Главные вкладки
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Театральные ступени»
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.
Театральные занятия являются частью воспитательной и образовательной работы не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Занятия искусством, в том числе и театром, являются важным средством социальной адаптации, эмоциональной разрядки и содействуют не только воспитанию, но и душевному здоровью ребенка. Творчески участвовать в театральной игре означает обнаруживать противоречия между искусством и жизнью. Художественное преодоление противоречия в процессе театральной коммуникации всегда вызывает состояние противоположное депрессии.
На занятиях обучающиеся включаются в сотрудничество, активный поиск знаний, умений и навыков. Программа ориентирована на сочетание теоретических знаний с системой учебно-творческих заданий, помогающих детям применять полученные знания в собственном творчестве. Это опыт актерской работы над текстом пьесы или литературного произведения другого рода (басня, проза, лирическое стихотворение, импровизация этюда, чтение в лицах, непосредственное участие в сценках).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по театральной деятельности | 110.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №123»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ:
На заседании педагогического совета Директор
МАОУ СОШ № 123 МАОУ СОШ № 123
Протокол №___ от «___» ________2023г. _____________/ ./
Приказ №____от______2023г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Театральные ступени»
Возраст обучающихся: 10 – 15 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Рожкова Е.В.
Педагог дополнительного
образования
2023 г
Оглавление
- Нормативно-правовые документы………………………………………………3 стр.
- Комплекс основных характеристик программы…………….. ………………..4 стр.
- Пояснительная записка……………………………….. ………………...4 стр.
- Цель и задачи программы……………………………. ………………...11 стр.
- Содержание общеразвивающей программы. Учебный план…………12 стр.
- Содержание учебного плана…………………………………………….13 стр.
- Планируемые результаты программы………………………………….15 стр.
- Комплекс организационно-педагогических условий………………………….16 стр.
- Календарный учебный график…………………………………………..16 стр.
- Условия реализации программы………………………………………..16 стр.
- Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………...19 стр.
- Список литературы………………………………………………………………20 стр.
- Приложение 1…………………………………………………………………….21 стр.
- Нормативно-правовые документы
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральные ступени» основывается на нормативных правовых актах и государственных программных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
Направленность программы: художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные ступени» (далее программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и государственными программными документами:
Федеральный уровень:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Далее-СанПиН)
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196».
- Приказ Миноборонауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,электронного обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных программ».
Региональный уровень:
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Уровень учреждения:
- Учебный план дополнительного образования детей в МАОУ СОШ №123
- Положение о дополнительном образовании детей в МАОУ СОШ № 123
Актуальность программы связана с необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.
Театральные занятия являются частью воспитательной и образовательной работы не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Занятия искусством, в том числе и театром, являются важным средством социальной адаптации, эмоциональной разрядки и содействуют не только воспитанию, но и душевному здоровью ребенка. Творчески участвовать в театральной игре означает обнаруживать противоречия между искусством и жизнью. Художественное преодоление противоречия в процессе театральной коммуникации всегда вызывает состояние противоположное депрессии.
На занятиях обучающиеся включаются в сотрудничество, активный поиск знаний, умений и навыков. Программа ориентирована на сочетание теоретических знаний с системой учебно-творческих заданий, помогающих детям применять полученные знания в собственном творчестве. Это опыт актерской работы над текстом пьесы или литературного произведения другого рода (басня, проза, лирическое стихотворение, импровизация этюда, чтение в лицах, непосредственное участие в сценках).
Отличительной особенностью программы «Театральные ступени» является:
-Возможность начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.
-Расширение возрастного диапазона коммуникативных связей. Данная особенность позволяет разнообразить круг общения обучающихся, научить их общаться с ребятами разных возрастных групп. Разновозрастная театральная труппа позволяет воплотить больше актерских и режиссерских замыслов, что способствует самореализации обучающихся.
-Большая часть программы отводится под импровизационную деятельность, что и позволяет как можно лучше развить способность креативно и продуктивно мыслить, повысить уровень самоорганизации для дальнейшей самостоятельной деятельности.
-Репертуар и физическая нагрузка спланированы с учетом специфики возраста, интересов и физического развития обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся, возрастом от 10 до 15 лет. Возрастные группы 10 – 11 лет (мл. шк.) и 12 – 15 лет (подростки). В творческое объединение принимаются все желающие дети, не имеющие предварительной подготовки. Набор обучающихся в группы проходит без предварительного отбора.
Возрастные особенности детей младшего и среднего возраста
К младшему школьному возрасту относится возраст ребенка от 10-11 лет. Этот период соответствует обучению в начальных классах. Физическое развитие ребенка носит спокойный и равномерный характер, а вот эмоционально-интеллектуальная сторона претерпевает серьезные изменения.
