Главные вкладки
Музыкальная статья "Создание условий для патриотического воспитания детей в музыкальном театре". Составители:Муралёва М.Г., Ларина Т.А.
Музыкальное искусство играет важнейшую роль в формировании духовных и нравственных основ у детей в дошкольных и школьных учреждениях. При помощи театрально-музыкальных занятий дети развивают свои творческие способности, осознают значимость патриотических ценностей, культуры и традиций своего народа, что способствует формированию активной гражданской позиции у подрастающего поколения в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_statya_patriotizm.docx | 20.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Музыкальная статья
Создание условий для патриотического воспитания детей в музыкальном театре.
Составители:
педагог дополнительного образования
Ларина Татьяна Альбертовна
концертмейстер
Муралёва Мария Геннадьевна
Санкт-Петербург
2024
Музыкальное, а в частности театральное искусство является важным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности ребенка. Мы знаем, что основным звеном взаимодействия искусства с человеком являются глубокие эмоции, чувства, а основой формирования патриотизма является эмоционально-образное восприятие окружающего мира. У театрализованной деятельности огромные возможности, поскольку ее тематика почти не ограничена и способна удовлетворить любой круг интересов детей. Ребята, вовлеченные в театрализованную деятельность знакомятся с окружающим миром в абсолютном его разнообразии через образы, звуки, краски, а правильные задачи и поставленные вопросы будут стимулировать их мыслить, анализировать. Таким образом будут создаваться и формироваться эмоции и чувства в разных своих проявлениях, например такое важное чувство сострадания и сопереживания. К главной цели патриотического воспитания можно отнести процесс постепенного раскрытия детской души: тут и любовь к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны, к своему городу. Формы работы над развитием патриотической отзывчивости могу быть разными: различные тематические этюды, участие в соответствующих конкурсах, занятия с определенным уклоном на данную тему, проведение патриотических праздников, концертов, различные литературно-музыкальные и сценические показы, экскурсии. Любовь к малой Родине это один из этапов в работе над патриотизмом у детей, ведь они любят узнавать о том месте, где они родились и живут сейчас, его история, традиции, обычаи, памятники, приметы, события, какие известные люди тут проживали когда-то и сейчас. В нравственно-патриотическом воспитании большие возможности раскрываются в народных обрядовых действиях, поскольку несут в себе неповторимый дух традиций. Особое значение в патриотическом воспитании учащихся имеет тема о защитниках Отечества, когда пережитые на эмоциональном уровне факты героической истории своей страны, представленные в театрализованной постановке, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории своей Родины. Поскольку театр способен воздействовать на чувства юного артиста постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир. Общеизвестно, что именно в школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство патриотизма, начинают анализироваться пути их воспитания. Ведущий принцип организации учебно-воспитательного процесса в детском театре — это принцип погружения обучающихся в художественный мир драматургического произведения. Он открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания» постановки, образа героев, повышая в итоге воспитательный эффект театральных занятий. Одной из тем мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи, проводимых во Дворце детского творчества, стала тема, посвящённая Дню неизвестного солдата, приуроченная к 79-й годовщине нашей Победы в Великой Отечественной войне.
Сценарий театрализованного представления «Память сердца» был разработан с учетом возрастных особенностей всех обучающихся (3-8 класс). Действие построено на основании документальных материалов, в качестве художественного материала были использованы стихи советских поэтов и песни отечественных композиторов. Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция, так же выбрана не случайно. С целью более полного воспроизведения событий Великой Отечественной войны в сценарий был включен небольшой справочный исторический материал. Наиболее яркими и эмоционально выстроенным получились номера, рассказывающие страшные моменты из жизни блокадного Ленинграда. Очень удачно переплелись между собой театрализация, использование шумовых эффектов, и действующих лиц. Все выразительные средства театрального искусства были направлены на воспевание величия подвига советского народа. Чувство любви к родной природе – еще одно из составляющих понятия «патриотизм». Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать чувство патриотизма у обучающихся. Через восприятие образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, формируются чувства радости, грусти, нежности, доброты к образам реальной природы. В любом творческом процессе важен интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание значимости, важности, в подготовке, участии и результате. Достичь это можно, соблюдая определенные необходимые условия: когда выбранные формы патриотического воспитания станут результативным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее. И с этим не поспоришь, ведь семьей и педагогом закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются главные чувства, к которым относится и чувство патриотизма.
Музыкальный театр, и вообще коллективный вид искусства, очень сплачивает ребят, позволяя в полной мере ощутить чувство коллектива. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое искреннее отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, обучающемуся помогает обстановка праздника – концерта, показа или даже репетиции. Такие качества как коллективизм, преданность и любовь к своему делу, бережное отношение к природе постоянно должны осуществляться на театральных занятиях, что несомненно только усилит интерес обучающегося к такой важной теме как патриотизм.