Методическая статья "Создание пластической импровизации на основе психо-физического тренинга "Стихии"

Митина Елена Сергеевна

Когда я только начинала работать в сфере дополнительного образования (хореографии), были определенные, четкие правила подачи информации. Педагог показывал движени, объяснял методику исполнения, и все дружно одинаково танцевали. Приветствовались четкость, синхронность и понятность выполненных движений. Сегодня это также это имеет ценность, но особое внимание теперь уделяется танцевальной (пластической) импровизации. В данной статье описываются четыре упражнения на создание пластической импровизации для детей среднего и старшего  школьного возраста. В основе этих упражнений лежат элементы тренинга Михаила Александровича Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья.

Создание пластической импровизации на основе психо-физического тренинга «Стихии».

Автор: Митина Е.С.

Соавтор: Смирнова М. В.

Соавтор:Воронович В.Г.

Ни для кого не секрет, что пластическая импровизация имеет огромное значение в программе обучение по сценическому движению. Это именно тот инструмент, который позволяет артисту убрать зажимы, раскрепоститься, раскрыться, стать естественным, гармоничным и настоящим.

Для меня это был самый сложный раздел. Когда я давала задание изобразить кого-то или что-то. Дети действительно ИЗОБРАЖАЛИ, искусственно, фальшиво и пусто. На помощь мне пришла наш режиссер Воронович Валентина Геннадьевна, которая рассказала о системе Михаила Чехова. Мы разобрали метод создания атмосферы, направленный на проживание ощущений по каждой стихии: воздух, земля, вода, огонь. С концертмейстером Смирновой Мариной Викторовной  мы подобрали музыкальный материал, который помог детям прочувствовать, прожить те или иные ощущения.

По мнению М.А. Чехова ощущение есть «непосредственный, прямой, спонтанный способ пробудить, вызвать чувства». Которые конечно найдут свой отклик в пластическом проявлении.

Итак перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнение « Земля».

Лучше выполнять это упражнения из положения лежа. Включается негромко музыка, либо выполняется без музыкального сопровождения, педагог спокойно проговаривает задания, фразы, помогающие прочувствовать данную стихию: «Представьте, что вы находитесь под землей, каждое движение сопровождается сильнейшим сопротивлением, мышцы напряжены максимально, вспомните как вы закапывали ноги в песок и как тяжело их было вытащить. Движения, медленные, тяжелые, тугие и сильные. Задача целиком подняться и дойти до выбранной точки».

Музыкальный материал: Shared Smoke (Dave Porter); Yosi Horikawa (Dropping)

Упражнение «Воздух»

Это упражнение выполняется на контрасте с предыдущим. Нужно поймать состояние невесомости. Я это называю принцип «качели». В современной хореографии также существуют упражнения на swing. Поэтому прежде чем приступить к этой стихии, мы выполняли движения на свинг. Легче всего поймать это ощущение в руках, потом в ногах, потом в корпусе. Движения легкие, широкие, размашистые, выполняются по инерции на невысокой скорости.

Музыкальный материал: Imagine Dragons (Birds), Taylor Swift (Lover)

Упражнение «Огонь»

 На мой взгляд это самая сложная стихия. Необходимо сначала набирать энергию , топая ногами и сильно напрягая мышцы, далее по хлопку делаем всплеск руками, освобождая энергию с громким выдохом «Ха». Выполнение этого упражнения напомнило мне современное танцевальное направление «Krump». Резкий, воинственный и агрессивный танец, который идеально подходит для того, чтобы сбросить внутреннюю агрессию. Поэтому прежде чем приступить к этой стихии, мы познакомились с базовыми движениями этого направления. При выполнении упражнения движения должны быть, динамичными, резкими, яркими, сильными, агрессивными.

Музыкальный материал: STRAIGHT  KRUMP, Krump Kings BUCK

Упражнение «Вода»

Это упражнение выполняется под негромкую музыку и спокойную речь педагога: « Представьте, что находитесь в воде, ощутите эту субстанцию, которая в отличие от воздуха имеет некоторое сопротивление, мы не можем просто и быстро поднять руку, мы делаем это плавно, через небольшой сгиб в каждом суставе, так как вода обволакивает и дает некое сопротивление». Движения выполняются плавно, нежно, медленно.

Музыкальный материал: Ёлка (Море внутри меня), Luke Howard (In Metaphor)

Поначалу мы каждой стихии отводили отдельный урок, потом собирали их в одном уроке, потом делили детей на группы и каждая группа работала в своей стихии, но все дети находились на сценической площадке. Дети сконцентрировавшись на ощущениях двигались гармонично и естественно. И это для нас стало победой.