Мурзина Наталья Борисовна

сайт учителя русского языка и литературы

Пока вершина не взята, не смей до страха опускаться!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: развивающее обучение, проектная задача, этнокультурное направление, одарённые дети, олимпиадное движение, проектная и исследовательская деятельность

Увлечения: театр, музыка, кино, литература

Регион: Томская область

Населенный пункт: пос. Белый Яр

Место работы: МБОУ "Белоярская СОШ №1"

Звание, ученая степень: Почётный работник общего образования Российской Федерации, Знак отличия за заслуги в сфере образования Томской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/murzina-natalya-borisovnv
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, да сами».
Лессинг.

             Учитель…. Какое древнее слово…  А может быть, оно уже   устарело? Ведь куда более современно звучит: преподаватель, педагог…   Но слова эти, на мой взгляд,  какие-то академичные, отстраненные, холодноватые. Учитель – теплое слово, предполагающее совместность действия, сотрудничество.  Но учитель – это ведь тот, кто учит? А чему сейчас нужно  учить, ведь в школу уже в первый класс приходят парнишки и девчонки, которые   книжки читают,  считать умеют, телевизор смотрят, с Интернетом на «ты» и как будто бы уже и все знают. Чему их научишь? «Ученого учить, только портить», - предостерегает русская пословица. Но при этом любой из нас понимает, что ребенок приходит в школу, и родитель приводит его в школу с тайной надеждой на то, что он узнает что-то новое, совершит открытие не только в окружающем мире, но и в самом себе. И мы понимаем, что учить нужно не только определенной сумме знаний, а чему-то такому, чему и названия не сразу найдешь. Чему же?

Когда я сама была ученицей, а может быть еще и раньше, меня постоянно занимал вопрос, на который я не находила ответа, почему солнце называют солнцем, а земля именуется землей, ветер ветром? Дерево, дорога, дом… Кто  предметы, которые нас окружают, так  назвал первым? И в школу я пошла за разгадкой. Наверное, потому,  я очень торопилась сделать все, что требовалось, чтобы поскорей открыть этот секрет, но он никак не открывался, и меня ругали за небрежность и   ненадлежащее прилежание. В старших классах  я почти забыла про неоткрытую тайну, потому что каждый день случались новые и новые события: я влюбилась в литературу, историю, географию,  театр, песню…

Но вот  закончилась школа, библиотечное отделение культпросветучилища, а мой  вопрос так и остался вопросом. И, наверное, мой профессиональный путь к слову начался с учебы на филологическом факультете  Томского государственного университета. О профессии учителя как-то даже и не думалось, увлек новый мир античной литературы, латынь, история и этимология русского языка…Наконец, вот она разгадка! Но чем дальше, тем больше я понимала, что тайна только приоткрыла свою завесу, а новое все еще впереди.  

О себе

 

 Встреча со школой для меня произошла и случайно и, наверное,  закономерно. Мой собственный ребенок  привел меня в школу. Дочь  пошла в первый класс ученицей, а я, чтобы быть с ней рядом,   первый раз в пятый - учителем. Это была внешняя, видимая и объяснимая для многих причина. Но была и еще одна, которая была непонятна моим знакомым. Мне было просто интересно работать в школе,  я знала, что здесь не будет скучно, потому что школа – это ежедневные открытия: мои и моих учеников. Это ежедневное общение, это разговор о  высоком и духовном, и именно здесь я могу быть максимально нужной и полезной, потому что своей любовью к русскому слову я могу поделиться с теми, кто этого жаждет. Могу научить эффективно пользоваться этой красивой, открытой, динамично развивающейся системой, применяя все богатство родной речи: яркость, меткость, глубину, многозначность. А посредством языка из маленького любознательного человека вырастет мыслящая, творческая, духовная личность.

 Как же достичь этой цели? Уже тогда, в самом начале, я понимала, что, прежде всего, должен быть общий интерес и творческая деятельность, совместная – учителя и ученика. А эту ситуацию помогала создавать игра и театрализация! Каких путешествий мы только не совершали в разные придуманные страны («По дороге из жёлтого кирпича», «Орфографию», «Лексикологию»,  к Господину Словарю, Тетушке Фонеме)!

А потом было истинным откровением для меня знакомство с системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова и с учебниками русского языка В.В. Репкина. Было очень трудно, но я понимала, это мое, и это то, что нужно школе. Самое главное, что формирует  система развивающего обучения - это деятельностную позицию ученика, совместность создаваемого учебного процесса, субъектность позиций учителя и ученика, умение  наблюдать за словом и умение работать с учебным текстом. В работе с текстом интересные приемы открыла и  технология критического мышления. 

Любое открытие начинается с погружения в исследовательскую деятельность, это знание мне подарил университет, поэтому технология проектной и исследовательской деятельности пришлась как нельзя кстати. Задача учителя при этом – дать возможность ученикам искать и открывать для себя что-то новое, интересное в знакомом. Я учу их смотреть на привычные вещи глазами первооткрывателя. Мы уже в шестом классе исследуем истоки происхождения и  появления в русском языке всем известных слов: «добрый», «рука», «серебро», «конь», «зеленый»… Ребята создают свои собственные  мини исследования. И если удается пробудить в них способность удивляться, восхищаться богатством и красотой родного языка, они не побоятся совершить и большие открытия. И Н.В.Гоголь прав: «…язык наш есть еще тайна». 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Александр Сергеевич Пушкин:"Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: день веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдёт; Что пройдёт, то будет мило".

Н.В.Гоголь раннее и "Мёртвые души" могут сделать из вас филолога.

М.Булгаков "Белая гвардия" очарование катастрофы.

Дина Рубина. Практически вся ёе проза, особенно рассказы. Слежу за её творчеством, читаю всё, что выходит. На грани красота и трагедиия

В.В.Высоцкий: "Я не люблю", "...и режут в кровь свою босую душу"...

А.Алексин, Ю.Яковлев: обязательно нужно читать нашим тинейждерам, будят душу, заставляют чувствовать сердце.

 

 

Мой взгляд на мир

 Совместный путь обретения нового заставляет изменить и стиль педагогического общения.  Поэтому долгое время в моем кабинете над школьной доской было размещено обращение Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, да сами». Очень важно создать на уроке уважительные,  доверительные отношения, чтобы состоялось общение на равных. Важно не сообщать готовые истины, а помочь рождаться мысли в голове твоих учеников. С опытом пришло понимание, что ученик – это не сосуд, который нужно до краев наполнить знаниями, что главное, - научить ребят способности мыслить и развить у них потребность мыслить самостоятельно.  И я не лукавлю, когда говорю, что на уроке, в общении с детьми я постоянно открываю что-то новое. Не боюсь признаваться  им в этом, потому что на самом деле дети замечают такие вещи, которые я, даже при кропотливой подготовке к уроку,  не заметила. И это радует вдвойне, чем, если бы ты это открыл сам. И если уже в старших классах в сочинении по интерпретации лирического произведения ученик пишет, что стихотворение Ф.И.Тютчева понравилось, потому что оно было сначала непонятно и его нужно было разгадывать, т.е.  проводить исследовательскую работу, то это означает, что все правильно делалось на протяжении всего учебного времени - парень научился трудиться, не пасовать перед трудностями, стремиться к открытиям. Ну а серьезные исследования и проекты создаются в рамках школьного научного общества.

Перефразируя всем знакомую песню, хочется сказать, что урок – это маленькая жизнь, и хочется, чтобы мои ученики не теряли часть этой жизни, а обогащали ее. Пусть каждый из них будет успешен не только на моем уроке, а и во взрослой жизни, но настоящий успех приходит лишь тогда, когда человек добивается чего-то сам, самостоятельно достигает вершины. Моим выпускникам я всегда говорю в напутствие еще одни важные для меня слова: «Пока вершина не взята, не смей до страха опускаться! Она прекрасна высота, она должна нам покоряться!»

            Учитель… Да, это  древнее, но и  вечное слово, потому что у истоков всех открытий стоял тот, кто это открытие совершил и тот, кто разбудил в нем творца, помог ему познать радость открытий и поверить в себя.

                                                                       

Мои достижения

Почётный работник общего образования Российской Федерации

Знак отличия за заслуги в сфере образования Томской области

учитель русского языка и литературы высшей категории

учитель-наставник

стипендиат Губернатора Томской области лучшим учителям 2016 г., 2018 г.

Лауреат межмуниципального конкурса педагогического мастерства "Педагогический союз-2017"

Моё портфолио

Учитель в совершенстве владеет знанием предмета, отличается эрудицией и умением качественно предъявлять учебный материал. Педагог владеет эффективными педагогическими технологиями преподавания предмета. 

На протяжении ряда лет учитель работает по инновационной технологии развивающего обучения (педагогическая система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова). Педагог владеет технологией проектной и исследовательской деятельности: ею осуществлены проекты «Повышение квалификации педагогических работников посредствам образовательного события», «Формирование учебной мотивации обучающихся посредством научного общества учащихся «Эврика», "Муниципальный Олимпиадный Центр", "Центр этнокультурного образования "Солнцеворот" МБОУ "Белоярская СОШ №1". Наталья Борисовна в своей педагогической деятельности эффективно использует компьютерные технологии. Свои занятия педагог строит в деятельностном и текстоориентированном подходе к преподаванию русского языка и литературы, чему способствует и владение технологией критического мышления.

Учитель обладает богатым опытом работы в старшей школе, в течение ряда лет разрабатывает и проводит элективные курсы для предпрофильной подготовки девятиклассников, в преподает литературу в профильных группах 10-11-х классов в рамках межсетевого взаимодействия.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы