Главные вкладки
Митусова Татьяна Николаевна
сайт преподавателя юридических дисциплин
Профессия: преподаватель
Профессиональные интересы: гражданское право и гражданский процесс
Увлечения: чтение
Регион: Белгородская область
Населенный пункт: г. Белгород
Место работы: ОГАОУ СПО "Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mitusova-tatyanaПлохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить
О себе
Образование: высшее юридическое
Педагогический стаж: 15 лет
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Эрих Мария Ремарк "Триумфальная арка"
Михаил Булгаков "Белая гвардия"
А. Фадеев "Молодая гвардия"
Мой взгляд на мир
Нет стремления более
естественного, чем
стремление к знаниям.
Мишель Монтень
На мой взгляд, великий гуманист XVI века в этой фразе выразил суть педагогического мастерства, то, над чем бьются, ломают копья сотни ученых, педагогов, психологов - как сделать процесс воспитания и обучения более эффективным. Мы читаем статьи о новых педагогических технологиях, об образовательных инновациях, но все усилия педагога будут разбиты в пух и прах, если у студентов нет стремления к знанию. Счастлив тот преподаватель, который, любя свой предмет, зажигает юные души, бередит умы, дает толчок к поиску истины. Я думаю, любой педагог, войдя впервые на урок, мечтает увидеть огонек интереса в глазах своих учеников. Увы… Как часто иллюзии быстро рассеиваются: скучающий взгляд, ухмылка на губах, шепоток, еще хуже - насмешки. "Что делать? Что делать?"- не раз панически спрашиваете вы себя (Чернышевский, как показывает жизнь, был не оригинален в этом вопросе).
Действительно, как сделать подачу знаний на уроке привлекательной для учащихся? С экранов телевизоров мы слышим призывы: "Даешь рейтинговую систему оценки знаний! Долой двойки и пятерки - пусть дети получают от 50 до 100 баллов!" …А дети как учились, так и продолжают: кто с ленцой, кто с энтузиазмом, кто с четкой целью, кто оттого, что "так мама сказала". А мы, педагоги, ставим "двойки" возможно будущим энштейнам… Второй, по степени известности, вопрос поставлен А.Герценым, - Кто виноват? - по-видимому, он так и останется риторическим: ученики недовольны учителями, родители бранят детей, учителя обвиняют правительство, правительство ищет "стрелочника"…
Где-то анализируя ошибки, где-то случайно, где-то по наитию "свыше" (понимайте, как желаете) сложились определенные привычки, навыки, особый язык общения со студентами. Этот опыт научно изложить достаточно сложно, но поделиться-то хочется. Кто-то раскритикует его, кто-то посмеется, но, может быть, кто-то найдет в нем что-нибудь интересное и полезное. Этот опыт я назвала "7 основных правил преподавания " или «Моя педагогическая философия».
1-е правило "Полицейский режим".
Первое не по значимости, а по порядку. Как жалко бывает время, которое теряется на бесконечные споры о ширине полей, порядке записей, поведении во время урока и т.д. и т.п., обо всем том, что депутаты называют регламентом заседаний. Пусть иногда достаточно жестко ( по-полицейски) и упрямо я убеждаю детей в том, что у нас будет простой, понятный, демократичный порядок проведения урока - требования минимальны: урок всегда длится 90 минут ( в том числе и для учителя), учебники, кодексы тетради всегда с собой, за партой можно сидеть с кем угодно, но при этом учиться!, никогда не повышать голос друг на друга. Правила простые, но "железные". И это позволяет нам сэкономить время и нервы.
2-е правило "Шоу - урок".
- Когда появились гражданское право?
- Каково значение слова "эмансипация"?
- Как вы думаете, в каких жизненных ситуациях необходимо применять нормы гражданского права?
Так начинается мое знакомство со студентами на первом, вводном уроке. Сложные формулировки, научно выверенные термины, конкретные нормы права - все это будет потом. Сначала - шоу. Шоу - урок… Почти "Кто хочет стать миллионером!" хотя на Галкина Вы и не смахиваете! - слышу одобрительный гул. Положим, до Галкина мне далеко, но впечатление от первого урока осталось ярким. Мне кажется, преподаватель на первых порах должен заявить о своих способностях, показать любовь к предмету, поразить яркими сюжетами.
3-е правило " Принцип Тома Сойера".
Уже вижу некоторые недоверчивые, скептичные лица. Из каждого урока шоу не сделаешь! Да и не надо. А в деле преподавателя есть и проверочные, контрольные работы, такие виды работ, которые по своей нудности можно сравнить только с покраской забора. Но вспомним Тома Сойера, и попытаемся превратить покраску забора в интересное занятие. Творческие задания, интересные задачи, логические ряды, задания на эрудицию и скорость выполнения - все это сделает проверку знаний не такой уж страшной и тягостной. Не называйте контрольную работу контрольной, превратите ее в конкурс или олимпиаду, где будут победители и не будет проигравших, и студенты оценят это, здоровая конкуренция сделает свое дело и результаты будут отличными.
4-е правило "Что? Где? Когда?"
Хорошую игру придумало человечество - "Что? Где? Когда?". Идет урок, все устали, хочется отдохнуть, но до звонка еще 15 минут. И тут задаю студентам не самый сложный вопрос на скорость мышления и эрудицию. Кто быстрее? - Тому "пять". Студенты мгновенно проснулись, творческие способности включились, и вот он, правильный ответ, через 20 секунд. За этот отрезок времени мы успели отдохнуть, вспомнить или узнать новый факт, а кто-то успел отличиться.
5-е правило "Археологические раскопки".
"Что? Где? Когда?" - здорово, но мало. Большинство студентов хотят искать и узнавать, делать свои маленькие открытия. Нормативные акты, специальные справочники, монографии - целый клад знаний зарыт в них. Добровольцы, вперед! Желающие приступают к "археологическим раскопкам» (вопрос задается поистине сложный), первый докопавшийся до правильного ответа получает "отлично". Эффект потрясающий - обыкновенный троечник в желании получить "легкую", как первоначально кажется, "пятерку", перелопачивает десятки страниц нормативной и научной литературы, проделывает определенную исследовательскую работу, запоминает огромный фактический материал. И радостно бежит сообщить преподавателю о своем открытии.
6-е правило "Ролевая игра".
Каждый студент – это будущий специалист. Привить любовь к избранной профессии, почувствовать себя на рабочем месте помогают ролевые игры. Главная задача юриста как специалиста - правоприменителя состоит в том, чтобы правильно и быстро находить выход из сложных юридических казусов. Поучаствовав в игре «Судебное разбирательство», «Юридическая консультация», «На приеме у юриста» студенты понимают насколько важно для них ориентироваться в действующем законодательстве, учатся отстаивать свою точку зрения, находить правильный выход из любой проблемной ситуации. Таким образом они закрепляют теоретические знания путем их практического применения.
7-е правило "Принцип сериала".
Каждые вечер наш телеэкран пестрит различными телесериалами. Как правило, очередная серия заканчивается на самом интересном месте. Что будет дальше? Это мы узнаем только завтра. А как хочется поскорее! Таковы и мои уроки. Каким образом можно получить имущество в собственность не покупая его? Граждане решили создать Акционерное общество, что им необходимо сделать для этого? Вы нашли клад, что с ним делать? Студенты – народ любознательный, хотят знать ответы на вопросы сегодня и сейчас, поэтому, уходя с урока, немного, капельку расстраиваются. Но мы обязательно узнаем это в следующей "серии", на очередном уроке гражданского права.
Вот, наверное, и все. Насколько мои мысли оказались понятными и полезными, решать Вам. Права ли я, не знаю. Рассудит время. Но хочется верить, что права.
Если я хочу, чтобы студент любил учиться, надо сделать учение увлекательным, радостным, доступным для него; современный преподаватель – это педагог, психолог, методист, консультант, организатор. Только такой преподаватель может создать условия, в которых студент станет творцом собственного «Я» и профессионального совершенства. Я стремлюсь стать таким учителем, в этом моя педагогическая философия.
Моё портфолио
Вот мой род занятий: быть самим собой;
верно служить тому, кто мне доверится;
любить того, кто честен;
знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит...
драться, когда нет другого выхода.
В.Шекспир
Добавить грамоту в портфолио