Главные вкладки
наталья владимировна голева
сайт воспитателя
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: педагогика
Увлечения: нетрадиционные техники рисования
Регион: Брянская область
Населенный пункт: Брянск
Место работы: МБДОУ д/с № 144
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-golevaВоображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.
I.Новизной и отличительной особенностью опыта работы по развитию творческого потенциала дошкольников через использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
О себе
Работая с детьми дошкольного возраста , я обратила внимание на то, что при сочетании традиционных и нетрадиционных техник, дети показывают хорошие (многие даже высокие) результаты.
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
психология и педагогика
Мой взгляд на мир
История изучения проблемы
основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие творческих способностей. В свое время ею занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Мной были использованы их идеи в своей практической деятельности.
Я тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)"; Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".
В практической деятельности я также руководствовалась разработками И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников (конспекты занятий); пособием О.М. Сахаровой "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).
Мои достижения
Более трех лет я углубленно работаю по проблеме: «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию через использование нетрадиционных техник». Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
За время работы в детском саду я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Исходя из того, что важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда, я внесла значительное изменение в предметно – развивающую, эстетическую среду группы, наполнив её специфическими для данной работы материалами: игровыми пособиями по изодеятельности, материалами для работы по нетрадиционной технике рисования (пробки, кисти разных размеров и жесткости, морские камешки, восковыми мелками, тонкие палочки, вата, поролон, свечи, ватные палочки, котельные трубочки и многое другое.). Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, я сочла необходимым обогатить содержание соответствующих уголков, изготовила игры, пособия, которые использовались в предварительной работе. Подготовила серии репродукций картин художников, диски с музыкой, книги для детей об искусстве, образцы рисования в нетрадиционных техниках.
Необходимым этапом работы является организация практических действий, способствующих выявлению уровня развития творческих способностей детей. Изучив психолого – педагогическую литературу, проанализировав содержание различных программ (под ред. Ж.А. Васильевой, Гербовой, Т.С. Комаровой, под ред. Р.Г.Казаковой), было проведено диагностическое обследование, включающее в себя задания, оценку результатов в виде уровней (высокий, средний, низкий) и соответствующую им оценку (3, 2, 1).
Для отслеживания результатов разработались сводные таблицы.
Я пришла к выводу что проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
· Способствует снятию детских страхов;
· Развивает уверенность в своих силах;
· Развивает пространственное мышление;
· Учит детей свободно выражать свой замысел;
· Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
· Учит детей работать с разнообразным материалом;
· Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
· Развивает чувство фактурности и объёмности;
· Развивает мелкую моторику рук;
· Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
· Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинала со 2-ой младшей группы по принципу « от простого к сложному». Работа велась сразу в нескольких направлениях:
1.Создание предметно – развивающей среды, условий, стимулирующих и обеспечивающих художественно-творческую деятельность детей (в соответствии с возрастом). Я разработала специальный цикл занятий с использованием нетрадиционных техник рисования ( указан в перспективном планировании), включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Занятия проводились два раза в месяц. Большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми по освоению нетрадиционных техник и цветовосприятию.
2. Обогащение впечатлениями и расширение представлений - проведение экскурсий, наблюдений, процесса восприятия; опыта художественных впечатлений образов искусства.
3. работа с родителями воспитанников – организация выставок детских рисунков, совместное творчество родителей и детей, проведение групповых и индивидуальных консультаций, анкетирование родителей, проведение родительских собраний.
В план занятий я стала включать сначала простые, доступные детям этого возраста техники: рисование пальчиками и ладошками, печать по трафарету, Когда дети освоили эти техники я стала использовать тычки из поролона и ватные палочки, а затем печатание листьями и самыми простыми штампиками, а также таким способом изображения как «рисование каплями». В младшей группе мы рисовали с детьми шарики, цветы, бабочек, грибочки. Важна на таких занятиях заинтересованность и самого воспитателя. Так как в процессе совместной деятельности ребенок получает от взрослого эмоциональный настрой на творческую работу. Уровень эмоциональной вовлеченности детей на таких занятиях значительно выше.
Основные техники, используемые в этом возрасте:
Во второй младшей группе
· рисование пальчиками, ладошками;
· рисование тычками из поролона, ватными палочками;
· печатание листьями;
В средней группе я обогатила развивающую среду новыми дидактическими играми и пособиями, как купленными, так и изготовленными своими руками.Подобрала комплексы пальчиковой гимнастики и упражнения для развития воображения, физкультминутки. В этом возрасте детям становятся доступны уже более сложные в использовании техники рисования. Но также широко используются уже знакомые техники, которые дети закрепляют и совершенствуют. В средней группе я продолжила эту работу. Так как у детей 4-5 лет впечатлений полученных от окружающей действительности уже больше, знания, умения и навыки в изобразительной деятельности развиты значительно лучше, я стала применять и другие нетрадиционные техники рисования, доступные детям этого возраста: рисование ватными палочками, рисование с элементами аппликации, штампики, рисование методом тычка (жесткая кисть).
Наибольший интерес вызывает у детей рисование методом тычка. Рисунки в этой технике получаются объёмными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. В возрасте 4-5 лет контур изображения для детей рисует воспитатель, а вот выбор цветового решения и дополнения рисунка отдельными деталями -процесс творческий, и зависит только от самого юного художника. В процессе закрашивания тычками какие-либо неточности не влияли на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получались более приближенными к реальным. На последующих занятиях я подвела детей к решению новых задач и применению различных способов изображения. Неотъемлемой частью работы стали экспериментирование с красками (создание новых оттенков), совместная разработка способов рисования и наконец, самостоятельный выбор способа исполнения замысла. Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и переживать.
В средней группе добавляется:
· Рисование свечой;
· Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;
В старшей группе возможности детей значительно возрастают, а в связи с этим расширяется и усложняется диапазон использования нетрадиционных техник рисования. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
В старшей группе нетрадиционные техники:
· Кляксография с трубочкой
· Монотопия
· Набрызг
· Восковые мелки+акварель
· Оттиск смятой бумагой
· Рисование поролоном
· Гравюра
Дети 5-6 лет уже имеют значительный опыт в рисовании нетрадиционными техниками, умело используют в своих рисунках бросовые материалы и совмещают для создания образа несколько техник изображения. Технически рисунки становятся более аккуратными и продуманными. Дети меньше заглядывают в рисунок товарища и ждут помощи от воспитателя, хотя по прежнему большое значение имеет образец. По мере освоения новых способов, дети открывают для себя то, что определённый образ можно выразить не одним, а несколькими способами. Детям предлагаются творческие задания. При этом каждый ребёнок самостоятельно отбирает к занятию всё необходимое со своим замыслом. Имея знания и умения работы разной технике рисования, дети уже могут творчески проявить освоенные способы работы для выражения индивидуального замысла. Наибольший интерес у детей вызывает монотипия и кляксография с трубочкой. На данном этапе большое значение имеет применение упражнений для развития творческого воображения. Решая задачи развития у детей творческого воображения, воспитатель, прежде всего, учит их неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная деятельность, так как через неё ребёнок может показать воображаемое им. Используя нетрадиционные техники рисования в своей деятельности, ребёнок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определённое отношение к нему. Из всего этого воображение ребёнка создаёт образ, который он выражает с помощью выразительных средств, наиболее способствующих развитию творческих способностей.
Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир воображения. Очень важно нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную, связанную с воображением – изобразительную деятельность.
В совместной с ребёнком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз, по-новому выполняя знакомые детям задания. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций.
В подготовительной группе добавляется:
· Тиснение
· Тычок жесткой полусухой кистью
· Рисование по сырому
· Черно-белый Граттаж
· Кляксография с ниткой
Моё портфолио
Большой толчок для развития творческого потенциала ребенка дает применение на занятиях и в свободной деятельности игр с применением нетрадиционных техник рисования. Например, игра «на что это похоже?». Ребенок делает краской кляксу на листе бумаги и рассматривая ее придумывает что же у него получилось
В процессе игры у ребенка развивается воображение, выстраивается логическая цепочка рассуждений, развивается речь, цветовое восприятие. Чувство радости за созданный самим ребенком «шедевр», его эмоциональное состояние, гордость за собственные достижения - все это путь к гармоничному всестороннему развитию личности ребенка, его чувственного мира.
В ходе непосредственно – образовательной деятельности дети выполняют задания трех типов
индивидуальные учебные, направленные на ознакомление детей с техникой и материалом;
индивидуальные творческие, направленные на формирование и развитие образного мышления, воображения, творческих способностей, обогащение эмоционально-чувственного познания мира;
коллективные тематические, укрепляющие контакты между детьми и повышающие их интерес, уровень и качество творческого продукта.
Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:
· быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
· содержать изобразительно - выразительные средства создания художественного образа;
· знакомить с новыми приемами работы;
· развивать ручную умелость;
· соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
У меня стала выстраиваться модель развития творческого потенциала дошкольников:
- демонстрация образца творческой деятельности
- совместное творчество воспитателя и детей
- творчество детей с минимальной помощью взрослого
- самостоятельное творчество детей.
Я ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировала процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух. Дети проявляли заинтересованность и внимание, когда на их глазах демонстрировались приемы замысливания образа, поиска его вариантов, способов действия, отказ от каких-то решений и нахождение новых. Я старалась создавать оригинальные работы, нестандартно использовала художественные материалы, комбинировала техники для создания более выразительного образа и показывала вариативность подходов при работе над одной и той же темой. После того как дети заинтересовались, следовали практические задания в игровой форме как упражняющего, так и творческого характера.
Например, на занятии « Осеннее дерево» дети превращались в деревья (хрупкую белоствольную березоньку, могучий дуб, задумчивую плакучую иву, беспечный кудрявый клен, тонкую рябину, пушистую красавицу ель). Я побуждала детей передавать не только внешнее сходство, но и характер. В словесной форме от имени дерева дети описывали свои ощущения, делились мыслями (ива: «мне грустно, и я все время думаю, чтобы дети не сломали мои ветки»; клен: « у меня пожелтели листочки и мне щекотно, потому что они опадают»; дуб: «я самый главный в лесу, слежу за порядком и чтобы зверей не обижали»).Такие упражнения – вхождения в образ способствовали образному восприятию, развитию фантазии.
На этапе совместного творчества детям предлагались в игровой форме интересные темы, вместе со взрослым ребята в процессе замысливания продумывали, обсуждали содержание образа (что и как будет изображено), способы (в какой технике и какими материалами будем работать, какой формат листа (если это рисунок) лучше взять, последовательность воплощения замысла.
Дети учились выслушивать мнение другого, аргументировать свое, творчески общаться и сотрудничать. В процессе практической деятельности педагог пришла к выводу, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству.
На занятиях всегда творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов я стараюсь создавать эмоционально-радостное настроение, атмосферу сказочной таинственности. Дети раскрепощаются, проявляют активность и инициативу, предлагают смелые решения, интересные варианты исполнения, а взрослый побуждает их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учит обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.
В этом типе занятий руководство взрослого выражается: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности; во-вторых, в наблюдении за процессом замысливания (индивидуального и коллективного), распределения планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости; в-третьих, в наблюдении реализации замысла, корректировке, согласовании действий на правах участника или заинтересованного зрителя; в-четвертых, в положительном принятии результата деятельности и его применении.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в НОД по изодеятельности, но и в свободное время. Отмечу, что работая самостоятельно, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, они уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны дошколят, родителей и воспитателей.