Методические выступления
статья по теме
Значение дорог во все времена
Краткий анализ состояния сети автомобильных дорог РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titov_a.n.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дороги во все времена.
В далёкой древности, когда ещё не было городов и государств, самым существенным препятствием в общении между людьми было расстояние. Историческое развитие человеческой цивилизации, свершившееся на протяжении последних нескольких тысяч лет существования нашей планеты, породило феномен коммуникации. Коммуникация – это понятие, от латинского communicatio - "связь", "соединение", включает в себя очень обширный спектр различных способов общения людей друг с другом и окружающим их миром. Без таких связей процесс развития человечества в пространстве и времени был бы невозможен. В своей коммуникационной истории цивилизация прошла гигантский путь – от наскальных рисунков и первобытных троп, до всемирной компьютерной сети Интернет, служащей тем же целям – передаче информации.
Одной из древнейших и важнейших форм коммуникации между поселениями были тропы, которые прокладывались по кратчайшему пути и имели на своём протяжении переходы и броды через водотоки и заболоченные места. Постепенно тропы превращались в устойчивые пути, своего рода каналы на земной поверхности, служащие для передвижения материальных объектов: людей, животных, транспортных средств, товаров.
С изобретением человечеством колеса возникла необходимость совершенствования путей искусственно - методом строительства дорог.
Дороги всегда способствовали росту и становлению государств, развитию торговли, экономики, социальному устройству общества. Давно замечено, что вдоль дорог происходило расселение людей.
Исторический путь России – это путь вечной борьбы за освоение ею физического жизненного пространства. Древнейшие движения славян – это пути на юг в скифские степи, а также к северным финно-угорским и прибалтийским народам, во многом определили дальнейшую судьбу племен. Однако и оседлость славян, их укрепление на земле происходит в тесной взаимосвязи с путями сообщения. И это, прежде всего, великие реки – Днепр, Волга, Дон, Дунай, Днестр и Двина. По берегам рек создаются поселения, здесь возникают контакты, обмен, торговля.
Самой великой дорогой древних славян становится "путь из варяг в греки" – из балтийских стран через Новгород, Полоцк, Смоленск, Киев на юг, в страны Востока Днепром и Двиной, а частью по суше – волоком. Эта линия становиться определяющей для русской, украинской, белорусской государственности – путь несет знание, культуру, материальные богатства. Этим путем приходят на Русь варяги со своей военной дисциплиной и организацией. "Варять" по древнеславянски означает "ходить впереди". Путь реальный становится путем государственности.
Природа и враги сдерживали освоение русского пространства. Если реки способствовали меридиональному движению (север – юг), то движение с запада на восток было в значительной степени затруднено из-за густых лесов. Укрепление на земле, освоение ее началось с расчистки территории от леса, с создания пашни и выгона. Само слово "двор" означает расчищенное, "продранное" место в лесу. Таков же и корень слова "дорога" – "драть", "продирать", "расчищать". Другим природным препятствием была распутица: грунт раскисал в межсезонье, весной и осенью, во время дождей дорога практически становилась непроезжей. Отсюда ожидание зимы, морозов, которые "открывали пути" русскому человеку.
Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 год, когда 1 июня был издан сенатский указ о постройке дороги, связывающий Петербург с Москвой. Дорогу строили грунтовую, а в болотистой местности проезд мостили бревнами. Данная примитивная технология в суровых грунтово-гидрологических условиях северо–запада России не приводила к удовлетворительным результатам. В указе императрицы Елизаветы Петровны от 8 января 1741 года предписывался не только ремонт, но уже и первые технические нормативы. Так, в указе подчеркивалась необходимость придания дорогам поперечного уклона. Предусматривались меры по обеспечению водоотвода путем устройства придорожных канав.
В начале ХIХ века предпринимаются новые попытки усовершенствования дорог и прежде всего началось строительство шоссированных дорог: с основанием, гравийным покрытием и кюветами (вначале между Москвой и Петербургом). Значительным шагом вперед было строительство двух крупнейших шоссе: «Москва – Варшава» и «Санкт- Петербург – Киев», - осуществленное в 40-50-х годах ХIX века, уже при Николае I. При этом еще в 1820 году был принят указ о разработке и внедрении "образцовых" (т.е. типовых) проектов дорожного благоустройства: станционных домов, караулен, заставных домов, верстовых и пограничных столбов, мостиков, аллей и др.
Наиболее масштабное строительство началось с развитием автомобильного транспорта, дороги призванные обеспечивать его передвижение стали называть автомобильными. Современная сеть автомобильных дорог России была создана в советский период на основании «Генеральной схемы развития сети автомобильных дорог» разработанной в 1968-1969 гг. Минтрансстроем совместно с Советами министров союзных республик.
Среди наиболее важных в стратегическом отношении задач, стоящих сейчас перед Россией, особо следует выделить развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. С учетом территориальной удаленности значительной части ее регионов от центра решение этой задачи прямо влияет не только на состояние экономики, но и на обеспечение единства и монолитности страны.
Недостаточная плотность имеющейся дорожной сети и высокая степень ее изношенности уже стали серьезным препятствием для развития экспортно-импортных отношений с другими странами, поскольку не в состоянии справиться с возросшим объемом перемещаемых грузов.
Хорошо развитая дорожно-транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентные преимущества. Россия без дорог – территория, а с дорогами – держава.
Краткий анализ состояния сети автомобильных дорог РФ
Автомобильные дороги – комплекс сложных и дорогостоящих инженерных сооружений, без которых не может работать автотранспорт, перевозящий около 80% всех грузов. Транспортная сеть влияет на размещение производственных сил, освоение новых районов и природных богатств, способствует повышению эффективного использования местных ресурсов и сельхозугодий.
Количество транспортных средств на дорогах России ежегодно увеличивается на 15млн. единиц. Значительно выросла грузоподъёмность автотранспорта и как следствие увеличилась грузонапряжённость. Темпы нового строительства, ремонта и реконструкции дорог значительно ниже темпов автомобилизации страны. Автомобильная дорожная сеть, сформированная до 90-х годов прошлого столетия под существующие, в то время, нормативные нагрузки требует срочной реконструкции. Убытки из-за бездорожья и низкого качества дорог измеряются в сотнях миллиардов рублей.
Общеизвестно, что качество и долговечность дорог определяющим образом зависят от степени уплотнения дорожно-строительных материалов при подготовке земляного полотна и устройстве слоев дорожной одежды. При этом стоимость уплотнения в общей стоимости строительства дорог невелика, не более 2-3%, но именно эти работы являются наиболее важными. Прирост плотности всего на 1% ведет к увеличению несущей способности всех уплотняемых конструктивных слоёв на 6-9%, а несоблюдение требуемых норм уплотнения уже на первой стадии – подготовке земляного полотна – ставит под сомнение целостность и долговечность всей дорогостоящей дорожной конструкции.
Основным разрушающим фактором для дороги является вода, проникающая в недостаточно уплотненные слои земляного полотна и дорожной одежды. Это не только российская проблема. Это проблема всех стран, находящихся в соответствующих широтах.
Для России эта проблема является наиболее острой из-за сочетания ряда факторов:
1. Более частые и с большей разностью температур, по сравнению с другими странами, попеременно наступающие естественные циклы "замораживание-оттаивание", т.е. переход температуры воздуха через нулевое значение.
2. Особенности грунтов, содержащих, как правило, большое количество пылеватых и глинистых частиц, что ухудшает их дренирующие свойства, накоплению и удерживанию влаги. В результате чего, снижается несущая способность земляного полотна, а при наступлении зимы к пучинообразованию, последующим весенним просадкам и разрушению всей выше уложенной конструкции дорожной одежды.
3. Несоблюдение организационных и технологических режимов производства работ.
4. Использование дорожно-строительной техники, не соответствующей современным требованиям.
На данный период времени в РФ насчитывается порядка 950 тыс.км дорог, из них: федерального подчинения – почти 50 тыс.км; территориальные – около 600 тыс.км; ведомственные и частные – около 300 тыс.км.
По типу покрытия: капитального и облегчённого типа (асфальтобетонные, цементобетонные) – 62%; с покрытием переходного типа (щебеночные и гравийные) – 29%; грунтовые – 9%.
Чтобы экономика страны работала в нормальных условиях, необходимо иметь 500-600 км автодорог на 1000км2 территории. В настоящее время автодорожная сеть РФ составляет менее 100 км на 1000 км2 территории. Для сравнения: в Испании – 260, в Польше – 980, во Франции – 2420 км на 1000км2.
Для радикального улучшения сложившейся ситуации в дорожной отрасли необходимо в разы увеличить её финансирование. В этой связи правительством было принято решение воссоздать федеральный и региональные дорожные фонды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"
Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...
Методические выступления
Методические выступления...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах
В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями н...
Методическое выступление "Передвижная дорожная лаборатория"
Оборудование передвижной лаборатории обеспечивает проведение видеосъемки, регистрации параметров проезжей части, земляного полотна, элементов обустройства и придорожной полосы дороги. Результаты камер...
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссияхВыступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах
В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя, на педагогических советах....