Главные вкладки
Пелевина Наталия Анатольевна
Сайт воспитателя, преподавателя коледжа
Профессия: Преподаватель, Воспитатель
Профессиональные интересы: Психология
Увлечения: Кулинария, чтение книг
Регион: Ярославская область
Населенный пункт: Город Пошехонье
Место работы: ГОУ ЯО "Пошехонская школа интернат"; ГОУ СПО ЯО Пошехонский аграрно-политехнический колледж
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natachkaДелай людям добро, и оно вернется к тебе добром.
Важным результатом моей работы считаю успешность моих воспитанников, то, что их работы признают хорошими и оценивают наравне с работами детей общеобразовательных школ города и области.
О себе
Имею высшее образование, 30-ти летний стаж работы с детьми.
В течение последних 5 лет обеспечиваю высокую результативность воспитательной работы. 80% детей моей группы учатся на «4» и «5»; 100% воспитанников занимаются в системе дополнительного образования; в группе не было совершено ни одного самовольного ухода.
Я хорошо изучила особенности детей с ОВЗ, знаю мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы. Свою работу строю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Регулярно пополняю свои знания по коррекционной педагогике и психологии, изучаю структуру дефекта и механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка.
Ребята моей группы - активные участники общественной жизни школы: участники мероприятий посвященных юбилею школы, дню космонавтики, празднику Победы и других. Нами подготовлен ряд музыкальных сказок для воспитанников детского сада «Сказка», младших классов школ города №1 и №2.
Дети принимают участие в конкурсах рисунков, поделок из природного и бросового материала, в течение трех лет являются призерами областного фестиваля детского творчества «Планета детства». Дети принимали участие в конкурсе плакатов и газет: «Мы за здоровый образ жизни», «Законы дорог уважай и знай».
Уже стало традицией, что воспитанниками моей группы ежегодно готовятся спектакли или театрализованные представления сказок по моему собственному сценарию, которые нравятся всем детям школы за их тонкую сатиру и неожиданный поворот сюжета. Вниманию зрителей представлены: «Современная сказка о Золотой Рыбке», «Сказ о Федоте Стрельце и дорожных знаках», «Как Медведь курить бросил», «Сказка про умного Козла», «Сказка о пропавшей сметане», три путешествия в страну «Читалию», «Кот – жадина» «Новогодняя дискотека в царском дворце» и другие. Все представления несут большое воспитательное значение, рассказывают о некоторых правилах дорожного движения или о вреде курения, или о глупости, или о жадности и воровстве – о неприглядности подобного поведения.
Я владею методикой анализа воспитательной работы группы и коллектива воспитателей в целом. Я была в течение пяти лет руководителем методического объединения воспитателей в школе-интернате, входила в состав творческой группы по разработке и организации проведения мониторинга воспитанности в образовательном учреждении. Сама хорошо владею методами диагностики воспитанников, в системе отслеживаю динамику изменений. Я систематически делюсь опытом своей работы на семинарах, педсоветах и методических объединениях.
Я награждена грамотой департамента образования Ярославской области за большую плодотворную работу, достигнутые успехи в обучении и воспитании детей, 2009г.
Мною, под руководством научного руководителя, старшего преподавателя кафедры дефектологии Ворониной Светланы Николаевны, разработана психолого-педагогическая программа «Мы в мире людей», рассчитанная на 5 лет работы с детьми. В программе отражены проблемы социализации и формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья, разработаны подходы и комплекс воспитательных мероприятий, направленных на формирование у младших школьников положительных качеств личности: инициативности, свободы, навыков самопознания, саморегуляции и самоконтроля. Данная программа поможет создать условия для физического, психического, нравственного, интеллектуального развития воспитанников, научит детей с ограниченными возможностями здоровья жить по законам доброты, чести и справедливости. В течение последних четырех лет в работе с детьми я пользовалась данной программой. Основные задачи программы:
- Познакомить воспитанников с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.
- Развивать у воспитанников способность соотносить культурные и социальные нормы с их собственным поведением в различных видах деятельности.
- Формировать культуру общения младших школьников.
- Создавать благоприятный нравственно-психологический климата в коллективе сверстников, обеспечить защищенности каждого его члена.
- Создать условия для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.
Мое участие в работе конференций, семинаров:
Уровень и название конференции, семинара и др. | Дата Форма участия | Тема выступления | Результат |
Участие в работе научно-практической конференции «Педагогические чтения», посвященной 15-летию специального дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, г.Ярославль. | Март 2010г Выступление с докладом и презентацией программы | Социализация и формирование личности детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях школы-интерната VIII вида «Мы в мире людей». | Дан старт работе с детьми с использованием программы, получила удовлетворение от знакомства с опытом работы коллег из других школ. |
Теоретический семинар для воспитателей школы
| Октябрь 2011г. Подготовка, организация и проведение. | Технологии составления рабочей программы. Требования к оформлению программы воспитательной работы | Разработаны рабочие программы воспитательной работы в группах. |
Теоретический семинар для воспитателей школы-интерната | Январь-март 2011год Подготовка, организация и проведение | Диагностика и коррекция в специальной (коррекционной) школе-интернате. Методы психологической диагностики. | Разработаны и утверждены карты наблюдения за воспитанниками группы. |
Мое участие в работе методического объединения:
Год
| Вид деятельности | Результаты работы |
Сентябрь, 2010г.
| Руководитель М/О. Знакомство и утверждение плана работы М/О на год. | Проведена работа по обеспечению теоретической методической и психологической готовности педагогов к моделированию и построению воспитательной работы в школе. |
Октябрь, 2010г.
| Руководитель М/О. Обсуждение темы: «Социальные проблемы профориентации детей сирот с ОВЗ» | Познакомила педагогов с научно-методическими новинками по теме м/о., с материалами своей методической «копилки». |
Ноябрь, 2010г. | Руководитель М/О. провела мастер-класс по программе «Мы в мире людей»
| Состоялся обмен опытом по практическому использованию современных воспитательных технологий в вопросах социализации и формирования личности детей с овз. |
Февраль, 2011г. | Руководитель М/О. организация и проведение «Круглого стола» по теме м/о. | Воспитатели озвучили проблемы и получили консультации по вопросам нормативно- правового обеспечения воспитательного процесса. |
Март, 2011г. | Открытое занятие для педагогов школы: «Труд людей весной». | Обмен опытом в практической деятельности воспитателей. Пополнение методической «копилки». |
Май, 2011г.
| Руководитель М/О. Организация и проведение итогового заседания м/о. | Подведены итоги работы м/о, заслушан отчет воспитателей по работе над своей методической темой, принят проект плана работы м/о на следующий год. |
Сентябрь, 2011г. | Руководитель М/О. организация и проведение заседания м/о.
| Утвержден план м/о, рабочие программы воспитательной работы. |
Ноябрь, 2011г. | Руководитель М/О. организация и проведение семинара по теме: «Проектирование содержания воспитания школьников с овз».
| Заслушаны проекты, выполненные воспитателями, внесены предложения по их реализации, направлена заявка в администрацию школы по пополнению методических пособий для коррекционных занятий. |
Апрель, 2012г. | Открытое занятие на тему: «Курить – значит себе навредить». | Обмен опытом, пополнение «копилки». |
Май 2012г.
| Руководитель М/О. организация и проведение заседания м/о, выступление с анализом работы, анализом открытых занятий. | Подведение итогов работы м/о. |
Октябрь, 2012г.
| Руководитель М/О. Организация заседания м/о, выступление с докладом: «Применение ИКТ в воспитательном процессе».
| Познакомила педагогов с применением ИКТ на коррекционных занятиях в своей группе. |
Февраль, 2013г.
| Руководитель М/О. Выступление по теме: «Применение ИКТ вне занятий и уроков». | Обмен опытом работы по составлению презентаций и использованию интернет ресурсов. |
Апрель, 2013г. | Открытое занятие на тему: «День Земли».
| Обмен опытом работы, пополнение «копилки». . |
Май, 2013г. | Руководитель М/О. Организация и проведение итогового заседания м/о. | Подведены итоги работы м/о, заслушан отчет воспитателей по работе над своей методической темой, принят проект плана работы м/о на следующий год. |
Январь, 2014г. | Выступление с докладом на тему: «Индивидуальная работа, индивидуально-личностный подход в воспитательной работе с детьми с ОВЗ». | Обмен опытом работы по теме м/о, пополнение «копилки». |
Апрель 2014г. | Открытое занятие: экологический праздник «День рождения планеты Земля».
| Обмен опытом, пополнение «копилки». |
Ноябрь, 2014г. | Выступление с сообщением на тему: «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми из неблагополучных семей». | Предложение, внесенное мною принято, проведена работа по его реализации с конкретной семьёй. |
Март 2015г. | Выступление с сообщением на тему: «Формирование навыков социального поведения у детей с овз». | Отчет на заседании м/о по работе над методической темой. |
Работа над методической темой:
Год | Наименование темы | Результаты работы |
2010 – 2013г.г.
| «Формирование навыков социального поведения у детей с ОВЗ младшего и среднего школьного возраста». Социальные навыки и умения, которые в той или иной степени должны быть сформированы в ходе работы с детьми: Умение вступать в разговор с кем-либо. Бесконфликтный выход из общения. Умение выслушать собеседника. Умение выражать благодарность, высказывать претензию. Умение ясно высказывать свои мысли, мнение и пожелания. Понимание необходимости заботливого отношения к людям. Понимание необходимости быть вежливым. Умение в приемлемой форме выражать свои злые чувства, гнев. Умение ценить и адекватно принимать похвалу. Умение понимать чувства другого человека и выражать свои. Умение сознавать и признавать свою вину, искренне сожалеть о случившемся. Умение считаться с мнением другого человека и принимать его предложения. Умение анализировать собственные действия, видеть неправильные собственные действия и некрасивые поступки. Умение отличать правду ото лжи в словах другого человека. Понимание необходимости справедливо реагировать на неудовольствие другого человека в ситуации связанной с тобой. Умение честно и искренне оценивать свои способности. Умение просить у соответствующих людей, что вы хотите. Умение успокоиться и расслабиться, когда напряжены. Умение контролировать свои чувства и не позволять себе распускаться. Умение прийти на помощь другому человеку, который не может справиться со своими проблемами.
| Изучена теоретико-методологическая основа темы. Поставлены основные вопросы и обозначены проблемы. Изучены источники проблем, причины их возникновения, факторы внешнего влияния, которые способствуют решению проблем. Изучены и включены в практическую работу необходимые ресурсы, составлен проект работы над методической темой на 3 года. Налажена связь с социумом (МОУ ЦДТ «Эдельвейс», РОВД, КДН, кинотеатр «Юбилейный», детская библиотека, Пошехонский Краеведческий музей и др.). Подобрана методика для работы с детьми, педагогические технологии, формы работы с воспитанниками. Разработаны конспекты занятий и общешкольных мероприятий по теме, которые пополнили школьную «копилку». Поведены общешкольные мероприятия по теме («Что значит стать настоящим мужчиной», «Герои среди нас» и др.), встречи с интересными людьми (поэтами-земляками). Выступления на школьно М/О, педсоветах с отчетом по работе над методической темой. Участие в работе школьного психолого-педагогического консилиума, где предоставила данные о динамике развития детей группы. Ежегодное проведение открытых занятий для коллег. Разработана и апробирована психолого-педагогическая программа: «Мы в мире людей». Результаты наблюдений и диагностик показывают положительную динамику сформированности многих умений и навыков социального поведения. Проблемы, выявленные в ходе работы с детьми, поставлены в основу работы над следующей методической темой. |
2014 – 2016г.г.
| «Формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства». | В настоящее время идет начальный этап работы, происходит изучение ряда базовых психосоциальных потребностей человека, как внутренних источников развития, мотивов поведения. Сделано специальное оформление группы, выбран ряд методик для работы с детьми. Выступление на м/о с отчетом о работе по метод. теме. Подготовлен конспект открытого занятия по формированию навыков социального поведения на апрель2015г. К 2016 г. планируется разработать вторую часть психолого-педагогической программы «Мы в мире людей», а именно, «Формирование социально адаптированной личности подростков с ОВЗ».
|
Участие в профессиональных конкурсах:
Уровень | Наименование конкурса | Итого | ||
участник | лауреат | победитель | ||
Всероссийский | Всероссийский конкурс портфолио «Мои достижения» дистанционного образовательного портала «Олимпиада Онлайн», ноябрь – декабрь 2015г. |
|
| Победитель в номинации «Педагоги». Психолого-педагогическая программа: Социализация и формирование личности детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях школы-интерната VIII вида «Мы в мире людей». |
Региональный |
|
|
|
|
Муниципальный |
|
|
|
|
Презентация опыта на различных уровнях:
Форма | Уровень | Тематика с указанием года |
Проведение мастер-классов для педагогов, руководителей | Региональный
| Участие в работе научно-практической конференции «Педагогические чтения», посвященной 15-летию специального дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, г. Ярославль. Март 2010г Выступление с докладом и презентацией программы. Социализация и формирование личности детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях школы-интерната VIII вида «Мы в мире людей». |
Межмуниципальный
| Для педагогов из ГОУ ЯО Боровской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы провела мастер-класс по составлению программы воспитательной работы и рассказала подробно о ее разделах, целях, задачах, принципах и методах решения поставленных задач. Рассказала о формах и приемах воспитательного воздействия, разработанных в программе, поделилась своим опытом работы с детьми с ОВЗ, 2011 год. | |
Муниципальный | Выступление с презентацией программы «Мы в мире людей» на педсовете в своей школе, январь, 2011 год. Проведение отрытых занятий в группе по различным блокам программы для воспитателей школы: «Труд людей весной» - март 2011г. «Курить – значит, себе навредить» - апрель 2012. «День Земли» - апрель 2013. «Я – гражданин России» - апрель2014г. Проведение и организация общешкольных тематических мероприятий, посвященных Дню матери (2010г., 2011г.), Дню защитника Отечества (2012),дню Победы(2010г., 2012г.), воспитанию здорового образа жизни, борьбе с курением (2011г., 2012г., 2013г., 2014.), Дню Земли и др., ежегодно. Выступление на заседаниях м/о. Выступления на педагогических советах школы. Пополнение школьной методической «копилки» своими конспектами коррекционно-развивающих занятий, общешкольных мероприятий. Я являюсь активным участником образовательных порталов, в которых регулярно делюсь с опытом работы и выкладываю методический материал по коррекционной работе: http://metodisty.ru/m/files/view/progr-myvmireljud... http://www.openclass.ru/node/111750
| |
Выступления на методических объединениях, конференциях | Муниципальный
| С 2008г. по 2013г., в течение 5 лет была руководителем методобъединения школы. Выступление на м/о: «Социальные проблемы профориентации детей сирот с ОВЗ» - октябрь2010г. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников, январь, 2010г «Проектирование содержания воспитания школьников с овз» - январь 2011г. «Применение ИКТ в воспитательном процессе» - октябрь 2012г. «Применение ИКТ вне занятий и уроков» - февраль 2013г. «Индивидуальная работа, индивидуально-личностный подход в воспитательной работе с детьми с ОВЗ» - январь 2014г. «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми из неблагополучных семей в группе» - ноябрь2014г. «Формирование навыков социального поведения у детей с овз», март 2015г. Выступление на педсоветах: Коррекционный компонент в содержании самоподготовки для детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Роль воспитателей в организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению, март, 2010г. Невербальное общение, январь 2012 года. Подготовка сообщения «Формирование у обучающихся осознанных знаний и умений по безопасности жизнедеятельности». |
| Межмуниципальный |
|
Региональный |
|
Наличие научно-педагогических и методических публикаций на муниципальном, областном, федеральном уровне:
Уровень | Название публикации | Выходные данные | ||
Место издания, гриф | Название издательства | Год издания | ||
Международный Всего: |
|
|
|
|
Всероссийский Всего:1 | Психолого-педагогическая программа «Мы в мире людей» |
| 2014г. | |
Региональный Всего:1 | Статья «Социализация и развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста» | В новом сборнике, посвященном 15-тилетию дефектологического факультета.
|
| Март 2010г. |
Муниципальный Всего: |
|
|
|
|
Уровень ОУ Всего:1 | Сайт ГОУ ЯО Пошехонской СКОШИ: Психолого-педагогическая программа «Мы в мире людей» |
|
|
|
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Булгаков "Собачье сердце" - моя настольная книга.
Для работы мне наиболее интнресны:
1. При разработке содержания воспитательной работы я руководствуюсь некоторыми положениями личностно ориентированной педагогики В. А. Перовского, предлагающей главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию индивидуальных особенностей, творческих начал личности, формированию стремлений ребенка в направлении «я – хочу» и «я – могу», как основы взаимодействия с воспитателем.
2. В работе с детьми опираюсь на концепцию «зоны ближайшего развития» Л.С.Выготского, как на важнейший фактор построения корригирующего воспитательного процесса.
3. Педагогика Рудольфа Штейна (Вальдорфские школы), валеология и проблемы безопасности ребенка – эти разработки способствовали пополнению содержания ряда блоков занятий.
Мои достижения
Всероссийский конкурс портфолио «Мои достижения» дистанционного образовательного портала «Олимпиада Онлайн», ноябрь – декабрь 2015г.
Победитель в номинации «Педагоги». представилаработу: Психолого-педагогическая программа: Социализация и формирование личности детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях школы-интерната VIII вида «Мы в мире людей».
Важным результатом моей работы считаю успешность моих воспитанников, то, что их работы признают хорошими и оценивают наравне с работами детей общеобразовательных школ города и области. Мы вместе с детьми имеем огромное количество подарков, дипломов и грамот.
- Диплом директора Пошехонской СКОШИ за участие в школьном смотре художественной самодеятельности, 07.05.2009г.
- Грамота директора Пошехонской СКОШИ за плодотворную и творческую работу в системе дополнительного образования, 06.05.2009г.
- Грамота директора Пошехонской СКОШИ за организацию кружка «Детская мастерская», по итогам года, 25.05.2010г.
- Грамота директора Пошехонской СКОШИ сентябрь 2010г.
- Диплом Департамента образования Ярославской области за подготовку победителей областной Рождественской выставки детского технического и прикладного творчества, 2011г.
- Диплом Департамента образования Ярославской области первой степени за подготовку победителей областной выставки детского технического и прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников детских домов и интернатов, 2010г.
- Диплом Департамента образования Ярославской области за подготовку призеров областной Рождественской выставки детского технического и прикладного творчества 2012 год.
-Диплом за подготовку школьного конкурса художественной самодеятельности, май, 2013 год
- Благодарственное письмо директора МУК «Центра сохранения и развития культуры» Пошехонского муниципального района Беловой Н.А. за участие воспитанников в выставке поделок «Пасхальный подарок» в Пошехонском народном историко-краеведческом музее, май, 2014г.
- Благодарственное письмо директора ГОУ ЯО ЦДЮТТ В.А. Кригер за участие в областной Рождественской выставке детского технического и прикладного творчества для детей (коррекционных) учреждений и детских домов.
Мои воспитанники награждены множеством дипломов и грамот.
- Грамота за победу в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Пошехонский сувенир», март 2009г. (Комарова К., Рыбаков М).
- Грамота за победу в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Пошехонский сувенир», март 2009г. (коллектив ребят 3-4 класса).
- Диплом 1степени за победу (1 место) в областной Рождественской выставке детского технического и прикладного творчества для детей (коррекционных) учреждений и детских домов (Савинов А.), 2010г.
- Диплом 1степени за победу (1 место) в областной Рождественской выставке детского технического и прикладного творчества для детей (коррекционных) учреждений и детских домов (Каргичев А.), 2010г.
- Свидетельство участника областного конкурса детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» областного фестиваля детского и юношеского творчества «Радуга» (Смирнова Е.), апрель, 2010г
- Диплом 1 степени за 1 место в областной «Рождественской» выставке детского технического и прикладного творчества (Смирнова Е.), 2011г.
- Диплом 1 степени за 1 место в областной «Рождественской» выставке детского технического и прикладного творчества (группа ребят, роспись по дереву), 2010г.
- Диплом 1 степени за 1 место в областной «Рождественской» выставке детского технического и прикладного творчества (группа ребят, роспись по дереву), 2011г.
- Диплом за 1 место в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Пошехонский сувенир», март 2011г. (коллектив ребят 5 класса).
- Диплом второй степени Районного Фестиваля детского и юношеского творчества «Золотая лесенка», 2012г. (Каргичев А.).
- Свидетельство участника областного конкурса детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» 6 областного фестиваля детского и юношеского художественного творчества «Радуга» (Каргичев А.),март , 2012г
- Свидетельство участника конкурса детского изобразительного творчества «Мой дом. Мой город. Моя страна» (Исакова А.), 2013г.
- Диплом первой степени Районного Фестиваля детского и юношеского творчества «Золотая лесенка» (Перевалов С., Новоселов А.), 2013г.
- Диплом второй степени Районного Фестиваля детского и юношеского творчества «Золотая лесенка» (Колосков Д.), 2013г.
- Диплом второй степени Районного Фестиваля детского и юношеского творчества «Золотая лесенка» (Смирнова Е.),2013г.
-Диплом участника школьного конкурса художественной самодеятельности (КомароваК.), май, 2013 год.
-Диплом участника школьного конкурса художественной самодеятельности (КирилловА.), май, 2013 год.
-Диплом участника школьного конкурса художественной самодеятельности (Исакова А.), май, 2013 год.
- Благодарность МУ Социального агентства молодежи Пошехонского МР за участие в районном конкурсе поделок «Новогодний сувенир» (Чижикова А.), 2013г.
- Благодарность МУ Социального агентства молодежи Пошехонского МР за участие в районном конкурсе поделок «Новогодний сувенир» (Колосков Д.), 2013г.
- Диплом 1 степени за победу в районном конкурсе детского творчества «За безопасность дорожного движения» среди обучающихся общеобразовательных школ, в номинации «Игра» (Колосков Д.), ноябрь, 2013г.
- Свидетельство участника конкурса детского изобразительного творчества «Мой дом. Мой город. Моя страна» (Смирнова Е.), май, 2013г.
- Свидетельство участника конкурса детского изобразительного творчества «Мой дом. Мой город. Моя страна» (Кириллов А.), май, 2013г.
- Дипломом 2 степени награжден Колосков Дмитрий, призер районного Фестиваля детского и юношеского творчества «Золотая лесенка», призер конкурса декоративно-прикладного творчества «Пошехонский сувенир», Пошехонский МР, 2014г.
- Диплом 3 степени за призовое место в районном смотре-конкурсе детского творчества на противопожарную тематику «Помни каждый гражданин: спасения номер 01» (Белов И.), март, 2014г.
-Диплом 2 степени за призовое место в районном конкурсе детского творчества «За безопасность дорожного движения» среди обучающихся общеобразовательных школ, в номинации «Рисунок» (Колосков Д.), ноябрь, 2014г.
И это только часть наших побед, здесь, чтобы не занимать ваше внимание, не перечислены грамоты и дипломы, полученные детьми в школе.
Моё портфолио
В работе с детьми практикую партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей. Имеется в виду позиция педагога «мы вместе», а не «над»; соблюдаю нормы и правила профессиональной этики. Для этого я стараюсь создавать благоприятную атмосферу в группе, ситуацию успеха, уважаю личность каждого ребенка, использую бесконфликтное общение, безусловное принятие каждого ребенка, каким бы он не был. Стараюсь воспитывать детей способных максимально отразить потребности общества в социально адаптированной личности, готовой к свободному нравственному постижению действительности.Важное место в работе с детьми я уделяю этюдам, упражнениям творческого и подражательно-исполнительского характера; играм: с правилами, сюжетно-ролевым, совместным, подвижным, музыкальным, играм-драматизациям, дидактическим; чтению художественных произведений; мини-конкурсам, моделированию и анализу заданных ситуаций, импровизации; сочинению сказок и рассказов.
Выбор этих методов и приемов сделан не случайно. Важную роль в жизни детей играет умение выражать свои мысли, внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние окружающих, что возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами, дети учатся тонко понимать все нюансы в выражении лица, жеста, движения тела другого человека. Способность поставить себя на место другого человека помогает лучше его понять, выделить черты характера и их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Так дети учатся сопереживать, быть терпимее к чужим недостаткам.