Важнейшие изменения в привычный уклад ребенка вносит поступление в школу, изменяя его положение в социуме: как в семье, так и в коллективе. Обязанность приобретать новые знания отныне – основная ведущая деятельность, требующая дисциплины, организованности и серьезного труда.
В период младшего школьного возраста память претерпевает ряд существенных изменений, она становится опосредованной и сознательно регулируемой, приобретает черты произвольности.
В первом классе мотивация к учебной деятельности особенно ярко выражена, что основано на желании получать одобрение в кругу семьи и от учителя или же на мотивах взаимоотношений внутри коллектива. С возрастом ребенка и переходом на другую образовательную ступень мотивационный уровень может постепенно снижаться, ведь общественная позиция уже завоевана, и ребенок может не видеть перед собой дальнейших целей. Чтобы этого не происходило, необходима новая значимая мотивация для учебной деятельности. Для совершенствования и закрепления достижений нужно найти для младшего школьника дополнительный вид деятельности,
Мышление постепенно развивает способность к отражению существенных признаков и свойств явлений или предметов. Ребенок младшего школьного возраста учится делать первые выводы и обобщения, находить аналогичную связь. Благодаря переработке и преобразованию полученного опыта в прошлом, соединении полученных впечатлений в новые комбинации, развивается творческое воображение ребенка. Но в основном ребенок живет настоящим временем и событиями, ведь понимание пространства и временных отрезков у него только начинает развиваться. В этот возрастной период происходит фундаментальная закладка нравственного поведения, усваиваются моральные нормы и основные поведенческие правила. Берет свое начало формирование общественной направленности ребенка.
Отношения с друзьями, учителями и внутрисемейные отношения приобретают в жизни ребенка особую важность. Эмоции в данный период жизни имеют уже более уравновешенный характер, нежели у ребенка-дошкольника. Дети начинают различать ситуационные обстановки, в которых нельзя или можно раскрывать свои чувства, учатся управлять своим настроением и скрывать его от других. Вместе с этим имеет место отзывчивость и эмоциональная впечатлительность.
Опыт жизни в коллективе имеет непосредственное влияние на формирование личностных качеств. Радости или обиды во многом связаны с неуважением или уважением друзей, доверием к ребенку со стороны коллектива.
Для младших школьников характерна дружелюбность и открытость. Им нравится групповая деятельность, совместный досуг и различные игры. Это позволяет каждому отдельному ребенку испытывать чувство уверенности (ведь на общем фоне собственные недостатки или неудачи не так заметны).
Средний школьный возраст (от 10-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (4–8 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому педагог должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы.
Наполняемость одной группы: 10-30 человек. В связи с необходимостью соблюдения правил по технике безопасности и охране труда.
Режим занятий:
занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа с 15 мин. перерывом (1 академический час = 45 минут), в соответствии с Сан ПиН нормами. Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Объём общеразвивающей программы составляет 136 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 1 год (9месяцев) обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы – традиционная модель реализации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного года обучения в одной образовательной организации.
Формы обучения:
Очная, групповая, индивидуально-групповая. Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Формы подведения результатов: опрос, мастер-класс, творческий отчет, конкурс, практическое занятие, спектакль, открытое занятие, самостоятельная постановка этюдов.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие художественно-эстетическое личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи:
Обучающие:
-знакомство с историей русского и зарубежного театра
- обучить основам театрального искусства;
-обучить практическому применению специальных знаний, сформированных умений и навыков в процессе коллективно-творческой деятельности;
-обучить культуре общения;
-обучить духовно-нравственным обычаям.
Развивающие:
-формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей - членов театрального кружка;
-развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого ребёнка;
-формировать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии;
-развивать способности действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности.
Воспитательные:
-воспитать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание;
-воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
-воспитать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
-воспитать стремление к гармоничному развитию личности и совершенствование духовно-нравственных качеств.
2.3 Содержание общеразвивающей программы.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование Темы-предмета | Количество часов всего | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
1. | Вводно-организационное занятие | 4 | 2 | 2 | Опрос |
2. | Актерское мастерство | 52 | 13 | 39 | Открытое занятие |
2.1. Внимание и память | 8 | 2 | 6 | мониторинг | |
| 8 | 2 | 6 | Практическое занятие | |
| 8 | 2 | 6 | Практическое занятие | |
| 8 | 2 | 6 | Самостоятельная работа | |
| 6 | 2 | 4 | Самостоятельная работа | |
| 6 | 1 | 5 | Практическое занятие | |
| 8 | 2 | 6 | Самостоятельная работа | |
3. | Сценическая речь | 36 | 4 | 32 | мониторинг |
4. | История театра | 8 | 6 | 2 | тестирование |
5. | Постановка спектакля | 28 | 6 | 22 | Творческий отчет |
6. | Итоговое и контрольное занятие | 2 | 1 | 1 | Открытое занятие |
Итого | 136 | 32 | 104 |
2.4. Содержание учебного плана программы «Театральные ступени»
Тема 1.Вводно-организационное занятие.
