Главные вкладки
Никитина Елена Ивановна
сайт учителя начальных классов
Профессия: Учитель начальных классов
Профессиональные интересы: Решать кроссворды,читать научную литературу
Увлечения: Спорт
Страна: Россия
Регион: Республика Татарстан
Населенный пункт: Город Нижнекамск
Место работы: МБОУ"СОШ№11"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nikitina-lena-ivanovnaДвигаться вперёд и не останавливаться перед достигнутым.Двигаться вперёд и не останавливаться перед достигнутым.Двигаться вперёд и не останавливаться перед достигнутым.
«Все учения древности указывают на необходимость вмещения противоположений, ибо сама жизнь соткана из таких кажущихся противоречий».
Итак, «пусть мыслится мыслимое».
Культура есть не существительное, а глагол.
Культура есть не Свет, а Почитание Света.
Культура есть не заброшенный Храм, а забота о нём.
Культура есть не Путь, а созидание Пути к Свету.
Мои ученики стоят в музее перед шедевром живописи. Что я им скажу? «Смотрите на Культуру» или «Это есть часть Великой Культуры»?
Нет, картина эта не есть сама по себе ни Культура, ни часть Культуры.
Покажу своим ученикам памятники архитектуры, поведу на концерт симфонической музыки, дам почитать Достоевского. Что я при этом им скажу? Что они соприкасаются с Культурой?
Я не хочу путать Культуру с ценностями Культуры.
Ценности Культуры, какого бы рода они ни были, есть существительные Культуры.
А сама Культура есть особая, самая возвышенная Жизнь, независимо от того, протекает она во внутреннем или во внешнем мире.
Культура есть деятельное, созидательное, состояние Духа. Она есть отношение к ценностям Культуры и, вообще, отношение ко всяким явлениям духовного и материального миров.
Потому в музее, находясь перед шедевром живописи, я постараюсь обратить внимание моих учеников на собственные чувства, мысли, на те импульсы, которые они переживают в себе. Попытаюсь вызвать в них собственные оценки, помогу утончать чувства и взгляды, то есть, отношения. Вот эта деятельность Духа и есть Культура.
Чтобы что-либо стало ценностью Культуры, надо, чтобы наиболее развитые люди, а потом и многие другие, назвали это что-то ценностью Культуры. Это не та оценка, что на аукционах, это духовная оценка. Известны многие случаи, когда какое-либо произведение искусства, творчество какого-либо художника долго не принимались как высшие ценности, как высшая Красота, а потом, иногда спустя десятилетия и более, приходило признание.
Где нам искать Культуру? В непризнанном пока шедевре и художнике или в том процессе, который происходил в людях от непризнания к признанию? Именно этот процесс, как путь людей-ценителей к восхождению, и есть Культура.
Культура и ценности Культуры – две стороны единого целого.
Культура есть устремление, а ценности Культуры есть утверждённые ступеньки, которые творятся в процессе устремления. Со своей стороны, ценности Культуры могут ускорить устремлённость, совершенствовать её качество, предупреждать о ложном.
Ценности эти служат напоминанием того, чем мы можем гордиться, к чему мы должны устремиться, о чём нам следует заботиться, от чего не следует отступать. Они – символы мощи Духа, олицетворения Красоты, Чести и Достоинства земного бытия Духа. Они служат рождению образов, настраиванию их на единое созвучие, расширению сознания, утончению чувств и нравов.
Есть только одна мера качества или уровня Культуры – устремлённость человека к Высшему.
О себе
С 1985 года работаю учителем начальных классов,имею 1 кв категорию
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
В лучезарный весенний день пришел я в свой девятый класс и обратился к своим ученикам: «Мне хочется, чтоб вы подумали и сказали, с чего начинается для вас Отечество. Через год вы разойдетесь по разным дорогам. Оглянитесь назад, на пройденное, поговорите со своей совестью, с отцом и матерью, с прахом дедов и прадедов, ушедших в землю, каждый комочек которой — это и вечная слава Отчизны, и колос пшеницы, дающий нам жизнь, и кровь героев, обильно пролитая в битвах за то, чтобы вы радовались солнцу и радуге, грустили и смеялись, любили и ненавидели...»
Предстоящий разговор о Родине взволновал юношей и девушек. Они попросили: «Оставьте нас наедине с нашими мыслями, дайте нам хотя бы три дня на раздумья». В эти три дня люди видели моих питомцев уединившимися, задумчивыми и в поле и у старой вербы, склонившейся над прудом; видели их и возле братской могилы воинов, погибших в битве за наше село, и у мемориального памятника, на котором высечены имена односельчан, чьи могилы — от Сталинграда до Берлина.
Обозревая путь, который мы, воспитатели, прошли вместе со своими учениками — завтрашними тружениками и воинами, матерями и отцами,— я думал о том, как утверждается в человеке верность и преданность Родине, как постигается великая истина: «Родина без меня обойтись может, я же без Родины — ничто; только с Родиной я велик и бессмертен!» Я мысленно прошел по всем тем местам, где мы бывали с питомцами, мысленно повторил то, что было им сказано, вдумался в то, что они читали.
...Есть в нашей Кировоградской области, недалеко от села Подлесное, место, священное для каждого гражданина. Здесь в годы фашистской оккупации гитлеровцы совершили страшное злодейство, схватив двух мальчиков — Федю Шепеля и Яшу Матвиенко, партизанских разведчиков, возвращавшихся из лесу. Их зверски пытали, им обещали щедрые награды, но ребята остались верны своей партизанской клятве. Они не выдали военную тайну. Тогда гитлеровцы заставили тринадцатилетних мальчиков выкопать яму и закопали их живыми. Мы были на этом месте. Когда я рассказывал ребятам об этом подвиге во имя Родины, я пережил то же, что хирург перед операцией на человеческом сердце,— коснулся самого сокровенного. Дети широко открытыми глазами смотрели на мир, как будто впервые видели его. В те мгновения их души были открыты великому и возвышенному...
Дорогие мои юные друзья-педагоги, только вчера переступившие порог школы! Вам предстоит воспитывать молодое поколение в 2000 году. Ваши питомцы в расцвете сил встретят столетие Советской Родины. Помните мудрое правило патриотического воспитания, правило, постигнутое, добытое, выстраданное десятилетиями тяжелого и благородного труда: умейте найти то святое место на нашей земле, где открываются сердца и слова наши, обычные, простые слова, обретают новое звучание.
Каждый раз, когда я говорю со своими питомцами о Родине, я переживаю чувства человека, который завтра умрет, и мое сегодняшнее слово является как бы завещанием. Это значит, что о великом и возвышенном, о святыне сердца надо говорить нечасто.
Вот какие мысли не давали мне покоя три дня, пока наши девушки и юноши слушали себя, свой голос, свое сердце.
И вот я взял, наконец, в руки маленькие листочки с горячими, как огонь, и ласковыми, как цветок ландыша, строчками...
Что же самое святое и драгоценное в них?
Юношеству свойственно стремление философски осмысливать мир. Особенно ярко выражено это, когда мысль раскрывается в художественном образе.
