Главные вкладки
Духова Лилия Юрьевна
сайт учителя начальных классов
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: педагогика и методика начального образования
Увлечения: играю на фортепиано
Страна: Россия
Регион: Тамбовская область
Населенный пункт: г. Рассказово
Место работы: МБОУ СОШ №3 корпус 6
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lilijatambovМечтаю только о том, чтобы не стало циников, не стало лицемеров на Земле, чтобы вышли мои дети из школы в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, душой способной любить и сострадать. Чтобы просто стали Людьми!
Я люблю свою работу. Мне очень давно хотелось поделиться мыслями и раздумьями по поводу моей профессии. Сейчас быть учителем в школе не особенно престижно (увы!). Но для меня моя профессия любимая, а это, на мой взгляд, важно. Нередко приходится встречать людей, отбывающих на работе время. Мне таких искренне жаль, потому что работа занимает семьдесят процентов нашей жизни, а учительская – все девяносто.
О себе
Духова Л.Ю. 41 год. Воспитываю сына Егора (студента 2 курса ТГТУ) вместе с любимым мужем Олегом. Семья наша большая, состоит из 5 человек: мама Голованова Л.дмила Васильевна - бывший директор лицея г. Рассказова; папа Голованов Юрий Алексеевич - попробовал много профессий, но его призвание музыка (владеет 4 музыкальными инструментами). Сейчас мои родители на пенсии. Я работаю в школе 22 года.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Произведения классиков мировой литературы: А.С. Пушкин; Л.Н. Толстой; Н.А. Некрасов, А.Гайдар; А. Дюма, В Гюго, М.Твен и т.д.
Моё портфолио
ПОРТФОЛИО учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 корпус 6 Духовой Лилии Юрьевны
Моя педагогическая концепция
Главным фактором развития образовательной системы лицея является создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей, уровень взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования, поэтому от того, чему мы научили ребенка в начальном звене, зависит качество обучения в основной школе.
Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века», по которому я работаю в течение шести лет, обеспечивает достижение уровня грамотности, достаточный для овладения лицейской образовательной программой. Обучение основано на положениях теории Л.С. Выготского, научных идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и А.В. Запорожца, концепции перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).
Приоритетные цели, которые я поставила в процессе моей работы:
- целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;
- овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль, самоконтроль и самооценку;
- формирование готовности к самообразованию,
- развитие у учащихся учебных компетенций, познавательных интересов;
- сохранение здоровья школьников;
- воспитание детей на основе национальных и общечеловеческих ценностей;
- дополнительное образование, которое можно получить в лицее, помимо урочных занятий, с учетом интересов учащихся.
Я считаю, что эти цели напрямую связаны с задачами программы развития лицея:
- способствовать достижению учащимися высокого уровня знаний, умений, навыков, а также навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития и самореализации, т.е. формированию личности, обладающей рядом ключевых компетенций в различных сферах деятельности;
- созданию условий для развития образовательной системы лицея, обеспечения оптимальных условий самореализации всех участников образовательного процесса.
В данном учебно- методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей этого возраста, учитывая их индивидуальные особенности. Поэтому я не стала отказываться, когда мне предложили первой в городе пойти на эксперимент по апробации УМК «Начальная школа XXI века».
В его программе созданы новые «интегрированные» курсы:
- «Грамота», в состав предмета входят такие дисциплины, как обучение чтению, родному языку, математике;
- «Окружающий мир», который включает в себя - природоведение, обществознание, историю, географию и др.;
- «Литературное чтение» - это чтение и слушание;
Эти предметы и обеспечивают принцип природосообразности.
Особого внимания требуют дети с низким уровнем обучаемости и дети с высоким уровнем успешности обучения, которым следует систематически предлагать дополнительный материал, с этой целью используются тетради по математике и русскому языку, в которых есть задания для тех и других. Школьники, успешно усваивающие учебный материал, работают в этих тетрадях самостоятельно и задолго до того, как эти задания будут выполняться остальными детьми. Дети с трудностями в обучении работают в тетрадях под руководством учителя.
Реализация принципа дифференциации и проводимая диагностика позволяют индивидуализировать обучение на уроках, осуществлять контроль и позволяет распознать уровень каждого ребенка на старте и по итогам учебного года.
После того, как апробация УМК «Начальная школа XXI века» завершилась успешно, и учащиеся показали высокий результат знаний, умений и навыков по итогам окончания начальной школы, по сравнению с другими классами, многие учителя - мои коллеги лицея начали осваивать эту программу и взялись за внедрение и апробацию ее в своей работе. Изучая, консультируя и делясь своими наработками по данной программе на школьных и городских методических объединениях, я сама совершенствовала свой уровень и одновременно помогала своим коллегам, которые сочли мой опыт достойным того, чтобы его изучать и использовать в своей работе. В дальнейшем обучении, при переходе в среднее звено, мои выпускники, учащиеся 5-х классов показали высокое качество знаний.
Одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя в обучении младших школьников является контроль и оценка достижений обучающихся.
Известный гуманист педагог и психолог Ш. Амонашвили рассматривает оценку как действие, процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, который включает в себя вербальную характеристику. Балльная отметка – это цифровое (балльное) выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования – перенос акцента с ЗУН, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения в системе оценивания. Сегодня перед школой ставятся новые, более сложные задачи, связанные с компетентностным и деятельностным подходами. От трансляции знаний, умений и навыков школа сегодня переходит к трансляции обобщенных способов действия и центральное место в этом процессе отводится развитию учебной самостоятельности. В старшей профильной школе ученик должен быть хорошо оснащен для выбора и продвижения по собственной образовательной траектории, он должен быть готов к самостоятельной учебной, познавательной, исследовательской, проектной деятельности. Для этого уже в начальной школе ученик должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным участником совместной учебной деятельности. При этом у него начинают зарождаться и развиваться умения осуществлять индивидуальную учебную деятельность. Учебная деятельность, проводимая под руководством учителя, в процессе формирования должна превращаться в самостоятельную, сознательную, организованную самим учащимся деятельность, то есть самообучение. В мою задачу учителя начальных классов как раз и входит необходимость организовать работу на уроке таким образом, чтобы ученик стал субъектом собственной учебной деятельности. А это может быть только в том случае, если он не нуждается ежеминутно во внешней оценке, если он способен сам оценить степень своего продвижения, увидеть свои трудности, проконтролировать процесс решения учебной или исследовательской задачи, наметить ближайшие цели.
В условиях безотметочного обучения в начальной школе для меня, очевидно, что необходима такая система школьного оценивания, которая оказала положительное влияние на данный контингент учащихся. В процессе работы по безотметочному обучению возникает проблема стимулирования успехов всех детей, учета их рефлексии, а она подталкивает ребенка от самокритики к самооценке, а затем к самоконтролю. По моему мнению, в условиях безотметочного обучения необходимо развивать процесс рефлексии ребенка, направляющей внутреннюю его мотивацию и способность к самоконтролю. С самооценки, т.е. способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться. Поэтому своей задачей я вижу – последовательно и системно вести работу по формированию у обучающихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний и умений, учить детей оценивать результаты своей учебной деятельности, т.е. включать их самооценку и самоконтроль. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения и ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Любая шкала при оценивании работы условна. Учителю трудно учесть при выставлении отметки разнообразные факторы, влияющие на результаты работы ученика. Среди них помимо уровня подготовленности учащихся – различный уровень способностей, эмоциональный настрой, состояние психики, физическое здоровье и др. Традиционно используется отметка или словесная оценка работы школьника как воспитательный инструмент, позволяющий учить детей учиться: контролировать и оценивать себя, преодолевать трудности, продвигаться в учении вперед. Без оценочного компонента, оценочных суждений, оценочной познавательной деятельности учение ребенка блуждало бы в потемках. Ученику необходимо знать, что ему удается, какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы ему восполнить и как. Выпадение оценочного компонента делает учебную деятельность учащихся неполной.
Каждый учитель по-своему решает задачу развития у младших школьников оценочной познавательной деятельности. Приведу примеры, как это делаю я, какие приемы я использую для формирования элементов контроля и самоконтроля у учащихся.
Оценочные шкалы дети чертят в тетради, непосредственно радом с работой. Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще.
«Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний и низкий уровни. Верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено, максимально приближено к образцу-эталону. Средний уровень – середина линеечки, отмечается в том случае, если школьнику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень свидетельствует о том, что задание выполнено неправильно, далеко от стандарта, от образца.
Учитель, в свою очередь, рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, при необходимости корректируя ее.
Корректировку самооценки можно осуществить с помощью заданий типа:
«Езда по дорожке»
1 ребенок – постовой
2 ребенок – водитель скорой помощи
1 правило – ехать быстро; 2 правило – ехать без аварий, не заезжать на полосу встречного движения, не съезжать в кювет.
Постовой дает оценку водителю после проезда.
Двухцветный индикатор
Оценивание письменных работ по математике в тетрадях с печатной основой: красный – задание понял, выполнил правильно, уверен; желтый – сомневаюсь в правильности решения, не понял.
После решения задания, я прошу детей обвести № задания цветом: красным карандашом или желтым. По цветовой картине в тетради, я буду планировать свою работу, уделять особое внимание, тем заданиям, в которых дети еще не уверены.
Остальные задания даются на самостоятельную работу.
Лесенка из десяти ступеней
С действием самоконтроля и самооценки ребенок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из десяти ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Если предлагаемый материал был понятен ученику, то он рисует себя на верхних ступеньках. А если сомневается или совсем нет осознания темы – наоборот, на более низких ступенях. Такая работа – первый опыт ребенка по самооценке, которая в последствии будет формироваться, и совершенствоваться на каждом уроке. Одна лесенка используется на нескольких уроках для того, чтобы ребенок смог увидеть свой рост в освоении данной темы.
Балльная оценка
Разработана балльная система оценивания письменных работ учащихся на основе балльного оценивания педагогических диагностик УМК «Начальная школа XXI века» (пробная, неофициально), которая: не привязана к пятибалльной системе оценивания и всегда изменяется в зависимости от работы, учитывается объем и сложность предлагаемого материала.
0 баллов – к заданию не приступил
1 балл – не верно, но есть попытка выполнить задание
2 балла – верно выполнено половина задания
3 балла – задание выполнено с наличием 3-4 ошибок
4 балла – задание выполнено, наличие 1-2 ошибок
5 баллов – задание выполнено, верно, но есть недочеты, грубые исправления
6 баллов – правильное выполнение задания
7 баллов – правильное выполнение задания с творческим подходом или дополнительным упражнением
С учащимися 1 класса и их родителями был проведен «Праздник первой оценки», где подробно была представлена балльная система оценивания, приведены примеры оценочных работ. Учащиеся выполняли занимательные задания и получали оценки в баллах, а родители учились оценивать знания своих детей.
Накопительная система «Портфолио»
Еще одним средством представления собственных достижений является «Портфель» достижений ученика. Его содержание – подборка работ учащегося. Это творческие работы, и самостоятельно найденные справочные материалы из дополнительных источников, и материалы, отражающие прогресс ученика в какой – либо области. «Портфель» является оценкой творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни. Эта форма работы способствует преемственности в оценке достижений учащихся с первой ступени.
В «портфеле» ученика каждый родитель, учитель, сам ученик сможет увидеть свои достижения - «документы», анализ контрольной работы, качество знаний, технику чтения и т.д.
Родительские собрания и консультации разъясняют методику этой системы оценивания, знакомят с программой. Каждый родитель должен видеть «документы» своего ребенка – портфель учебных достижений: рабочие тетради, тетрадь открытий, лист учебных достижений, художественную литературу, прочитанную на занятиях вне урока, награды, дипломы, похвальные листы, места, завоеванные в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т. д.
Сравнительная таблица уровня достижений учащихся
Казакова Мария
математика | русский | чтение | |||
Итоговая 1 класс | Стартовая 2 класс | Итоговая 1 класс | Стартовая 2 класс | Итоговая 1 класс | Стартовая 2 класс |
70% выше-среднего | 70% выше-среднего | 90% высокий
| 88% высокий | 36 слов норма 30-40 с/мин | 32 слова норма 30-40 с/мин |
Накапливается содержательная информация о знаниях, умениях и навыках учащихся. В «портфель» входят:
1. Карта знаний (в виде таблицы);
2. Тетрадь личных открытий;
3. Творческая тетрадь;
4. Тетрадь достижений;
5. Дневник роста (листы мониторинга уровня усвоения знаний, умений и навыков);
6. Дипломы, награды и т.д.
Учебная деятельность ученика за год
(выявление уровня развития ребенка на основе педагогических диагностик)
Лихогляд Максим
| Начало года | Середина года | Конец года |
1 класс | Средний уровень | Выше - среднего | Высокий уровень |
2 класс | Выше - среднего | Высокий уровень |
|
3 класс |
|
|
|
4 класс |
|
|
|
Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист учебных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ученику и родителям прослеживать динамику учебной успешности ребенка.
Лист учебной деятельности ученика 1 класса
Поповой Юлии
| Усвоил | Усвоил, допускает ошибки | Не усвоил |
Навык чтения | |||
Чтение слогов | + |
|
|
Выбор и чтение слогов с мягким звуком | + |
|
|
Выбор и чтение слогов с твердым звуком | + |
|
|
Чтение слов | + |
|
|
Деление слов на слоги |
| + |
|
Чтение предложений | + |
|
|
Осознанность чтения | + |
|
|
Чтение текста | + |
|
|
Правильность чтения |
| + |
|
Понимание прочитанного | + |
|
|
Интонация при чтении | + |
|
|
Чтение наизусть | + |
|
|
Подробный пересказ | + |
|
|
Читательский кругозор | + |
|
|
Математика | |||
Математическая терминология |
| + |
|
Нумерация в пределах 20 | + |
|
|
Таблица сложения и вычитания в пределах 10 | + |
|
|
Счет натуральных чисел по линейке | + |
|
|
Смысл действия деления | + |
|
|
Смысл действия умножения |
|
| + |
Умение решать простые задачи | + |
|
|
Составление и постановка вопроса в задаче | + |
|
|
Умение работать с геометрическим материалом | + |
|
|
Умение измерять по линейке | + |
|
|
Русский язык | |||
Звукобуквенный анализ слов |
| + |
|
Постановка ударения | + |
|
|
Распознавание гласных и согласных звуков | + |
|
|
Распознавание по твердости – мягкости | + |
|
|
Распознавание по звонкости – глухости |
| + |
|
Пропуск, вставка, замена букв |
| + |
|
Большая буква в названиях, именах… | + |
|
|
Каллиграфический навык | |||
Правильность написания | + |
|
|
Аккуратность написания | + |
|
|
Списывание слов | + |
|
|
Написание предложений | + |
|
|
Запись под диктовку |
| + |
|
Преобразование письменного шрифта в печатный | + |
|
|
Диагностика | I- 77% выше среднего | II- 76% выше среднего | III- матем. 77% русский 100% |
Аттестационный лист
В конце учебного года составляется аттестационный лист, и проводятся индивидуальные консультации с родителями по результатам обучения за год, динамике развития их ребенка, перспективам на будущее.
Аттестационный лист
Ученицы 1 «А» класса Семеновой Каролины 2006-2007 учебный год
Успехи по предметам:
1. МАТЕМАТИКА
· Счет в пределах 10__высокий уровень_______________
· Счет в пределах 20__выше среднего_________________
· Мышление_______________________________________
Итоги годовой педагогической диагностики:
% выполнения__________________________
Количество баллов______________________
Средний балл по классу__________________
Уровень_______________________________
Обратить внимание_______________________________________________
2. РУССКИЙ ЯЗЫК
· Каллиграфия_____________________________________
· Мышление_______________________________________
Итоги годовой педагогической диагностики:
% выполнения__________________________
Количество баллов______________________
Средний балл по классу__________________
Уровень_______________________________
Обратить внимание_______________________________________________
3. ЧТЕНИЕ
Техника чтения: середина года___________________________
конец года______________________________
рост___________________________________
норма чтения в 1 классе_________________________________
средний балл по классу_________________________________
способ чтения_________________________________________
ошибки_________________________________________________________
Уровень______________________________________________________
Характеристика учебной деятельности:
Заинтересованность в занятиях__________________________________
Активность на уроках__________________________________________
Внимание на уроках____________________________________________
Умение работать в группах______________________________________
Умение выслушать товарища____________________________________
Аккуратность оформления письменных работ______________________
Соблюдение орфографического режима___________________________
Эмоциональное состояние_______________________________________
Преобладает приподнятое настроение_____________________________
Отношения ровные со всеми____________________________________
Проявляется раздражительность_________________________________
Проявляется возбудимость______________________________________
Проявляется грубость со сверстниками____________________________
Правильно реагирует на замечания_______________________________
Учитель____________________________________Дата________________
Анализ проверочных работ Обработка результатов проверочных работ проводится с использованием компьютерных технологий программа Excel.
Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
Высокий уровень 85 – 100%
Выше среднего 70 – 84%
Средний уровень 50 – 69%
Ниже среднего 39 – 49% (допустимый)
Низкий уровень менее 30%
Оценка каллиграфического навыка
Для того чтобы облегчить ребенку овладение каллиграфическим навыком и оценить его сформированность, а также наблюдать за его развитием, В этом помогут «Листы каллиграфического написания»
Юренко Нина
Фамилия и имя ученика | |||||
| 25.11 | 9.12 | 23.12 | 13.01 | 27.01 |
Написание элементов | * | * | * | * | * |
Высота букв | * | * | * | * | * |
Наклон | * | * | * | * | * |
Верхнее соединение | * | * | * | * | * |
Нижнее соединение | * | * | * | * | * |
Расстояние между буквами | * | * | * | * | * |
Расстояние между словами | * | * | * | * | * |
Отлично – красный цвет Хорошо – зеленый цвет Надо потрудиться – синий цвет Помочь – черный цвет |
Отражая успехи воспитанников, используются четыре оценки цветового индикатора. Заполнять листы нужно каждые 2 недели. Это удобно родителям и учителю, т.к. наглядно видно результаты, на что следует обратить внимание, что объяснить еще раз.
Тетрадь-дневник «Что я знаю и умею» 2 класс
Главная задача – последовательно, системно вести работу по формированию у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний и умений, учить детей оценивать свои результаты учебной деятельности. С этой целью ученики ведут дневник – тетрадь «Что я знаю и умею». Такая тетрадь есть у каждого ученика. То, что изучается детьми в данный момент (выделение окончания в слове, орфограмма и т.д.) моделируется или записывается под оценочной линеечкой. Уровень овладения конкретным умением, способом действия фиксируется на оценочной линеечке крестиком. Дети научились пользоваться оценочной шкалой в 1 классе. Они оценивают себя по предварительно проверенной учителем работе. Если ошибок нет, ставят крестик на самом верху оценочной линейки, если одна ошибка – на одну клеточку ниже и т.д. Чем выше положение крестика, тем выше уровень усвоения определенной темы, уровень овладения умением. Дети совместно с учителем оцениваю свое умение не единожды, а несколько раз, по мере обучения и написания проверочных и контрольных работ.
Предлагаемые способы оценивания показывают ученику его продвижение вперед (пусть даже незначительное), позволяет сделать оценку работы оптимистичной, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути, а закрепить уверенность в своих возможностях. Уверенность в успехе, со своей стороны, рождает и усиливает интерес ребенка к учению, страсть к познанию. У Сухомлинского В.А. читаем: «Ребенок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен…
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость».
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты