Критерии эффективного урока
Критерии оценки урока
Первый компонент урока как системы - его главная дидактическая цель (ГДЦ), которая анализируется и оценивается примерно со следующих позиций:
- степень соответствия ГДЦ урока требованиям программы;
- оптимальное сочетание образовательной, развивающей и воспитательной задач урока, обоснованность и направленность на высокий конечный результат;
- доведение целей уроков до создания и принятия учениками;
- степень достижения заданной ГДЦ к концу урока;
Второй компонент урока как системы - учитель (субъект деятельности). Личность педагога на уроке анализируется и оценивается примерно по следующим проявлениям:
- общая эрудиция и профессиональная компетентность;
- уровень педагогической техники;
- степень демократичности в общении с учащимися в ходе урока (создание на уроке психологического комфорта и обеспечение гуманного отношения к ученику).
Третий компонент урока как системы - учащиеся, которые являются субъектом деятельности. Их действия анализируются примерно последующим показателям:
- уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на уроке);
- готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;
- уровень познавательной активности учащихся в ходе всего урока, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности;
- наличие и навыков коллективной работы (парной, групповой...)
Четвёртый компонент урока как системы - содержание деятельности учителя и учащихся. В общем виде - это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценки является примерно следующее:
- содержание деятельности учителя и учащихся, степень новизны учебной информации, рассматриваемой на этом уроке;
- актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы;
- гуманитаризация знаний (исторических ракурс, ориентация на использование знаний в жизни, установление межпредметных связей...)
Пятый компонент - компонент урока (системообразующий) - способы деятельности, которые включают:
- организация самостоятельного отношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной;
- создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий;
- реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подхода;
- примеры развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.