Главные вкладки
Акчурина Лилия Камилевна
Я-воспитатель
Профессия: Воспитатель
Профессиональные интересы: Желание применять собственный педагогический опыт для воспитания детей, для развития их творческих, умственных и социальных способностей.
Увлечения: Театр. Чтение книг (фантастика, лёгкий жанр). Посещение кинотеатра, спектакля.
Регион: Ямало-Ненецкий АО
Населенный пункт: г. Муравленко
Место работы: МБДОУ "ДС"Дельфин"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/liliya-akchurina"Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста".
Самая главная черта любого педагога – он должен искренне любить детей, причем всех детей, независимо от их личных качеств. Быть воспитателем, значит иметь сострадание, терпение, желание приходить на работу и видеть детей.
О себе
Работаю в детском саду воспитателем 11 лет.
Общий стаж 11 лет,
Педагогический стаж 11 лет,
Стаж в данном учреждении 11 лет,
Курсы повышения квалификации : 2019 ГАУ ДПО ЯНАО РИРО г.Салехард
"ФГОС ДО: организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
2020 ООО Центр инновации образования и воспитания г. Саратов
"Профилактика короновируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекции в общеобразовательных организациях"
2022 Всероссийская деловая платформа "Десятилетие детства" г. Москва
"Компетентностные онлайн- практики 2021-2022"
2022 ЧОУ ДПО "УМЦ "Педагог"
"Оказание первой помощи в образовательных организациях"
г.Чебоксары
Мой взгляд на мир
Эссе на тему
«Театр теней как средство развития речи у дошкольника»
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей…»
Б. М. Теплов
Дорогие коллеги, читающие мое эссе! Хочу поделиться с вами своими мыслями и раздумьями о себе и о своей непростой, но такой нужной и важной работе. Знаете, я почти уверена, что если бы не моя замечательная профессия воспитатель, я бы непременно стала актрисой! Да, да, я уверена! Потому что очень часто, после выступлений на детских утренниках, где я играю самые разнообразные роли, слышу восхищенные слова моих коллег: «В тебе живет актриса!» Поверьте, это очень приятно! И что не менее важно, это помогает мне в моей работе! Ведь не секрет, что профессия воспитателя – это творческий путь поиска к тонкой, хрупкой душе ребенка!
Мой стаж работы в детском саду «Дельфин» уже 11 лет. Это, возможно, не так много, но вполне достаточно для того, чтобы понять, что успех воспитания ребенка зависит от единения душ малыша и педагога. Вот тут – то мне и пригодилось мое увлечение детства – теневой театр, время, когда мы с друзьями собирались у кого-нибудь дома, устанавливали нехитрое приспособление и в полутемноте по очереди изображали руками зайца, собаку, птицу – кто что умел! Это были незабываемые, волшебные вечера!
В.Я. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В теневом театре все это присутствует в полной мере! Первый раз я использовала показ теневых фигур, когда в беседе с детьми выяснила, что многие из них боятся темноты. А театр теней является хорошей профилактикой страха темноты. Детей привело в восторг, когда они увидели силуэты загадочных персонажей. Их воображение работало на все 100! Они наперебой пытались угадать, кто это, с удовольствием отвечали на шутливые вопросы моих героев. Зачем бояться темноты, когда так интересно и весело можно поиграть? Так теневой театр снова прочно вошел в мою жизнь. С этого момента я решила узнать больше об истории теневого театра, познакомиться с методическими рекомендациями его применения в детском саду.
Театр теней – искусство, зародившееся много веков назад в Китае. Оказывается, увлекались им самые богатые и именитые, ведь марионетки изготавливались вручную из тонкой, отлично выделанной кожи верблюдов. Ажурные куколки, животные и птицы, раскрашенные мастерами во все цвета радуги, стоили дорого. И только в 17 веке французы поняли, что таинство театра теней, своими руками изображающего невиданные фигуры, особенно захватывает детей, поэтому это искусство буквально за пару лет распространилось в виде настоящей ролевой игры. В России теневой театр появился на рубеже 17-18 веков во времена правления Анны Иоанновны в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях.
Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать не только руки, но и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находится под рукой. Очень познавательной в этом вопросе является книга «Театр для малышей» Генова Г. В. В ней он уделяет большое внимание театру теней и использованию его в работе с детьми дошкольного возраста. Автором выделены следующие виды театра теней: театр ручных теней, пальчиковый теневой театр, трафаретный теневой театр, театр «живых» теней. Для организации каждого вида театра теней даются режиссерские и методические рекомендации. Подробно рассказывается как изготовить куклы, создать декорации и подготовить спектакль. Не менее интересно пособие Лыковой И.А., Шипуновой В.А. «Теневой театр вчера и сегодня», которое также посвящено искусству театра теней и его использованию в работе с детьми дошкольного возраста. Авторы пособия раскрывают тайны теневедения и секреты, как приручить тень. Конкретные рекомендации по подготовке экранного оборудования, теневых кукол и декораций представлены в пособии Лыковой И.А. «Теневой театр в детском саду».
Важным этапом подготовки теневого спектакля в дошкольном учреждении является организация большого творческого процесса, где дети принимают непосредственное участие: рисуют, клеят, макетируют, занимаются формообразованием, производят действия с теневыми фигурами, а также говорят, общаются, разыгрывают сценки. Таким образом, они проходят весь путь художественного развития от восприятия до исполнительства и творчества. Во время этого процесса соблюдается важный и положительный принцип свободы и самостоятельности, позволяющий детям подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
На первых занятиях по теневому театру, чтобы разжечь интерес детей к данному виду деятельности, я разучивала с ними простейший показ с помощью рук некоторых животных (птицы, белки, быка), в основу которых легли малые формы фольклора (потешки, пестушки, поговорки, загадки). Поскольку в данном виде теневого театра задействованы руки, то перед каждым показом с детьми проводилась пальчиковая гимнастика, что позволило не только подготовить пальцы рук к показу, но и развивать речь детей, создать положительный эмоциональный настрой.
В дальнейшем я начала изготавливать кукол-марионеток, находя их силуэты в Интернете. Так появились плоскостные герои к сказкам «Заячья избушка», «Три поросенка», «Лиса и кувшин». Затем, видя интерес ребят к театру теней, мы стали изготавливать их вместе, предварительно выбирая литературное произведение. Таким образом, в нашу коллекцию добавились персонажи к потешкам «Кисонька – мурысонька», «Идет коза рогатая», «Сова –большая голова», к сказкам «Теремок» и «Репка». С великим старанием дети вырезали фигурки, красили, клеили. По мнению педагога, искусствоведа Н.Д. Бартрама, «Вещь», сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Именно поэтому мини-спектакли с героями, созданными своими руками, особенно нравятся моим дошколятам, мотивируют их слушать и запоминать тексты, быть внимательными, активными.
Есть у теневого театра и еще одна важная особенность: его необъяснимая магия создает теплую, доверительную атмосферу, и даже самый застенчивый и робкий ребенок, находясь за ширмой, начинает раскрепощаться, с каждым разом все увереннее озвучивая своего героя. Теневой театр как средство помогает реализовывать приемы с детьми с особыми образовательными потребностями ребенка – инофона, связанными прежде всего с языковыми проблемами и социально-культурной адаптацией.
Обязательно нужно применять с такими детьми коллективные, хоровые формы работы. Театрализация позволяют создавать ситуации, когда ребенок не может сидеть и отмалчиваться. Ребенок может почувствовать свободно, радостно, когда он испытывает положительные эмоции: он не один, он с другими детьми. Таким образом, мне удалось установить тесный контакт с ребятами моей группы, увлечь, заставить поверить в свои силы и возможности.
Организация театра теней одновременно помогает мне развивать и обогащать речь моих подопечных. Российский и советский педагог Тихеева Е.И. считала, что речь – основа умственного развития и сокровищница всех знаний. Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. Именно правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения им грамоты и чтения.
Перед ребенком – актером теневого театра стоит задача ясно, четко и понятно изъясняться, ориентируясь при этом на зрителя. А русская народная сказка является самым благодатным материалом для развития речевой активности! Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь становится богатой эмоционально. Используя сказочные истории в постановке спектаклей, можно получить большие результаты в развитии речи: улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука.
На данном этапе я завершаю творческий проект, основными задачами которого будут являться:
1. систематизация представления детей о театре как особом виде искусства, углубление знаний о видах театра и театральных профессиях;
2. содействие развитию монологической и диалогической речи, умение согласовывать действия с сопровождающей их речью;
3. развитие умения создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, развивать навыки действий с предметами;
4. поощрение творчества, фантазии, индивидуальности детей в передаче образов;
5. создание развивающей среды для театрализованной деятельности.
6. воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками, воспитание уверенности в себе, в своих силах.
В проектную деятельность обязательно будет включен процесс создания авторских, коллективных сказок и историй, придуманных совместно с детьми.
Свои мечты и планы я обязательно воплощу, потому что знаю, что в будущем приобретенный навык артистизма поможет абсолютно всем детям выступать без страха перед аудиторией, а любовь к теневому театру навсегда останется ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками и педагогом в необычном волшебном мире!
Мои достижения
Активно участвую в жизни детского сада, исполняю роли на утренниках и развлечениях. Принимаю участие в творческих городских фестивалях и конкурсах
Моё портфолио
Участвую в конкурсах всероссийского и окружного уровня.