Рабочая программа "МХК" 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу МХК 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_mhk_10_kl_sibilskaya.docx | 422.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по элективному курсу МХК 10 класс.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по МХК, авторской программы Г.И. Даниловой и обеспечивает выполнение требований Обязательного минимума содержания образования (2015) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2015).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
- обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
- инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно-творческих задач;
- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
- сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
- активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
- оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
- овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
- многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.
Воспитывать эмоционально-ценностное, заинтересованное отношение к миру, художественно-эстетический вкус, эмпатию и сопричастность к различным явлениям искусства и жизни.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций (5 часов)
Искусство первобытного человека. Причины возникновения художественного творчества. Первые художники Земли. Эволюция пещерной живописи. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры: дольмены, менгиры, кромлехи. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки возникновения танца.
Искусство Древней Передней Азии. Возникновение письменности. Библиотека царя Ашшурбанипала. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение. Популярные музыкальные инструменты.
Архитектура Древнего Египта. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Ритуальное назначение скульптуры. Особенности изображения богов, фараонов и людей. Назначение рельефных и фресковых композиций. Сокровища гробницы Тутанхамона. Роль музыки в жизни общества. Популярные музыкальные инструменты.
Искусство Мезоамерики. Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков (ступенчатые пирамиды, каменная скульптура). Дворцы ацтекских правителей. Ювелирное искусство. Искусство майя. Искусство инков.
Раздел II Искусство Античности (6 часов).
Эгейское искусство.Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.
Архитектурный облик Древней Эллады.Архитектура архаики: греческая ордерная система. Дорический, ионический, коринфский ордеры. Афинский Акрополь. Театр Диониса. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Изобразительное искусство Древней Греции.Шедевры и мастера вазописи. Геометрический орнамент. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Идеал физической силы и духовной красоты. Обостренный интерес к внутреннему миру человека.
Архитектурные достижения Древнего Рима.Римский Форум. Инженерные сооружение. Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Триумфальные арки. Термы.
Изобразительное искусство Древнего Рима.Римский скульптурный портрет. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека. Фресковые и мозаичные композиции.
Театр и музыка Античности.Трагики и комедиографы греческого театра: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Искусство актеров пантомимы. Странствующие певцы — сказители эпических преданий. Римская музыка и поэзия.
Раздел III Искусство Средних веков (10 часов).
Мир византийского искусства. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе. Основные темы и сюжеты византийских мозаик. Происхождение икон. Шедевры византийской иконописи. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Нотное письмо. Светская музыка.
Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль архитектуры. Характерные особенности архитектурных сооружений. Типы построек: базилики, феодальные замки, городские укрепления. Архитектура готики. Готические соборы — центры общественной и духовной жизни средневекового города. Шедевры готики.
Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля. Основные сюжеты и образы. Изображения диковинных существ. Скульптура готики. Преобладание религиозной тематики. Развитие искусства скульптурного портрета. Техника витражной живописи. Излюбленные орнаменты витражных окон.
Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Высокая духовность музыки. Понятие о григорианском хорале. Католическая месса. Появление и развитие многоголосия. Вокальная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика.
Искусство Киевской Руси. Связь художественной культуры с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии. Характерные черты архитектуры. Зодчество Великого Новгорода. Мозаики и фрески Софии Киевской. Искусство иконописи. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля.
Развитие русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Творчество Андрея Рублева.
Искусство единого Российского государства. Создание архитектурного ансамбля Московского Кремля. Новизна архитектурного решения при возведении Успенского собора. Храмы и светские постройки Соборной площади Московского Кремля. Шедевры творчества Дионисия. Москва — «Третий Рим» как центр христианского мира и общерусской культуры. Покровский собор (храм Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина Москвы. Создание нового типа каменного шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском). Характерные особенности архитектуры 17 века. Мастерство деревянного зодчества. Творчество Симона Ушакова.
Театр и музыка Древней Руси. Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Характер первых придворных постановок. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры. Колокольные звоны. Пение как составная часть церковного богослужения. Знаменный распев. Многораспевность. Светская музыка и наиболее популярные инструменты.
Раздел IV Искусство средневекового Востока (5 часов).
Искусство Индии. Ступа — один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Пещерные храмы для моления (чайтьи). Богатство и роскошь скульптурного убранства. Проникновение к архитектуру мусульманских традиций. Росписи в пещерных храмах Аджанты. Миниатюрная живопись Индии. Истоки индийской музыки. Спектакль как единство музыки, пения и танца.
Искусство Китая. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Китайская стена, ее назначение. Особенности китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией. Характерные черты китайской живописи и графики.
Искусство Страны восходящего солнца. Выработка собственного архитектурного стиля. Иероглифическая каллиграфия. Садово-парковое искусство. Сад камней в Киото. Цветная гравюра на дереве. Скульптура нэцкэ.
Искусство исламских стран. Использование в мусульманском зодчестве достижений древних цивилизаций. Типичные архитектурные сооружения исламских стран. Основные виды изобразительного искусства. Арабеска. Любовная лирика народов Востока и ее мировое значение. Рубаи Омара Хайяма. Своеобразие традиционной музыкальной культуры.
Раздел V Искусство Возрождения (8 часов).
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Характерные особенности и значение творчества Джотто. Построение пространства по законам перспективы на примере произведений Мазаччо. Значение творчества Боттичелли. Художественные достоинства произведений на библейские и мифологические сюжеты. Скульптурные шедевры Донателло.
Архитектура итальянского Возрождения. Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна творчества Брунеллески. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Возведение собора Святого Петра — главного католического храма. Архитектурный облик Венеции.
Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль — «первый среди великих».
Мастера венецианской живописи. Беллини как основоположник венецианской школы живописи. Художественное мастерство Джорджоне. Художественный мир Тициана. Богатство тематики и жанровое разнообразие в творчестве. Веронезе — певец праздничной Венеции. Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера.
Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья Хуберт и Ян ван Эйк. Многогранность и оригинальность творческого дарования Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера. Искусство портрета в творчестве художника. Интерес к изображению мира живой природы.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Основные жанры духовной и светской музыки. Разработка новых правил полифонического исполнения. Начало профессионального композиторского творчества. Возникновение новых музыкальных жанров. Первые оперные представления. Итальянская комедия дель арте. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Актерская импровизация — основа сценического искусства. Театр Шекспира — синтез античного и средневекового искусства. Мир человеческих чувств и сильных страстей в пьесах Шекспира. Значение шекспировского театра.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Виды контроля | ||
Самостоятельная работа | Контрольная работа | Практическая работа | |||
1 | Раздел 1. Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций | 5 | 1 | 1 | |
2 | Раздел 2. Искусство Античности | 6 | 1 | 1 | |
3 | Раздел 3. Искусство Средних веков | 10 | 1 | 1 | 1 |
4 | Раздел 4. Искусство средневекового востока | 5 | 1 | ||
5 | Раздел 5. Искусство возрождения | 8 | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 2 | 3 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
Примерная рабочая программа по предмету рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
№ | Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечание |
10 | 10 | |||
Первые художники Земли. Древнейшие сооружения человечества. Музыка, танец и пантомима. | 07.09 | |||
Возникновение письменности, Архитектура Месопотамии. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. | 14.09 | Практическая работа. | ||
Пирамиды -«жилища вечности» фараонов. Храмы и гробницы. | 21.09 | |||
Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия | 28.09 | |||
Искусство классического периода. Искусство ацтеков. Искусство майя. Искусство инков. | 05.10 | |||
Самостоятельная работа №1 по теме «Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций» | 12.10 | |||
Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес. | 19.10 | |||
Архитектура архаики: греческая ордерная система. Архитектура классики: Афинский Акрополь. Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь | 26.10 | |||
Скульптура и вазопись архаики. Изобразительное искусство классического периода. Скульптурные шедевры эллинизма. | 02.11 | Практическая работа | ||
Архитектура периода Римской республики. Шедевры архитектуры эпохи Римской империи. | 16.11 | Самостоятельная работа | ||
Римский скульптурный портрет. Фресковые и мозаичные композиции. | 23.11 | |||
Трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности | 30.11 | |||
Контрольная работа №1 «Искусство Античности» | 07.12 | |||
Достижения архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Искусство иконописи. Музыкальное искусство. | 14.12 | |||
Романский стиль архитектуры. Архитектура готики. | 21.12 | |||
Скульптура романского стиля. Скульптура готики. Искусство витража. | 28.12 | Самостоятельная работа |