упражнения у станка

Лысенко Ольга ивановна

упражнения у станка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_u_stanka.docx15.8 КБ
Файл programma_v_muz.shkolu_lysenko_olgi.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

упражнения у станка

название

как читается

перевод

PREPARATION

[препарасъон]

подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.

DEMI PLIE

GRAND PLIE

[деми плие]

[гранд плие]

неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.

глубокое, полное «приседание».

BATTEMENT TENDU

[батман тандю]

отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрывая носка от пола.

BATTEMENT TENDU JETÉ

[батман тандю жете]

«бросок», взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление.

ROND DE JAMB PAR TERRE

[ронд де жамб пар тер]

круг носком по полу круговое движение носком по полу.

BATTEMENT FONDU

[батман фондю]

«мягкое», «тающее», плавное движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого "рабочая" нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и "рабочая" нога открывается вперед, в сторону или назад.

BATTEMENT FRAPPE

[батман фраппе]

«удар», движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.

PETIT BATTEMENT

[пти батман]

«маленький удар» - поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.

BATTEMENT RELEVE LENT

[релеве лян]

«поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90° и выше.

BATTEMENT DEVELOPPE

[батман девлоппе]

вынимание, раскрывание ноги вперед, назад или в сторону скольжением "рабочей" ноги по опорной в нужное направление.

GRAND BATTEMENT

[гранд батман]

«большой бросок ,взмах» на 90° и выше вытянутой ноги в нужное направление.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЙДАКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Город Волгодонск Ростовская область

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

Кайдановский ДМШ

Ростовской области

Г. Волгодонск

________ Е.Н.Федорова

«____»_______ 2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

РИТМИКА

Срок обучения:

г. 8 лет

Ростовская область

Г. Волгодонск

ОДОБРЕНО                                                            ПРИНЯТО

Методическим советом МБУДО                          Педагогическим советом МБУДО

Кайдаковской ДМШ                                               Кайдаковской ДМШ

Ростовская область                                                 ростовсая область

Город волгодонск                                                    город волгодонск  

Протокол № _____                                                   Протокол № ______

от «____» ______2017г.                                          от «____» ______2017г

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

2. Срок реализации учебного предмета.

3. Сведения о затратах учебного времени.

4. Форма проведения учебных занятий.

5. Цели и задачи учебного предмета.

6. Структура программы учебного предмета.

7. Методы обучения.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

2. Критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список учебной и методической литературы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа предмета «Ритмика» является модифицированной и построена на основе разделов программ: «Ритмика в ДМШ» Методические рекомендации и программные требования по ритмике для подготовительных отделений детских музыкальных школ и школ искусств (Составитель программы – Г.С.Франио, 1997 г.), «Ритмика и танец» Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений ДШИ (Составитель программы – Е.А.Пинаева 2006 г.).

Ритмика на отделении подготовки детей к обучению в детской музыкальной школе входит в систему музыкального воспитания.

Ритмика - (от греч. rhythmos - порядок движения), ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений.

Занятия по ритмике представляют собой учебный процесс, целиком построенный на двигательной активности детей. Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Ритмичные движения под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.

На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении, где развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, положение головы, походку, силу, ловкость, координацию движений. Уроки ритмики создают условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.

Ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. В ритмике сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.

Очень важна связь предметов «Ритмика» и «Сольфеджио». Несмотря на специфику каждого предмета, у них есть общие цели, задачи, одна из которых - воспитание любви и интереса к музыке, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей детей, а также приобретение первоначальных сведений по музыкальной грамоте.

Предлагаемая программа рассчитана на восьмилетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 4 – 5 лет.

  1. Срок реализации учебного предмета.

При реализации программы учебного предмета «Ритмика» со сроком обучения 8 лет, продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.

  1. Сведения о затратах учебного времени.

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего

Годы обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

Полугодия

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Колличество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

272

Колличество часов

32

36

48

54

64

72

64

72

64

72

64

72

64

72

64

72

986

  1. Форма проведения учебных занятий.

Занятия по предмету «Ритмика» носят групповой характер. Группы формируются по классу обучения в музыкальной школе и возрасту детей. Количество детей в группе – 6-15 человек. Форма занятий – урок.

  1. Цели и задачи учебного предмета.

Целью учебного предмета является развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся через овладение основ музыкально-ритмической культуры, создание необходимой базы знаний для обучения ребенка в детской музыкальной школе, психологическое раскрепощение через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи учебного предмета:

- овладение основами музыкальной грамоты;

- знакомство с образцами мировой классической музыки;

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;

- выявление музыкальных способностей ребенка;

- воспитание восприятия характера музыки;

- развитие у детей координации между слухом и голосом, пластичности движений, навыков владения собственным телом;

- развитие мотивации к освоению детьми метроритмической структуры музыки;

- воспитание любви к музыке;

- развитие заинтересованности, творческой активности, музыкального вкуса;

- воспитание умения вести себя в группе во время движения;

- формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

- воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- формирование правильной осанки;

- развитие творческих способностей.

6. Структура программы учебного предмета.

Программа содержит следующие разделы:

  1. Воспитание восприятия характера музыки.
  2. Темп.
  3. Динамика.
  4. Метроритм.
  5. Строение музыкального произведения.

7. Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: 

- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ)

- Наглядный (показ педагогом образца выполнения)

- Практический

- Проблемно-поисковый (поиск обучающимися намеренно допущенной учителем ошибки)

- Метод игровой мотивации (использование музыкальных дидактических игр)

 Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 

- Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

- Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

- Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)

 Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: 

- Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)

- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В школах должны быть созданы те необходимые материально-технические условия, которые бы благотворно влияли на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса:

- наличие танцевального зала;

- методическая литература для преподавателя;

- фортепиано или баян (аккордеон),

- звуковоспроизводящая техника (компьютер, музыкальный центр);

- коврики для выполнения движений в положении сидя;

- раздаточный материал для детей – резинки, мячи, ленточки, флажки, погремушки, платочки и др.;

- наличие раздевалки;

- наличие концертного зала;

- наличие репетиционной и концертной одежды.

  1. Содержание учебного предмета

Учебная программа по предмету «Ритмика» рассчитана на 8 лет обучения. Материал изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, уроки строятся комплексно.

Содержание учебного предмета соответствует направленности общеразвивающей программы на раннее музыкальное развитие ребенка, приобщение обучающихся к миру музыкального искусства.

  1. Воспитание восприятия характера музыки.

Методические рекомендации

Прослушав музыку, педагог предлагает детям самостоятельно отобразить ее характер в движениях. Это дает ему возможность выявить отношение детей к данному произведению, определить их творческие возможности. Педагог обращает внимание детей на более удачное исполнение. Иногда варианты повторяются всеми детьми.

Творческий процесс способствует развитию познавательного интереса.

Важно уметь подбирать такие упражнения, игры, пляски, которые формировали бы у детей отношение к окружающему миру, углубляли их представления о жизни, труде, природе.

После прослушивания музыки и определения её характера (спокойный, бодрый, веселый и т.д.) педагог показывает детям зафиксированные движения (гимнастические, танцевальные), стараясь добиться правильной реакции на музыку и выразительности исполнения движений. Выразительное исполнение музыки должно способствовать созданию ярких художественных образов, близких и понятных детям и легко поддающимся передаче средствами движения.

Программные требования

Стимулировать проявление активности и самостоятельности детей в передаче характера музыки и своего отношения к музыкальному произведению через движение.

  1. Темп

Методические рекомендации

При исполнении музыкального произведения точно соблюдать предложенный композитором темп. Воспитывать у детей умение удерживать нужный темп, что положительно скажется и на занятиях по специальности, сольфеджио, в хоровом классе.

Программные требования

Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения.

Узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный.

Уметь ускорять и замедлять темп.

Выполнять по памяти ходьбу, бег, ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки (в знакомых музыкальных произведениях и упражнениях "эхо").

Сохранять заданный темп в речевых упражнениях (произнесение текста в заданном темпе во время ходьбы или бега равными длительностями).

  1. Динамика

Методические рекомендации

Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Эти темы находят свое выражение в творчестве детей, в импровизациях различных движений под музыку, в свободных танцевальных движениях, а также в упражнениях, играх и танцах с фиксированными движениями.

Программные требования

Ознакомиться с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием прослушиваемого произведения.

  1. Метроритм

Методические рекомендации

Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих дидактические цели, следует учить детей выполнять их в характере музыки.

В процессе занятий дети, двигательно реагируя на музыку, отражают метрические доли. Отмечать их можно хлопками, шагами. Например, на сильную долю сделать хлопок, на слабую - развести руки в стороны; топать одной ногой на сильную долю или при ходьбе делать акцент одной ногой; бросать мяч на сильную долю. Эти упражнения даются в размере 2/4 и 3/4. Предлагая исполнить упражнение "эхо", педагог придумывает 2-4 такта, а дети повторяют ритмические рисунки, выполняя их хлопками или шагами. Можно предложить детям самим придумывать ритмические рисунки (один ребенок прохлопывает придуманный им ритмический рисунок, другой его повторяет).

Можно подобрать пьесы, в которых ритмический рисунок фраз повторяется (1-2, 3-4, 5-6 и т. д.).

Затем первая фраза проигрывается громко, вторая — тихо. Дети, прослушав первую фразу, отстукивают пальцем о палец ритм второй фразы или прохлопывают ее в ладоши.

При повторении упражнения дети шагают под музыку четных фраз. Затем четные фразы не проигрываются на инструменте, и дети отмечают ритмический рисунок фразы без музыкального сопровождения хлопками или шагами по памяти.

Программные требования

Интуитивное восприятие на слух метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей.

Интуитивное освоение соотношений длительностей (долгие, короткие звуки). Прохлопывание, простукивание простейших ритмических рисунков, а также ходьба под музыку: сочетание четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4, 3/4.

Знакомство с понятием "сильная доля".

Осознанное усвоение длительностей: четверть, восьмая, половинная. Выполнение данных длительностей условными обозначениями.

Развитие ритмической памяти (упражнение "эхо"); выполнение шагами ритмического рисунка знакомого музыкального произведения (частично без музыкального сопровождения).

Использование речевых упражнений, для соблюдения темпа и выполнения ритмических рисунков.

Осознанное определение длительностей в речевых упражнениях.

Знакомство с размерами 2/4 и 3/4. Определение их на слух на основе ощущения сильных долей.

Умение передавать динамические оттенки (р, f).

  1. Строение музыкального произведения

Методические рекомендации

При знакомстве с частями музыкального произведения обращается внимание на характер каждой из них, на контрастность и повторность частей (например, А, Б, А), в которых повторяются и движения.

При знакомстве с фразами следует подбирать песни с простой и ясной фразировкой. Вначале лучше давать фразы, одинаковые по протяженности и ритму (ритмический рисунок стоящий, а мелодия изменяется).

Для начала также целесообразно использовать фразы, оканчивающиеся на половинные длительности, т. к. в этом случае детям легче ощутить конец одной фразы, сделать остановку и начать новую. На следующем этапе работы предлагаю песни, в которых длинные и короткие фразы чередуются.

Для ощущения на слух фразировки можно использовать ряд методических приемов. Например, поочередное прохлопывание детьми в ладоши музыкальных фраз. Или другое упражнение: пальцы сжать в кулаки, в конце первой фразы один палец выпрямляется ("выскакивает"), так же и в конце следующей фразы и т. д. Сколько "выскочило" пальцев, столько и фраз. Длину фраз можно отображать дугообразным движением: подняв правую руку перед левым плечом, описать дугу слева направо; на следующую фразу дуга описывается справа налево. Поставив детей в одну шеренгу, предложить каждому по очереди пройти одну фразу "своей дорожкой" (прямо). Длина пройденной дорожки будет зависеть от длины фразы. В данном упражнении наглядно видна протяженность каждой из них.

У детей надо вырабатывать ощущение одновременности начала движения с началом музыки — после вступления или после окончания предыдущей фразы.

Куплетная форма в различных народных и детских песнях закрепляется в хороводах, народных плясках в виде зафиксированных движений.

Вступление в песнях вначале воспринимается детьми интуитивно. Постепенно дети приучаются начинать движение на первую сильную долю после вступления. Первую сильную долю можно отмечать хлопком в ладоши или притопом ноги об пол.

Программные требования

На коротких и доступных произведениях ознакомление с понятием "вступление" (построение, предшествующее началу движения). После вступления — самостоятельно, без словесного указания педагога начинать движение, ощущая первую сильную долю.

Примерный объем навыков по движению:

- уметь координировать движения, расслаблять мышцы (особенно рук, верхнего плечевого пояса) после напряжения.

- согласовывать движения со строением музыкального произведения (четко начинать и менять движения по частям, фразам, ощущая их окончание).

При ходьбе держать корпус прямо, не опускать головы, не шаркать ногами, соблюдать координацию движений (рук, ног), освоить виды ходьбы.

При беге корпус несколько наклонять вперед, движение свободно, без напряжения. Освоить виды бега.

Освоить подготовительные упражнения к прыжкам: "пружинки" (после подъема на носки — мягкие полуприседания с ослаблением мышц коленного сустава), ходьбу и бег пружинным шагом. Выполнять прыжки на месте, на двух ногах с продвижением вперед, подскоки на месте с ноги на ногу, с продвижением вперед, на кружении и т.д.

 При любых видах движений и остановках соблюдать правильное положение тела.

Добиваться полной связи движений с музыкой: ощущение характера музыки, темпа, динамики, строения музыкального произведения.

С каждым последующим годом обучения программа усложняется.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения программы по учебному предмету «Ритмика» обучающиеся должны:

 уметь координировать свои движения;

 уметь согласовывать движения со строением музыкального произведения (начинать и менять движения в соответствии с разделами произведения);

 импровизировать с использованием разнообразных движений;

 двигаться в темпе исполняемого произведения;

 освоить различные виды ходьбы, бега, прыжков;

 освоить построения и перестроения, показать умение ориентироваться в пространстве;

 выполнять музыкальные задания в различных музыкальных размерах.

  1. Формы и методы контроля, система оценок
  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Оценка качества реализации программы "Ритмика" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

  1. Критерии оценок.

Оценка

Критерии оценивания

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Для занятий ритмикой организуются группы детей не более 15 человек, группа формируется по классу обучения в музыкальной школе и по возрасту.

Форма урока может быть различной – традиционный урок, интегрированный урок (ритмика + музыкальная грамота), открытый урок с присутствием родителей. Основной формой для организации занятий ритмикой в первых классах служит игра, т.к. игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Преподаватель может использовать на уроке музыкальные подвижные игры, музыкальные дидактические игры, игры – импровизации и др.

Эффективны такие методы, как беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание и разбор музыки, показ педагогом движений, постоянное повторение пройденного материала. Теоретический и практический материал на занятиях подается комбинированно, это способствует лучшему усвоению программы. Работа строится по концентрическому принципу – отдельные темы изучаются не поочередно, а в течение всего года. Планируя материал, преподаватель опирается на состав группы, уровень восприятия детей, способность выполнить поставленную задачу. Урок строится с использованием всех перечисленных разделов программы. При этом на одном музыкальном материале могут прорабатываться разные темы.

Большое внимание должно уделяться музыкальному оформлению урока. Музыкальное оформление является основой музыкально – ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление уроков «Ритмика» должно быть разнообразным и качественно исполненным. Будь то работа концертмейстера или звучание фонограммы.

Музыкальное произведение (фрагмент) подбирается к каждой части урока, определяется его структура, темп.

В оформлении урока можно использовать классическую музыку русских и зарубежных композиторов, народную музыку. Музыкальные произведения должны быть доступными по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия, иметь выразительную мелодию и четкую фразировку, быть близкими по содержанию детским интересам.

  1. Список учебной и методической литературы

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000

2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000

4. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004

5. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007

6. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972

7. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство “Музыка”. М., 1973

8. Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960

9. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979

10. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000

11. Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994

12. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987

13. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008

14. Программы для хореографических школ искусств. Составитель – Бахтов С. М., М.,1984

15. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972 34

16. Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975

17. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997

18. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989

19. Школа танца для юных. СПб, 2003 20. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом «Дрофа», 1998