Светкина Надежда Алексеевна

Сайт воспитателя детского сада

Для достижения цели, все средства хороши.

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Воспитание детей

Увлечения: Рукоделие

Страна: Россия

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: р.п. Николаевка,Октябрьский район

Место работы: МДОУ комбинированного вида №116

Звание, ученая степень: Первая квалификационная категория

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nadezhda-alekseevna1968
От сотворенья так уж повелось - В стихах и в жизни все дороги врозь. Кто в вышину, кто в глубину стремится, Но большинство сворачивает вкось.
Вазех

        Пожалуй, никогда раньше в России не было столько бед, сколько проблем с детьми в настоящее время.  Поэтому прежде всего мы должны решить вопрос о том, как спасти наших детей, т.е. сделать их невосприимчивыми ко злу, а способными творить добро. А это можно сделать одним – единственным способом – дать настоящее, подлинное духовно-нравственное воспитание.

       В последние годы  в нашей республике немало сделано по объединению усилий нашего духовенства, общественности и республиканской власти в деле духовно-нравственного воспитания детей.

        Православная культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях.  Она обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность ребенка.

      Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Поэтому особенно велика роль семьи – первого наставника ребенка – в духовно-нравственном воспитании личности. Мы все прекрасно знаем, как нужны маленькому ребенку родители. Если матери нет два-три часа, и ребенок уже не находит себе место. А если посмотреть на брошенных детей. О чем все их мысли? Об отце-матери.

      И вот то же самое мы наблюдаем в отношении детей к Богу. Когда только начинала вести кружок по духовно-нравственному воспитанию, то многие говорили: «Зачем забивать детские головы всякой чепухой». Но если бы видели, как тянутся дети к этим знаниям. И это совсем не случайно. Дети лучше взрослых чувствуют потребность в своем Небесном Отце  и Матери Небесной.

     Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, становление самосознания. Именно дошкольный возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

     Сегодня очень много  программ по духовно-нравственному воспитанию. Я веду кружок «Наше Отечество» по программе, которую разработала сама на основе программы «Мир – прекрасное творение»-автор Л.П. Гладких и по программе «Мы в Мордовии живем» - региональный модуль программы дошкольного образования..

     Цель моей программы – целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоение духовно-нравственных традиций мордовского народа.

     Особенность моей работы заключается в том, что формирование отношения к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству происходит на ценностях православной культуры, через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование

народных сказок и малых фольклорных форм, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями.

    Программа включает в себя несколько направлений – «Рассказы из Священной истории», «О чем поет колокол?», «Изучение культурного наследия родного края», «Православная Россия в лицах», «История в архитектурных памятниках».  

    Подробно хочу остановиться на направлении «Изучение культурного наследия родного края».  Духовно-нравственное воспитание на основе этнокультурного развития должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий  является непременным условием полноценного духовного воспитания, осуществляемого в системе.

     Цель этого направления:  формирование у детей интереса к культуре и быту мордовского народа, развитие нравственной и познавательной культуры.

    Задачи:

*дать знания детям о России, о Мордовии, родном поселке: история, символика, достопримечательности;

*познакомить с именами тех, кто  основал и прославил город;

*расширить знания детей о флоре и фауне Мордовского края;

*воспитывать любовь к родному городу, поселку, умение видеть прекрасное, гордиться им;

*познакомить с культурой и традициями Мордовского края;

*формировать духовного и культурного сознания у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий.

     Здесь знакомлю детей с историей Российского государства, жизнью и подвигах былинных героев. В 2012г. для слушателей курсов ГБОУДПОПК (специалистов) «Мордовский республиканский институт образования» показала игру-поход «Поход на Богатырскую заставу». К юбилею Отечественной войны 1812г. мною был разработан  план-конспект на тему «Великий полководец М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армии. Светлейший князь».

     Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции мордовской  культуры, осознать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры;  самореализовать себя как личность, любящую свою республику, свой народ и все что связано с мордовской культурой, например, мордовские танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи, дух свободы творчества или народный фольклор: считалки, потешки, прибаутки, стихи.

     Знакомлю детей с жизнью досточтимых людей земли мордовской; знакомлю с местночтимыми святыми, как  Серафим Саровский, Федор Ушаков; с памятными места родного края; с храмами Мордовии; с историей православных праздников. При подготовке к праздникам дети естественной форме усваивают сведения о традициях русского, мордовского народа, знакомлю со значением праздничных действий, обрядов, символов. Для оптимального  духовно-нравственного воспитания является проведение сезонных праздников: осенью – «Ярмарка» (устанавливаем вместе с детьми взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время); зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица; весной – «Праздник птиц», «Пасха», «Именины березки».

     Очень интересным, радостным получился праздник «Масленица» участие в котором принимали дети и родители. С большим желанием дети каждый год готовятся к Пасхе. С душевным трепетом рисуют, клеят пасхальные яйца. Мастерят подарки родным, именинникам. Это развивает ручные умения, речь, ребенок учится выражать внимание, заботу, учится общению, получает возможность приложить усилия в общем деле.

     Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме знакомлю детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной мордовской семье. Так, вместе с ребятами изготовили кукол из лыка и играли в сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Хозяюшка».

       В своей работе  использую потешки, песенки, загадки, прибаутки. Потому что детей веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, хоровод. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. Уходит усталость, страх, тревожность. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе.

       Слушая русские  народные, мордовские сказки дети получают представление о добре и зле. Когда рассматриваем произведения мордовских художников, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких цветов.

      Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду – это не проведение отдельных праздников, «стилизованных под фольклор» - это образ жизни, и в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и дети, и родители.  

       В каждой возрастной группе есть уголки, которые оснащены предметами, выполненными в национальных традициях мордовского края, посещаем «Музей мордовского быта», комнату духовно-нравственного воспитания, работает кружок «Марлюнясь». Наряду с обычными занятиями в разных разделах при перспективном планировании учла темы по этнокультурному развитию детей:

- цикл занятий познавательного характера: два занятия в месяц непосредственно посвящаются традиционной культуре мордовского края, при этом конкретный выбор темы месяца определяется ритмом народного календаря;

- эти два занятия проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом;

- на занятиях по ознакомлению с художественной литературой предусматривается  специальная работа с родным словом в связи с текущей темой по народной культуре;

- музыкальный руководитель планирует свою работу с народными песнями;

- занятия по народному земледельческому календарю входят в раздел «Ознакомление с природой»;

- завершаем изучение каждой темы комплексными занятиями, вечерами развлечений, народные гулянья, праздники. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.  Подвижные народные игры должны проводиться чаще. Особое внимание  уделяем играм-драматизациям. Планируем не только драматизацию по сказкам, но и учим детей обыгрывать потешки, небылицы.

     В режимные моменты активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения.

      Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства». Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

     К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

 

О себе

Закончила Ичалковское Педагогическое училище им. С.М.Кирова в 1988 году. Заочно закончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Работала в Сабаевской Средней школе пять лет. С 2001 года работаю в МДОУ комбинированного вида № 116.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Я. А. Коменский Избранные педагогические сочинения. 

Мой взгляд на мир

Конфуцианство

Моё портфолио

Пожалуй, никогда раньше в России не было столько бед, сколько проблем с детьми в настоящее время. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване- царевиче, мертвой царевне, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас,  Покимоны, Бакуганы, Человек-паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики, практически, не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, трансформеры  и пр. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомым и нашим детям. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста,        очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками  и взрослыми.
 Поэтому прежде всего мы должны решить вопрос о том, как спасти наших детей, т.е. сделать их невосприимчивыми ко злу, а способными творить добро. А это можно сделать одним – единственным способом – дать настоящее, подлинное духовно-нравственное воспитание.

       В последние годы  в нашей республике немало сделано по объединению усилий нашего духовенства, общественности и республиканской власти в деле духовно-нравственного воспитания детей.

        Православная культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях.  Она обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность ребенка.

      Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Поэтому особенно велика роль семьи – первого наставника ребенка – в духовно-нравственном воспитании личности. Мы все прекрасно знаем, как нужны маленькому ребенку родители. Если матери нет два-три часа, и ребенок уже не находит себе место. А если посмотреть на брошенных детей. О чем все их мысли? Об отце-матери.

      И вот то же самое мы наблюдаем в отношении детей к Богу. Когда только начинала вести кружок по духовно-нравственному воспитанию, то многие говорили: «Зачем забивать детские головы всякой чепухой». Но если бы видели, как тянутся дети к этим знаниям. И это совсем не случайно. Дети лучше взрослых чувствуют потребность в своем Небесном Отце  и Матери Небесной.

     Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, становление самосознания. Именно дошкольный возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

    В детской памяти всегда живет Господь, всегда они с ним в его саду – Господнем, Райском, Детском саду.

    В связи с актуальностью данной проблемы определена тема моего инновационного  опыта «Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций».

          Цель проекта:  Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.  Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Мордовского края, России.  Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи проекта

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

 8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Гипотеза: Использование мною и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление   с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.    

  Проект включает в себя несколько направлений – «Рассказы из Священной истории», «О чем поет колокол?», «Изучение культурного наследия родного края», «Православная Россия в лицах», «История в архитектурных памятниках».

Добавить грамоту в портфолио