Методические рекомендации «Отработка гласных звуков. Упражнения для самостоятельной работы»

Абракова Лариса Владимировна

«Актёр должен заново учиться произносить каждый звук в отдельности (как в детстве учился писать каждую букву в отдельности) для того, чтобы позднее получить право, за­быв свою кропотливую, подготовительную работу, от­даться свободно своей творческой речи». М. Чехов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrabotka_glasnyh_zvukov.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое

образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по предмету сценическая речь и ораторское мастерство

«Отработка гласных звуков. Упражнения по дикции и орфоэпии для самостоятельной работы»

Составитель:

Абракова Л.В

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2024

«Актёр должен заново учиться произносить каждый звук в отдельности (как в детстве учился писать каждую букву в отдельности) для того, чтобы позднее получить право, забыв свою кропотливую, подготовительную работу, отдаться свободно своей творческой речи».

М. Чехов

Для отработки гласных звуков предлагаются

следующие упражнения:

Упражнение 1

Попробуйте беззвучно произнести гласные:

и – э – а – о – у – ы

Обратите внимание на артикуляцию звуков и переход от одного гласного

звука к другому.

Попробуйте произнести эти гласные с участием голоса.

Следите за произношением каждого звука без ущерба для ясности.

Упражнение 2

Попробуйте каждую строчку гласных произнести на одном дыхании.

Не забывайте добирать воздух после каждой строчки.

Произнесите звуки «твёрдой» таблицы гласных, меняя их порядок.

э – а – о – у – ы – и

а – о – у – ы – и – э

о – у – ы – и – э – а

у – ы – и – э – а – о

ы – и – э – а – о – у

Упражнение 3

Произнесите гласные таблицы, перенося ударение с одного звука на

другой, ощущая непрерывную линию звучания.

и′ – э – а – о – у – ы

и – э′ – а – о – у – ы

и – э – а′ – о – у – ы

и – э – а – о′ – у – ы

и – э – а – о – у′ – ы

и – э – а – о – у – ы′

Упражнение 4

Произнесите как реплики диалога, ряды звуков таблицы с интонацией

«вопрос – ответ». Следите за тем, чтобы сохранялась артикуляция

каждого звука. Проверьте, точно ли звучит вопрос, то есть повышаете ли

Вы голос именно на выделенном звуке.

И – э – а – о – у – ы?

и – э – А – о – у – ы?

и – э – а – о – У – ы?

И – э – а – о – у – ы.

и – э – А – о – у – ы.

и – э – а – о – У – ы.

и – Э – а – о – у – ы? и – э – а – О – у – ы?

и – э – а – о – у – Ы?

и – Э – а – о – у – ы.

и – э – а – О – у – ы.

и – э – а – о – у – Ы.

Упражнение 5

а. Соедините несколько гласных звуков. Не забывайте о слитном

звучании. В этом упражнении можно ставить ударение на разные слоги, с

интонацией «вопрос – ответ» и без неё.

б. Это же упражнение сделайте следующим образом: чередуйте

слитное и отрывистое произношение гласных в каждой строчке. При

первом произнесении строки звуки слитно переходят один в другой, во

второй раз – каждый гласный звучит коротко, отрывисто на staccato.

иэ – иа – ио – иу – иы

иэа – эао – аоу – оуы

иэао - эаоу – аоуы – оуыи

иэаоу – эаоуы – аоуыи – оуыиэ

иэаоуы – эаоуыи – аоуыиэ – оуыиэа

Упражнение 6

Произнесите односложные слова. Следите за звучанием гласных

звуков.

мэр

дар

сор

луг

жир

эх

зал

бор

суп

сыр

пэр

лад

торт

дуб

бык

сэр

сад

ор

зуб

шик

темп

рад

двор

муж

рык

мел

вяз

мёд

трюк

мир

бег

ряд

лёд

чум

пир

сев

чан

рёв

чушь

тир

дед

лязг

клёв

крюк

сир

крем

хряк

стёб

люк

рис

Упражнение 7

Произнесите пары слов, следя за ударным гласным.

клин – ил

Рим – мир

сленг – гжель

рэп – пэр

клей – елей

трель – верь

клан – лак

рак – карт

кляп – мял

рябь – яр

клоп – пол

роль – вор

клён – мёл

ключ – Юля

клуб – мул

крюк – Юра

рык – сыр клык – тыл

Обратите внимание на то, что в слове, состоящим из чередующих гласных и согласных, естественным образом происходит взаимовлияние, приспособление артикуляций рядом стоящих звуков. При этом полно будут

звучать только гласные звуки под ударением.

Однако в слове существуют и безударные гласные, которые имеют своё, особое звучание. Оно фиксируется и поддерживается произносительными

нормами (орфоэпией), которые необходимо придерживаться.

Характерная черта русской фонетики – чёткое выделение и его доминирование ударного слога над безударными.

Гласный звук под ударением в слове всегда один (его силу обозначим

индексом 3) произносится в соответствии с написанием. Это самый сильный,

долгий и отчётливый гласный в слове.

Безударные гласные, в отличие от ударных, ослабляются (редуцируются).

Из безударных гласных наиболее сильный тот, который находится

непосредственно перед ударным слогом. Он единственный в слове, чем

отличается от других безударных. Обозначим его силу индексом 2 и назовём

предударным. Он слабее и короче, чем ударный, но сильнее остальных

безударных гласных (обозначим их индексом 1). Они ещё более ослаблены,

редуцируются качественно (изменение тембрового звучания) и количественно (уменьшение долготы и силы). Слогов с такими безударными гласными в слове может быть несколько, может вообще не быть. Они могут находиться как перед предударным, так и после ударного слога (заударные).

Особо рассматривается позиция начала слова. Для буквы «А» и «О» она

равна предударной (индекс 2), а для «Е» и «Я» обязательна йотация, которой

нельзя пренебрегать.

Сильнее всего редуцируются гласные звуки, обозначаемые четырьмя

буквами: «А»; «О»; «Е»; «Я». Они редуцируются и качественно, и

количественно. Это зависит от того, какое положение занимает данный

гласный относительно ударного слога. Остальные гласные в безударном

положении в основном изменяются редко; если изменяются, то только

количественно, то есть звучат короче, чем гласный в ударном слоге.

Авторы сознательно используют упрощенный вариант транскрипции,

Руководствуясь тем, что практикам некоторые научные обозначения

(которые, безусловно, важны для филологов) несут излишнюю информацию,

затрудняют и осложняют освоение произносительных норм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ;tld=ru&lang=ru&name=Бруссер_104%20упражнения.pdf&text=Бруссер%20А.
  2. А. М. Бруссер М.П. Оссовская «104 упражнения по дикции и орфоэпии для самостоятельной работы». Москва, 2004 г.