Первые шаги
Предварительный просмотр:
«Первые шаги»
Дошкольный возраст ребенка — это период, когда эмоциональная сфера играет очень важную роль в жизни малыша, когда чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни. В это время развитие получают кратковременные переживания отношений (эмоции), возникающие в данный момент, и устойчивые, длительные переживания, выражающие обобщённое отношение ребёнка к окружающему его миру и к самому себе (чувства). У ребенка появляется потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Очень успешно в формировании этих представлений и умений детское творчество. Кроме того, творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях. Л.С. Выготский писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве».
В дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие не только содержательной, но и динамической стороны чувств и эмоций. Если мы посмотрим на чувства ребёнка 3 - 4 лет, то увидим, что они яркие, но ещё неустойчивые, ситуативные. Эти чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. В дальнейшем развитии личности ребёнка, у него проявляется способность в определённой степени контролировать, регулировать свои эмоциональные проявления. По факту наблюдения за детьми 3 - 4 лет, можно сделать выводы, что уже в возрасте 4-6 лет у ребенка чувства и эмоции становятся глубже, переживания – длительными и насыщенными. Януш Корчак писал в своей книге «Как любить ребенка»: «Мы видим детей в бурных проявлениях радости и горя, когда они отличаются от нас, и не замечаем спокойных настроений, тихих раздумий, глубоких впечатлений, болезненных удивлений, мучительных подозрений и унизительных сомнений, в которых они схожи с нами. "Настоящим" бывает не только ребенок, скачущий на одной ножке, но и ребенок, разрешающий тайны удивительной сказки жизни. Надо только исключить действительно "искусственных" детей, которые бессмысленно повторяют фразы, заученные либо подхваченные у взрослых. Ребенок не умеет думать, как взрослый, но он может по-детски задуматься над серьезными проблемами взрослых». Вот это вот «настоящее» и хотелось бы не пропустить, ведь чувства ребенка зачастую становятся мотивом его поведения.
Мы можем наблюдать проявление таких интеллектуальных чувств ребёнка, как любопытство и любознательность, удивление и чувство нового. Развитию этих чувств, способствует внимательное и бережное отношение родителей и воспитателей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно экспериментировать и т. д. Как же сделать так, чтобы не «отбить» у ребенка желания творческой деятельности, которая сопровождается эмоциями и чувствами, т.е. происходит на определенном эмоциональном фоне? Как помочь ребенку понять свои чувства и научиться справляться со своими эмоциями? Как развить способность детей целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному? В связи с тем, что сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребенка в раннем его возрасте, необходимо не упустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем детстве. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастной чувствительностью ребенка.
Формирование эмоциональной компетентности и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста начинается с самых первых шагов в творческом коллективе. Чтобы в процессе обучения хореографии получилась творческая личность, мне кажется, что с самого начала, когда детки приходят в возрасте 4-5, а то и 3-х, лет, надо дать им возможность, играя и развиваясь, постепенно погружаться в четкий и регламентированный урок по хореографии. И такое аккуратное введение в мир танца уже к 6-7 годам может дать полную самоотдачу на занятиях, выполнение требований педагога по выполнению сложных хореографических движений и рисунков, эмоциональное выражение танца.