Теория: Формирование коллектива. Организационное собрание. Вопросы противопожарной безопасности, технике безопасности, правилам дорожного движения. Знакомство с программой обучения на учебный год. Знакомство с природой театра. Театральные жанры. Знакомство с театральными профессиями. Правила поведения на сцене, за кулисами и в общественных местах. Анкетирование и тестирование обучающихся.
Практика: Игры-знакомства «Бинго», «Назови имя», «Мигалки».
Тема 2 Актерское мастерство
2.1. Внимание и память.
Теория: Понятия внимание и память. Их значение в актерском мастерстве. Три круга внимания. Виды внимания и памяти.
Практика: Упражнение на способность удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве с помощью тематических игр. Умение управлять своим вниманием. Игровые упражнения, игры для развития слуховой и зрительной памяти. Игровые упражнения на память физических действий. Умение смотреть и видеть, слушать и слышать. Приёмы релаксации, концентрации внимания. Тренинги и упражнения с приемами релаксации и концентрации внимания. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Игры и упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай» «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко» и др. Игры и упражнения, тренирующие произвольное внимание: «Пишущая машинка», «Били-били-боб», «Кошки-мышки», «Зомби», «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету», «Расслабление и зажим», «Тряпичная кукла» и др. Внимание, направленное на коллективность исполнения заданий. Упражнения и игры: «Замри», «Дружные звери», «Колечко», «Праздник», «Пожелание».
- Развитие воображения и фантазии.
Теория: Понятия воображение и фантазия. Их значение в актерском мастерстве. Виды воображения и фантазии. Пространственное видение. Чувство композиции. Атмосфера пространства. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Непрерывная «кинолента» внутреннего видения. Фантазия как рождение новых идей и образов. Прогнозирование возможного события. Моделирование сюжета.
Практика: упражнения: «Оркестр», «Атмосфера картины», «Ожившая картина», «Броуновское движение», «Фигуры в пространстве» и др. Упражнения и этюды на развитие фантазии и воображения. В мире фантастических открытий. Обыгрывание простых предметов - стула, стола, ручки, линейки, ленты и других, как необычных вещей из будущего - летающий стул, стол со скатертью самобранкой, лента - путеводитель, сама пишущая («самопишущая») рассказы ручка, линейка - фонарь и т.п. Практическое занятие. Парные и коллективные этюды «Молча вдвоём», «Событие» и т. д.
- Предлагаемые обстоятельства
Теория: Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Предлагаемые обстоятельства в жизни, в произведении, в роли.
Практика: сочиняем сказку вместе (по фразе, по одному слову). Упражнения: а) «воображаемый телевизор» Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. С помощью воображаемого пульта переключать передачи. б) стол в аудитории - это: королевский трон, аквариум с экзотическими рыбками, костер, куст цветущих роз. в) передать друг другу книгу так, как будто это: кирпич, кусок торта, бомба, фарфоровая статуэтка и т. д. д) «Скульптор и Глина» Дети распределяются парами. Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто — «Глина». Скульпторы лепят из глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей. Затем меняются ролями.
- Этюды на взаимодействие.
Теория: Понятие этюд. Театральный этюд. Принципы взаимодействия на сцене. Взаимодействие с партнером, с предметом.
Практика. Разыгрывание игровых миниатюр по циклу С.Маршака «Детки в клетке». По русским народным сказкам, сказкам народов мира и т.п. По стихотворениям Б. Заходера, А. Барто, А. Милна и др. Режиссёры и исполнители - сами ребята.
- Этюдные зарисовки
Теория: Понятие «Событие». Схема построения этюда. Значение оценки факта. Значение подробностей в искусстве. Значение первоначального навыка и анализ собственного этюда.
Практика: этюды на оценку факта. Выполнение этюдов с одним словом, с тремя словами, «дверь» (3 варианта), «телефон» (3 варианта), «книга» (3 варианта). Наблюдения за поведением зрителей во время спектаклей и антрактов в театральном зале, фойе и буфете. Этюды на сценическое взаимодействие.
- Перемена отношения к предмету.
Теория: Понятие память физических действий (ПФД). Методы развития ПФД. Виды эмоциональной памяти.
Практика: Действия с воображаемыми предметами (память физического действия). Упражнения с воображаемым предметом. Постепенный переход от массовых (коллективных) игр, упражнений, этюдов к индивидуальным.
-Выполнение упражнений от простого к сложному (пришиваем пуговицу, играем в снежки, собираем ягоды, цветы, грибы и т.п., ловим бабочку, пушинку, комара, соседскую кошку и т.п.). Упражнение: группа зрителей — группа исполнителей.
- Перемена отношения к партнеру
Теория: Понятие сценическое отношение к партнеру. Взаимодействие партнеров друг на друга, их взаимосвязь и взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах. Чувство партнерства, умение убеждать. Сострадание и соучастие.
Практика: Этюды: без слов, органическое молчание, с одним или несколькими словами, со словами на заданную тему (убедить, оправдать, зоопарк и др.). Этюды-пристройки.
Тема 3. Сценическая речь.
Теория: Знакомство с возможностями речевого аппарата.
Практика: Упражнения, развивающие речевой аппарат, дикция и артикуляция, речевые игры на развитие, речевые такты и логические паузы орфоэпия, техника речи, приемы работы над текстом, культура речевого общения, умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях.
Тема 4. История театра.
Теория: История русского театра. История зарубежного театра. Виды театров. Театральные профессии. Выдающиеся актеры и театральные деятели. Современный театр.
Практика: Просмотр презентаций. Фильмов о театре. Тестирование.
Тема 5. Постановка спектакля
Теория: Знакомство с пьесой. Разбор текста по ролям, событиям. Правила работы с постановочным материалом.
Практика: Репетиции. Генеральный прогон. Премьера спектакля.
Тема 6. Итоговое и контрольное занятие
Теория: подведение итогов.
Практика: Открытое занятие.
2.5. Планируемые результаты
Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся используются критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения.
Комплексную оценку составляет совокупность результатов, характеристика способностей, приобретенных обучающимися. Личностные, метапредметные и предметные результаты необходимы для индивидуальной и педагогической помощи и поддержки обучающихся.
Метапредметные:
- знать правила техники безопасности;
- уметь применять полученные знания, умения и навыки в процессе коллективно-творческой деятельности;
- знать духовно-нравственные обычаи нашей страны;
- разовьет свои творческие способности.
Предметные:
- знать историю русского и зарубежного театра;
- знать основные театральные понятия;
- знать основы театрального искусства;
- иметь развитые творческие способности (память, воображение, фантазию, внимание)
- знать основы сценической речи;
Личностные:
- уметь культурно общаться;
- проявлять интерес к театральному искусству;
-уметь действовать в коллективе;
-быть работоспособным, ответственным, выносливым;
-сформировано чувство гражданственности и патриотизма
-быть коммуникативно развитым.
3. Комплекс организационно – педагогических условий.
3.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№ | Основные характеристики образовательного процесса | |
1. | Количество учебных недель | 34 |
2. | Количество учебных дней | 68 |
3. | Количество часов в неделю | 4 |
4. | Количество часов | 136 |
5. | Недель в 1 полугодии | 16 |
6. | Недель во 2 полугодии | 18 |
7. | Начало занятий | 4 сентября |
8. | Каникулы | С 28.10.2022 по 05. 11. 2023 С 29. 12.2022 по 08. 01. 2024 С 16. 03. 2024 по 25. 03. 2024 С 27. 05. 2024 по 31. 08. 2024 |
9. | Выходные дни | нет |
10. | Окончание учебного года | 24 мая 2024г. |
3.2. Условия реализации программы.
Материально – технологическое обеспечение:
Для полноценных занятий и проведения мероприятий необходимы:
- Зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общекружковых мероприятий и занятий.
- Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок.
- Гримёрная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям.
- Декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества.
- Ноутбук - 1 шт.
- Музыкальная фонотека:
- аудио и видеокассеты;
- диски с записью сказок и постановок, диски с музыкой (классической и детской)
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- сценический грим
- видеокамера для анализа выступлений
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере театрального искусства.
Методическое обеспечение
I. «Методическое сопровождение программы»
- Методические материалы:
- пособия (см. Список литературы),
- справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
- дидактический материал (сценарный отдел).
- Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
- Условия достижения наилучшего результата:
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
- План и методика ведения воспитательной работы в объединении:
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
II. «Диагностические материалы»
- Формы аттестации/контроля:
- собеседование, беседа;
- игровые задания для определение уроувня практических умений и теоретических знаний;
- отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
- презентация, творческий отчет.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.
III. «Дидактические материалы»:
- тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
- материалы диагностических и обучающих игр;
- видеопрезентации, электронные презентации.
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: собеседование с обучающимися и родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки – собеседование, анкетирование, опрос, мониторинг, наблюдение, творческий отчёт.
Итоговый контроль может принимать формы спектакля, открытого занятия.
Формы аттестации: открытое занятие, устные опросы, творческий отчет детского объединения, выставочная деятельность.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по программе. Основной показатель освоения программы – выполнение программных требований по уровню подготовленности обучающихся.
Контрольно-измерительные материалы предусматривают не только осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг.
Система поощрений:
- благодарственные письма кружковцам и их родителям;
- дипломы за актерское мастерство;
- творческие поездки на смотры, фестивали и т.д.
4.Список литературы
Для педагога:
- Алянский Ю «Азбука театра», Ленинград «Детская литература», 1986
- Берлянд И.Е. игра как феномен сознания. – Кемерово, 1992.
- Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
- Гиппиус С.В. «Актёрский тренинг. Гимнастика чувств» Санкт-Петербург, 2006.
- Ершова А., Букатов В. Возвращение к таланту: о социгровой педагогике. – Красноярск, 1999.
- Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
- Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развить художественное восприятие у школьников. – М., 1998.
- МарковП. А. «О Театре. Из истории русского и советского театра.» М. Искусство. 1974. C. 230.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. – М., 1976.
- Никитина А., Тюханова Е. Любите ли вы театр? Учебное пособие по интегративному предмету «Театр». – М., 1997.
Для учащихся:
- Паушкин М. Средневековый театр. – М., 1914.
- Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
- Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1999
- Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http ://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
- Театральная энциклопедия. В 5 т. – М., 1961-1967.
17.Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ
Отношение к старшим:
- Вежливость в общении;
- Послушание в выполнении заданий;
- Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
- Доброжелательное отношение к старшим.
Отношение к сверстникам:
- Активное участие в совместной деятельности и играх;
- Чувство эмпатии.
Отношение к самому себе:
- Умение аргументировать свою позицию;
- Самокритичность; уверенность в себе;
- Лидерские качества.
Поведение в семье:
- Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
- Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
- Выполняет ли поручения старших;
- Проявляет ли заботу о членах семьи;
- Правильно ли реагирует на замечания;
- Вежливость в общении со всеми членами семьи.
Вводный контроль
1. Тест:
| Вопрос Из чего складывается театральное | Варианты ответов а) музыка,изоб.искусство |
2.Практические задания:
1.Продолжи фразу: «Если бы у меня была волшебная палочка....».
2.Покажи домашнее животное.
3. Прочитай любое детское стихотворение.
Промежуточный контроль
1.Тест:
No | Вопрос | Варианты ответов |
1 | Подчеркни дисциплины, необходимые для подготовки актера | а) сценическая речь в) история России д) актерское мастерство е) история театра |
2. | Как называли первых актеров на Руси? | а) шуты в) скоморохи |
3. | Что развивает речь? | а) упражнения со скакалкой в) скороговорки |
Практические задания:
1.Показ этюда на память физических действий (дифференцированный подход).
2.Проведение любой игры с группой.
3.Чтение стихотворения перед группой.
1 Блок. Тест:
№ | Вопрос | Варианты ответов |
1 | Что такое вертеп? | А) ящик-кукольный театр Б) вертящийся механизм В) игрушка-вертушка |
2 | Что называют одеждой сцены? (Зачеркни ненужное) | а) задник б) штора в) кулисы г) занавес д) падуги |
3 | Что такое актерский этюд? | а) небольшой фрагмент прожитой жизни б) зарисовка на бумаге в) изображение чего-либо |
1. Продолжи фразу: этикет – это правила……
2. Дорисуй глаза, брови, нос и рот
Злость Радость Удивление
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов - все правильно, отлично;
4 балла -одна ошибка;
3 балла- 2-3 ошибки;
2 балла- 4 ошибки, слабо;
1 балл- 5 ошибок , слабо;
0 баллов - не выполнено;
Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года в виде показа спектакля для родителей и гостей с участием всех обучающихся.
Критерии оценки выступления и результативности
При оценке выступления используются следующие основные критерии: артистизм и убедительность; эмоциональность и образность; понимание сюжетной линии; понимание задачи и взаимодействие персонажей; сложность исполняемой роли.
Критериями оценки результативности обучения являются:
уровень развития речи,
уровень развития памяти,
уровень эмоционального развития,
глубина эстетического восприятия,
степень пластичности движения, уровень двигательной импровизации, а также. Приобретённые обучающимися знания, умения и навыки
оцениваются по трем позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения.