Главные вкладки
Мальцева Наталья Анатольевна
сайт учителя математики
Профессия: учитель математики
Профессиональные интересы: качество образования в настоящее время, перемены в сфере образования
Увлечения: цветы
Страна: Россия
Регион: Кировская область
Населенный пункт: Унинский район, с.Порез
Место работы: МБОУ СОШ с.Порез имени Г.Ф.Шулятьева
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/malceva-natalya-anatolevna

О себе

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Мой взгляд на мир

Мои достижения

Моё портфолио
Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: "Свойства равнобедренного треугольника"
Цели урока:
- Расширить представление о возможностях использования треугольника как средства для решения геометрических задач с помощью определения равнобедренного треугольника и доказательства его свойств.
- Научить пользоваться доказанными свойствами при решении задач.
На уроке используются:
- Опорные листы.
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
ХОД УРОКА.
Учитель: Почему мы говорим, что треугольник – это средство для решения задач?
Ученики: Потому что с помощью треугольников можно решать задачи, например, доказав равенство треугольников, можно найти равные отрезки или углы.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать равнобедренные треугольники, их свойства. Знание этих свойств значительно расширит возможности применения треугольника как средства для решения задач.
Какой треугольник называется равнобедренным?
Ученики: Треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны.
Учитель: А как пользоваться определением равнобедренного треугольника?
Ученики: Если треугольник равнобедренный, значит, у него есть две равные стороны.
Учитель: Равные стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона – основанием равнобедренного треугольника. Если говорят, что треугольник АВС равнобедренный с основанием АС, то это значит, что АВ и ВС – боковые стороны, то есть АВ = ВС.
I. Устная работа над заданиями 1 и 2.
Задание 1
1. Какие из треугольников являются равнобедренными, почему (обратить внимание на последний рисунок – треугольник не просто равнобедренный, он равносторонний).
2. У равнобедренных треугольников назовите:
– боковые стороны;
– основание;
– угол, противолежащий основанию ( угол при вершине равнобедренного треугольника);
– углы, прилежащие к основанию (углы при основании равнобедренного треугольника).
Задание 2
- В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 6 см, а основание в 3 раза меньше боковой стороны. Чему равен периметр этого треугольника?
- Периметр равнобедренного треугольника равен 20 см. Боковая сторона его в 2 раза больше основания. Чему равны стороны этого треугольника?
II. Учитель: Равнобедренный треугольник АВС с основанием АС.
– Итак, какой треугольник называется равнобедренным?
– Какие выводы можно сделать на основании этого определения?
- Если треугольник АВС равнобедренный с основанием АС, то … (В этом треугольнике АВ = ВС)
- Если в треугольнике АВС АВ = ВС, то этот треугольник … (Равнобедренный, АС – основание)
Учитель: Треугольник – средство для решения задач, и в этом мы ещё раз убедимся на сегодняшнем уроке, доказав свойства равнобедренного треугольника. (Обсуждаем с детьми, как они понимают термины «свойство» и «свойство треугольника»).
III. Докажем свойства равнобедренного треугольника
Учитель: В равнобедренном треугольнике АВС стороны АВ и ВС являются боковыми сторонами, АС – основанием. А чем же является отрезок ВМ, проведенный к основанию?
Ученики: ВМ – биссектриса угла В, т.к. делит его пополам
Учитель: Причем делит не только угол при вершине равнобедренного треугольника пополам, но и сам треугольник АВС на два равных треугольника АВМ и СВМ. Докажем, что АВМ =
СВМ.
Ученики: В треугольниках АВМ и СВМ: АВ – ВС по условию; АВМ =
СВМ, т.к. ВМ – биссектриса угла АВС; ВМ – общая сторона. Значит, треугольники АМВ и СВМ равны по двум сторонам и углу между ними.
Учитель: Вы сказали, что АВ – ВС по условию, это верно. Как ещё можно обосновать равенство этих треугольников?
Ученики: Они равны как боковые стороны равнобедренного треугольника АВС.
Учитель: Что нам дает доказанное равенство треугольников АВМ и СВМ? Из равенства треугольников следует равенство соответствующих элементов….
Ученики: ВАМ =
ВСМ.
Учитель: А в равнобедренном треугольнике АВС это какие углы?
Ученики: Углы при основании.
Учитель: Значит, какой вывод можно сделать?
Ученики: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Учитель: Мы доказали одно из свойств равнобедренного треугольника: «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны».
| Теорема | Обратная теорема |
Дано: |
|
|
Доказать: |
|
|
Доказательство |
|
|
|
|
|
IV. Вернемся к рисункам задания 1
- Назовите равны углы равнобедренных треугольников.
- По данным на рисунках найдите градусную меру неизвестных углов.
V. Учитель: Итак, мы доказали и использовали при решении задач одно из свойств равнобедренного треугольника. Сформулируйте его.
Равенство углов при основании следовало из равенства треугольников АВМ и СВМ, на которые равнобедренный треугольник АВС разбивает биссектриса ВМ. А какие ещё пары равных элементов дает равенство этих треугольников?
Ученики: АМ = СМ.
Учитель: То есть отрезок ВМ соединяет вершину В треугольника АВС с серединой противоположной стороны АС, а значит, чем является отрезок ВМ?
Ученики: Медианой!
Учитель: В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является ещё и медианой!
И последняя пара равных элементов, которую еще не назвали.
Ученики: АМВ =
СМВ
Учитель: Какие углы они образуют?
Ученики: Углы смежные, их сумма равна 180о, а так как они равны, то каждый из них по 90о.
Учитель: В таком случае отрезок ВМ является еще и чем?
Ученики: Высотой!
Учитель: Биссектриса, медиана и высота – это один и тот же отрезок ВМ! Таким образом, мы доказали еще одно свойство равнобедренного треугольника.
Учитель: В треугольнике АВС с основанием АС биссектриса АN проведена к боковой стороне ВС. Является ли в этом случае биссектриса АN и медианой, и высотой?
Ученики: В этом случае биссектриса АN не является ни медианой, ни высотой. Так как треугольника АВN и АСN не будут равны. Они имеют две пары равных элементов: АN – общая сторона; ВАN =
САN, т.к. АN – биссектриса угла А.
Учитель: А теперь попробуйте сформулировать доказанное нами свойство равнобедренного треугольника.
Ученики: В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой.
Учитель: Мы установили, что биссектриса, медиана и высота равнобедренного треугольника, проведенные к основанию, совпадают. Поэтому справедливы также утверждения:
- Высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и биссектрисой.
- Медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является высотой и биссектрисой.
| Теорема | Обратная теорема |
Дано: |
|
|
Доказать: | ВМ – высота |
|
Доказательство: |
|
|
VI. Домашнее задание: п.18 (стр. 34 – 35) №№108, 111, 112 («Геометрия, 7-
9», Л.С. Атанасян)
VII. Проверочная работа по готовым чертежам
VIII. Рефлексия
Можно провести классификацию треугольников. Все треугольники делятся на разносторонние и равнобедренные; в классе равнобедренных треугольников существует подкласс равносторонних.
Треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны.
В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты