Приемы управления вниманием учащихся

Бочаркина Мария Алексеевна

Внимание - это необходимый компонент любой деятельности, а учебной - в особенности. Специальные исследования учительского труда показали, что умение организовать внимание учеников является одним из самых важных и самых трудных. Именно от него прежде всего зависит успех урока.

Естественно, нам всем хочется, чтобы дети сидели на уроке как мышки, внимательно нас слушали, и выполняли задания, не задавая лишних вопросов. В данной работе будут предложены простые, но эффективные  способы управлением вниманием учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magicheskie_priemy_upravleniya_vnimaniem_uchenikov.docx58.6 КБ

Предварительный просмотр:

Магические приёмы управления вниманием учеников.

Внимание - это необходимый компонент любой деятельности, а учебной - в особенности. Специальные исследования учительского труда показали, что умение организовать внимание учеников является одним из самых важных и самых трудных. Именно от него прежде всего зависит успех урока.

Естественно, нам всем хочется, чтобы дети сидели на уроке как мышки, внимательно нас слушали, и выполняли задания, не задавая лишних вопросов. Но это утопия. Даже вы, молодые педагоги, находясь прямо передо мной не очень-то сконцентрировано слушаете. Скорее всего выдумаете сейчас о своём. Почему? Попробуйте, сами сейчас ответить на этот вопрос. А я предположу, какие это могут быть варианты:

-не интересно

-не хочется здесь находится

-не нравится подача материала

-сами все знаем

-отвлекают свои заботы

-хочется есть

-отвлекают другие предметы и мысли (какая классная библиотека, какие молодцы те, кто её сделал в торговом центре)

Согласитесь, у ребенка на уроке происходит тоже самое.

Итак, как же сделать так, чтобы внимание из малого круга мыслей ребенка было направлено на средний круг восприятия информации?

Приёмы, о которых я буду говорить равносильны, их можно применять в различных ситуациях и нумирацию я буду использовать условно, просто чтобы было легче переходить о одного приёма к другому.

Оп, а на эту картинку вы обратили внимание, потому что она кажется довольно забавной, особенно если рассмотреть все детали и сложить вместе увиденное, получается довольно комично. Кто знает, что это означает? Да, действительно, ПОЗОР по-чешски – это внимание. И вот он первый, довольно очевидный приём, «Эффект яркого пятна».

Он особенно часто используется в раздаточных материалах или при использовании ИКТ, когда нам необходимо выделить нужное. Но, мы же с вами молодые педагоги и стараемся идти в ногу со временем и понимаем, что у детей клиповое мышление, хотя сейчас уже наверное даже не клиповое, а мышление-сторис, когда нужно за 15 секунд уложить всю информацию. Быстрая смена кадров требует довольно сильной концентрации, но на самом деле не обязательно быть гуру монтирования, достаточно проявить фантазию при подборе визуального материала, чтобы заинтересовать ребенка

Оо.. вижу, вам опять становится все менее интересно.. да, я говорю банальные вещи, но посмотрите, что произошло в данный момент, мой темп речи ускоряется, ваши глаза оживают, вы думаете, что за сумасшедшая стоит перед нами, а потом……. Пауза… секунд на 15.. и вот вам уже нетерпится узнать, что же будет дальше..

Что сейчас происходило?

  1. Речевой приём:

Вы можете начать говорить громче, но еще эффективнее сработает, если вдруг вы заговорите тихо.

Смена темпа речи: очень быстрая речь может помочь вам если класс находится в довольно возбужденном состоянии в приподнятом настроении и таким образом вы можете добавить юмор в свой урок, что, безусловно расположит к вам детей.

Медленный темп речи воспринимается имеет несколько эффектов: в идеале – успокаивающий, но иногда бывает педагоги прибегают к подобному тону пытаясь сдержать раздражение.

Надеюсь, не нужно говорить о том, что назидательная манера речи, а также требовательное и повелительное не работают на современных детях (хотя мне кажется, что это никогда не работало)

В процессе изложения материала можно сделать паузу …. На 10-15 секунд. Она заострит внимание на сказанных последних словах и акцентирует внимание на  учащихся

В целом на уроке речь должна быть интонационно разнообразной но, естественно в меру.

И вот, вроде всё в порядке, вы ярки и эмоциональны, вы буквально «выпрыгиваете из штанов», но им не интересно.. не слушают, отвлекаются, разговаривают, кого-то даже хочется выгнать с урока, да нельзя.. в этом случае я бы рекомендовала направить активность на самих учеников. Не секрет, что разнообразные формы проведения занятий – отличный способ включения в материал. Предложите им по очереди или рандомно задавать или отвечать вопросы. Возьмите мяч и устройте небольшую игру в вышибалы, придумывая свои правила, играйте с детьми, даже самыми большими и вредными. Объедините их в пары, пусть вместе изучат параграф и нарисуют самую гигантскую таблицу в классе. Не ленитесь использовать весь свой фантазийный арсенал, для того чтобы сделать ваш урок еще интереснее.

В какой-то момент можно сменить место вашей дислокации.

И вот вы ведете урок не с привычного места около доски, а где-от сзади, а на доске написаны задание, то есть ребенку придется максимально включить слух, чтобы услышать, сообразить, переварить все, что вы сказали.

Если вы работаете с детьми младшего школьного возраста, вспомните про сенсорную интеграцию. Детям нужно много разных, в том числе и тактильных стимулов, чтобы настроить мозг. Позволить им во время занятий мять слайм может им очень помочь вас услышать.

Некоторым бывает трудно держать в фокусе информацию, потому что все усилия уходят на то, чтобы сохранить неподвижное положение и сидеть в не самой удобной позе. Хороший способ делать перерывы на зарядку, причем в старших классах тоже. Исследования показали, что 15 минут упражнений в классе серьезно улучшают результаты когнитивных тестов, проведенных в тот же день.

Есть  другой, не менее магический способ, убрать все раздражители. Вообще. Совсем. Никакой смены темпа речи. Никакой визуализации. Стоит в кабинете начальных классов убрать всё лишнее со стен, как уровень концентрации значительно повышается.

https://image.mel.fm/i/j/ji5V3KlFvB/590.png

  1. Не читайте лекций, а просите ребёнка включиться в диалог

Было бы неправильно обращать внимание только на внешние поглотители внимания, тихонько ругать их и ничего не делать с собственной манерой вести разговор. Сегодня у нас есть сто тысяч способов стать интересными самим. Классные педагогические технологии, игры, сторителлинг — всё это может работать на детей. Зря многие недооценивают силу живой направленной на ребёнка речи, особенно если она содержит любопытный вопрос.

Эксперименты, посвящённые способности учеников фокусироваться, не могли не обнаружить связи между вниманием и активным обучением. Суть такая: если вы показываете картинки, всё время задаете вопросы и даже ожидаете ответов, как бы непринуждённо беседуя, то потери внимания будут меньше, чем во время стандартной лекции.

Родителям это тоже полезно иметь в виду. Когда мы заходим на второй круг с речью о пользе ученья, есть большая вероятность, что всё это летит мимо цели. Гораздо эффективнее было бы поговорить с ребёнком о его целях и интересах или о том, что ему мешает или помогает учиться.

Не забывайте про майндфулнес

То, что на Западе давно стало мейнстримом, а у нас до сих пор звучит диковато, — школьные практики внимательности. Есть сотни научных доказательств, что незатейливые упражнения, которые помогают детям ощутить своё дыхание и положение в пространстве, визуализировать определенный образ, влияют на них удивительным образом. Например, повышают способности к концентрации и саморегуляции, снижают проблемное поведение и тревожность и даже делают детей счастливее.

Кажется, что дома ввести привычку прислушиваться к своим ощущениям и расслабляться ещё легче, чем в классе с 25 людьми, которые произвольно дрыгают ногами.

Как вы видите, никакой магии тут нет. Вы всё это прекрасно знаете и, надеюсь умело пользуетесь. Да, мы все устаем и нам часто хочется, чтобы всё проходило тихо и гладко и не требовало от нас каких-то магических усилий. Но мы с вами выбрали эту профессию, а значит осознавали, что придется выкладываться на полную. Так вот самый магический приём, это сделать так, чтобы дети понимали, что вы заинтересованы в них,  в каждом из них как в личности, что вам не безразлично усвоил ли ребенок материал, понял ли он о чем вы говорите, чтобы он чувствовал себя в безопасности и не боялся задавать вопросы, магия в том, чтобы ваш урок нравился вам и детям и тогда ни один из этих приёмов вам не понадобится.

-поддержание рабочего ритма урока, динамичное ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная и выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают установку у ученика быть внимательным;

¨ создание условий для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся;

¨ создание интереса у учащихся к уроку; использование общественного мнения класса для определения тех, кто отвлекается, работает не внимательно и мешает другим.

Используйте эти приемы и ваш урок станет интересным для учеников и радостным для вас!