Рабочая программа "Типология здания"
рабочая программа по теме

Рабочая программа для специальности 270101 "Архитектура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipologiya.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский архитектурно-строительный колледж»

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТИПОЛОГИЯ ЗДАНИЙ»

для специальности 270101

«Архитектура»

 2011

Рабочая программа учебной дисциплины «Типология зданий» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 270101 «Архитектура», базовой подготовки, укрупнённая группа 270000 «Строительство и архитектура».

Организация-разработчик: ГБОУ СО СПО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

Разработчик:  Романова Т.Н., преподаватель спецдисциплин «САСК»

Рекомендована предметной комиссией дисциплин архитектурно-строительного цикла

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года №28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»

Заключение Экспертной комиссии № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации  учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «ТИПОЛОГИЯ ЗДАНИЙ»


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТИПОЛОГИЯ ЗДАНИЙ»

1.1. Область применения примерной программы

        Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными стандартами  по специальности среднего профессионального образования: 270101  «Архитектура» базовой подготовки, укрупнённая группа 270000 «Архитектура и строительство».

         Программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальности 270101 «Архитектура» среднего профессионального образования (СПО) и призвана формировать общие компетенции (ОК 1-10) и профессиональные компетенции (ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина «Типология зданий» является общепрофессиональной дисциплиной.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  уметь:

 - пользоваться основными нормативными материалами и документами по архитектурному проектированию;

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  знать:

- общие сведения об архитектурном проектировании;

- особенности планировочных и объемно-пространственных решений различных типов зданий;

- основы функционального зонирования помещений;

- нормы проектирования зданий;

- особенности здания различного назначения.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная  учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объеме  63 часов, в том числе:

      - обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося составляет 42 часа;

      - самостоятельная работа обучающегося 21 час.

        


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:

Доклады на заданные темы;

3

  Доработка конспектов с использованием дополнительной литературы;

10

  Анализ информации по дополнительным источникам;

5

  Подготовка презентаций на темы;

2

  Подготовка к зачету.

1

Итоговый контроль предусмотрен в форме дифференцированного зачета по завершению курса


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  «Типология зданий»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

       4

Введение

Цели и задачи  дисциплины «Типология зданий».

Типология как конструктивно-теоретическое знание и инструмент оперативной проектной деятельности.

Культурно-исторический анализ действовавших типологических знаний и нормативов на основе традиционного подразделения на архитектуру производственных, жилых и общественных зданий.

2

1

Раздел 1.

Производственные здания

Тема 1.1.

Социальные основы развития производственных зданий.

Их классификация

Содержание учебного материала

2

2

1.

Социальные предпосылки возникновения и развития производственных зданий.

Главные признаки классификации производственных зданий и сооружений.

Производственные здания как градостроительный фактор.

Перспективы развития производственных зданий и сооружений.

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка докладов на темы:

- «Небольшие промышленные здания в системе городской застройки»;

- «Влияние технологии на композицию промышленных зданий»;

3

Раздел 2.

Жилые дома

 

Тема 2.1.

Классификация

жилища.

Основные типы зданий.

Содержание учебного материала

2

1.

Социальная концепция жилища.

Основные этапы решения жилищной проблемы в нашей стране.

Эволюция стандарта жилища.

Классификация жилища.

Основные критерии для классификации жилища: назначение по времени и характеру проживания; объемно-планировочная структура; конструктивное решение; материал ограждающих конструкции.

Краткая характеристика основных типов зданий.

Основные типы зданий: коридорные, галерейные, секционные, усадебные, блокированные, а также многофункциональные жилые здания и специализированное жилище.    

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Доработка конспектов с использованием дополнительной литературы.

1

Тема 2.2.

Жилой дом.

Понятие о типах квартир и отдельных элементах жилого

 дома и квартиры.

Содержание учебного материала

4

2

1.

Основные структурные элементы жилого дома.

Квартира и ее элементы.

Общие положения проектирования квартир. Функциональные основы проектирования квартир. Функционально-пространственная организация основных помещений квартиры. Виды зонирования квартир.

2.

Типы квартир.

Классификация жилых ячеек. Квартиры в одном уровне. Квартиры в разных уровнях. Особенности функционально-планировочной организации некоторых типов квартир. Жизнедеятельность семьи, жизненные циклы и их отражение в планировке жилой ячейки.

3.

Архитектурно-художественная организация квартиры.

Архитектурно-пространственная структура квартиры. Приемы архитектурной организации квартиры.

Самостоятельная работа обучающегося:

Анализ информации по дополнительным источникам.

1

Тема 2.3.

Односемейный жилой дом.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Усадебные дома. Планировка придомового участка и размещение хозпостроек.

Городские односемейные дома. Односемейные дома для массового строительства, особняки, виллы.

Самостоятельная работа обучающегося:

Доработка конспектов с использованием дополнительной литературы.

1

Тема 2.4.

Безлифтовые квартирные дома.

Содержание учебного материала

4

2

1.

Функциональные основы проектирования безлифтовых домов.

Классификация безлифтовых домов и область их применения. Планировочные элементы безлифтовых домов. Блокированные дома. Секционные дома.

2.

Тенденции развития типологии безлифтовых жилых домов.

Безлифтовые дома смешанной планировочной структуры. Малоэтажные жилые дома для городской застройки.

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка презентаций на темы:

- «Жилой дом средней этажности в системе городской застройки»;

- «Исторический опыт формирования жилого дома средней этажности»;

- « Место жилого дома средней этажности в типологическом ряду жилища»;

- « Экономические предпосылки применения жилых домов средней этажности».

2

Тема 2.5.

Многоэтажные жилые дома.

Содержание учебного материала

4

2

1.

Специальные требования к жилым многоэтажным домам.

Градостроительные и социальные условия и требования. Социально-демографические предпосылки формирования. Экология жилой среды при застройке   многоэтажными домами.  Инсоляция, проветривание и шумозащита. Лестнично-лифтовые узлы и противопожарные мероприятия. Устройство первых этажей. Конструктивные и строительные системы.

Типы многоэтажных жилых домов.

Многосекционные жилые дома. Односекционные жилые дома. Коридорные и коридорно-секционные жилые дома. Галерейные и галерейно-секционные жилые дома.

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Доработка конспектов с использованием дополнительной литературы.

3

Раздел 3.

Общественные здания

Тема 3.1.

Социальная концепция общественных зданий.

Эволюция типов и их классификация.

Содержание учебного материала

8

2

1.

Классификация общественных зданий и сооружений.

Факторы, формирующие типологические признаки общественных зданий.

2.

Типологические составляющие здания и сооружения. Основные планировочные, композиционные и конструктивные схемы зданий. Строительная стандартизация и унификация.

3.

Структурные узлы зданий. Основные планировочные элементы зданий.

4.

Горизонтальные и вертикальные коммуникации.

Требования противопожарной безопасности. Пути эвакуации.

Самостоятельная работа обучающегося:

Доработка конспектов с использованием дополнительной литературы.

3

Тема 3.2.

Здания для образования, воспитания и подготовки кадров

Содержание учебного материала

2

2

1.

Земельные участки дошкольных   образовательных учреждений.

Объемно-планировочное решение.

Самостоятельная работа обучающегося:

Анализ информации по дополнительной литературе на темы:

- «История формирования учебных заведений»;

- «Учебные заведения в  современном отечественном и зарубежном строительстве»;

- «Школа как элемент общественного обслуживания жилого района».

2

Тема 3.3.

Здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Содержание учебного материала

2

2

1.

Объемно-планировочное решение магазинов. Крытые рынки. Многофункциональные торговые центры.

Классификация предприятий питания. Требования к размещению предприятий общественного питания. Объемно-планировочные схемы. Композиционные схемы.

Система предприятий бытового обслуживания.

Самостоятельная работа обучающегося:

Доработка конспектов с использованием дополнительной литературы.

1

Тема 3.4.

Здания культурно-просветительских и зрелищных учреждений

Содержание учебного материала

2

2

1.

Здания кинотеатров, театров, цирков, клубов.

Здания музеев и выставок.

Общие положения. Градостроительное решение. Основные виды деятельности. Объемно-планировочное решение. Организация внутреннего пространства.

Самостоятельная работа:

 Анализ информации по дополнительной литературе на темы:

- «Исторический опыт проектирования и строительства клубов»;

- «Рабочие клубы периода русского авангарда»;

-  «Клубное строительство периода 30-50 годов»;

- «История формирования музейных зданий»;

- «Музей как элемент общегородского центра»;

- «Музей и культура».  

 

2

Тема 3.5.

Здания и сооружения здравоохранения, отдыха и спорта

Содержание учебного материала

2

2

1.

Здания лечебно-профилактических учреждений.

Генеральные планы. Требования к участку. Объемно-планировочное и конструктивное решение. Стационары больниц.

Спортивные сооружения.

Классификация спортивных сооружений. Объемно-планировочное решение крытых спортивных сооружений. Требования противопожарной безопасности в сооружениях и устройствах для зрителей.

Тема 3.6.

Здания для органов управления

Содержание учебного материала

2

2

1.

Здания банков.

Исторические предпосылки становления здания банка. Классификация зданий банков. Земельные участки зданий банков. Объемно-планировочное решение. Функциональные блоки здания банка.

Самостоятельная работа обучающегося:

Доработка конспектов с использованием дополнительной литературы.

1

Тема 3.7.

Здания для транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения

Содержание учебного материала

2

2

1.

Автомобильные стоянки.

Классификация предприятий по обслуживанию автомобилей и основные определения. Размещение гаражей и автомобильных стоянок на участке. Объемно-планировочное решение. Подземные автостоянки легковых автомобилей. Механизированные автостоянки легковых автомобилей.

Здания вокзалов.

Размещение  вокзалов на плане города. Генеральные планы участков. Объемно-планировочное решение. Железнодорожные вокзальные комплексы. Здания автовокзалов. Речные и морские вокзалы. Аэровокзалы и аэропорты. Приемы архитектурной композиции вокзалов. Конструктивные схемы, материалы и оборудование.

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к зачету

1

Всего:

63


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины «Типология зданий» имеется кабинет типологии зданий.

Оборудование учебного кабинета:

- макеты жилых и общественных зданий.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий

Основные источники:

  1. Змеул С.Г., Маханько Б.А. «Архитектурная типология зданий и сооружений: Учеб.  для вузов: Спец. «Архитектура».  Издание стереотипное. – М.: Стройиздат, 2007.
  2. Гельфонд А.Л. «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие. – М.: Архитектура – С, 2006.
  3. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских     населенных мест», 1998г.

Дополнительные источники:

  1. Молчанов В.М. «Теоретические основы проектирования жилых зданий: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. –Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  2. Тосунова  М.И.   «Архитектурное   проектирование»: Высшая   школа,  1988  г.
  3. Тосунова  М.И.  «Общественные  здания»: Высшая   школа,  1985  г.
  4. СНиП 2.08.02 -89  Общественные здания и сооружения, 1990г.
  5. Тосунова М.И.  «Курсовое и дипломное архитектурное проектирование»:  Высшая школа, 1983 г                                                                                                    

Интернет-ресурсы catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет

3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов).

        В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний  проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады). Итоговый контроль по завершению курса дисциплины предусматривает проведение дифференцированного зачёта.  

  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «ТИПОЛОГИЯ ЗДАНИЙ»

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования,  в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, а также в ходе проведения итогового контроля.        

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- пользоваться основными нормативными материалами и документами по архитектурному проектированию;

Текущий контроль:

-  индивидуальный устный опрос;

-  фронтальный устный опрос;

-  письменная контрольная работа;

-  проверка и оценка докладов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- общие сведения об архитектурном проектировании;

 

Текущий контроль:

- проверка докладов;

- устный индивидуальный и письменный опрос.

- особенности планировочных и объемно-пространственных решений различных типов зданий;

Текущий контроль:

- проведение коллоквиумов;

- проведение семинарских занятий.

-основы функционального зонирования помещений;

Текущий контроль:

- проверка докладов;

- устный индивидуальный и письменный опрос.

-нормы проектирования зданий;

-особенности зданий различного назначения;

Текущий контроль:

- устный индивидуальный опрос;

- письменный опрос.

Итоговый контроль - дифференцированный зачёт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекций по профессиональному модулю ПМ.05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 12680 Каменщик 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» углубленной подготовки

Методическое пособие представляет собой конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения по профессиональному модулю ПМ.05. «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабоч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. По профессии маляр. 27.08.02.Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной практики (далее- УП) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 27.08.02. Строительство и экс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства ПРОФЕССИЯ 08.01.26 Мастер по ремонту и обсл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, освещения и осветительных сетей объектов жилищно- коммунального хозяйства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, освещения и осветительных сетей объектов жилищно- коммунального хозяйст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, освещения и осветительных сетей объектов жилищно- коммунального хозяйства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, освещения и осветительных сетей объектов жилищно- коммунального хозяйст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 «Общие сведения об инженерных сетях территорий и зданий» 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС   по специальности СПО   08.02.01 Строительство и э...