Меньших Ольга Николаевна

Сайт преподавателя музыкальной литературы

Учитель! Ты-лучик в ночи. Свети!

Профессия: Педагог

Профессиональные интересы: Развитие у детей интереса к класической музыке.

Увлечения: Создание стихов и песен. Художественное чтение. Посещение театра оперы и балета, филармонии.

Страна: Россия

Регион: Самарская область

Населенный пункт: Самара

Место работы: МБОУ ДОД ДШИ №3 "Младость"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/menshikh-olga-nikolaevna

О себе

Работаю в Школе Искусств 32 года. Люблю классическую музыку. Люблю этот "маленький народ" с широко открытыми глазами, который называется дети. Это великая радость-дарить детям ощущение прикосновения к красоте музыкального искусства.

Ты домом стала для меня

Любимая, родная школа.

Я не могу прожить ни дня

Без первоклассников весёлых:

Наивных, милых и смешных,

С росточком юного таланта!

Без старшеклассников моих-

Серьёзных, умных музыкантов.

Я тридцать лет в твоих стенах

Служу высокому искусству,

Воспитываю в душах чувства

И зажигаю свет в глазах.

                                                                                           Автор: Меньших О.Н.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Иван Тургенев, Андрей Дементьев, Сомерсет Моэм, Сухомлинский, Жан-Жак Руссо.

Мой взгляд на мир

Поднимись над суетой и увидишь, что мир прекрасен.

Моё портфолио

    

Влияние имиджа педагога ДО на формирование личности ученика.

 

      «Учитель! Воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться», -  эта крылатая фраза очень точно выражает суть и цель воспитательного процесса.  Успехи в обучении и воспитании детей определяется множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, пренебрежение этими факторами ведет к неудаче. Важны методика обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей детей, уровня их общего развития. Одним из решающих факторов обучения и воспитания является сам педагог.

В современном обществе к личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований, среди которых на главном месте стоят его личностные духовно-нравственные качества, без которых самый высокообразованный учитель, способный дать знания, не сможет воспитать в ребенке достойную личность.  Только интересная личность способна наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Известно, что каждый юный гражданин стоит перед выбором жизненного пути,  друзей и образцов для подражания.  Ведь важно не только к чему идти в жизни, но и как идти, каким быть в жизни, как общаться с окружающими людьми. Интуитивный выбор приятных манер поведения, правильности речи, чуткого и внимательного отношения к собеседнику формируется у ребенка под влиянием желания подражать любимому педагогу.  А если поводом для общения  является совместное творчество (ведь именно так происходит в Школе Искусств), то педагог, несущий тепло и свет своей души, непременно получит в ответ тепло и свет души ребенка.  И в дальнейшем  подросток будет нести «свет души» своим друзьям, своей семье, отражая имидж учителя уже неосознанно в своем поведении.

Какие качества являются  главными составляющими  имиджа педагога?  Прежде всего, любовь к детям. На уроках ребенок воспринимает не только ЧТО говорит  учитель, но и КАК говорит. У ребенка происходит внутренняя оценка ситуации: «Можно ли доверять этому человеку, хочется ли с ним общаться?»  Потому важны не только внешность и одежда педагога, на и интонации его голоса, манеры поведения, чуткое отношение к ребенку. Если возникнет заинтересованность личностью педагога,  появится желание придти на следующий урок и сформируется любовь к предмету, который преподает этот учитель. Непременными условиями успешной деятельности педагога являются:  любовь к педагогической деятельности, наличие специальных знаний по своему предмету, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей,  широкая эрудиция, педагогическая эрудиция,  интеллект,   высокий уровень общей культуры, высочайшая нравственность. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой,  над совершенствованием своей личности. Хорошему имиджу педагога всегда сопутствуют такие качества,  как общительность, артистичность, жизнерадостность,  хороший вкус, обаяние,  эстетизация окружения.  Сочетание этих качеств составляют индивидуальность педагога, потому и каждый учитель представляет собой своеобразную личность.

Ребенок учится ходить, говорить, мыслить, подражая взрослым. Первоклассница «учит» кукол, подражая первой учительнице. Старшеклассница хочет иметь шарфик или браслет, как у любимой  преподавательницы.  Но это – внешние особенности имиджа педагога, а главное в образе педагога –  способность заинтересовать ученика,  понять, простить и убедить поверить в свои способности. Именно за это нас любят и уважают дети. С педагогом они обсуждают свои семейные проблемы, советуются в конфликтных ситуациях, делятся своими творческими планами, не боясь быть осмеянными или непонятыми. Учитель – это опора и компас в сложных жизненных ситуациях. Мои ученики могут позвонить мне в любое время и всегда получат  понимание, сочувствие и совет: как поступить в создавшейся ситуации.  Часто звонят бывшие выпускники, особенно когда возникают обиды и конфликты с родителями  из-за непонимания. Педагог – это образец справедливого судьи и  «переводчика»  языка непонимающих сторон (ребенок – родители). Но чтобы стать таким педагогу необходимо развить в себе специальные педагогические способности, а именно:

1 способность оценивать внутреннее состояние человека, сочувствовать сопереживать ему (способности эмпатии);

2 способность быть примером и образцом для подражания  со стороны детей в мыслях, чувствах, поступках;

3 способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

4 способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям конкретного ребенка;

5 способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

6 способность находить нужный стиль отношения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

7 способность вызывать уважение к себе со стороны воспитуемого, иметь авторитет среди детей.

Профессиональный педагог – это человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.  Остальные взрослые люди не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы  свое развитие. Новое поколение людей   оказалось бы недостаточно подготовленным, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

Общеобразовательная школа дает детям много знаний, но почему же после занятий в школе дети радостно спешат в школу Искусств? Ответ прост: здесь их ждут любимые педагоги – люди, чей имидж так привлекателен, а общение с ними через призму искусства и творчества создает обстановку доброжелательности, тепла и уюта. С помощью звуков и красок здесь дети прикасаются к высоким шедеврам классики, учатся  различать миры добра и зла, красоты и уродства. Педагог, который является олицетворением мира  искусства, несет в себе черты интеллигентности, разумности, высокой культуры и нравственности. Здесь никогда не кричат, никогда не сделают несправедливое замечание, не обидят, если что-то получилось «не так». Здесь учат ребенка добру и красоте, здесь островок Радости, счастья и взаимопонимания.  И ничего удивительного нет в том, что ребенок с улыбкой приходит на урок, а потом мама никак не может увести его из класса, потому что ему здесь хорошо, и он хочет остаться «просто посидеть», хотя урок давно окончен.

Работа преподавателя искусств  более сложна, чем работа других профессий потому, что на уроках должны быть задействованы эмоции и чувства педагога.  Происходит выплеск энергетики учителя, без этого не зажечь души ребенка. Вспомните знаменитое высказывание академика Тамма:  «Студент – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», абсолютно точно относящееся  к обучению всем видам искусств.  И если зажегся у ребенка огонек  любви к музыке, он вырастает творческой личностью с высокой нравственностью. Если педагог интересуется многими сторонами жизни общества, то и его ученики будут интересоваться и разбираться в этих сферах жизни общества.  Если имидж педагога  - «эрудит», то и ученики его будут жадно впитывать все новые и новые знания. Если имидж педагога  - «интеллигент», то и ученики его будут тактичными людьми с благородными манерами общения.

Педагог может придерживаться того или иного имиджа, достойного подражания  детьми,  но главное, что он обязан делать – нести детям «разумное, доброе, вечное».

Добавить грамоту в портфолио