Главные вкладки
Васильева Людмила Ивановна
сайт учителя русского языка
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: инновации
Увлечения: книги, спорт, туризм
Регион: Санкт-Петербург
Населенный пункт: санкт-петербург
Место работы: ГБОУ СОШ 484
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lyudmila-ivanovna-vasileva
Родителям о сложном периоде жизни подростка.
- Моему ребенку исполнилось 15 лет! Наконец-то он поумнеет, будет учиться решать проблемы самостоятельно. Мне легче будет.
-Да, конечно! Или проблем у родителей прибавится!
- А мой сын сегодня пришел домой поздно, со мной не разговаривает, на вопросы не отвечает! А вид у него… В кармане у него я сигарету электронную нашла. Ума не приложу, как быть? Совсем от рук отбился…
-Сегодня моя дочь сказала, что я не понимаю ничего в жизни, что я жила в эпоху динозавров…
- Если бы мой ребенок посмел сделать нечто подобное, я бы его … Что вы позволяете своим детям? Они скоро на голову вам сядут!
Такой разговор можно услышать среди родителей современных подростков. Чем же особенный подростковый возраст? Попробуем разобраться вместе.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти .
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвержение ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Если позволите, уважаемые родители, поделюсь с вами несколькими советами.
Не обвиняйте во всем подростка.
Для подростка очень важно быть принятым в среде сверстников, полноценное и доверительное общение. То, в каких красках будет воспринимать подросток в дальнейшем жизнь, зависит во многом от того, научится он доверять, дружить, любить и общаться в школьные годы. Поэтому не удивительно, что в подростковый период, когда вообще все переживается очень остро, подросток тяжело реагирует на свои конфликты и отсутствие взаимопонимания со сверстниками.
Выясните, в чем причина.
В первую очередь нужно поговорить с самим подростком. Узнайте у него, что произошло, как он сам видит причины ситуации. Если подросток замыкается в себе и не хочет общаться, то стоит узнать детали ситуации у классного руководителя учителей. При этом, как вы понимаете, учителя также не всегда справедливы и объективны по отношению к ребенку.
Взрослым не всегда нужно вмешиваться в конфликт между подростками.
Задача родителей - понять насколько серьезна проблема. Если речь идет просто о ссоре лучших друзей, то хотя такие конфликты у подростков протекают бурно, то прямое вмешательство взрослых, пытающихся мирить участников – худшее, что можно предложить. Лучшие друзья могут мириться и ссориться по несколько раз в день, у мальчиков нередко дело доходит до драки. Предоставьте подросткам самим договариваться и решать свои проблемы – у них это замечательно получается!
Самое полезное, что вы можете сделать – рассказать подростку о более «цивилизованных» способах решения конфликта, показать практическую пользу компромисса. Только делать это нужно не в форме нравоучений о примерном поведении, а в форме дружеского совета, примера из собственного опыта.
Ситуация, в которой обязательно требуется внимание и вмешательство взрослых.
Подросток-изгой.
Это совсем иная ситуация, здесь требуется внимание и вмешательство взрослых.
Подростковая среда довольно агрессивна, и, пожалуй, в каждой группе, в каждом классе есть свой «изгой» или «белая ворона». Это не значит, что в действительности этот ребенок «самый плохой». Не такой как все – это не негативная характеристика, наоборот, ребенок может отличаться от других «со знаком плюс».
Проблемы в общении со сверстниками, непринятие со стороны группы, класса самим подростком воспринимаются очень тяжело – могут стать причиной для депрессии и даже суицида.
Если вы, как родитель, столкнулись с такой проблемой своего ребенка, то не пускайте все на самотек, не обвиняйте подростка. Это очень серьезная проблема, с которой сам подросток не справится. Вмешательство учителей в «классные конфликты» может только усугубить ситуацию – сверстники станут воспринимать подростка как «жалобщика», что приведет к еще большему отторжению и унижению. Будьте готовы, что, скорее всего, придется перевести ребенка в другую школу. Однако, чтобы на новом месте проблемы не повторились, а ребенок справился с последствиям серьезной психологической травмы «изгойства» необходима консультация с работа с хорошим психологом. И, конечно же, ваша поддержка как самых близких ребенку людей!
О себе
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 484 Санкт-Петербурга
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Дворянское гнездо", "Молодая гвардия", "Как закалялась сталь", "Два капитана", " Белая гвардия".
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты