Главные вкладки
Эпп Мария Сергеевна
сайт учителя начальных классов
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: история
Увлечения: спорт
Страна: Россия
Регион: Хабаровский край
Населенный пункт: Комсомольск-на-Амуре
Место работы: МОУ СОШ 36
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mariya-eppжить-поживать добра наживать, а лихо избывать...
Всё пройдёт и это тоже...
О себе
Женщина,мать, учитель....
Глава 1. Определение, функции и цели Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка
1.1. Определение Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.
20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Сразу 61 страна подписала Конвенцию, что стало беспрецедентным событием в истории подписания договоров, заключаемых в рамках ООН. Подписывая Конвенцию о правах ребенка, правительства стран подтвердили свое желание серьезно отнестись к вопросу ее ратификации. Россия, как правопреемник Советского Союза, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка, взявшая на себя обязательства по защите и обеспечению прав детей, сегодня стремится делать все для соблюдения наилучших интересов своих маленьких граждан. Вступление в силу на территории нашего государства Конвенции о правах ребенка означало признание того, что ребенок от рождения не только обладает всеми правами человека, но и является особым субъектом права, требующим специальной защиты и введения новых дополнительных механизмов для ее обеспечения. Таким дополнительным механизмом сегодня является Уполномоченный по правам ребенка, созданный в России, в том числе для того, чтобы осуществлять всестороннюю защиту прав и законных интересов детей. Указом Президента России 1 сентября 2009 года была учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, и это решение сформировало дополнительные приоритеты государственной политики в вопросе защиты прав ребенка.
1.2 Цели Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка
Основная цель Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка - улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав и законных интересов несовершеннолетних, для достижения данных целей, перед Уполномоченным поставлены следующие задачи:
- обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
- правовое просвещение в области защиты прав ребенка;
- запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
- беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;
- проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
- направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей, реализация которых происходит по целям деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, к ним отнесены:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ,
- недопущение их дискриминации,
- восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей;
- воспитанию в них патриотизма и гражданственности;
1.3 Функции Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.
Уполномоченный принимает активное участие в формировании государственной политики в интересах детей, укреплении правового статуса ребенка в Российской Федерации, совершенствовании законодательных, организационно-правовых и материальных гарантий соблюдения прав детей, разработке системных предложений, направленных на максимально полную реализацию основных, базовых прав ребенка в жизни общества. Положительная тенденция, складывающаяся в развитии Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, безусловно связана с надлежащим исполнением возложенных на данный институт задач, которые в свою очередь определены функциями этого института. Так, в настоящее время общество может видеть плоды деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, выраженные в общественно значимых событиях: принятие законов, целевых программ, стандартов по вопросам охраны прав и интересов детей, что позволило добиться, в частности, положительных результатов решении проблем семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращению сети детских сиротских учреждений, оказанию действенной помощи семьям с несовершеннолетними детьми, увеличению выделяемых на их нужды пособий и иных выплат.
В числе важнейших функциональных направлений Уполномоченного выделяется обеспечение с использованием предоставленных ему полномочий: соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы) прав детей во всех сферах их жизнедеятельности:
- на жизнь и охрану здоровья;
- на отдых и оздоровление;
-на полноценное развитие;
-на воспитание и содержание;
- на образование;
-на информационную безопасность;
- на жилье;
- восстановления нарушенных прав детей, с уделением особого внимания наиболее социально уязвимым группам несовершеннолетних: детям- инвалидам; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям, пострадавшим от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации и других преступных посягательств; безнадзорным и беспризорным детям; несовершеннолетним правонарушителям; иным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Уполномоченный также регулярно выступает с предложениями по изменению российского законодательства в следующих направлениях:
- защита прав детей на жизнь и охрану здоровья (в частности, на отдых и оздоровление, санитарно-эпидемиологическую безопасность),
- защита прав детей на получение образования (в частности, в дошкольных учреждениях),
- защита прав детей при раздельном проживании родителей;
- защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- ужесточение законодательства в области борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Основными направлениями международно-правовой деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка являются следующие:
- защита прав детей, рожденных в смешанных браках;
- защита прав детей при выезде за пределы Российской Федерации;
- защита прав детей, переданных на усыновление иностранным гражданам;
- обеспечение безопасности детей в Интернете;
- защита прав детей - жертв торговли людьми, насилия, сексуального совращения и сексуальной эксплуатации;
- защита прав детей при их репатриации.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, и его сотрудники принимают активное участие в качестве организаторов международных мероприятий и в международной деятельности в сфере защиты детства.
Как отмечает А.С. Автономов: «Становление института Уполномоченного по правам ребенка в России прошло уже несколько этапов, – каждый из которых характеризовался определенной нормотворческой деятельностью..
Причем, все большее количество субъектов и городов Российской Федерации заявляют о готовности учреждения уполномоченных по правам ребенка на своих территориях, заявив тем самым, о своей политической позиции в вопросе защиты прав, свобод и законных интересов детей.
Данный институт дал возможность показать новые перспективы в формировании независимого механизма контроля за реализацией прав детей в России на государственном и региональных уровнях. Накопленный опыт по защите прав и законных интересов детей обусловил дальнейшее развитие института Уполномоченного по правам ребенка в современной России.
Важно отметить, что главная роль института Уполномоченного по правам ребенка состоит в привлечении постоянного внимания к правам, свободам и законным интересам детей самых широких слоев общества, и в первую очередь государственно-властных структур. Именно поэтому, деятельность Уполномоченного должна способствовать тому, чтобы внимание общества было сфокусировано на проблемах обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка, в какой бы ситуации тот ни находился и к какой бы социальной группе ни принадлежал. Хотелось бы отметить, что в настоящее время начинается системное развитие института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, и теперь главное — определить дальнейшие пути его функционирования. Функционирование институтов Уполномоченных по правам ребенка и в тех регионах, где он создан, и обеспечить его непременное появление непосредственно в каждом регионе, муниципальном образовании Российской Федерации.
Глава 2. Структура Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка
2.1. Состав Уполномоченного при Президенте РФ о правам ребёнка
В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка по поручению Президента Российской Федерации Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка активно способствует созданию института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, призванного выполнять важнейшую социальную функцию системообразующего органа, направляющего и координирующего деятельность всех иных субъектов системы защиты детства, заняв свою нишу в сложившейся системе органов государственной власти, содействующих соблюдению и защите прав детей, он не подменяет деятельность других субъектов, а действует в тесном контакте с ними.
Для определения состава Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка нужно уточнить, что данное понятие может рассматриваться в двух видах: во-первых, аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка как управление по правам ребёнка, при аппарате Уполномоченного по правам человека; во-вторых, непосредственно, сам институт Уполномоченного по правам ребёнка. Итак, рассмотрим эти понятия более подробно:
В состав Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка входят:
- Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка;
- Помощники и советники Уполномоченного;
- Начальник Управления по правам ребенка;
- Правовой отдел;
- Экспертный отдел;
- Руководитель Секретариата;
- Заместитель Руководителя Секретариата;
- Начальник отдела делопроизводства и контроля;
- Приемная Уполномоченного;
- Отдел оперативной информации;
- Отдел делопроизводства и контроля;
- Отдел прохождения документов;
- Отдел государственной службы и кадров;
Состав Аппарата института субъектов Российской Федерации Уполномоченного по правам ребёнка, структурно аналогичен федеральному, но имеет свои отличия так согласно законодательству субъектов:
- Обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации осуществляется его аппаратом.
- Лица, замещающие в аппарате Уполномоченного должности, учрежденные для исполнения и обеспечения полномочий Уполномоченного, являются государственными служащими.
- Права, обязанности и ответственность работников аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.
- Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и его аппарат являются государственным органом с правом юридического лица.
Законом устанавливаются правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в области, крае, порядок его назначения, вступления в должность и прекращения полномочий, порядок деятельности Уполномоченного по правам ребенка в области, крае, а также основы обеспечения его деятельности.
Уполномоченный по правам ребенка своей деятельностью дополняет существующие формы и средства защиты прав и законных интересов ребенка и взаимодействует с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в области, крае уполномоченными по правам человека в других субъектах Российской Федерации и с уполномоченными по правам ребенка в других субъектах Российской Федерации.
Уполномоченный по правам ребенка в пределах своих полномочий независим от государственных органов области, края и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории области, края их должностных лиц.
Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка относится к категории – самостоятельные подразделения Администрации Президента.
2.2 Руководство Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка
Должность Уполномоченного по правам ребенка в области учреждается в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" в целях обеспечения основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в области, соблюдения этих прав и законных интересов органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории области, организациями, находящимися на территории области, независимо от их организационно-правовых форм, их должностными лицами.
Должность Уполномоченного по правам ребенка является государственной должностью. Ограничения, связанные с деятельностью Уполномоченного по правам ребенка как лица, замещающего государственную должность, устанавливаются федеральным законом. Контроль за деятельностью Уполномоченного при Президенте по правам ребёнка, осуществляет сам Уполномоченный, также нужно отметить, что 27 июля 2011 года в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации вынесено решение: что должность Уполномоченного по правам ребенка в регионах России должна иметь независимый и самостоятельный статус.
«Закрепленные в Положении об Уполномоченном области, края по правам ребенка принципы независимости и не подотчетности Уполномоченного по правам ребенка при осуществлении своих полномочий каким-либо государственным органам и должностным лицам означают только отсутствие ведомственной подотчетности и подчиненности и не ограничивают полномочия контрольно-надзорных органов, в том числе органов прокуратуры», – так было до судебного решения, что лишение этого института независимости и самостоятельности препятствовало выполнению им важнейшей социальной функции системообразующего органа, направляющего и координирующего деятельность всех иных субъектов системы защиты детства, являющегося своего рода связующим звеном между государством и гражданским обществом.
Напомним, что потребность принятия в субъектах Российской Федерации последовательных законодательных мер по учреждению института Уполномоченного по правам ребенка обусловлена необходимостью реализации пункта 5:
- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Указа Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка".
Экс - Президент Российской Федерации Д.А.Медведев прямо указал на то, что «уполномоченные по правам ребенка должны быть самостоятельными и боеспособными людьми, которые без оглядки на местные власти, в рамках действующего законодательства будут отстаивать права детей». Лишение этого института независимости и самостоятельности будет препятствовать выполнению им важнейшей социальной функции системообразующего органа, направляющего и координирующего деятельность всех иных субъектов системы защиты детства, являющегося своего рода связующим звеном между государством и гражданским обществом. Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также институты Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации продемонстрировали свою полную состоятельность в качестве особой инстанции, осуществляющей контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей и проводящей работу по восстановлению их нарушенных прав.
2.3. Взаимодействие Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка с другими органами государственной власти.
Взаимодействие Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка с государственными органами, муниципальными органами, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, организациями и объединениями, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, реализующими функции по обеспечению прав и законных интересов ребенка, гражданами, включая объединения граждан, осуществляется в формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законодательству Российской Федерации. В своей деятельности Уполномоченный и его представители тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями.
В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите их прав и законных интересов. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры довольно сложна и не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого из них - в случае необходимости он может самостоятельно обратиться за помощью. В силу этого Уполномоченный имеет возможность своевременно выявлять факты нарушения прав детей, оперативно реагируя на эти нарушения и оказывая квалифицированную помощь пострадавшим.
Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.
Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть, по сути, комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах.
Проблемы положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата.
Заключение
Эффективность работы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка обусловлена тем, что в соответствии со смыслом института Уполномоченного он лично участвует в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка. Хотелось бы также отметить, что лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам ребенка, обладает общественным авторитетом. Процедура назначения на эту должность предполагает, что Уполномоченный - лицо незаурядное, обладающее, помимо высоких профессиональных качеств, еще и необходимыми личными качествами.
Уполномоченный оказывает широкий спектр бесплатной правовой помощи детям и их семьям, в том числе в подготовке процессуальных документов. Важным направлением деятельности Уполномоченного по защите прав конкретного ребенка стала практика участия в рассмотрении в суде гражданских дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних. К участию в деле Уполномоченный привлекается как по просьбе участвующих в деле лиц, так и по инициативе суда и собственной инициативе. Практикуется приобщение к материалам дел ходатайства Уполномоченного в поддержку ребенка. Это особенно актуально в случаях, когда права детей нарушаются органами, обязанными их защищать. Уполномоченный помогает грамотно составить исковое заявление, в случае необходимости обращается в надзорную инстанцию. Практика показывает, что дела по защите и восстановлению прав детей, рассматриваемые в суде с участием региональных Уполномоченных, в большинстве случаев решаются в пользу детей. Суды, как правило, заинтересованы в участии Уполномоченного в судебном заседании.
Наряду с защитой прав конкретного ребенка Уполномоченный содействует защите прав детей в целом. В этих целях Уполномоченный и его представители ведут мониторинг соблюдения прав детей, проводят независимый вневедомственный анализ и оценку состояния дел по обеспечению прав и законных интересов детей, посещают детские учреждения. На основе полученной информации Уполномоченный вносит предложения органам государственной власти по улучшению положения детей, реализации их прав в соответствии с действующим законодательством, а также предложения субъектам РФ использовать право законодательной инициативы по совершенствованию законодательства в интересах детей. Кроме того, Уполномоченный осуществляет правовую экспертизу законопроектов, затрагивающих интересы детей.
Обращения Уполномоченного и его представителей к органам власти способствуют принятию управленческих решений по обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, решению актуальных проблем детства. Объективно деятельность Уполномоченного и его региональных представителей способствует усилению координации деятельности всех структур и обеспечению комплексного решения проблем детей.
Несмотря на довольно непродолжительную историю своего существования, деятельность Уполномоченного по права ребенка уже принесла видимые результаты. Достаточно вспомнить нашумевшие дела по усыновленным иностранными гражданами (в основном, американцами) российским детям, которые подвергались неоднократным негативным воздействиям со стороны взрослых. При детальном рассмотрении оказалось, что их отъезд был оформлен с нарушениями и не отвечал интересам этих детей. Конечно, введение должности Уполномоченного по правам ребенка в России - не панацея, но, учитывая его независимость и неподвластность, можно надеяться, что российские дети действительно могут получить защиту и поддержку в лице этого института.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации от 12.04.2004 № 10-ст.989
- Указ Президента Российской Федерации № 986 от 1 сентября 2009 г. "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"// Собрание законодательства Российской Федерации от 12.04.2004 № 15-ст.1359
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
- Семейный Кодекс Российской Федерация от 29.12.1995 // Российская газета № 325
- Гражданский Кодекс Российской Федерации, от 18.12.2006 // Российская газета №4255
Специальная литература
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. //Российская газета. 30.11.2006 г. № 3213
- Автономов А.С. Правовое обеспечение института детского омбудсмена в современной России // Институт уполномоченного по правам ребенка в России. 2005. 20 с.
- Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: Пособие - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007.- 6 с.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации //под ред. Карповича В.Д.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2009.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА - М, 1998. С. 317
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007.
- Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. – М.; 2009.
- Пишкова О. В. Омбудсмен - защитник прав детей // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 2.
- Конституционное право субъектов Российской Федерации. – М.,2010
- Конституционное право: Энциклопедический словарь // отв. Ред. С.А. Авакьян – М., 2007
- Лапаева В.В. Формирование доктрины защиты прав личности как актуальная задача теории права // Российское правосудие. 2010. № 4. С. 14–30; Права человека: Учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд. М.: Норма, 2009. С. 12.
- Лукашева Е.А. Права человека и устойчивое развитие // Права человека: тенденции, перспективы. М.: Норма, 2012. С. 35–36.
- Саидов А.Х. Цивилизационная теория прав человека // Права человека и современное государственно-правовое развитие / отв. ред. А.Г. Светланов. М.: Институт государства и права РАН, 2011. С. 127.
- Куркин Б.А. Идеология прав человека, и ее интерпретация в современной отечественной правовой теории // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 2. С. 110.
- Вестник Европы. 1914. № 1.
22.Гессен В.М. О правовом государстве. СПб. Издание Н. Глаголева, 2006; // Право. 2010. № 10, 13
Дети - наше ВСЁ!!!!!
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Эзоп, Унесённые ветром...
Мой взгляд на мир
Всё может быть, всё может статься....
Мои достижения
собственный бизнесс
Моё портфолио
Я могу всё, а чего не могу - я этому легко научусь.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты