Рабочая программа "МХК"
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по МХК 8 класс.
Рабочая программа по МХК в 8 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по МХК, авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской и обеспечивает выполнение требований Обязательного минимума содержания образования (2015г.) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2015г.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «МХК» ученик 8 класс должен
Знать/понимать:
- иметь представление о значении искусства в жизни человека;
- понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
- иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Уметь:
- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
- использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа).
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей ( по выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусств.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.
Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство.
Декоративно-прикладное искусство.
Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).
Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.
Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.).
Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К.Петров-Водкин, Г. Климпт, Х. Бидструп и др.).
Автопортреты А.Дюрера, Х. Рембранта, В. Ван Гога.
Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи.
Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).
Изображения быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.).
Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка.
Музыкальный фольклор.
Духовные песнопения.
Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.Л. Уэббер и др.).
Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.).
Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература.
Устное народное творчество (поэтический фольклоп).
Русские народные сказки, предания, былины.
Жития святых.
Лирическая поэзия.
Экранные искусства и театр.
Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся.
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху ( по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов).
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.
Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство.
Натюрморты (П. Класс, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др).
Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения и др.).
Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.).
Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаика и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, К. Малевич, Б. Неменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка.
Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свтридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.).
Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература.
Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.
Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных видов искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (8 часов ).
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство.
Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О.Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.).
Живопись (Ж.Л. Давид, У. Тернер, К.Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.).
Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка.
Сочинения посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шорен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.).
Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература.
Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Бернс, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана.
Экранизации опер и балетов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе. Исследовательский проект (9 часов)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал
Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.
Изобразительное искусство.
Монументальная скульптура Древней Греции, произведения Микеланджело, О. Родена, памятники Саласпилса (Латвия) и др.
Живопись П. Корина, Рафаэля, А. Венецианова, К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, И. Левитана, М. Нестерова, В. Тропинина, О. Кипренского; скульптуры С. Коненкова; рисунки А. Пушкина; фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и т.п.
Сказочные образы (по выбору учителя).
Музыка.
Произведения Л.Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича.
Вокальная и инструментальная музыка (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.).
Музыкальные сказки (Н. Римский-Корсаков).
Песни И. Дунаевского, А. Пахмутовой, Д. Тухманова, Б. Окуджавы, А. Розенбаума, Ю. Кима и др.
Литература.
Народные сказки, мифы, легенды.
Образы природы, родины в русской прозе и поэзии (А. Пушкин, М. Пришвин, К. Паустовский – по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
«Золушка» (сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева)
Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р.Быкова и др. (по выбору учителя)
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Виды контроля | ||
Самостоятельная работа | Контрольная работа | Практическая работа | |||
1 | Искусство в жизни современного человека | 3 | 1 | ||
2 | Искусство открывает новые грани мира | 7 | 1 | 1 | |
3 | Искусство как универсальный способ общения | 7 | 1 | 1 | 1 |
4 | Красота в искусстве и жизни | 8 | 1 | ||
5 | Прекрасное пробуждает доброе. Исследовательский проект | 9 | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 2 | 3 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 8 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год. Но в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Овгортская ШИСОО» и расписанием на 2018-2019 учебный год будут уплотнены часы по темам «Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка».
№ | Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечание |
8 | 8 | |||
«Искусство вокруг нас» | 07.09 | |||
Художественный образ – стиль- язык | 14.09 | |||
Наука и искусство | 21.09 | |||
Знание научное и знание художественное | 28.09 | |||
Искусство рассказывает о красоте Земли | 05.10 | |||
Литературные страницы | 12.10 | |||
Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка. | 19.10 | |||
Человек в зеркале искусства: жанр портрета | 26.10 | |||
Портрет в искусстве России | 02.11 | |||
Портреты наших великих соотечественников | 16.11 | |||
Как начиналась галерея | 23.11 | |||
Музыкальный портрет | 30.11 | |||
Александр Невский | 07.12 | |||
Портрет композитора в литературе и кино | 14.12 | |||
Мир в зеркале искусства | 21.12 | |||
Роль искусства в сближении народов | 28.12 |