...Раздумья застенчивой Ольги Верескун:
«В синем небе летит журавлиная стая. Летят птицы в теплый край, там вечное лето, теплые воды, густые травы. Но не радует их это тепло. Ждут не дождутся птицы, когда на далеком севере растает снег, и снова летят на далекий север, летят через моря и горы. Летят на север, потому что это их родина. Здесь они родились. Так и для нас — самая дорогая та земля, где мы родились. Пусть где-то далеко, в чужом краю, и звезды ярче и травы сочнее, но нет для нас яснее наших родных зорь, нет дождей, более животворных, чем наши родные дожди, нет трав ароматнее наших родных трав. Вот яркое воспоминание моего детста: еле приметная тропинка-стежка в зеленом лугу. Я часто бегала по этой тропинке, собирала цветы. И все мне хотелось узнать, где она кончается. Долго шла я по лугу, но тропинке не было конца. Как только слышу слово Родина, вспоминается эта тропинка, безбрежный зеленый луг, песня кузнечика в вечерней тишине, белые хатки и стройные тополя за селом. Самое дорогое для человека, наверное, то, что стало дорогим в детстве».
Пишет Владимир Глоба:
«Мама рассказывала мне в далеком детстве сказку о соломенном бычке. Навсегда вошло в память: темный лес, чистое поле, буйный ветер, верба, склонившаяся над прудом... Из этих образов и возникло мое первое представление о Родине. До боли сердца дорого оно мне, чистое поле. Когда я слышу слово «Отечество», вспоминается эта детская, не мудрая, но такая дорогая сердцу сказка о соломенном бычке — с чистым полем и буйным ветром, темным лесом и глазами матери».
Вот строчки синеглазой Тамары Швачко:
«Для меня Родина начинается с полузабытого воспоминания. Над моей кроваткой, у окна, было ласточкино гнездо. Каждое утро, проснувшись, я видела, как ласточка кормит птенцов. Куда бы я ни поехала, где бы ни пришлось мне жить и работать, я никогда не забуду ласточкиного гнезда над моим окном. Вспоминаю о нем — и кажется, что это самое красивое видение детства. Наверное, потому что это мысль не только о гнезде ласточкином. Это мысль о гнезде родительском, о материнском ласковом слове, о родной земле».
Есть у нас еще одна Тамара Швачко, черноглазая, так и различают их учителя — синеглазая и черноглазая. Черноглазая Тамара Швачко заключает свои размышления словами о дружбе народов:
«Мы ездили в Белоруссию, гостили у пионеров Кормянской школы на Гомельщине. Повезли своим друзьям яблоню и мешок украинского чернозема. Смешали чернозем с белорусской землей и посадили яблоню. Несколько лет прошло с той поры. Растет наша яблоня в Белоруссии, а у нас растут белорусские елочки. Однажды рано утром я пришла в школу. Было тихое солнечное утро. Сад наш стоял в белом цветении. Я рассматривала цветущие деревья, слушала тихое жужжание пчел. И вдруг остановилась изумленная: рядом с цветущей украинской яблоней — зеленая белорусская елочка. Такой красоты я никогда еще не наблюдала. Наверное, потому, что в этом соседстве яблони и елочки я увидела дружбу народов».
Тамара Афанасьева задумывается о смысле жизни:
«Сколько я себя помню,— росла возле нашей хаты старая вишня. Почти вся она уже засохла, лишь на одной ветке зеленеют буйные отростки и весной цветут цветы. Отец не раз собирался срубить ее и посадить молодую вишенку, но мать просила: «Не руби. Ее еще дед посадил». Отец привил почку от дедовой вишни к маленькому сеянцу, и рядом со старой вишней поднялась молодая... Она еще и сейчас живет — дедова вишня. Она дорога для всех нас. Наверное, дорого нам на нашей родной земле все, в чем человек оставляет сам себя».
Люба Самкова размышляет о глубоких корнях верности родной земле:
«Між ярами над ставами верби зеленіють». Эти строки Тараса Шевченко открыли передо мной красоту родного края. Я люблю нашу красивую, полнозвучную украинскую мову. Есть украинская притча: захотелось Кукушке петь по-соловьиному, полетела она к Соловью, долго-долго училась и, наконец, научилась. Возвратилась к кукушкам — братьям и сестрам и стала петь по-соловьиному. Но после каждой соловьиной трели сбивалась и произносила: «Ку-ку»... Слушали ее кукушки, слушали, конечно, поняли соловьиный язык, но очень удивились: «Почему ты с нами, кукушками, говоришь по-соловьиному? Ведь и мы кукушки и ты кукушка. Да и не умеешь ты хорошо петь по-соловьиному, все равно сбиваешься на ку-ку...» «Какая я вам кукушка! — рассердилась Кукушка.— Я соловей». Но, рассердившись, забыла, что надо говорить по-соловьиному, и заговорила по-кукушечьи: «Ку-ку»...
Есть такие кукушки и среди нас. Окончит школу, поедет в город, поживет год и, приехав домой, забывает, что приехал к своим кукушкам,— пытается петь по-соловьиному, но получается плохо».
Вчитываясь в сочинения моих учеников, я с гордостью и восхищением вижу благородный сплав нежной любви к Родине и испепеляющей непримиримости к злу, ненависти к врагу.
Владимир Прохоров спрашивает себя: «С чем можно сравнить чувство любви к Родине? Это самое сильное и самое благородное чувство. Меня потряс рассказ о подвиге Михаила Паникако, 19-летнего юноши. То было в тяжелые дни битвы за Сталинград. Михаил стоял в окопе на улице города. На него шел вражеский танк. Молодой воин поднял бутылку с зажигательной жидкостью, чтобы бросить в танк, но в это мгновение пуля разбила бутылку, и огнем охватило руку, грудь юноши. Тогда он взял еще одну бутылку, прыгнул из окопа и залез на вражеский танк. Юноша разбил о башню бутылку, и танк запылал.
Для меня Отчизна начинается с колыбельной песни матери. А вершина славы Отечества — подвиг Михаила Паникако и Александра Матросова. Если мне суждено умереть в битве за Родину, я хотел бы умереть так, как умерли они, герои, чтобы своей смертью звать товарищей в битву за Родину».
Василь Кравченко нашел свою тропинку в большой мир Отечества.
«Стоит за селом нашим высокий курган. В тяжкий летний день 1941 года, когда советские войска отступали к Днепру, здесь, на этом кургане, выкопал свой окоп пулеметчик. Несколько часов держал он под обстрелом дорогу. Фашисты послали против него танк, и лишь тогда, когда осколки вражесного снаряда разорвали грудь солдата, он перестал стрелять. Для меня это священный уголок советсной земли. С того кургана и начинается для меня Родина».
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,— писал В. Г. Белинский,— чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Пристально всматриваясь в прошедшее, размышляя об исторических судьбах Отечества, юношество конца 60-х годов пытается осмыслить, постигнуть разумом и сердцем душу нашего народа.
«Что восхищает меня в нашем народе? — ставит перед собой вопрос Валя Фоминская и сама отвечает на него: — Его безграничная любовь к Родине. Я на всю жизнь запомнила рассказ ветерана войны о том, как один наш советский солдат контуженным попал в плен к фашистам. Увидел эсэсовец у молодого воина звездочку на пилотке. Приказал снять и бросить в грязь. Солдат снял звездочку и положил в карман гимнастерки — ближе к сердцу. Фашист повторил приказ. Солдат молчал. Когда фашист схватил его, чтобы вынуть из кармана звездочку, солдат сбил фашиста с ног и ударил ногой в голову. Гитлеровец лежал мертвый. За красную звездочку юноша пошел на виселицу. Я хочу быть такой же духовно сильной, как этот неизвестный герой, как Зоя Космодемьянская».
Мысль о начале всех начал — о славе труда — раскрывается в рассуждениях Григория Омельяненко:
«Я не был там, где начинается наш широкий и могучий Днепр. Но я видел на картинке и читал: маленький ручеек тихо журчит, бьет из-под земли чистая родниковая вода. Вот как начинается Днепр. По пути вливаются в него тысячи ручейков. Не было бы маленьких ручейков — не было бы и великана Днепра. Так и Родина. Ее величие и могущество — духовная сила «маленьких», «незаметных» людей. Они своими руками, своим разумом создают все то. чем богата наша страна, чем гордится наше Отечество. Живет у нас в селе дедушка Кузьма Константинович Гайчук. Нигде он уже не работает, пенсионер. Мало кто его знает в селе. потому что работал он в городе Кременчуге. Обыкновенный, скромный человек. Но он построил за свою жизнь сто домов. Много лет будут жить люди в домах, сооруженных руками Кузьмы Константиновича. Александр Довженко говорил: «История народов учит нас, что то государство величественно, в котором велик маленький человек». Родина — это труд людей. Без «маленького» человека нет ни славы, ни могущества. Без него нет ни вождей, ни полководцев».
Родина и труд — они неразрывны и в мыслях Лены Шкурат:
«Родина начинается для меня с трех пшеничных колосков,- Мама принесла их с поля в первый день жатвы. Бережно связывала их и вешала над портретом дедушки. Так и останется в моей памяти на всю жизнь: три пшеничных колоска и улыбка матери».
А Лиде Кириченко, нашей поэтессе и певунье, сердце сказало вот что:
«Несколько лет назад я впервые увидела море. Оно поразило меня своей безграничностью, величием, красотой и — вечностью. Когда я слышу слово «Родина», передо мной предстает море. Родина вечна, как море. Уходят одни поколения и приходят другие, молодость становится зрелостью и старостью, а Родина вечно живет, впитывая в себя по капельке и по крупинке мужество, героизм, мудрость — от каждого поколения.
...Отечество, ты и без меня будешь счастливым, я же без тебя — никогда».
Мы живем в сложное и трудное время. В мире множество влияний и прикосновений, которые испытывает чуткое человеческое сердце. Говоря словами Ф. М. Достоевского, «дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Наша высокая миссия заключается не только в том, чтобы оградить сердце юного гражданина от хищного и лукавого, хитрого и лицемерного «дьявола», оградить это сердце от тлетворных идей аполитичности и космополитизма. Наша высокая цель не просто благополучный человек, а борец. И эту задачу решать нам, дорогие мои ровесники, отцы и матери! Пусть слово и дело наше станут поучительніми для молодого поколения.
Мой взгляд на мир
В лучезарный весенний день пришел я в свой девятый класс и обратился к своим ученикам: «Мне хочется, чтоб вы подумали и сказали, с чего начинается для вас Отечество. Через год вы разойдетесь по разным дорогам. Оглянитесь назад, на пройденное, поговорите со своей совестью, с отцом и матерью, с прахом дедов и прадедов, ушедших в землю, каждый комочек которой — это и вечная слава Отчизны, и колос пшеницы, дающий нам жизнь, и кровь героев, обильно пролитая в битвах за то, чтобы вы радовались солнцу и радуге, грустили и смеялись, любили и ненавидели...»
Предстоящий разговор о Родине взволновал юношей и девушек. Они попросили: «Оставьте нас наедине с нашими мыслями, дайте нам хотя бы три дня на раздумья». В эти три дня люди видели моих питомцев уединившимися, задумчивыми и в поле и у старой вербы, склонившейся над прудом; видели их и возле братской могилы воинов, погибших в битве за наше село, и у мемориального памятника, на котором высечены имена односельчан, чьи могилы — от Сталинграда до Берлина.
Обозревая путь, который мы, воспитатели, прошли вместе со своими учениками — завтрашними тружениками и воинами, матерями и отцами,— я думал о том, как утверждается в человеке верность и преданность Родине, как постигается великая истина: «Родина без меня обойтись может, я же без Родины — ничто; только с Родиной я велик и бессмертен!» Я мысленно прошел по всем тем местам, где мы бывали с питомцами, мысленно повторил то, что было им сказано, вдумался в то, что они читали.
...Есть в нашей Кировоградской области, недалеко от села Подлесное, место, священное для каждого гражданина. Здесь в годы фашистской оккупации гитлеровцы совершили страшное злодейство, схватив двух мальчиков — Федю Шепеля и Яшу Матвиенко, партизанских разведчиков, возвращавшихся из лесу. Их зверски пытали, им обещали щедрые награды, но ребята остались верны своей партизанской клятве. Они не выдали военную тайну. Тогда гитлеровцы заставили тринадцатилетних мальчиков выкопать яму и закопали их живыми. Мы были на этом месте. Когда я рассказывал ребятам об этом подвиге во имя Родины, я пережил то же, что хирург перед операцией на человеческом сердце,— коснулся самого сокровенного. Дети широко открытыми глазами смотрели на мир, как будто впервые видели его. В те мгновения их души были открыты великому и возвышенному...
Дорогие мои юные друзья-педагоги, только вчера переступившие порог школы! Вам предстоит воспитывать молодое поколение в 2000 году. Ваши питомцы в расцвете сил встретят столетие Советской Родины. Помните мудрое правило патриотического воспитания, правило, постигнутое, добытое, выстраданное десятилетиями тяжелого и благородного труда: умейте найти то святое место на нашей земле, где открываются сердца и слова наши, обычные, простые слова, обретают новое звучание.
Каждый раз, когда я говорю со своими питомцами о Родине, я переживаю чувства человека, который завтра умрет, и мое сегодняшнее слово является как бы завещанием. Это значит, что о великом и возвышенном, о святыне сердца надо говорить нечасто.
Вот какие мысли не давали мне покоя три дня, пока наши девушки и юноши слушали себя, свой голос, свое сердце.
И вот я взял, наконец, в руки маленькие листочки с горячими, как огонь, и ласковыми, как цветок ландыша, строчками...
Что же самое святое и драгоценное в них?
Юношеству свойственно стремление философски осмысливать мир. Особенно ярко выражено это, когда мысль раскрывается в художественном образе.
...Раздумья застенчивой Ольги Верескун:
«В синем небе летит журавлиная стая. Летят птицы в теплый край, там вечное лето, теплые воды, густые травы. Но не радует их это тепло. Ждут не дождутся птицы, когда на далеком севере растает снег, и снова летят на далекий север, летят через моря и горы. Летят на север, потому что это их родина. Здесь они родились. Так и для нас — самая дорогая та земля, где мы родились. Пусть где-то далеко, в чужом краю, и звезды ярче и травы сочнее, но нет для нас яснее наших родных зорь, нет дождей, более животворных, чем наши родные дожди, нет трав ароматнее наших родных трав. Вот яркое воспоминание моего детста: еле приметная тропинка-стежка в зеленом лугу. Я часто бегала по этой тропинке, собирала цветы. И все мне хотелось узнать, где она кончается. Долго шла я по лугу, но тропинке не было конца. Как только слышу слово Родина, вспоминается эта тропинка, безбрежный зеленый луг, песня кузнечика в вечерней тишине, белые хатки и стройные тополя за селом. Самое дорогое для человека, наверное, то, что стало дорогим в детстве».
Пишет Владимир Глоба:
«Мама рассказывала мне в далеком детстве сказку о соломенном бычке. Навсегда вошло в память: темный лес, чистое поле, буйный ветер, верба, склонившаяся над прудом... Из этих образов и возникло мое первое представление о Родине. До боли сердца дорого оно мне, чистое поле. Когда я слышу слово «Отечество», вспоминается эта детская, не мудрая, но такая дорогая сердцу сказка о соломенном бычке — с чистым полем и буйным ветром, темным лесом и глазами матери».
Вот строчки синеглазой Тамары Швачко:
«Для меня Родина начинается с полузабытого воспоминания. Над моей кроваткой, у окна, было ласточкино гнездо. Каждое утро, проснувшись, я видела, как ласточка кормит птенцов. Куда бы я ни поехала, где бы ни пришлось мне жить и работать, я никогда не забуду ласточкиного гнезда над моим окном. Вспоминаю о нем — и кажется, что это самое красивое видение детства. Наверное, потому что это мысль не только о гнезде ласточкином. Это мысль о гнезде родительском, о материнском ласковом слове, о родной земле».
Есть у нас еще одна Тамара Швачко, черноглазая, так и различают их учителя — синеглазая и черноглазая. Черноглазая Тамара Швачко заключает свои размышления словами о дружбе народов:
«Мы ездили в Белоруссию, гостили у пионеров Кормянской школы на Гомельщине. Повезли своим друзьям яблоню и мешок украинского чернозема. Смешали чернозем с белорусской землей и посадили яблоню. Несколько лет прошло с той поры. Растет наша яблоня в Белоруссии, а у нас растут белорусские елочки. Однажды рано утром я пришла в школу. Было тихое солнечное утро. Сад наш стоял в белом цветении. Я рассматривала цветущие деревья, слушала тихое жужжание пчел. И вдруг остановилась изумленная: рядом с цветущей украинской яблоней — зеленая белорусская елочка. Такой красоты я никогда еще не наблюдала. Наверное, потому, что в этом соседстве яблони и елочки я увидела дружбу народов».
Тамара Афанасьева задумывается о смысле жизни:
«Сколько я себя помню,— росла возле нашей хаты старая вишня. Почти вся она уже засохла, лишь на одной ветке зеленеют буйные отростки и весной цветут цветы. Отец не раз собирался срубить ее и посадить молодую вишенку, но мать просила: «Не руби. Ее еще дед посадил». Отец привил почку от дедовой вишни к маленькому сеянцу, и рядом со старой вишней поднялась молодая... Она еще и сейчас живет — дедова вишня. Она дорога для всех нас. Наверное, дорого нам на нашей родной земле все, в чем человек оставляет сам себя».
Люба Самкова размышляет о глубоких корнях верности родной земле:
«Між ярами над ставами верби зеленіють». Эти строки Тараса Шевченко открыли передо мной красоту родного края. Я люблю нашу красивую, полнозвучную украинскую мову. Есть украинская притча: захотелось Кукушке петь по-соловьиному, полетела она к Соловью, долго-долго училась и, наконец, научилась. Возвратилась к кукушкам — братьям и сестрам и стала петь по-соловьиному. Но после каждой соловьиной трели сбивалась и произносила: «Ку-ку»... Слушали ее кукушки, слушали, конечно, поняли соловьиный язык, но очень удивились: «Почему ты с нами, кукушками, говоришь по-соловьиному? Ведь и мы кукушки и ты кукушка. Да и не умеешь ты хорошо петь по-соловьиному, все равно сбиваешься на ку-ку...» «Какая я вам кукушка! — рассердилась Кукушка.— Я соловей». Но, рассердившись, забыла, что надо говорить по-соловьиному, и заговорила по-кукушечьи: «Ку-ку»...
Есть такие кукушки и среди нас. Окончит школу, поедет в город, поживет год и, приехав домой, забывает, что приехал к своим кукушкам,— пытается петь по-соловьиному, но получается плохо».
Вчитываясь в сочинения моих учеников, я с гордостью и восхищением вижу благородный сплав нежной любви к Родине и испепеляющей непримиримости к злу, ненависти к врагу.
Владимир Прохоров спрашивает себя: «С чем можно сравнить чувство любви к Родине? Это самое сильное и самое благородное чувство. Меня потряс рассказ о подвиге Михаила Паникако, 19-летнего юноши. То было в тяжелые дни битвы за Сталинград. Михаил стоял в окопе на улице города. На него шел вражеский танк. Молодой воин поднял бутылку с зажигательной жидкостью, чтобы бросить в танк, но в это мгновение пуля разбила бутылку, и огнем охватило руку, грудь юноши. Тогда он взял еще одну бутылку, прыгнул из окопа и залез на вражеский танк. Юноша разбил о башню бутылку, и танк запылал.
Для меня Отчизна начинается с колыбельной песни матери. А вершина славы Отечества — подвиг Михаила Паникако и Александра Матросова. Если мне суждено умереть в битве за Родину, я хотел бы умереть так, как умерли они, герои, чтобы своей смертью звать товарищей в битву за Родину».
Василь Кравченко нашел свою тропинку в большой мир Отечества.
«Стоит за селом нашим высокий курган. В тяжкий летний день 1941 года, когда советские войска отступали к Днепру, здесь, на этом кургане, выкопал свой окоп пулеметчик. Несколько часов держал он под обстрелом дорогу. Фашисты послали против него танк, и лишь тогда, когда осколки вражесного снаряда разорвали грудь солдата, он перестал стрелять. Для меня это священный уголок советсной земли. С того кургана и начинается для меня Родина».
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,— писал В. Г. Белинский,— чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Пристально всматриваясь в прошедшее, размышляя об исторических судьбах Отечества, юношество конца 60-х годов пытается осмыслить, постигнуть разумом и сердцем душу нашего народа.
«Что восхищает меня в нашем народе? — ставит перед собой вопрос Валя Фоминская и сама отвечает на него: — Его безграничная любовь к Родине. Я на всю жизнь запомнила рассказ ветерана войны о том, как один наш советский солдат контуженным попал в плен к фашистам. Увидел эсэсовец у молодого воина звездочку на пилотке. Приказал снять и бросить в грязь. Солдат снял звездочку и положил в карман гимнастерки — ближе к сердцу. Фашист повторил приказ. Солдат молчал. Когда фашист схватил его, чтобы вынуть из кармана звездочку, солдат сбил фашиста с ног и ударил ногой в голову. Гитлеровец лежал мертвый. За красную звездочку юноша пошел на виселицу. Я хочу быть такой же духовно сильной, как этот неизвестный герой, как Зоя Космодемьянская».
Мысль о начале всех начал — о славе труда — раскрывается в рассуждениях Григория Омельяненко:
«Я не был там, где начинается наш широкий и могучий Днепр. Но я видел на картинке и читал: маленький ручеек тихо журчит, бьет из-под земли чистая родниковая вода. Вот как начинается Днепр. По пути вливаются в него тысячи ручейков. Не было бы маленьких ручейков — не было бы и великана Днепра. Так и Родина. Ее величие и могущество — духовная сила «маленьких», «незаметных» людей. Они своими руками, своим разумом создают все то. чем богата наша страна, чем гордится наше Отечество. Живет у нас в селе дедушка Кузьма Константинович Гайчук. Нигде он уже не работает, пенсионер. Мало кто его знает в селе. потому что работал он в городе Кременчуге. Обыкновенный, скромный человек. Но он построил за свою жизнь сто домов. Много лет будут жить люди в домах, сооруженных руками Кузьмы Константиновича. Александр Довженко говорил: «История народов учит нас, что то государство величественно, в котором велик маленький человек». Родина — это труд людей. Без «маленького» человека нет ни славы, ни могущества. Без него нет ни вождей, ни полководцев».
Родина и труд — они неразрывны и в мыслях Лены Шкурат:
«Родина начинается для меня с трех пшеничных колосков,- Мама принесла их с поля в первый день жатвы. Бережно связывала их и вешала над портретом дедушки. Так и останется в моей памяти на всю жизнь: три пшеничных колоска и улыбка матери».
А Лиде Кириченко, нашей поэтессе и певунье, сердце сказало вот что:
«Несколько лет назад я впервые увидела море. Оно поразило меня своей безграничностью, величием, красотой и — вечностью. Когда я слышу слово «Родина», передо мной предстает море. Родина вечна, как море. Уходят одни поколения и приходят другие, молодость становится зрелостью и старостью, а Родина вечно живет, впитывая в себя по капельке и по крупинке мужество, героизм, мудрость — от каждого поколения.
...Отечество, ты и без меня будешь счастливым, я же без тебя — никогда».
Мы живем в сложное и трудное время. В мире множество влияний и прикосновений, которые испытывает чуткое человеческое сердце. Говоря словами Ф. М. Достоевского, «дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Наша высокая миссия заключается не только в том, чтобы оградить сердце юного гражданина от хищного и лукавого, хитрого и лицемерного «дьявола», оградить это сердце от тлетворных идей аполитичности и космополитизма. Наша высокая цель не просто благополучный человек, а борец. И эту задачу решать нам, дорогие мои ровесники, отцы и матери! Пусть слово и дело наше станут поучительніми для молодого поколения.
Мои достижения
В лучезарный весенний день пришел я в свой девятый класс и обратился к своим ученикам: «Мне хочется, чтоб вы подумали и сказали, с чего начинается для вас Отечество. Через год вы разойдетесь по разным дорогам. Оглянитесь назад, на пройденное, поговорите со своей совестью, с отцом и матерью, с прахом дедов и прадедов, ушедших в землю, каждый комочек которой — это и вечная слава Отчизны, и колос пшеницы, дающий нам жизнь, и кровь героев, обильно пролитая в битвах за то, чтобы вы радовались солнцу и радуге, грустили и смеялись, любили и ненавидели...»
Предстоящий разговор о Родине взволновал юношей и девушек. Они попросили: «Оставьте нас наедине с нашими мыслями, дайте нам хотя бы три дня на раздумья». В эти три дня люди видели моих питомцев уединившимися, задумчивыми и в поле и у старой вербы, склонившейся над прудом; видели их и возле братской могилы воинов, погибших в битве за наше село, и у мемориального памятника, на котором высечены имена односельчан, чьи могилы — от Сталинграда до Берлина.
Обозревая путь, который мы, воспитатели, прошли вместе со своими учениками — завтрашними тружениками и воинами, матерями и отцами,— я думал о том, как утверждается в человеке верность и преданность Родине, как постигается великая истина: «Родина без меня обойтись может, я же без Родины — ничто; только с Родиной я велик и бессмертен!» Я мысленно прошел по всем тем местам, где мы бывали с питомцами, мысленно повторил то, что было им сказано, вдумался в то, что они читали.
...Есть в нашей Кировоградской области, недалеко от села Подлесное, место, священное для каждого гражданина. Здесь в годы фашистской оккупации гитлеровцы совершили страшное злодейство, схватив двух мальчиков — Федю Шепеля и Яшу Матвиенко, партизанских разведчиков, возвращавшихся из лесу. Их зверски пытали, им обещали щедрые награды, но ребята остались верны своей партизанской клятве. Они не выдали военную тайну. Тогда гитлеровцы заставили тринадцатилетних мальчиков выкопать яму и закопали их живыми. Мы были на этом месте. Когда я рассказывал ребятам об этом подвиге во имя Родины, я пережил то же, что хирург перед операцией на человеческом сердце,— коснулся самого сокровенного. Дети широко открытыми глазами смотрели на мир, как будто впервые видели его. В те мгновения их души были открыты великому и возвышенному...
Дорогие мои юные друзья-педагоги, только вчера переступившие порог школы! Вам предстоит воспитывать молодое поколение в 2000 году. Ваши питомцы в расцвете сил встретят столетие Советской Родины. Помните мудрое правило патриотического воспитания, правило, постигнутое, добытое, выстраданное десятилетиями тяжелого и благородного труда: умейте найти то святое место на нашей земле, где открываются сердца и слова наши, обычные, простые слова, обретают новое звучание.
Каждый раз, когда я говорю со своими питомцами о Родине, я переживаю чувства человека, который завтра умрет, и мое сегодняшнее слово является как бы завещанием. Это значит, что о великом и возвышенном, о святыне сердца надо говорить нечасто.
Вот какие мысли не давали мне покоя три дня, пока наши девушки и юноши слушали себя, свой голос, свое сердце.
И вот я взял, наконец, в руки маленькие листочки с горячими, как огонь, и ласковыми, как цветок ландыша, строчками...
Что же самое святое и драгоценное в них?
Юношеству свойственно стремление философски осмысливать мир. Особенно ярко выражено это, когда мысль раскрывается в художественном образе.
...Раздумья застенчивой Ольги Верескун:
«В синем небе летит журавлиная стая. Летят птицы в теплый край, там вечное лето, теплые воды, густые травы. Но не радует их это тепло. Ждут не дождутся птицы, когда на далеком севере растает снег, и снова летят на далекий север, летят через моря и горы. Летят на север, потому что это их родина. Здесь они родились. Так и для нас — самая дорогая та земля, где мы родились. Пусть где-то далеко, в чужом краю, и звезды ярче и травы сочнее, но нет для нас яснее наших родных зорь, нет дождей, более животворных, чем наши родные дожди, нет трав ароматнее наших родных трав. Вот яркое воспоминание моего детста: еле приметная тропинка-стежка в зеленом лугу. Я часто бегала по этой тропинке, собирала цветы. И все мне хотелось узнать, где она кончается. Долго шла я по лугу, но тропинке не было конца. Как только слышу слово Родина, вспоминается эта тропинка, безбрежный зеленый луг, песня кузнечика в вечерней тишине, белые хатки и стройные тополя за селом. Самое дорогое для человека, наверное, то, что стало дорогим в детстве».
Пишет Владимир Глоба:
«Мама рассказывала мне в далеком детстве сказку о соломенном бычке. Навсегда вошло в память: темный лес, чистое поле, буйный ветер, верба, склонившаяся над прудом... Из этих образов и возникло мое первое представление о Родине. До боли сердца дорого оно мне, чистое поле. Когда я слышу слово «Отечество», вспоминается эта детская, не мудрая, но такая дорогая сердцу сказка о соломенном бычке — с чистым полем и буйным ветром, темным лесом и глазами матери».
Вот строчки синеглазой Тамары Швачко:
«Для меня Родина начинается с полузабытого воспоминания. Над моей кроваткой, у окна, было ласточкино гнездо. Каждое утро, проснувшись, я видела, как ласточка кормит птенцов. Куда бы я ни поехала, где бы ни пришлось мне жить и работать, я никогда не забуду ласточкиного гнезда над моим окном. Вспоминаю о нем — и кажется, что это самое красивое видение детства. Наверное, потому что это мысль не только о гнезде ласточкином. Это мысль о гнезде родительском, о материнском ласковом слове, о родной земле».
Есть у нас еще одна Тамара Швачко, черноглазая, так и различают их учителя — синеглазая и черноглазая. Черноглазая Тамара Швачко заключает свои размышления словами о дружбе народов:
«Мы ездили в Белоруссию, гостили у пионеров Кормянской школы на Гомельщине. Повезли своим друзьям яблоню и мешок украинского чернозема. Смешали чернозем с белорусской землей и посадили яблоню. Несколько лет прошло с той поры. Растет наша яблоня в Белоруссии, а у нас растут белорусские елочки. Однажды рано утром я пришла в школу. Было тихое солнечное утро. Сад наш стоял в белом цветении. Я рассматривала цветущие деревья, слушала тихое жужжание пчел. И вдруг остановилась изумленная: рядом с цветущей украинской яблоней — зеленая белорусская елочка. Такой красоты я никогда еще не наблюдала. Наверное, потому, что в этом соседстве яблони и елочки я увидела дружбу народов».
Тамара Афанасьева задумывается о смысле жизни:
«Сколько я себя помню,— росла возле нашей хаты старая вишня. Почти вся она уже засохла, лишь на одной ветке зеленеют буйные отростки и весной цветут цветы. Отец не раз собирался срубить ее и посадить молодую вишенку, но мать просила: «Не руби. Ее еще дед посадил». Отец привил почку от дедовой вишни к маленькому сеянцу, и рядом со старой вишней поднялась молодая... Она еще и сейчас живет — дедова вишня. Она дорога для всех нас. Наверное, дорого нам на нашей родной земле все, в чем человек оставляет сам себя».
Люба Самкова размышляет о глубоких корнях верности родной земле:
«Між ярами над ставами верби зеленіють». Эти строки Тараса Шевченко открыли передо мной красоту родного края. Я люблю нашу красивую, полнозвучную украинскую мову. Есть украинская притча: захотелось Кукушке петь по-соловьиному, полетела она к Соловью, долго-долго училась и, наконец, научилась. Возвратилась к кукушкам — братьям и сестрам и стала петь по-соловьиному. Но после каждой соловьиной трели сбивалась и произносила: «Ку-ку»... Слушали ее кукушки, слушали, конечно, поняли соловьиный язык, но очень удивились: «Почему ты с нами, кукушками, говоришь по-соловьиному? Ведь и мы кукушки и ты кукушка. Да и не умеешь ты хорошо петь по-соловьиному, все равно сбиваешься на ку-ку...» «Какая я вам кукушка! — рассердилась Кукушка.— Я соловей». Но, рассердившись, забыла, что надо говорить по-соловьиному, и заговорила по-кукушечьи: «Ку-ку»...
Есть такие кукушки и среди нас. Окончит школу, поедет в город, поживет год и, приехав домой, забывает, что приехал к своим кукушкам,— пытается петь по-соловьиному, но получается плохо».
Вчитываясь в сочинения моих учеников, я с гордостью и восхищением вижу благородный сплав нежной любви к Родине и испепеляющей непримиримости к злу, ненависти к врагу.
Владимир Прохоров спрашивает себя: «С чем можно сравнить чувство любви к Родине? Это самое сильное и самое благородное чувство. Меня потряс рассказ о подвиге Михаила Паникако, 19-летнего юноши. То было в тяжелые дни битвы за Сталинград. Михаил стоял в окопе на улице города. На него шел вражеский танк. Молодой воин поднял бутылку с зажигательной жидкостью, чтобы бросить в танк, но в это мгновение пуля разбила бутылку, и огнем охватило руку, грудь юноши. Тогда он взял еще одну бутылку, прыгнул из окопа и залез на вражеский танк. Юноша разбил о башню бутылку, и танк запылал.
Для меня Отчизна начинается с колыбельной песни матери. А вершина славы Отечества — подвиг Михаила Паникако и Александра Матросова. Если мне суждено умереть в битве за Родину, я хотел бы умереть так, как умерли они, герои, чтобы своей смертью звать товарищей в битву за Родину».
Василь Кравченко нашел свою тропинку в большой мир Отечества.
«Стоит за селом нашим высокий курган. В тяжкий летний день 1941 года, когда советские войска отступали к Днепру, здесь, на этом кургане, выкопал свой окоп пулеметчик. Несколько часов держал он под обстрелом дорогу. Фашисты послали против него танк, и лишь тогда, когда осколки вражесного снаряда разорвали грудь солдата, он перестал стрелять. Для меня это священный уголок советсной земли. С того кургана и начинается для меня Родина».
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,— писал В. Г. Белинский,— чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Пристально всматриваясь в прошедшее, размышляя об исторических судьбах Отечества, юношество конца 60-х годов пытается осмыслить, постигнуть разумом и сердцем душу нашего народа.
«Что восхищает меня в нашем народе? — ставит перед собой вопрос Валя Фоминская и сама отвечает на него: — Его безграничная любовь к Родине. Я на всю жизнь запомнила рассказ ветерана войны о том, как один наш советский солдат контуженным попал в плен к фашистам. Увидел эсэсовец у молодого воина звездочку на пилотке. Приказал снять и бросить в грязь. Солдат снял звездочку и положил в карман гимнастерки — ближе к сердцу. Фашист повторил приказ. Солдат молчал. Когда фашист схватил его, чтобы вынуть из кармана звездочку, солдат сбил фашиста с ног и ударил ногой в голову. Гитлеровец лежал мертвый. За красную звездочку юноша пошел на виселицу. Я хочу быть такой же духовно сильной, как этот неизвестный герой, как Зоя Космодемьянская».
Мысль о начале всех начал — о славе труда — раскрывается в рассуждениях Григория Омельяненко:
«Я не был там, где начинается наш широкий и могучий Днепр. Но я видел на картинке и читал: маленький ручеек тихо журчит, бьет из-под земли чистая родниковая вода. Вот как начинается Днепр. По пути вливаются в него тысячи ручейков. Не было бы маленьких ручейков — не было бы и великана Днепра. Так и Родина. Ее величие и могущество — духовная сила «маленьких», «незаметных» людей. Они своими руками, своим разумом создают все то. чем богата наша страна, чем гордится наше Отечество. Живет у нас в селе дедушка Кузьма Константинович Гайчук. Нигде он уже не работает, пенсионер. Мало кто его знает в селе. потому что работал он в городе Кременчуге. Обыкновенный, скромный человек. Но он построил за свою жизнь сто домов. Много лет будут жить люди в домах, сооруженных руками Кузьмы Константиновича. Александр Довженко говорил: «История народов учит нас, что то государство величественно, в котором велик маленький человек». Родина — это труд людей. Без «маленького» человека нет ни славы, ни могущества. Без него нет ни вождей, ни полководцев».
Родина и труд — они неразрывны и в мыслях Лены Шкурат:
«Родина начинается для меня с трех пшеничных колосков,- Мама принесла их с поля в первый день жатвы. Бережно связывала их и вешала над портретом дедушки. Так и останется в моей памяти на всю жизнь: три пшеничных колоска и улыбка матери».
А Лиде Кириченко, нашей поэтессе и певунье, сердце сказало вот что:
«Несколько лет назад я впервые увидела море. Оно поразило меня своей безграничностью, величием, красотой и — вечностью. Когда я слышу слово «Родина», передо мной предстает море. Родина вечна, как море. Уходят одни поколения и приходят другие, молодость становится зрелостью и старостью, а Родина вечно живет, впитывая в себя по капельке и по крупинке мужество, героизм, мудрость — от каждого поколения.
...Отечество, ты и без меня будешь счастливым, я же без тебя — никогда».
Мы живем в сложное и трудное время. В мире множество влияний и прикосновений, которые испытывает чуткое человеческое сердце. Говоря словами Ф. М. Достоевского, «дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Наша высокая миссия заключается не только в том, чтобы оградить сердце юного гражданина от хищного и лукавого, хитрого и лицемерного «дьявола», оградить это сердце от тлетворных идей аполитичности и космополитизма. Наша высокая цель не просто благополучный человек, а борец. И эту задачу решать нам, дорогие мои ровесники, отцы и матери! Пусть слово и дело наше станут поучительніми для молодого поколения.
Моё портфолио
В лучезарный весенний день пришел я в свой девятый класс и обратился к своим ученикам: «Мне хочется, чтоб вы подумали и сказали, с чего начинается для вас Отечество. Через год вы разойдетесь по разным дорогам. Оглянитесь назад, на пройденное, поговорите со своей совестью, с отцом и матерью, с прахом дедов и прадедов, ушедших в землю, каждый комочек которой — это и вечная слава Отчизны, и колос пшеницы, дающий нам жизнь, и кровь героев, обильно пролитая в битвах за то, чтобы вы радовались солнцу и радуге, грустили и смеялись, любили и ненавидели...»
Предстоящий разговор о Родине взволновал юношей и девушек. Они попросили: «Оставьте нас наедине с нашими мыслями, дайте нам хотя бы три дня на раздумья». В эти три дня люди видели моих питомцев уединившимися, задумчивыми и в поле и у старой вербы, склонившейся над прудом; видели их и возле братской могилы воинов, погибших в битве за наше село, и у мемориального памятника, на котором высечены имена односельчан, чьи могилы — от Сталинграда до Берлина.
Обозревая путь, который мы, воспитатели, прошли вместе со своими учениками — завтрашними тружениками и воинами, матерями и отцами,— я думал о том, как утверждается в человеке верность и преданность Родине, как постигается великая истина: «Родина без меня обойтись может, я же без Родины — ничто; только с Родиной я велик и бессмертен!» Я мысленно прошел по всем тем местам, где мы бывали с питомцами, мысленно повторил то, что было им сказано, вдумался в то, что они читали.
...Есть в нашей Кировоградской области, недалеко от села Подлесное, место, священное для каждого гражданина. Здесь в годы фашистской оккупации гитлеровцы совершили страшное злодейство, схватив двух мальчиков — Федю Шепеля и Яшу Матвиенко, партизанских разведчиков, возвращавшихся из лесу. Их зверски пытали, им обещали щедрые награды, но ребята остались верны своей партизанской клятве. Они не выдали военную тайну. Тогда гитлеровцы заставили тринадцатилетних мальчиков выкопать яму и закопали их живыми. Мы были на этом месте. Когда я рассказывал ребятам об этом подвиге во имя Родины, я пережил то же, что хирург перед операцией на человеческом сердце,— коснулся самого сокровенного. Дети широко открытыми глазами смотрели на мир, как будто впервые видели его. В те мгновения их души были открыты великому и возвышенному...
Дорогие мои юные друзья-педагоги, только вчера переступившие порог школы! Вам предстоит воспитывать молодое поколение в 2000 году. Ваши питомцы в расцвете сил встретят столетие Советской Родины. Помните мудрое правило патриотического воспитания, правило, постигнутое, добытое, выстраданное десятилетиями тяжелого и благородного труда: умейте найти то святое место на нашей земле, где открываются сердца и слова наши, обычные, простые слова, обретают новое звучание.
Каждый раз, когда я говорю со своими питомцами о Родине, я переживаю чувства человека, который завтра умрет, и мое сегодняшнее слово является как бы завещанием. Это значит, что о великом и возвышенном, о святыне сердца надо говорить нечасто.
Вот какие мысли не давали мне покоя три дня, пока наши девушки и юноши слушали себя, свой голос, свое сердце.
И вот я взял, наконец, в руки маленькие листочки с горячими, как огонь, и ласковыми, как цветок ландыша, строчками...
Что же самое святое и драгоценное в них?
Юношеству свойственно стремление философски осмысливать мир. Особенно ярко выражено это, когда мысль раскрывается в художественном образе.
...Раздумья застенчивой Ольги Верескун:
«В синем небе летит журавлиная стая. Летят птицы в теплый край, там вечное лето, теплые воды, густые травы. Но не радует их это тепло. Ждут не дождутся птицы, когда на далеком севере растает снег, и снова летят на далекий север, летят через моря и горы. Летят на север, потому что это их родина. Здесь они родились. Так и для нас — самая дорогая та земля, где мы родились. Пусть где-то далеко, в чужом краю, и звезды ярче и травы сочнее, но нет для нас яснее наших родных зорь, нет дождей, более животворных, чем наши родные дожди, нет трав ароматнее наших родных трав. Вот яркое воспоминание моего детста: еле приметная тропинка-стежка в зеленом лугу. Я часто бегала по этой тропинке, собирала цветы. И все мне хотелось узнать, где она кончается. Долго шла я по лугу, но тропинке не было конца. Как только слышу слово Родина, вспоминается эта тропинка, безбрежный зеленый луг, песня кузнечика в вечерней тишине, белые хатки и стройные тополя за селом. Самое дорогое для человека, наверное, то, что стало дорогим в детстве».
Пишет Владимир Глоба:
«Мама рассказывала мне в далеком детстве сказку о соломенном бычке. Навсегда вошло в память: темный лес, чистое поле, буйный ветер, верба, склонившаяся над прудом... Из этих образов и возникло мое первое представление о Родине. До боли сердца дорого оно мне, чистое поле. Когда я слышу слово «Отечество», вспоминается эта детская, не мудрая, но такая дорогая сердцу сказка о соломенном бычке — с чистым полем и буйным ветром, темным лесом и глазами матери».
Вот строчки синеглазой Тамары Швачко:
«Для меня Родина начинается с полузабытого воспоминания. Над моей кроваткой, у окна, было ласточкино гнездо. Каждое утро, проснувшись, я видела, как ласточка кормит птенцов. Куда бы я ни поехала, где бы ни пришлось мне жить и работать, я никогда не забуду ласточкиного гнезда над моим окном. Вспоминаю о нем — и кажется, что это самое красивое видение детства. Наверное, потому что это мысль не только о гнезде ласточкином. Это мысль о гнезде родительском, о материнском ласковом слове, о родной земле».
Есть у нас еще одна Тамара Швачко, черноглазая, так и различают их учителя — синеглазая и черноглазая. Черноглазая Тамара Швачко заключает свои размышления словами о дружбе народов:
«Мы ездили в Белоруссию, гостили у пионеров Кормянской школы на Гомельщине. Повезли своим друзьям яблоню и мешок украинского чернозема. Смешали чернозем с белорусской землей и посадили яблоню. Несколько лет прошло с той поры. Растет наша яблоня в Белоруссии, а у нас растут белорусские елочки. Однажды рано утром я пришла в школу. Было тихое солнечное утро. Сад наш стоял в белом цветении. Я рассматривала цветущие деревья, слушала тихое жужжание пчел. И вдруг остановилась изумленная: рядом с цветущей украинской яблоней — зеленая белорусская елочка. Такой красоты я никогда еще не наблюдала. Наверное, потому, что в этом соседстве яблони и елочки я увидела дружбу народов».
Тамара Афанасьева задумывается о смысле жизни:
«Сколько я себя помню,— росла возле нашей хаты старая вишня. Почти вся она уже засохла, лишь на одной ветке зеленеют буйные отростки и весной цветут цветы. Отец не раз собирался срубить ее и посадить молодую вишенку, но мать просила: «Не руби. Ее еще дед посадил». Отец привил почку от дедовой вишни к маленькому сеянцу, и рядом со старой вишней поднялась молодая... Она еще и сейчас живет — дедова вишня. Она дорога для всех нас. Наверное, дорого нам на нашей родной земле все, в чем человек оставляет сам себя».
Люба Самкова размышляет о глубоких корнях верности родной земле:
«Між ярами над ставами верби зеленіють». Эти строки Тараса Шевченко открыли передо мной красоту родного края. Я люблю нашу красивую, полнозвучную украинскую мову. Есть украинская притча: захотелось Кукушке петь по-соловьиному, полетела она к Соловью, долго-долго училась и, наконец, научилась. Возвратилась к кукушкам — братьям и сестрам и стала петь по-соловьиному. Но после каждой соловьиной трели сбивалась и произносила: «Ку-ку»... Слушали ее кукушки, слушали, конечно, поняли соловьиный язык, но очень удивились: «Почему ты с нами, кукушками, говоришь по-соловьиному? Ведь и мы кукушки и ты кукушка. Да и не умеешь ты хорошо петь по-соловьиному, все равно сбиваешься на ку-ку...» «Какая я вам кукушка! — рассердилась Кукушка.— Я соловей». Но, рассердившись, забыла, что надо говорить по-соловьиному, и заговорила по-кукушечьи: «Ку-ку»...
Есть такие кукушки и среди нас. Окончит школу, поедет в город, поживет год и, приехав домой, забывает, что приехал к своим кукушкам,— пытается петь по-соловьиному, но получается плохо».
Вчитываясь в сочинения моих учеников, я с гордостью и восхищением вижу благородный сплав нежной любви к Родине и испепеляющей непримиримости к злу, ненависти к врагу.
Владимир Прохоров спрашивает себя: «С чем можно сравнить чувство любви к Родине? Это самое сильное и самое благородное чувство. Меня потряс рассказ о подвиге Михаила Паникако, 19-летнего юноши. То было в тяжелые дни битвы за Сталинград. Михаил стоял в окопе на улице города. На него шел вражеский танк. Молодой воин поднял бутылку с зажигательной жидкостью, чтобы бросить в танк, но в это мгновение пуля разбила бутылку, и огнем охватило руку, грудь юноши. Тогда он взял еще одну бутылку, прыгнул из окопа и залез на вражеский танк. Юноша разбил о башню бутылку, и танк запылал.
Для меня Отчизна начинается с колыбельной песни матери. А вершина славы Отечества — подвиг Михаила Паникако и Александра Матросова. Если мне суждено умереть в битве за Родину, я хотел бы умереть так, как умерли они, герои, чтобы своей смертью звать товарищей в битву за Родину».
Василь Кравченко нашел свою тропинку в большой мир Отечества.
«Стоит за селом нашим высокий курган. В тяжкий летний день 1941 года, когда советские войска отступали к Днепру, здесь, на этом кургане, выкопал свой окоп пулеметчик. Несколько часов держал он под обстрелом дорогу. Фашисты послали против него танк, и лишь тогда, когда осколки вражесного снаряда разорвали грудь солдата, он перестал стрелять. Для меня это священный уголок советсной земли. С того кургана и начинается для меня Родина».
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,— писал В. Г. Белинский,— чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Пристально всматриваясь в прошедшее, размышляя об исторических судьбах Отечества, юношество конца 60-х годов пытается осмыслить, постигнуть разумом и сердцем душу нашего народа.
«Что восхищает меня в нашем народе? — ставит перед собой вопрос Валя Фоминская и сама отвечает на него: — Его безграничная любовь к Родине. Я на всю жизнь запомнила рассказ ветерана войны о том, как один наш советский солдат контуженным попал в плен к фашистам. Увидел эсэсовец у молодого воина звездочку на пилотке. Приказал снять и бросить в грязь. Солдат снял звездочку и положил в карман гимнастерки — ближе к сердцу. Фашист повторил приказ. Солдат молчал. Когда фашист схватил его, чтобы вынуть из кармана звездочку, солдат сбил фашиста с ног и ударил ногой в голову. Гитлеровец лежал мертвый. За красную звездочку юноша пошел на виселицу. Я хочу быть такой же духовно сильной, как этот неизвестный герой, как Зоя Космодемьянская».
Мысль о начале всех начал — о славе труда — раскрывается в рассуждениях Григория Омельяненко:
«Я не был там, где начинается наш широкий и могучий Днепр. Но я видел на картинке и читал: маленький ручеек тихо журчит, бьет из-под земли чистая родниковая вода. Вот как начинается Днепр. По пути вливаются в него тысячи ручейков. Не было бы маленьких ручейков — не было бы и великана Днепра. Так и Родина. Ее величие и могущество — духовная сила «маленьких», «незаметных» людей. Они своими руками, своим разумом создают все то. чем богата наша страна, чем гордится наше Отечество. Живет у нас в селе дедушка Кузьма Константинович Гайчук. Нигде он уже не работает, пенсионер. Мало кто его знает в селе. потому что работал он в городе Кременчуге. Обыкновенный, скромный человек. Но он построил за свою жизнь сто домов. Много лет будут жить люди в домах, сооруженных руками Кузьмы Константиновича. Александр Довженко говорил: «История народов учит нас, что то государство величественно, в котором велик маленький человек». Родина — это труд людей. Без «маленького» человека нет ни славы, ни могущества. Без него нет ни вождей, ни полководцев».
Родина и труд — они неразрывны и в мыслях Лены Шкурат:
«Родина начинается для меня с трех пшеничных колосков,- Мама принесла их с поля в первый день жатвы. Бережно связывала их и вешала над портретом дедушки. Так и останется в моей памяти на всю жизнь: три пшеничных колоска и улыбка матери».
А Лиде Кириченко, нашей поэтессе и певунье, сердце сказало вот что:
«Несколько лет назад я впервые увидела море. Оно поразило меня своей безграничностью, величием, красотой и — вечностью. Когда я слышу слово «Родина», передо мной предстает море. Родина вечна, как море. Уходят одни поколения и приходят другие, молодость становится зрелостью и старостью, а Родина вечно живет, впитывая в себя по капельке и по крупинке мужество, героизм, мудрость — от каждого поколения.
...Отечество, ты и без меня будешь счастливым, я же без тебя — никогда».
Мы живем в сложное и трудное время. В мире множество влияний и прикосновений, которые испытывает чуткое человеческое сердце. Говоря словами Ф. М. Достоевского, «дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Наша высокая миссия заключается не только в том, чтобы оградить сердце юного гражданина от хищного и лукавого, хитрого и лицемерного «дьявола», оградить это сердце от тлетворных идей аполитичности и космополитизма. Наша высокая цель не просто благополучный человек, а борец. И эту задачу решать нам, дорогие мои ровесники, отцы и матери! Пусть слово и дело наше станут поучительніми для молодого поколения.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты