Рабочая программа "Кукольный театр" 5 класс

Сибильская Светлана Степановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" 5 класс разработанная в соответствии с требования ФГОС с требованиями основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kukolnyy_teatr_5_klass.docx112.86 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\123\Downloads\кук 55.jpg

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Учащиеся должны знать

- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

- наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- выразительному чтению;

- различать произведения по жанру;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

- сочинять этюды по сказкам;

- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Содержание программы внеурочной деятельности (34 часа)

Занятия по внеурочной деятельности ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 раздел. ( 1 час) Вводное занятие.

На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

- Знакомство с театрами г.Москвы и др. городов

2 раздел. (5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел. (3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

4 раздел. ( 6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

5 раздел. ( 3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

6 раздел. ( 15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

7 раздел. ( 1 часа) Заключительное занятие

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

Тематическое планирование 5 класс

Название темы

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

1

Вводное занятие.

1

беседа

Решение организационных вопросов.

2

Здравствуй, театр!

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

3

Театральная игра

1

Знакомство с правилами поведения на сцене

4-5

Репетиция постановки

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

6

В мире пословиц.

1

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

7

Виды театрального искусства

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

8

Правила поведения в театре

1

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

9-11

Кукольный театр.

3

Отработка дикции

12

Театральная азбука.

1

Индивидуальная работа

соревнование

13

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

14-16

Инсценирование мультсказок

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

17

Театральная игра

1

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

18

Основы театральной культуры

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

19-21

Инсценирование народных сказок о животных.

3

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

22

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

23

Театральная игра

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

24-27

Постановка русской народной сказки

3

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

28-29

Культура и техника речи

Инсценирование постановки

2

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

30

Ритмопластика

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

31-33

Инсценирование постановки

3

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

34

Заключительное занятие.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Всего:

34

Календарно-тематическое  планирование 5 класс

Примерная рабочая программа учебного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Но в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Овгортская ШИСОО» и расписанием на 2021-2022 учебный год будут уплотнены часы по теме «Инсценирование постановки»

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

1

Вводное занятие.

07.09

2

Здравствуй, театр!

14.09

3

Театральная игра

21.09

4-5

Репетиция постановки

28.09

05.10

6

В мире пословиц.

12.10

7

Виды театрального искусства

19.10

8

Правила поведения в театре

26.10

9-11

Кукольный театр.

02.11

16.11

23.11

12

Театральная азбука.

30.11

13

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

07.12

14-16

Инсценирование мультсказок

14.12

17

Театральная игра

21.12

18

Основы театральной культуры

11.01

18.01

19-21

Инсценирование народных сказок о животных.

25.01

22

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

08.02

23

Театральная игра

15.02

24-27

Постановка русской народной сказки

22.02

01.03

15.03

29.03

28-29

Культура и техника речи

Инсценирование постановки

05.04

12.04

30

Ритмопластика

19.04

31-33

Инсценирование постановки

26.04

03.05

17.05

34

Заключительное занятие.

24.05