Главные вкладки
Технологическая карта занятия по учебному разделу «Театральная игра» в группе 4 года обучения на тему «Развитие фантазии и воображения на основе освоения пространства фантастических миров»
Тенологическая карта занятия по теме: "Развитие фантазии и воображения на основе освоения пространства фантастических миров в технологии "Развивающие театральные игры" З.Я. Корогодского, опуликованной в репертуарно-методической библиотечке "Я вхожу в мир искусств" 1 (125), 2008г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самотаенкова И.П., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом Детского Творчества, г. Вихоревка
Технологическая карта занятия по учебному разделу «Театральная игра» в группе 4 года обучения на тему
«Развитие фантазии и воображения на основе освоения пространства фантастических миров»
Тип занятия: | Занятие отработки умений и рефлексии. |
Авторы УМК: | Самотаенкова Ирина Петровна |
Цель занятия: | Создать условия для формирования личности, способной к сознательному, систематическому, творческому труду. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Предметные: Повторят и станут применять на практике понятия: мизансцена, предлагаемые обстоятельства, сценический план, ракурс. Создадут сюжеты этюдов на тему «Планеты Солнечной Системы»; Проявят готовность действовать в предлагаемых обстоятельствах. Метапредметные: Самостоятельно определят цели своей деятельности; Продемонстрируют умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, станут осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Отработают умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Овладеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
Оборудование: | Игротека: мячи, лоскуты ткани, набор кубиков, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин, наборы репродукций и фотографий и другое, что может понадобиться как вспомогательный материал для проведения упражнений тренинга. Творческая документация, план занятия. |
Образовательные ресурсы: | Литература: 1.Никитина А.Б. «Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов», М., ВЛАДОСС, 2001г. 2.Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», 1 (125), М., 2008г. 3.Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство», М., Просвещение, 1995г. 4.Театр: практические занятия в детском театральном коллективе. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», 6(46), М., 2001г. |
Технологическая карта занятия по теме: «Развитие фантазии и воображения на основе освоения пространства фантастических миров»
в технологии «Развивающие театральные игры» З. Я. Корогодского, опубликованной в репертуарно-методической библиотечке «Я вхожу в мир искусств» 1(125), 2008.
Этап | Продолжительность этапа | Цель | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Инструментарий, оборудование | Результат |
Зачин | 5 минут | Творческое начало занятия «Театральное здравствуйте» от обучающихся педагогу, которое должно быть построено по законам драматического этюда. | Коллективное упражнение «Парада планет», где каждый из обучающихся представляет свою планету. Они приветствуют друг друга и педагога. | Педагог: Я – Солнце! Я источник энергии ваших планет, я гравитационное поле, от меня зависят ваши погодные условия и климат. Я рада видеть вас на параде Планет и шлю вам свой солнечный привет! | Творческое отражение предыдущего занятия. Все «планеты» - ребята, здороваются с педагогом так, как они это придумали в результате подготовки (по рекомендации педагога) группового домашнего задания: «Планеты солнечной системы». Побывав в предлагаемых обстоятельствах, все возвращаются на рабочие места – в полукруг. | Театральный этюд. | Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины. |
Самостоятельный блок упражнений. | 10 минут | Мобилизация волевых качеств, тренировка памяти, переключение внимания. | Летопись – это дневник группы: Обучающиеся рассказывают, как они готовились к занятию, с какими проблемами столкнулись, какие новые знания получили, что почувствовали, какие были открытия. Рассказывают о предварительной работе. Создают сценарий коллективно-творческой деятельности. Составляют лист дневника объединения. Игротека – игровые средства, которые собираются и композиционно организуются на столе педагога. Стихи в подарок - читаются на каждом занятии о важном и интересном. | Педагог не ведет, но обсуждает, комментирует деятельность обучающихся. Педагог. Сегодня мы будем развивать наше воображение и фантазию на основе фантастических миров. Что нам поможет лучше представить фантастический мир? Сформируйте и композиционно организуйте игровые средства на столе игротеки, которые помогут вам в освоении темы занятия. | Готовят и представляют два творческих отчета: письменный и сценический, т. е. творчески (театрально) озвученный. Готовят игровые средства на основе, которых и с помощью которых строятся упражнения туалета и тренинга. Готовят и читают стихи о космосе, научных открытиях, неизведанных мирах. | Игротека: мячи, лоскуты ткани, набор кубиков, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин, наборы репродукций и фотографий и другое, что может понадобиться как вспомогательный материал для проведения упражнений тренинга. | Творческое осмысление, оценка изученного материала прошлого занятия. Презентация творческих отчетов. Упражнение «Стихи по кругу». |
Творческий туалет и тренинг | 20 минут | Мобилизовать, настроить органы чувств, подготовить себя и других к способности погрузиться, поверить в мир вымысла. Развивать и совершенствовать элементы психотехники актера. | Вся группа находится на Луне. Мы только что приземлились и нас охватывает страшная «трясучка». Упражнения: «Трясучка». «Воображаемое путешествие». Мы находимся с вами на Луне. Увидьте ее мысленно и делайте то, что вам подскажет ваше воображение и фантазия. Вы гуляете по планете – вдруг подозрительный шорох; вы входите в незнакомый лабиринт; проваливаетесь в космическую яму и т. д. Представьте себе: темно, вдруг ты остался один, вдруг услышал шорох и приглушенный разговор и т. д. Упражнение «На планете»: заблудился на планете, хочу выбраться; попал на незнакомый остров, хочу понять, кто здесь живет и т.д. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств: жарко, вдруг налетел ураган, подул ветер, стало холодно, пошел снег и т.д. Вдруг я попал в «хищный цветок». Магическое «Если бы»: я отбиваюсь, а если бы я сам стал хищным цветком? Мои действия: я дышу как цветок, я чувствую и живу как цветок и т. д. с выполнением основной линии действия. Переход с одной планеты на другую: пройти по магме, босиком по горячим камням, по колено в воде и т.д. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Творческие показы. Упражнение «Взрыв». Нужно максимально выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая клеточка, каждый участок тела излучал в момент взрыва энергию. То есть в момент броска, «взрыва» нужно быть максимально активным. Творческий сюрприз. | Педагог ведет обучающихся: задает темп и ритм выполнения тренинга, ставит перед группой актерские задачи, меняет условия существования в зависимости от обстоятельств. Перебрасывает «мостик» с тренировочного блока на блок творческих показов. Вводит элемент импровизации. | Группа стоит на сцене. Руки опущены. В пальцах рук начинаются вибрации. Вибрации распространяются на всю кисть. Затем они захватят руку до локтя. Далее плечи, верхнюю половину тела, наконец – все тело. Упражнения на сопротивление воображаемой среде (воздух, вода, сыпучий песок, космический вакуум), например, первооткрыватели планеты, где притяжение много меньше или больше земного и т. д. Выполняют упражнения на развитие психотехники и действия в предлагаемых обстоятельствах. Выполняют актерскую задачу – поверить и подлинно действовать в вымысле. Выполняют упражнение «переход», меняя позицию рабочего полукруга на полукруг «просмотровый» Импровизация по билетам: «Как бы я действовал, я импровизирую» - произошел взрыв, и мы сейчас исчезнем. Моя реакция на то, что… Можно использовать шумовые и световые | Тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах. Меняя предлагаемые обстоятельства, обучающиеся меняют свою логику поведения. Этюд-импровизация, история, событие. Упражнение «взрыв» | Мышечная свобода, готовность действовать в предлагаемых обстоятельствах. Развитие фантазии, сиюминутность реакции, готовность к действию в любой момент. Формирование понимания символичности в искусстве театра и мастерства сценического воплощения иносказательного образа события. Формирование навыка сочинительства, свободного фантазирования и творческого соревнования. |
Обсуждение занятия | 5 минут | Творческий рейтинг – оценка обучающимися своей деятельности на занятии. | Вопросно-диалоговое общение, анализ встречи, творческий рейтинг. Ребята, давайте проанализируем наше занятие и решим, чья же планета была лучшей. Представьте себе, что я – неизвестная вам планета, вокруг меня вращаетесь все вы. Решите сейчас, какая же планета вращается ближе ко мне, какая чуть подальше. И расположитесь на сцене, вокруг меня так, как вы решите сами. | Организует анализ деятельности обучающихся. | Анализируют свою деятельность. | Учет, оценка, контроль. | Формируются умения: оценивать свою работу и работу товарищей; разрабатывать общие критерии; отстаивать точку зрения. |
Финал занятия | 5 минут | Соблюдать и обогащать традиции коллектива. | Творческое завершение занятия. Педагог. Я неизвестная планета, такой планеты нет нигде, если бы вы создавали эту планету, какой бы она была? Неземной мир, фантастический мир, он ещё не существует – мы с вами создадим его, назовем, придумаем, разыграем. Творческое задание для зачина следующего занятия: Что нам нужно знать, чтобы создать эту планету? Это может быть – Планета Радости, кто населяет, как говорят? т.д. | Мотивирует на выполнение творческого задания к следующему занятию. | Обсуждают выполнение домашнего задания, образуют творческие минигруппы, распределяют поручения. | Рефлексия. | Формируется навык творческого завершения каждого дела. |