Набока Ирина Владимировна

сайт учителя русского языка и литературы

И коль в мире покуда сложно всё и хитро, не причуда, а чудо – делать людям добро.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: проектная деятельность

Увлечения: сочинительство

Страна: Россия

Регион: Амурская область

Населенный пункт: п.Юктали, Тындинский район

Место работы: МОАУ "Юкталинская СОШ"

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/naboka-irina-vladimirovna
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
Аристотель

             Вот и завершен еще один день.

            Померкли дневные краски, пронзительный зимний холод, окутав наш маленький поселок, погружает всех и вся в сладкую дремоту. Все сковано стужей и засыпано снегом. Ночь прижалась к самому стеклу, и во тьме забрезжил свет настольной лампы. Ушло все мелкое и несущественное. А ты, склонившись над тетрадями, остаешься один на один с вечными, неразрешимыми, мучительными вопросами. Но в тепле домашнего уюта хорошо размышлять, мысли свежие, как первый снег.

            Невольно задумываюсь над тем, кто же я? Человек, ежедневно соприкасающийся с детскими душами, точнее – воспитатель души, человек, играющий множество ролей, словом, волею судьбы – учитель русского языка и литературы.

            Какова цель учителя, входящего в класс? Ввести детей в огромный неведомый мир, полный противоречий, помочь постичь им законы жизни, развить способности ребенка в соответствии с его природой, воспитать чувства и волю.

            Легок ли труд учителя? Конечно же, нет… Но…

Труд учителя – радостный труд.

Быть учителем – значит учиться,

Значит в сердце ребенка писать,

Как на чистой тетрадной странице.

            Что бы я могла написать на этой странице… «Каждый из нас пришел в этот мир не для того, чтобы его учили. Каждому нравится творить самого себя, а не быть средством для достижения чьих-то, пусть даже самых прекрасных целей». Ребенок должен искать, сомневаться, ошибаться. Подчас сомнение не менее полезно, чем знание.

            Я рядовой педагог. Не Макаренко, не Сухомлинский… Но я – счастливый человек, потому что у  меня есть работа, которую люблю. Какова же я, как учитель, судить не мне, а моим ученикам и коллегам. Но я точно знаю, какой не буду и какой хочу быть.

            В первую очередь, я хочу быть для ребят «своей», чтобы интересно и на равных беседовать о животрепещущих проблемах, которые их волнуют.

            Я твердо верю в то, что учитель должен учить не только своему предмету, но и добру, ибо, как гласит народная мудрость «кто не познал науку добра, тому всякая иная наука будет во вред».

            А еще я считаю, что учитель должен уважать личность каждого ученика, стремиться развивать ее способности, чтобы не было у ребят чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

            Также я стараюсь раскрепостить своих учащихся, добиться от них свободного творческого осмысления всего, что они изучают и делают, что является задачей важной и нелегкой. Как сказал Сенека, «задача школьного учителя – обучать детей не для школы, а для жизни». Поэтому я хочу научить детей легко, свободно мыслить и также легко и свободно выражать свои мысли и чувства, а значит познавать, радуясь.

            И первое, на что я обращаю внимание в педагогической практике, и что является моим главным педагогическим принципом, – это доверие к ученику. Стараюсь быть щедрой на доверие, ибо глубоко убеждена в том, что оно и ученика в свою очередь располагает доверять учителю, а только в этом случае учитель может рассчитывать на то, что те мысли, идеи, которые он хочет донести до своих питомцев будут восприняты и усвоены ими глубоко и всерьез, а не формально. Я не считаю завоевание доверия быстрым процессом, оно требует немалого времени и труда со стороны учителя.

            А еще я хочу, чтобы на моих уроках хорошо чувствовали себя все, и даже слабые ученики увлеченно и с полной отдачей участвовали в поисках истины. Возможно ли такое? Конечно. Для этого не нужно отчитывать и порицать за неточный или ошибочный ответ, даже не опровергать его, а постановкой наводящего вопроса плавно «переключать» мысли ученика на нужное направление.

            Моя позиция – позиция заинтересованного собеседника, который внимательно выслушивает каждое мнение, выражая при этом видимое удовольствие от общения с учениками, поощряя их стремление высказываться, поддерживая в них уверенность, что их мнение, суждение, вывод очень интересны и лично для меня.

            Учащийся имеет право «чего-то не знать», чаще всего так и бывает. А чтобы «узнать, научиться», надо участвовать в общей работе: говорить, рассуждать, анализировать. Может, ошибаться, но не бояться высказать свое мнение, не молчать, а думать, размышляя вслух, спорить, отстаивать свою точку зрения.

            И, конечно же, чтобы всего этого достичь, мы должны работать с полной отдачей, доказывая всем (и в первую очередь детям), что не зря носим гордое имя Учитель!

            Трудно? А как же иначе? Таково уж наше высочайшее предназначение на Земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе, вечное» в юных душах.

О себе

В 1992 году кончила Восточно-Казахстанский государственный университет по специальности «Русский язык и литература». Педагогический стаж – 17 лет. Имею высшую квалификационную категорию по должности «Учитель» с 2002 года. 

Если бы меня сейчас кто-нибудь спросил, легок ли был мой путь в учительскую профессию, я бы ответила, что, скорее всего, он был тернистым.

            Почему? Да потому что в моем роду не было учителей и брать пример мне было не с кого. Но с детства я приклонялась перед людьми этой профессии и пыталась на практике реализовать свою мечту – стать учителем. Сначала обучала кукол, в школе шефствовала над октябрятами в роли вожатой, была секретарем комсомольской организации. Направленность моей профессии придала моя любимая школьная учительница родного языка Семенюк Валентина Ивановна, которую я боготворила, голос которой помню до сих пор. И сейчас, если бы я писала ей письмо, оно бы выглядело следующим образом:

                                   Здравствуйте, Валентина Ивановна,

                                   Добрая наставница моя!

                                   Годы передумывая заново,

                                   Вновь и вновь к Вам обращаюсь я.

                                   Стали Вы порукою и совестью

                                   Для меня в кипенье лет и дней.

                                   Если только жизнь сравнила с повестью,

                                   То Вы – автор повести моей.

                                   И боюсь забыть, пусть малость самую,

                                   Из того, что дали Вы навек…

                                   Подражанье?

                                   Да.

                                   Но с подражанья

                                   Начинался каждый человек.

            Подражала я ей во всем: в манере говорить, ходить, общаться, одеваться, называть детей по именам, даже при объяснении нового материала складывать руки в замочек перед собой.

            Многим моим сверстникам учеба была в тягость, а для меня – в радость. Чем же она прельщала меня? В первую очередь, возможностью общаться с друзьями, блеснуть перед ними своими знаниями, а во вторых, поделиться своими мыслями о прочитанном, ведь читать я очень любила.

            Валентина Ивановна еще в школе отмечала мои способности к родному языку и рекомендовала мне продолжить образование в Восточно-Казахстанском государственном педагогическом университете.

            Сама я о какой-то иной стезе, кроме учительской, даже и не помышляла. Да и родители были не против, но а деда – Трифона Демидовича – так просто распирало от гордости. В разговоре со стариками-соседями он не упускал возможности похвастаться, что внучка у него будет «учителкой», при этом приговаривал «мал золотник, да дорог». Когда я проходила практику в своей родной школе, дед, надев свой парадно-выходной костюм с орденами Великой Отечественной войны, явился в роли инспектора ко мне на урок, заняв место на последней парте. А в этом же классе, 11б, где я проводила урок, училась моя младшая сестра Оксана.

            В семейном кругу все мои успехи и неудачи активно обсуждались.

            Окончив университет, я волею судьбы и по приглашению родственников приехала в поселок Юктали Тындинского района, сразу же покоривший меня своей красотой. Этот северный край, утопающий в зелени, с улицами, расположенными террасами почти до самой вершины сопки, имел столько богатств, с какими я в своей жизни еще не встречалась. Весной поселок особенно красив, окрестности его преображаются цветением багульника.

            Первые мои шаги в школе были очень комичными. Так как ни ростом, ни особой статью я не вышла, ученики старших классов позволяли себе надо мной пошутить.

            Например, я заходила в класс на урок под аркой, сделанной из рук юношей-старшеклассников. Или они же могли, дружески похлопав меня по плечу, сказать: «Не переживай, скоро подрастешь».

            Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательной к себе, а самое главное – бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть.

            Довольна ли я своей судьбой сегодня? Несомненно. На мой взгляд, я состоялась как учитель. Я – классный руководитель 9-го класса, в отношениях с детьми полная гармония. Дети – моя опора и надежда.

            Я часто задаю себе вопрос: «Всего ли я достигла на учительском поприще?»

            И отвечаю: я только в начале пути, мне еще предстоит многое сделать. У меня есть планы и заветные мысли.

            Я рада, что сегодня меня окружают интересные, увлеченные люди, работающие в нашем коллективе.

            Сколько еще мелочей – песчинок нужно не просмотреть, не упустить, мелочей, которые в нашей учительской работе становятся высокими горами. И в который раз обратиться к строкам Л. Мартынова:

                                   А ты, входя в дома любые,

                                   Входя на лестницы крутые,

                                   Квартиры, светом залитые,

                                   Прислушиваясь к звону клавиш

                                   И на вопрос даря ответ,

                                   Скажи: какой ты след оставишь?

                                   След, чтобы вытерли паркет

                                   И посмотрели косо вслед,

                                   Или незримый, прочный след

                                   В чужой душе на много лет. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Со школьной скамьи обожаю роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Гениальное произведение для всех поколений на века. Хочется только заметить, что Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» на протяжении 11-ти лет. За это время было создано несколько редакций произведения, которое сам автор обозначал как «мистический роман о дьяволе».

Более того, до самой смерти Булгаков вносил правки в текст книги, одновременно с этим работая над другими своими произведениями.

Никогда не считала, что  книга Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» является книгой для детей. Она – для любого возраста. И каждый поймёт её по-своему, каждый найдёт в ней те строки, которые будут цеплять только его. Я могу её перечитывать несколько раз в год (наверное, скоро буду уже знать наизусть) и находить что-то новое для себя. Когда мне предстоит сделать какой-то выбор в жизни, я читаю именно "Маленького принца". Удивительно, но она мне всегда даёт ответы на мои вопросы.

Я думаю, книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» о развитии человека. Она как бы говорит: работай над собой, самосовершенствуйся и не смотри на тех, кто тебя не понимает и не хочет принимать. Так поняла её я, может, это только мой взгляд на данное произведение, но я часто люблю его перечитывать. 

Мой взгляд на мир

Развитие общества  диктует необходимость использования  новых информационных технологий во всех сферах деятельности. Современные учебные заведения уже сегодня внедряют в практику новые информационные технологии, однако, на мой взгляд, этот процесс далек от совершенства. Слово за будущим, за новой школой, призванной обеспечить сферу образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых  информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.К сожалению, этот процесс затруднен многими обстоятельствами.

Во-первых, недостаточной подготовкой учителей к использованию средств новых информационных технологий, во-вторых, низкой оснащенностью школьных кабинетов необходимой техникой.  Новая школа призвана коренным образом изменить существующее положение дел. Предлагаю  все учебные кабинеты оснастить интерактивной доской, на каждой парте – портативный компьютер (ноутбук) с возможностью выхода в Интернет. Онлайновые средства позволят удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика, что в свою очередь сформирует более высокий уровень самообразовательных навыков. Кроме того новой школе как воздух  необходимо мощное высокопроизводительное программное обеспечение, полностью интегрированное с Интернетом. Электронные учебники должны строго соответствовать государственным образовательным программам, а те, в свою очередь, не меняться каждый год, как это наблюдается сейчас, а утверждаться Министерством образования минимум на пять лет.

Для совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей, эффективного обучения компьютерным технологиям преподавательского состава школа будущего должна быть оборудована компьютерной лабораторией. В настоящее время учителя-предметники нуждаются в технической помощи своего коллеги- информатика. Лаборатория же позволит преподавателям самостоятельно освоить приемы и навыки компьютерного моделирования.

Таким образом, новая школа, оснащенная по последнему слову техники, позволит, на мой взгляд, для учащихся информационные технологии превратить в ежедневный инструмент обучения, для преподавателей — по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую информацию,  а для администраторов 

непрерывно совершенствовать организацию учебного заведения.

Новая школа, школа будущего – дорога в мир коллективной мыследеятельности! 

Мои достижения

Моя педагогическая деятельность отмечена почетными грамотами Управления образования администрации Тындинского района:

- в 2007 «За подготовку победителей районного конкурса творческих работ учащихся «Всему начало – отчий дом» и «За активное участие в организации исследовательской деятельности учащихся в рамках районной научно-практической конференции «Одаренные дети»

- в 2008 «За подготовку наибольшего числа победителей и призеров в разных жанрах районного конкурса творческих работ учащихся «Моя семья»

- в 2009 году Дипломом II степени за участие в районном конкурсе мультимедийных уроков и методических разработок, Благодарственными письмами и грамотами Центра детского творчества Тындинского района в 2003 «За поддержку и помощь в развитии дополнительного образования в районе»

- в 2006 «За неустанное трудолюбие, организаторский талант, творческое отношение к труду и в связи с 15-летием МУ ДОД «ЦДТ»

- в 2008 «За достойную подготовку школьников к участию в VII районной научно-практической конференции «Одаренные дети»-2008г.» и «За достойную подготовку учащихся к литературным конкурсам», Дипломом администрации Тындинского района за участие в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году, Почетной грамотой департамента образования Администрации Амурской области в 2005 году, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за победу в конкурсе лучших учителей Российской Федерации в 2008 году. 

Свидетельством о профессиональном мастерстве и творческом потенциале стало участие в конкурсе «Учитель года».Я – победитель районного конкурса «Учитель года – 2002», победитель номинации «За демократический стиль в общении» областного конкурса «Учитель года – 2002». На конкурсе представила обобщение своего опыта по теме «Творчеству можно научить», получившее высокую оценку комиссии.              

В 2005 году приняла участие во Всероссийском конкурсе «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» для работников сферы образования Российской Федерации и награждена Дипломом победителя областного тура конкурса.                                                       

В 2006 году участвовала во всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации – 2006» и отмечена дипломом II степени лауреата конкурса за работу «Философия учителя» и проект» Словарь железнодорожника».


 

Моё портфолио

У каждого педагога есть свои вкусы, манеры, образцы, на которые он предпочитает опираться. Того учителя, который отыскал свой методический стиль преподавания, не спутаешь ни с каким другим не из-за особенной внешности и тембра голоса, а из-за иного индивидуального преподавательского почерка.

            В Библии сказано: «В начале было слово…» Почему слово? Где бы я ни проводила отпуск, всегда старалась побывать в храмах, монастырях. Новый Афон, гора Святого Давида в Тбилиси, Нижний Тагил, Херсон, Прибалтика…

            Что влекло меня туда? Может быть, уже тогда пыталась понять, что стоит за этой фразой… Какое оно, Слово, что несли служители веры людям.

            Берегу в своем сердце эти воспоминания, открытия, к которым пришла, и стараюсь разбудить с помощью слова, литературы, творчества души своих учеников.

            Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (креативность) – качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, как говорят в обиходе – ум, его можно и нужно развивать. И развивают… На самом же деле это интеллект – врожденное качество, зависящее от генов, но корректировке поддающееся слабо.

            А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким «уродился», а потому, что в детстве получал мало эвристического.

            Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. 

             Учить  детей  языку – это  значит  учить  их  жизни. Но  в  качестве  учителя  жизни  русский  язык  совсем  не  так  прост, как  это  кажется  на  первый  взгляд. А  если  еще  вспомнить, что о  нем  говорили  не  только   «великий, могучий, правдивый, свободный», но и «мой  верный  друг, мой друг  коварный, мой  раб, мой  царь, родной  язык», то  станет  понятно, как нелегко раскрыть перед  учениками его чудные, скажем прямо, трудные  законы.                                                               

            К.Д. Ушинский  писал: «Ребенок  мыслит  красками, звуками, картинками». Образы  окружающего  мира  создаются  на  основе  эмоционально-образного  восприятия  слова. Отложим  на  время  строгие  традиционные  схемы, упражнения, правила, обратимся  к  детству  с  его  яркими  красками, фантазией, интуицией, откроем  пути  к  творческой  деятельности – и  серое  уныние  сменится  радостным  прозрением. Ведь в  своей  основе  ум  детей – творческий,  дайте  ему вместо  серых  упражнений  счастливое  творчество. И тогда  ядовитое  дыхание  лени  не  коснется  его, уйдет  страх, сомнение. 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: