Главные вкладки
Варганешева Нина Федотовна
Сайт учителя технологии Варганешевой Нины Федотовны
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Изучение ремёсел
Увлечения: Занятие ремёслами
Регион: Чувашская Республика
Населенный пункт: г. Чебоксары
Место работы: КС(К)ОУ "Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" Минобразования Чувашии
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nina-varganeshevaСкажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.
http://nsportal.ru/user/570064/page/sotrudnichestv...
О себе
Работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Победивший себя могуч.
Мой взгляд на мир
Первая проба.
С 28 сентября по 3 октября в Чувашии проходил I Форум Ткачей России, где мастера смогли обменяться опытом, обсудить инновационные решения и наметить пути популяризации ткачества. Форум проходил в ООО «Агроздравница» - «Золотой Колос». Автором и инициатором проекта стал Александр Яковлевич Петров – потомственный текстильщик, стаж работы которого в текстиле 43 года. Участниками форума стали самые представительные мастера от регионов России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Астраханской области, Татарстана, Чувашии, Мордовии, Ставрополя, Великого Новгорода, Башкортостана, Алтайского края, Смоленской области и Иркутска.
Одними из представителей из Чувашии на этом форуме были учитель технологии Варганешева Н.Ф. и ее ученики – Владимир Воробьев (12 класс) и Елена Кульева (10А класс).
Мы встретились с одним из участников форума с Воробьевым Владимиром. Задали ему несколько вопросов.
-Здравствуй, Вова! Мы знаем, что Вы участвовали в форуме Ткачей России. Какие впечатления у тебя остались от этого мероприятии?
-Здравствуйте, Марьяна Владимировна! Да, это так. Впечатления от форума остались самые лучшие. Мне понравилась сама организация мероприятия, его организатор Александр Петров и люди, которые окружали нас. Они все творческие, инициативные.
Я благодарен Александру Яковлевичу за предоставленную возможность участвовать мне на мероприятии такого масштаба.
Запомнился мне еще один мастер, Баранов В.Ф. из Саранска. Он ткет одежду из крапивы. В этот день на нем был красивый свитер, сотканный и сшитый им.
-Как ты выбрал для себя такое интересное занятие?
-Знаете, я однажды проходил мимо кабинета технологии и решил заглянуть. Увидел как девочки ткут пояса на станке и тоже захотел попробовать. Учитель Нина Федотовна сказала: «Если тебе понравится и будет получаться, то возьмем тебя на форум». Я сел за рабочее место и сам не заметил, как стало получаться, а главное, мне понравилось. Этим ремеслом я и раньше занимался. Учитель похвалила меня. Вот так я выбрал для себя такое занятие.
-Спасибо, Вова за приятную беседу.
Интервью брала заместитель директора по ВР РГОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат» Минобразования Чувашии М.В Никитина.
План мероприятий на неделю технологии
17.11.2014 | Выступление Петрова А. Я – специалиста по ткачеству с презентацией «Мир жаккарда» | 5-й урок, 11 класс |
18.11.2014 | Творческая встреча с обучающимися Богатыревской средней школы Цивильского района | 3-4 уроки, 7 класс |
19.11.2014 | Устный журнал «Известные чувашские вышивальщицы: Жачева Е. Н., Сергеева Е.И., Минеева В.А., ШарковаТ.В.,Симакова М.В и др.» | 10 бкласс, 15.30час |
20.11.2014 | Изготовление сувениров в технике браного ткачества | 6 б класс, 1-2 уроки |
21.11.2014 | Экскурсия в Богатыревскую среднюю школу Цивильского района | 7 класс. 1-4 уроки |
22.11.2014 | Занятие по изготовлению женских украшений в технике сухого валяния | 5 б класс, 1-2 уроки |
24.11.2014 | Подведение итогов | 15 часов |
Неделя технологии началась с выступления Петрова А.Я.
На неделе технологии перед обучающимися 11 класса РГОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии выступил Александр Яковлевич Петров. Он потомственный текстильщик. Его родители поднимали Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат. В 7 лет первый раз отец позволил ему забраться на пятиметровую высоту ткацкого станка, откуда он смог рассмотреть весь цех, где размещался город жаккардовых машин. Это особое чувство осталось у него на всю жизнь и послужило не только толчком для выбора будущей профессии – техник-технолог ткацкого производства, но и пройти жизненную школу от слесаря до директора ткацкой фабрики. Он создал инициативную группу по разработке особой отечественной продукции, преподавал в Московском промышленном колледже, работал консультантом в транснациональной компании.
Александр Яковлевич в конце сентября в начале октября 2014 года организовал Форум ткачей России и руководил им. Наравне с мастерами России на этом форуме посчастливилось участвовать и нашим обучающимся Воробьеву Владимиру и Кульевой Елене вместе с учителем технологии.
Сегодня А.Я. Петровым сделан еще один шаг – открытый урок « Путешествие в мир жаккарда». Это продолжение проектов: «Форум Ткачей России», «Музей-Центр инновационного ручного ткачества «Basslis»». Эти проекты нацелены на очень широкий круг слушателей без возрастных ограничений.
Сегодня предоставилась еще одна возможность встретиться с этим беспредельным энтузиастом и другим обучающимся школы-интерната, соприкоснуться и окунуться в мир современного текстиля, на основе соблюдения канвы исторического развития.
Александр Яковлевич задает вопрос: «Нужно ли молодому поколению, которое в целом все больше и больше отдалено от возможности соприкасаться с мощным текстильным миром, знать и владеть навыками и терминологией, которые далее сопровождают нас по жизни, как ежедневная потребность есть?». И сам же отвечает на него: «Несомненно, необходимо, так как это часть не только истории человечества, но и предпосылка к возможности мыслить и творить в соответствии с запросами реальности. Это особый мир технического и технологического развития, результаты которого мы сегодня видим в тенденциях развития цифровой техники и многих иных современных науках».
Связаться с этим удивительным человеком можно, написав ему на E-mail: Basslis@yandex.ru
На следующий день состоялась творческая встреча с обучающимися богатыревской средней школы Цивильского района за чаепитием.
И так далее по плану мероприятий на неделю.
ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Варганешева Н.Ф.
Учитель технологии. КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии. г. Чебоксары.
Социальный статус лиц с нарушением зрения невысок. Решение проблемы состоит в поисках оптимальной модели социальной помощи и поддержке детей с нарушением зрения на основе интеграции всех возможностей социума и реализации резервов организма и личности.
Вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными затруднениями. Так у лиц с внезапной потерей или резким ухудшением зрения, находящихся в депрессивном состоянии, могут формироваться установки на неработоспособность. Однако, как утверждает А. Г. Литвак, «...формирование положительной установки на работоспособность не зависит прямо от глубины и времени возникновения дефекта». Установки к труду во многом зависят от качества воспитательных и реабилитационных мероприятий.
На уроках технологии решаются следующие задачи: - формирование привычки к труду, практических умений и навыков, понимания необходимости трудиться как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека, - формирование потребности в профессиональном самоопределении.
В первую очередь на уроках технологии осуществляется трудовое воспитание, поскольку выполнение любого изделия связано с затратой определенного количества сил. Труд формирует у учащихся стремление к самостоятельности, самосовершенствованию, упорству, выдержке, инициативе, решительности. Он укрепляет характер, способствует правильному выбору профессии. Он закладывает основы трудолюбия, умения, желания работать собственными руками, способствует развитию интересов, увлечений, организует полезные занятия в свободное время. Таким образом, на уроках технологии формируется творчески активная личность.
В решении проблем у слепых и слабовидящих детей большое значение имеет организация выставок-продаж, конкурсов, ярмарок. К примеру, мы организовали Рождественскую ярмарку «Радуга» в своей школе. На ярмарку были выставлены модные в то время ажурные шарфы из ленточной пряжи, выполненные ученицами двух классов (рис.1). Эта ярмарка заинтересовала всех. Девочки с гордостью учили вязать, кто хотел научиться этому. Попозже мы организовали такую ярмарку в городе. Наших детей вдохновляют не только деньги, заработанные своими руками, и поощрения, но и чувство превосходства над своими зрячими сверстниками в том, что, будучи инвалидами, они могут создавать хорошие изделия.
Дети с огромным интересом берутся за все новое, поэтому желательно вводить в процесс обучения то, что в данное время модно. К примеру, в 2009 году на фестивале в Карелии я увидела валяные женские украшения. Тогда у нас в городе в продаже не было ни игл, ни шерсти для фильцевания. Мы распускали шерстяную пряжу и получали шерсть. Хотя это был долгий процесс, мы были рады даже этому, а с иглами было намного сложнее, но мы нашли выход. Девочки в технике сухого валяния изготовляли бусы, сережки, браслеты. Выполненные своими руками украшения девочки дарили своим учителям, подругам мамам (рис.2). Попозже в технике смешанного валяния делали цветы, шарфы, а потом перешли к сувенирным валенкам. А какие они вяжут шали, топы, болеро, бактусы, салфетки в разной технике: крючком, на спицах, на вилке…(рис.3)! Столько радости приносит гильоширование, разные методы вышивания, ткачество на ткацком станке, плетение: «макраме», «фриволите», на коклюшках…(рис.4)!
