.02 История» тема: «НАТО. Россия и НАТО»

Тема разработки входит в рабочую программу дисциплины ОГСЭ.02 История и ежегодно вызывает живой интерес у обучающихся. Актуальность темы о НАТО очевидна. В настоящее время блок НАТО является одним из ...

Методическая разработка Открытого классного часа «Общество равных возможностей», посвященный Международному дню инвалидов

Методическая разработка Открытого классного часа «Общество равных возможностей», посвященный Международному дню инвалидов...

Методическая разработка мероприятия «Боль в сердце моем» посвященного освобождению несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников концлагерей.Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в лагерях смерти 18 000 000 человек. Из ни...

Методическая разработка Фестиваля патриотической песни Мы за мир

Санкт – Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Звездный» ...