Главные вкладки
Новикова Наталия Ильгизаровна
Сайт ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Профессия: Педагог-психолог
Профессиональные интересы: Психология
Увлечения: Музыка
Страна: Россия
Регион: Орловская область
Населенный пункт: г. Орел
Место работы: МБ ДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления N16" г. Орла
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/novikova-nataliya-ilgizarovna"Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома... Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь." Ф. М. Достоевский
О себе
Педагог-психолог МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления N16" г. Образование : ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», специальный психолог, ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», юридический психолог
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Идиот Ф. М. Достоевский, Жизнь в займы Э. М. Ремарк
Моё портфолио
В рамках самообразования активно изучаю тему «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста». Считаю, что работа в данной области просто необходима поскольку эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, столкнулась с одной из самых серьезных социальных проблем, с которой наверняка сталкиваются многие мои коллеги - это нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей. Я обратила внимание на то, что эмоциональной сфере ребенка, к сожалению, не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. А технологизация современной жизни, к сожалению, замыкает детей на компьютерах, телевизорах, отсюда серьезные трудности в общении с окружающими. Начав работу по данной теме, я изучила методическую литературу. Особенно ценными для меня оказались справочник дошкольного психолога Г.А.Широковой, а также пособие для практических работников ДОУ Т.А.Данилина «В мире детских эмоций», я узнала, что именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы у ребенка. Отсюда и актуальность данной темы.
Целью работы является обогащение эмоциональной сферы ребенка в процессе накопления жизненного опыта и знаний через познание окружающего мира. Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:
• обучение детей пониманию себя и умению быть в мире «с собой»;
• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
• формирование и развитие положительных эмоциональных состояний у детей;
• формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний;
• выработка положительных черт характера, способствующих взаимопониманию и полноценному общению ребенка со сверстниками и взрослыми;
• создание основы для формирования адекватной самооценки ребенка.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. Для этого я использовала следующие методические средства:
-ролевые игры;
-психогимнастические игры;
-коммуникативные игры.
В своей работе я использовала эмоционально-символический метод Дж. Аллона в частности групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали и т.д. Этот метод я реализовывала с помощью следующих упражнений:
-коммуникативные упражнения;
-игры-драматизации;
-дидактические игры;
- пальчиковую гимнастику.
Эти упражнения способствовали развитию основ произвольности психической регуляции у детей, помогали решать следующие задачи:
-фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
-подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;
-повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
Использование данных методик способствовало формированию и развитию положительных эмоциональных состояний у детей, формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний, а также созданию основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка.
Для выявления результатов работы над данной темой я провела исследование. Надо сказать, что существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Мною была использована методика Люшера Aнализ результатов исследования в начале учебного года показал, что основная масса детей испытывали трудности при изображении с помощью жестов и пантомимики заданные виды эмоций.
На конец учебного года значительно возросло количество детей, которые без особого затруднения выражали с помощью мимики и пантомимики заданные им виды эмоций. Кроме того, количество детей с отрицательным эмоциональным фоном на конец учебного года снизилось.
Можно сделать вывод, что результат исследования подтверждает результативность проводимых мною мероприятий направленных на формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) — средствами выражения эмоциональных состояний.
По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Как я уже говорила родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. В чем и заключалась моя работа. Считаю, что мой опыт работы помог мне изучить эмоциональную сферу детей. Позволил разнообразить комплексную работу по коррекции эмоциональной сферы дошкольника и снять барьеры в общении.
Нужно отметить также, что главной составляющей в своей работе, считаю работу с родителями. Любая профессиональная деятельность воспитателя может дать хорошие результаты лишь в том случае, если родители детей являются его единомышленниками и принимают активное участие в жизнедеятельности группы, оказывают посильную помощь воспитателю в решении тех или иных вопросов. Преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье – непременное условие социально — эмоционального развития детей.