Также им очень нравится участвовать в конкурсах, вплоть до Всероссийских конкурсов. К примеру, девочки неоднократно участвовали во Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», который проходит ежегодно в Чебоксарах (Столярова Анна, Самсонова Алена), во II Всероссийском фестивале современного ткачества «Пестрые нити» в Карелии в Петрозаводске (Леонидова Марина), во II Открытом фестивале ткачества «Весна Кросна» в Перми (Кульева Елена), Всероссийском конкурсе «Урал мастеровой» (Кульева Елена), в Форуме ткачей России (Воробьев Владимир и Кульева Елена) даже занимали призовые места (рис. 5-7). По мере возможности принимают участие в интернет-конкурсах. В частности, во II Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Золотое рукоделие», стипендиальном конкурсе «Модное рукоделие-2013» (Самойлова Екатерина). Не пропустили участие и в проекте «Спортивная дорожка», посвященном Универсиаде -2013 в Казани (Петрова Ирина, Надирова Нурана), в творческой олимпиаде «Рукоделие 2014» (Кульева Елена)». Часто участвуют в республиканских, городских конкурсах с хорошими результатами.
Очень нравится детям проводить мастер-классы. На семинаре, организованном Республиканским домом народного творчества, девочки с гордостью учили слушателей семинара ткать бисером на станке (рис. 8). В фестивале «Культурное наследие Чувашии – современная ретроспектива» - они ткали на ткацком станке (рис. 9). Самойлова Екатерина (тотально слепая) и Потапов Геннадий участвовали в мастер-классе по плетению чувашских национальных поясов для руководителей фольклорных групп. Подобные мероприятия помогают слабовидящим и слепым приобрести уверенность в себе, познавать себя как личность.
Социальных проблем в жизни ребенка с нарушением зрения много, и они серьезные. Поскольку патология зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни.
Бытовая самостоятельность незрячих и слабовидящих является одним из самых важных условий их успешной семейной жизни. Усвоение бытовых работ избавляет от мелочной, порой унизительной зависимости от окружающих, позволяет поверить в возможность жить в условиях слепоты, быть полезным и нужным своей семье. Важно уметь приготовить пищу себе и своим родным, содержать в чистоте и порядке кухню, посуду, пользоваться плитой, красиво накрыть стол, уметь радушно принимать гостей. Этому стараемся учить на уроках технологии по кулинарии. А для кулинарных занятий в школе имеется все необходимое и девочки с удовольствием готовят вкусные блюда (рис.10).
Чтобы человек без зрения не чувствовал себя потерянным, несчастным, он должен активно действовать: учиться, работать, вести домашнее хозяйство, общаться с друзьями. Внимание, чуткость к незрячему ребенку, знание и учет особенностей его развития, вера в его способности, оптимизм - вот основа будущих жизненных успехов ребенка. Дети с нарушением зрения обладают уникальными способностями познавать окружающий мир и учиться жить.
На памятнике В. Гаюи, основателя образования слепых, написаны слова, обращенные к слепому ребенку: «Ты найдешь свет в образовании и в труде». В знании и труде видел Гаюи разрешение трагедии слепоты. Эпоха Гаюи дала слепым образование; наша эпоха должна дать им труд.
Рис.1. Ярмарка. Рис.2. Валяные бусы. Рис.3. Шали крючком.
Рис.4. Гильоширование. Рис.5. Конкурс «Русь мастеровая»
Рис. 6. Конкурс «Урал мастеровой» Рис.7 Форум ткачей России
Рис. 8. Семинар Рис.9. Фестиваль «Культурное наследие Чувашии»
Рис.10. Девочки 12 класса приготовили пиццу.
Список литературы.
- Лекции специалистов кафедры педагогики и психологии; кафедры технологии БОУ ДПО (ПК)С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
- Современная педагогика: методология, теории, практика. науч. ред. М.В.Волкова Чебоксары 2012, ч.1-560 с.
Мои достижения
Итоги недели технологии (девочки).
Моё портфолио
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты