Актерский и речевой тренинг в детском эстрадном коллективе
Сегодня в Санкт-Петербурге существует огромное количество различных творческих коллективов. Преобладают среди них хореографические, театральные студии, или вокальные коллективы. В них, как правило, упор идет на развитие одного определённого направления, с добавлением предметов для усовершенствования навыков учащихся. Однако, всем известно, что театр – искусство синтетическое, в нём необходимо не только играть роль, но и петь, танцевать, поэтому в последнее время стал развиваться эстрадный жанр именно в детских коллективах. Появилось достаточно много известных детских шоу групп, успешно выступающих, гастролирующих коммерческих проектов. Что же привлекает детей и родителей в эстрадном жанре? Ведь многие считает этот жанр простым, не глубоким, жанр-развлечение.
Эстрадная студия отличается от других творческих художественных направлений тем, что в такой студии учащиеся совмещают вокал, хореографию и актерское мастерство. Выпускники студии являются универсальными артистами, пластичные, музыкальные, харизматичные. Однако есть тонкая грань между «простым» эстрадным номером и выстроенным, продуманным эстрадным номером, который интересно смотреть от начала до конца. Поэтому для наилучшего сценического результата, с детьми, занимающимися в эстрадной студии, необходимо проводить особые актерские и речевые тренинги, направленные на развитие внутреннего мира, ориентацию на душевную отдачу во время исполнения. Однако, необходимого материала для педагогов актерского мастерства именно эстрадной студии найти довольно сложно.
Таким образом проблема исследования заключается в отсутствие необходимых методических рекомендаций для педагогов по актерскому мастерству в эстрадной студии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Актерский и речевой тренинг в
детском эстрадном коллективе»
Автор:
Бочаркина Мария Алексеевна,
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского р-на
«На Ленской»
Санкт-Петербург
2020
Оглавление:
Глава 1. Особенности эстрадного жанра 5
Глава 2. Актерский и речевой тренинг в эстрадной студии. 9
Введение
Актуальность выбранной темы
Сегодня в Санкт-Петербурге существует огромное количество различных творческих коллективов. Преобладают среди них хореографические, театральные студии, или вокальные коллективы. В них, как правило, упор идет на развитие одного определённого направления, с добавлением предметов для усовершенствования навыков учащихся. Однако, всем известно, что театр – искусство синтетическое, в нём необходимо не только играть роль, но и петь, танцевать, поэтому в последнее время стал развиваться эстрадный жанр именно в детских коллективах. Появилось достаточно много известных детских шоу групп, успешно выступающих, гастролирующих коммерческих проектов. Что же привлекает детей и родителей в эстрадном жанре? Ведь многие считает этот жанр простым, не глубоким, жанр-развлечение.
Эстрадная студия отличается от других творческих художественных направлений тем, что в такой студии учащиеся совмещают вокал, хореографию и актерское мастерство. Выпускники студии являются универсальными артистами, пластичные, музыкальные, харизматичные. Однако есть тонкая грань между «простым» эстрадным номером и выстроенным, продуманным эстрадным номером, который интересно смотреть от начала до конца. Поэтому для наилучшего сценического результата, с детьми, занимающимися в эстрадной студии, необходимо проводить особые актерские и речевые тренинги, направленные на развитие внутреннего мира, ориентацию на душевную отдачу во время исполнения. Однако, необходимого материала для педагогов актерского мастерства именно эстрадной студии найти довольно сложно.
Таким образом проблема исследования заключается в отсутствие необходимых методических рекомендаций для педагогов по актерскому мастерству в эстрадной студии.
Цель работы.
Создание методических рекомендаций для педагогов по актерскому мастерству и сценической речи в эстрадной студии.
Предмет исследования:
Преподавание актерского мастерства и сценической речи в эстрадной студии.
Задачи исследования:
- Выявить и проанализировать отличия актера театра от актера эстрады;
- Выявить особенности преподавания актерского мастерства и сценической речи в эстрадной студии;
- Разработать банк упражнений по актерскому мастерству и сценической речи для эстрадных студий.
Методы исследования:
- Анализ литературы по проблеме исследования;
- Обобщение;
- Диагностика;
- Включенное наблюдение;
- Сравнение;
- Беседа.
Глава 1. Особенности эстрадного жанра.
Слово «эстрада» ведет свое происхождение от латинского stratum (стратум) —помост, «возвышение в концертном зале, предназначенное для выступления артистов»[1]
В эстрадном жанре возможны все виды исполнительского творчества; и по темам: от глобальных (о борьбе за мир, охране окружающей среды) до сугубо местных (о том, что в городе Н. на такой-то улице не горят фонари); и по сценическим площадкам: от больших концертных залов— до школьного класса, и по эмоциям, которые вызывают эти выступления, по впечатлениям: от самых глубоких, возвышенных и сильных — до мгновенных, легких, развлекающих.
Выше уже говорилось о том, что теоретические основы искусства эстрады еще недостаточно разработаны, поэтому профессиональная терминология здесь весьма условна. «Искусство эстрады», говорим мы. А можно ли считать эстраду самостоятельным видом искусства?
Дело в том, что каждое искусство отражает действительность в своих, только ему присущих художественных образах, «разговаривает» на языке, присущем только этому искусству. Эстрада же «разговаривает» на языках всех искусств, она «пользуется» произведениями и музыки, и танца, и театра, и цирка, и литературы. «Эстрада не является одним искусством... На эстраде как раз чрезвычайно разные искусства. Пение, танец, художественное слово, музыка по-иному предстают на эстраде, чем в театре... На эстраде предстает не какое-то особое «эстрадное» искусство, а просто все то, чрезвычайно многое, что есть в сценическом искусстве, кроме балетного, оперного и драматического театра»[2],— пишет критик В. Назаренко.
В широком смысле слова, исполнительская деятельность в любом искусстве (кроме театра) представляет собой творчество на эстраде.
Но есть такие произведения, исполнение которых превращает выступление в эстрадный номер. В этих произведениях «эстрадность» заложена изначально. Например, рассказы Зощенко или публицистические стихи В. Маяковского, частушки или русская пляска. Бывает и так, что произведение изначально не содержит элементов эстрадной специфики, но оно пригодно для такой обработки и переделки, в результате которой может стать эстрадным номером.
Н. П. Смирнов-Сокольский писал: «То, что на эстраде выступают и артисты оперы и артисты драмы, — абсолютно закономерно. Это было и раньше: была М. Н. Ермолова, читавшая в концертах стихи Некрасова, был Б. С. Борисов, выступавший с песнями Беранже и частушками Демьяна Бедного, и т. д. Но тут надо соблюдать одно условие. Коли речь идет об эстрадном искусстве, то необходимо, чтобы артист понял всю специфику этого искусства. Так, как понимала его великая Ермолова, выступавшая в концертах не с отрывками из пьес, а со стихами, революционными стихами Некрасова, и имевшая головокружительный успех у демократической молодежи. Как понимал это не менее великий артист русской драмы В. Н. Давыдов, который под гитару пел русские романсы, — разве он не заботился о том, чтобы на эстраде выступать именно с эстрадным репертуаром?»[3]
Было бы неверно считать, что эстрадный номер — это произведение любого вида исполнительского искусства плюс эстрадная специфика. Эстрадная специфика не прибавляется к произведению, она должна содержаться в самом произведении, быть «запрограммирована» в нем.
«Единица искусства эстрады» — эстрадный номер, по выражению Н. П. Смирнова-Сокольского,— «Его Величество Номер». Совокупность эстрадных номеров, организованных определенным образом, является эстрадным представлением. Эстрадное представление может быть эстрадным концертом, эстрадным спектаклем, эстрадным обозрением (ревю, шоу).
Эстрадная специфика, требования эстрадного жанра к исполнителю. Особенности эстрадного номера.
Эстрадный номер основан па тесном контакте исполнителя с публикой, открытом общении с ней и по возможности — вовлечении зрителей в активное действие. Например, когда в «серьезном концерте» певец исполняет арию Ленского или Демона, нам и в голову не придет запеть вслух вместе с ним, а на эстрадных концертах весь зал порой поет вместе с певцом любимую песню. Певец даже может сойти со сцены, пройтись по залу, подсесть к любому зрителю... Геннадий Хазанов утверждает, что самое страшное для него — отсутствие контакта со зрительным залом. В основе искусства эстрады, в основе эстрадного номера лежит «особая природа отношений со зрительным залом... артист всегда обращается непосредственно к зрителям». [4]
И еще одно непременное требование, предъявляемое к эстрадному номеру: он должен быть максимально приближен к сегодняшнему дню. Эстрада — искусство злободневное, оно говорит о том, что нас волнует, радует и тревожит сегодня.
Эстрадный номер не может быть растянут во времени— как правило, его продолжительность 3—15 минут. Поэтому эстрадный номер — это прежде всего четкий сюжет, хорошо продуманная композиция, острая кульминация, ясная авторская позиция и точные акценты.
Эстрада — искусство малых форм, но не малого содержания! «Актер — самая добрая профессия не земле. Актер бескорыстен, ибо он несет добро и ничего больше»2,— так считал один из интереснейших актеров— Иннокентий Смоктуновский. И эстрада служит добру. И гордые, непримиримые политические песни; и нехитрая песенка о «синеньком скромном платочке»; и существующая только для двоих, но врезающаяся во все сердца без исключений, страстная мольба-приказ «Жди меня, и я вернусь...»; и смешной и трогательный лепет ребенка, пытающегося разобраться в сложных взаимоотношениях взрослых (Рина Зеленая); и доверительный разговор со зрителем о самом интересном и значительном, что происходит сейчас, сию минуту в мире,— все это безусловно служит добру. [5]
1
Вывод к главе 1.
Эстрада — вид сценического искусства, который вбирает в себя произведения всех видов исполнительского творчества;
Единицей искусства эстрады является эстрадный номер;
Эстрадный номер — небольшое законченное сценическое произведение. Требования, предъявляемые к эстрадному номеру: тесный контакт исполнителя со зрителями, злободневность тематики, концентрированность вы разительных средств и легкость восприятия его зрителями.
Глава 2. Актерский и речевой тренинг в эстрадной студии.
Для начала необходимо определить, что же должен уметь ребенок, заканчивая эстрадную студию? В первую очередь, он должен обладать навыками импровизации, уметь смеяться над собой и находить яркие, запоминающиеся образы, создавать таких персонажей, от которых хочется плакать и смеяться одновременно, которые рассказывают нам любым удобным для ребенка языком искусства о мировой проблеме или о своей личной боли. Этот персонаж, умеющий и знающий что-то важное, чего мы, зрители, не знаем, и этим он пришел поделиться с нами. Он тут же, на наших глазах, создает внешние предлагаемые обстоятельства, нужные для данной интермедии или сценки. Еще одна важная особенность заключается в том, что в какой бы образ он ни перевоплощался, — за этим образом всегда должна ощущаться его творческая и человеческая индивидуальность. В искусстве характер несет в себе черты и типические, обобщенные, и индивидуальные, присущие только данному человеку. Актер в театре создает характер многогранный, индивидуальный и неповторимый: создание актера театра для нас тем интереснее и значительнее, чем глубже и тоньше раскрыт им конкретный характер. Дети в эстрадной студии также должны уметь создавать характер, но он выражен в основном какой-то одной яркой чертой, выявляющей наиболее существенное в этом характере.
Образ, воплощаемый на эстраде, по сравнению с образом, воплощаемым в театре, гиперболизирован, лишен нюансов и тонкостей, оттенков и полутонов. Эстрадный образ по большей части построен на заострении, ярком выделении какой-то одной черты, одной стороны; он определяет скорее «таких людей», нежели «этого человека».
Также, дети, заканчивающие студию – это универсальные артисты, которые могут поступать (и поступают) в творческие ВУЗына любое направление: артист драматического театра, артист музыкального театра, артист эстрады, а также на вокальные или хореографические отделения.
Как же развить в детях, которые занимаются в эстрадной студии преимущественно вокалом и хореографией это подлинное искусство? Конечно, только тренингами.
Для развития артиста эстрадного жанра используются те же тренинги, что и в театральных студиях, однако упор делается на яркость исполнения или на глубину проживания. Ниже представлены тренинги, которые подходят для детей любого возраста и для любого количества.
Тренинг по сценической речи.
К каждому упражнению по сценической речи неизменно подключается актерское.
- Дыхание: хватай, кидай, бери
На звук «Ш», хватаем с разных сторон что-то важное (подкладывая актерские образы), на звук «С» - перекидываем партнеру, на звук «Щ» - принять то, что кинули.
Упражнение настраивает дыхание, включает внимание, активизирует тело
- Осязаемый воздух
Представляем себе, что воздух имеет форму, вес, но эта форма может видоизменяться. Как волшебники колдуем воздушные потоки всем телом, не отрывая внимания от нашего произведения. Можно выполнять упражнение всем вместе, можно по одному, передавай по кругу, или перебрасывая.
- Осязаемый звук
То же, что и в предыдущем упражнении, только начинаем мычать, а в последствии открываем рот, и гласными озвучиваем невидимую субстанцию звука. Она тягучая, мы можем лепить из нее что угодно.
Упражнение фокусирует внимание, связывает тело с дыханием и звучанием, снимает зажимы.
- Драка на согласных и скороговорках
Выполняется в парах, детям дается время на подготовку, чтобы они выбрали стиль драки, и определились со звукорядом. Каждая пара продумывает безопасную драку, сначала только на взрывных согласных, далее добавляется звукоряд, потом можно подключить скороговорки.
Упражнение помогает сбросить лишнее напряжение, активизировать речевой центр для уверенного посыла звука, развивает фантазию и актерскую смелость.
- Баттл скороговорок
Два участника соревнуются между собой не только в том, сколько они знают скороговорок, но и в активной подаче. Необходимо смотреть на оппонента, чтобы не потерять уверенность.
Тренинги для развития яркости исполнения:
- Настройка внимания.
«Искорка»
Все дети стоят в кругу, необходимо передать искорку (длинный хлопок) другому человеку, сохраняя ритм, заданный педагогом.
2 вариант: передавать «Искорку» любым способом (руками, ногами, звуками, выражением лица)
«Пусти меня»
Дети стоят в кругу.
Необходимо встать на место другого человека, однако только после того, как этот человек увидел твое намерение.
1ый этап: ребенок посмотрел на партнера, партнер кивнул, ребенок идет на его место, за это время партнер должен посмореть на другого ребенка и дождаться, пока он кивнет.
2ой этап: то же самое задание, только вместо кивка нужно подмигнуть
3ий этап: то же задание, дети понимают друг друга только взглядом.
«Передай импульс»
Дети стоят в кругу, педагог начинает передавать импульс по кругу (это может быть прикосновение к плечу, потянуть за руку, погладить по голове и тд). Импульс передается по кругу равномерно, точно так же, как задал его педагог. Педагог посылает импульс в другую сторону. Можно посылать до 5 импульсов с различной частотой в разные стороны круга. Задача детей «не растерять» импульсы.
- Хаотичное движение
«Свободное плавание»
Всем известное упражнение хаотичное движение, однако необходимо позволить детям делать что угодно, перемещаться в любой комфортной им скорости, с любыми движениями, можно закрыть глаза, отпустить себя и пуститься в свободное плавание. Важно не использовать клеше и свои штампы, попробовать дать телу самому вести за собой. Можно лежать, ползать, бегать или «карёжиться».
По сигналу педагога необходимо замереть, и попробовать оживить свою позу, найти персонажа этой позы.
У персонажа оживает выражение лица и тело. Педагог задает амплитуду от 1 до 10, где 1 – это крайне малые изменения «практически нормальный человек», 10 – это «сумасшедшие, безумные, неподдающиеся объяснению странности».
Таких повторений может быть три. Дальше можно работать с получившимися персонажами, используя другие упражнения (работа на взаимодействие в паре, «Зеркало», «Стул» - за определённое количество счетов подойти к стулу, сесть, встать, уйти, и другие упражнения)
Хаотичное движение – стоп
Также, как и в предыдущем упражнении, дети передвигаются как им вздумается. По сигналу педагога все замирают. Дальше оживает один ребенок, он должен передать импульс любым, самым интересным способом другому партнеру. Для этого он оживает, передвигается до другого человека, передает импульс и замирает. Сделать это можно абсолютно любым способом, главное, чтобы следующий ребенок понял, что ему пора оживать и передавать импульс следующему.
Упражнение может усложняться: например, если ожил второй человек – первый должен замереть.
Импровизация
Важной частью развития актера – является способность импровизировать. Этот тренинг легко вытекает из предыдущего: дети замерли в хаотичном порядке в разных позировках. Необходимо выбрать два-три человека, которые «оживут», пристроятся друг другу и смогут разыграть небольшой этюд. Чем больше людей – тем сложнее пристройка, однако чем больше практика – тем легче дети делают действительно интересные импровизационные этюды.
«Ширма»
Тренинг, развивающий мгновенную реакцию.
Ребенок прячется за ширму, дети по очереди называют ему слово, которое он должен обыграть. Чем смелее, смешнее и интереснее будут реакции – тем лучше.
Также дети в эстрадной студии должны уметь самостоятельно готовить эстрадные номера – либо вокально-хореографический номер с сюжетом, либо миниатюру. Эти навыки нарабатываются долгой сценической, репетиционной, зрительской практикой. Во многих студиях есть конкурсы детских эстрадных номеров, к которым дети готовятся самостоятельно и заранее. Многие номера с подобного конкурса потом переходят в репертуар студии.
Итак, тренинги по актерскому мастерству в эстрадной студии мало чем отличаются от тренингов театральных студий. Однако здесь упор идет именно на яркость, выразительность подачи, гиперболизированность. Однако, необходимо научить детей находить границы, не «переборщить» с яркостью. Для этого очень важно их внутреннее наполнение. И накопление внутреннего багажа переживаний, для насыщения своего образа. Поэтому в каждом тренинге необходимо обращать внимание на проблему персонажа. Почему он стал таким, что его волнует.
Очень важно, также, чувствовать партнера и пространство вокруг себя. Самым действенным упражнением в моей практике оказалось «просто стоять». Просто стоять, смотреть вдаль и видеть там свою мечту, или свою маму, стоять ровно на двух ногах и не шевелиться, и почувствовать пространство вокруг себя, ощутить атмосферу. При внимательном и точном проведении тренинга дети начинают плакать и доставать из своей души самые скрытые переживания.
Что касается актерской проработки эстрадного номера: тут, также, как и в работе над ролью, очень важно, чтобы ребенок понимал, что у него за персонаж. Почему и зачем он поет/танцует/играет данный материал. Очень часто дети выходят на сцены, и мы видим лишь «фантик»: красивый ребёнка поет, улыбается, но находится с абсолютно пустыми глазами. Важно, чтобы дети понимали, о чем они рассказывают историю каждую секунду номера, тогда это будет действительно ярко и интересно. А главное, только таким образом возможно донести до зрителя свою мысль.
Прежде чем ребенок начнет говорить со сцены со зрителями, он должен хорошо знать, что побудило его начать этот разговор. Вообще, все законы искусства актера (независимо от того, будет он действовать на сцене театра или на подмостках эстрады) не выдуманы кем-то, не изобретены,— они существуют в жизни. Только в реальной действительности мы следуем этим законам естественно и непроизвольно, не задумываясь над ними, это получается само собой. А в условиях публичного выступления, находясь под прицелом десятков, сотен, а то и тысяч пар глаз,—- трудно вести себя естественно, особенно ребенку.
Текст, музыку, хореографию, слова, которые ребенок будет произносить со сцены, должны быть его словами, его танцем, его песней, то есть они должны выражать его мысли, чувства, отношения, представления и т. д. Ведь ему поверят только в том случае, если он будет говорить правду. А чтобы чужие слова стали его правдой, надо под чужой текст подложить его подтекст, надо наполнить чужие слова видением, пониманием, желанием ребенка.
Обратите особое внимание на финал номера. Современной эстраде свойственно в ряде случаев как бы отсекание финала, чтобы зрители ощутили недоговоренность и сами «додумали до конца», сами сделали соответствующие выводы. Вот что говорит об этом А. И. Райкин: «Я показываю явление, вскрываю, так сказать, его механизм, но не договариваю до конца. Это «эллипс», опущение — важнейший для меня прием. И вообще прием искусства. Ведь если со сцены все сказать до конца, зритель решит, что вы примитивны, что вы сказали ему банальность. Надо уметь вовремя остановиться, подвести зрителя к ответу, чтобы он сам дошел до него, сам его произнес»[6].
Заключение
Итак, сложность педагога по актерскому мастерству в эстрадной студии заключается в том, что необходимо развить в детях одновременно яркость и глубину исполнения эстрадных номеров, которые длятся, как правило около 3х минут. За три минуты ребёнок должен раскрыть свой образ, рассказать историю про свой персонаж, показать его переживания и опасения. То, что актер делает за 1,5 часа, на протяжении всего спектакля, ребенок должен успеть за свой номер. Поэтому главное научить его искренне верить в свое дело, объяснить, понять, почему же он исполняет этот номер, какую пользу он принесёт вселенной. Очень сложно в эстрадном жанре не перейти грань правды.
Необходимо дать понять ребенку, что в эстрадном номере нужно быть простыми и честными, скромными и смелыми, не допускать ложного пафоса, избегайте ходульности, не опускаться до злобствования, не допускать ехидного хихиканья. Не принижать высокого звания артиста эстрады, не раболепствовать, но и не возноситься, не унижать зрителей своим превосходством над ними.
Работа над каждым конкретным номером зависит от индивидуальности исполнителя и конкретного литературного, музыкального, хореографического материала. Поэтому научить работать над созданием того или иного эстрадного номера нельзя.
Библиография
- Богданов И.А., Виноградский И.А., Драматургия эстрадного представления: Издательство СПбГАТИ, 2009 г. – 215 с.
- Васильев Ю.А., Уроки сценической речи: магия импровизации: Издательство СПбГАТИ, 2015 г. – 275 с.
- Германова, М. Г. Книга для чтецов: Профиздат, 1964. - 205 с.
- Клитин С.С. Эстрада: проблемы теории, истории и методики: Учеб. Пособие. – Л.: Искусство, 1987. – 128 с.
- Клитин С.С., Малые формы. Особый род живого искусства: Издательство СПбГАТ, 2014 г. – 143 с.
- Конников А.П. Мир эстрады. – М.: Искусство, 19807 – 458 с.
- Мархасев Л.С. ХХ век в легком жанре. Хронограф музыкальной эстрады. – СПб, 2006. – 234 с.
- Мастера эстрады. Л.-М Искусство 1964г. 179 с.
- Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде – 384 с.
- Смирнова М.В. Речевое обучение артистов и режиссеров эстрады: Издательство СПбГАТИ, 2014 г. – 265 с.
- Советская эстрада и цирк.— 1967. — № 5
- Театр.—1984.—№ 1
[1] Театральная энциклопедия — М, 1961—Т. 5.— С. 1026.
[2] Советская эстрада и цирк.— 1967. — № 5. — С. 19.
[3] Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде.— С. 281—282
[4] Советская эстрада и цирк.— 1971 — 1983. — № 9. — С. 21.
[5] Советская эстрада и цирк.— 1967.— № 5.— С. 18
[6] Театр.—1984.—№ 1,—С. 45—46.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Актерский и речевой тренинг в
детском эстрадном коллективе»
Автор:
Бочаркина Мария Алексеевна,
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского р-на
«На Ленской»
Санкт-Петербург
2020
Оглавление:
Глава 1. Особенности эстрадного жанра 5
Глава 2. Актерский и речевой тренинг в эстрадной студии. 9
Введение
Актуальность выбранной темы
Сегодня в Санкт-Петербурге существует огромное количество различных творческих коллективов. Преобладают среди них хореографические, театральные студии, или вокальные коллективы. В них, как правило, упор идет на развитие одного определённого направления, с добавлением предметов для усовершенствования навыков учащихся. Однако, всем известно, что театр – искусство синтетическое, в нём необходимо не только играть роль, но и петь, танцевать, поэтому в последнее время стал развиваться эстрадный жанр именно в детских коллективах. Появилось достаточно много известных детских шоу групп, успешно выступающих, гастролирующих коммерческих проектов. Что же привлекает детей и родителей в эстрадном жанре? Ведь многие считает этот жанр простым, не глубоким, жанр-развлечение.
Эстрадная студия отличается от других творческих художественных направлений тем, что в такой студии учащиеся совмещают вокал, хореографию и актерское мастерство. Выпускники студии являются универсальными артистами, пластичные, музыкальные, харизматичные. Однако есть тонкая грань между «простым» эстрадным номером и выстроенным, продуманным эстрадным номером, который интересно смотреть от начала до конца. Поэтому для наилучшего сценического результата, с детьми, занимающимися в эстрадной студии, необходимо проводить особые актерские и речевые тренинги, направленные на развитие внутреннего мира, ориентацию на душевную отдачу во время исполнения. Однако, необходимого материала для педагогов актерского мастерства именно эстрадной студии найти довольно сложно.
Таким образом проблема исследования заключается в отсутствие необходимых методических рекомендаций для педагогов по актерскому мастерству в эстрадной студии.
Цель работы.
Создание методических рекомендаций для педагогов по актерскому мастерству и сценической речи в эстрадной студии.
Предмет исследования:
Преподавание актерского мастерства и сценической речи в эстрадной студии.
Задачи исследования:
- Выявить и проанализировать отличия актера театра от актера эстрады;
- Выявить особенности преподавания актерского мастерства и сценической речи в эстрадной студии;
- Разработать банк упражнений по актерскому мастерству и сценической речи для эстрадных студий.
Методы исследования:
- Анализ литературы по проблеме исследования;
- Обобщение;
- Диагностика;
- Включенное наблюдение;
- Сравнение;
- Беседа.
Глава 1. Особенности эстрадного жанра.
Слово «эстрада» ведет свое происхождение от латинского stratum (стратум) —помост, «возвышение в концертном зале, предназначенное для выступления артистов»[1]
В эстрадном жанре возможны все виды исполнительского творчества; и по темам: от глобальных (о борьбе за мир, охране окружающей среды) до сугубо местных (о том, что в городе Н. на такой-то улице не горят фонари); и по сценическим площадкам: от больших концертных залов— до школьного класса, и по эмоциям, которые вызывают эти выступления, по впечатлениям: от самых глубоких, возвышенных и сильных — до мгновенных, легких, развлекающих.
Выше уже говорилось о том, что теоретические основы искусства эстрады еще недостаточно разработаны, поэтому профессиональная терминология здесь весьма условна. «Искусство эстрады», говорим мы. А можно ли считать эстраду самостоятельным видом искусства?
Дело в том, что каждое искусство отражает действительность в своих, только ему присущих художественных образах, «разговаривает» на языке, присущем только этому искусству. Эстрада же «разговаривает» на языках всех искусств, она «пользуется» произведениями и музыки, и танца, и театра, и цирка, и литературы. «Эстрада не является одним искусством... На эстраде как раз чрезвычайно разные искусства. Пение, танец, художественное слово, музыка по-иному предстают на эстраде, чем в театре... На эстраде предстает не какое-то особое «эстрадное» искусство, а просто все то, чрезвычайно многое, что есть в сценическом искусстве, кроме балетного, оперного и драматического театра»[2],— пишет критик В. Назаренко.
В широком смысле слова, исполнительская деятельность в любом искусстве (кроме театра) представляет собой творчество на эстраде.
Но есть такие произведения, исполнение которых превращает выступление в эстрадный номер. В этих произведениях «эстрадность» заложена изначально. Например, рассказы Зощенко или публицистические стихи В. Маяковского, частушки или русская пляска. Бывает и так, что произведение изначально не содержит элементов эстрадной специфики, но оно пригодно для такой обработки и переделки, в результате которой может стать эстрадным номером.
Н. П. Смирнов-Сокольский писал: «То, что на эстраде выступают и артисты оперы и артисты драмы, — абсолютно закономерно. Это было и раньше: была М. Н. Ермолова, читавшая в концертах стихи Некрасова, был Б. С. Борисов, выступавший с песнями Беранже и частушками Демьяна Бедного, и т. д. Но тут надо соблюдать одно условие. Коли речь идет об эстрадном искусстве, то необходимо, чтобы артист понял всю специфику этого искусства. Так, как понимала его великая Ермолова, выступавшая в концертах не с отрывками из пьес, а со стихами, революционными стихами Некрасова, и имевшая головокружительный успех у демократической молодежи. Как понимал это не менее великий артист русской драмы В. Н. Давыдов, который под гитару пел русские романсы, — разве он не заботился о том, чтобы на эстраде выступать именно с эстрадным репертуаром?»[3]
Было бы неверно считать, что эстрадный номер — это произведение любого вида исполнительского искусства плюс эстрадная специфика. Эстрадная специфика не прибавляется к произведению, она должна содержаться в самом произведении, быть «запрограммирована» в нем.
«Единица искусства эстрады» — эстрадный номер, по выражению Н. П. Смирнова-Сокольского,— «Его Величество Номер». Совокупность эстрадных номеров, организованных определенным образом, является эстрадным представлением. Эстрадное представление может быть эстрадным концертом, эстрадным спектаклем, эстрадным обозрением (ревю, шоу).
Эстрадная специфика, требования эстрадного жанра к исполнителю. Особенности эстрадного номера.
Эстрадный номер основан па тесном контакте исполнителя с публикой, открытом общении с ней и по возможности — вовлечении зрителей в активное действие. Например, когда в «серьезном концерте» певец исполняет арию Ленского или Демона, нам и в голову не придет запеть вслух вместе с ним, а на эстрадных концертах весь зал порой поет вместе с певцом любимую песню. Певец даже может сойти со сцены, пройтись по залу, подсесть к любому зрителю... Геннадий Хазанов утверждает, что самое страшное для него — отсутствие контакта со зрительным залом. В основе искусства эстрады, в основе эстрадного номера лежит «особая природа отношений со зрительным залом... артист всегда обращается непосредственно к зрителям». [4]
И еще одно непременное требование, предъявляемое к эстрадному номеру: он должен быть максимально приближен к сегодняшнему дню. Эстрада — искусство злободневное, оно говорит о том, что нас волнует, радует и тревожит сегодня.
Эстрадный номер не может быть растянут во времени— как правило, его продолжительность 3—15 минут. Поэтому эстрадный номер — это прежде всего четкий сюжет, хорошо продуманная композиция, острая кульминация, ясная авторская позиция и точные акценты.
Эстрада — искусство малых форм, но не малого содержания! «Актер — самая добрая профессия не земле. Актер бескорыстен, ибо он несет добро и ничего больше»2,— так считал один из интереснейших актеров— Иннокентий Смоктуновский. И эстрада служит добру. И гордые, непримиримые политические песни; и нехитрая песенка о «синеньком скромном платочке»; и существующая только для двоих, но врезающаяся во все сердца без исключений, страстная мольба-приказ «Жди меня, и я вернусь...»; и смешной и трогательный лепет ребенка, пытающегося разобраться в сложных взаимоотношениях взрослых (Рина Зеленая); и доверительный разговор со зрителем о самом интересном и значительном, что происходит сейчас, сию минуту в мире,— все это безусловно служит добру. [5]
1
Вывод к главе 1.
Эстрада — вид сценического искусства, который вбирает в себя произведения всех видов исполнительского творчества;
Единицей искусства эстрады является эстрадный номер;
Эстрадный номер — небольшое законченное сценическое произведение. Требования, предъявляемые к эстрадному номеру: тесный контакт исполнителя со зрителями, злободневность тематики, концентрированность вы разительных средств и легкость восприятия его зрителями.
Глава 2. Актерский и речевой тренинг в эстрадной студии.
Для начала необходимо определить, что же должен уметь ребенок, заканчивая эстрадную студию? В первую очередь, он должен обладать навыками импровизации, уметь смеяться над собой и находить яркие, запоминающиеся образы, создавать таких персонажей, от которых хочется плакать и смеяться одновременно, которые рассказывают нам любым удобным для ребенка языком искусства о мировой проблеме или о своей личной боли. Этот персонаж, умеющий и знающий что-то важное, чего мы, зрители, не знаем, и этим он пришел поделиться с нами. Он тут же, на наших глазах, создает внешние предлагаемые обстоятельства, нужные для данной интермедии или сценки. Еще одна важная особенность заключается в том, что в какой бы образ он ни перевоплощался, — за этим образом всегда должна ощущаться его творческая и человеческая индивидуальность. В искусстве характер несет в себе черты и типические, обобщенные, и индивидуальные, присущие только данному человеку. Актер в театре создает характер многогранный, индивидуальный и неповторимый: создание актера театра для нас тем интереснее и значительнее, чем глубже и тоньше раскрыт им конкретный характер. Дети в эстрадной студии также должны уметь создавать характер, но он выражен в основном какой-то одной яркой чертой, выявляющей наиболее существенное в этом характере.
Образ, воплощаемый на эстраде, по сравнению с образом, воплощаемым в театре, гиперболизирован, лишен нюансов и тонкостей, оттенков и полутонов. Эстрадный образ по большей части построен на заострении, ярком выделении какой-то одной черты, одной стороны; он определяет скорее «таких людей», нежели «этого человека».
Также, дети, заканчивающие студию – это универсальные артисты, которые могут поступать (и поступают) в творческие ВУЗына любое направление: артист драматического театра, артист музыкального театра, артист эстрады, а также на вокальные или хореографические отделения.
Как же развить в детях, которые занимаются в эстрадной студии преимущественно вокалом и хореографией это подлинное искусство? Конечно, только тренингами.
Для развития артиста эстрадного жанра используются те же тренинги, что и в театральных студиях, однако упор делается на яркость исполнения или на глубину проживания. Ниже представлены тренинги, которые подходят для детей любого возраста и для любого количества.
Тренинг по сценической речи.
К каждому упражнению по сценической речи неизменно подключается актерское.
- Дыхание: хватай, кидай, бери
На звук «Ш», хватаем с разных сторон что-то важное (подкладывая актерские образы), на звук «С» - перекидываем партнеру, на звук «Щ» - принять то, что кинули.
Упражнение настраивает дыхание, включает внимание, активизирует тело
- Осязаемый воздух
Представляем себе, что воздух имеет форму, вес, но эта форма может видоизменяться. Как волшебники колдуем воздушные потоки всем телом, не отрывая внимания от нашего произведения. Можно выполнять упражнение всем вместе, можно по одному, передавай по кругу, или перебрасывая.
- Осязаемый звук
То же, что и в предыдущем упражнении, только начинаем мычать, а в последствии открываем рот, и гласными озвучиваем невидимую субстанцию звука. Она тягучая, мы можем лепить из нее что угодно.
Упражнение фокусирует внимание, связывает тело с дыханием и звучанием, снимает зажимы.
- Драка на согласных и скороговорках
Выполняется в парах, детям дается время на подготовку, чтобы они выбрали стиль драки, и определились со звукорядом. Каждая пара продумывает безопасную драку, сначала только на взрывных согласных, далее добавляется звукоряд, потом можно подключить скороговорки.
Упражнение помогает сбросить лишнее напряжение, активизировать речевой центр для уверенного посыла звука, развивает фантазию и актерскую смелость.
- Баттл скороговорок
Два участника соревнуются между собой не только в том, сколько они знают скороговорок, но и в активной подаче. Необходимо смотреть на оппонента, чтобы не потерять уверенность.
Тренинги для развития яркости исполнения:
- Настройка внимания.
«Искорка»
Все дети стоят в кругу, необходимо передать искорку (длинный хлопок) другому человеку, сохраняя ритм, заданный педагогом.
2 вариант: передавать «Искорку» любым способом (руками, ногами, звуками, выражением лица)
«Пусти меня»
Дети стоят в кругу.
Необходимо встать на место другого человека, однако только после того, как этот человек увидел твое намерение.
1ый этап: ребенок посмотрел на партнера, партнер кивнул, ребенок идет на его место, за это время партнер должен посмореть на другого ребенка и дождаться, пока он кивнет.
2ой этап: то же самое задание, только вместо кивка нужно подмигнуть
3ий этап: то же задание, дети понимают друг друга только взглядом.
«Передай импульс»
Дети стоят в кругу, педагог начинает передавать импульс по кругу (это может быть прикосновение к плечу, потянуть за руку, погладить по голове и тд). Импульс передается по кругу равномерно, точно так же, как задал его педагог. Педагог посылает импульс в другую сторону. Можно посылать до 5 импульсов с различной частотой в разные стороны круга. Задача детей «не растерять» импульсы.
- Хаотичное движение
«Свободное плавание»
Всем известное упражнение хаотичное движение, однако необходимо позволить детям делать что угодно, перемещаться в любой комфортной им скорости, с любыми движениями, можно закрыть глаза, отпустить себя и пуститься в свободное плавание. Важно не использовать клеше и свои штампы, попробовать дать телу самому вести за собой. Можно лежать, ползать, бегать или «карёжиться».
По сигналу педагога необходимо замереть, и попробовать оживить свою позу, найти персонажа этой позы.
У персонажа оживает выражение лица и тело. Педагог задает амплитуду от 1 до 10, где 1 – это крайне малые изменения «практически нормальный человек», 10 – это «сумасшедшие, безумные, неподдающиеся объяснению странности».
Таких повторений может быть три. Дальше можно работать с получившимися персонажами, используя другие упражнения (работа на взаимодействие в паре, «Зеркало», «Стул» - за определённое количество счетов подойти к стулу, сесть, встать, уйти, и другие упражнения)
Хаотичное движение – стоп
Также, как и в предыдущем упражнении, дети передвигаются как им вздумается. По сигналу педагога все замирают. Дальше оживает один ребенок, он должен передать импульс любым, самым интересным способом другому партнеру. Для этого он оживает, передвигается до другого человека, передает импульс и замирает. Сделать это можно абсолютно любым способом, главное, чтобы следующий ребенок понял, что ему пора оживать и передавать импульс следующему.
Упражнение может усложняться: например, если ожил второй человек – первый должен замереть.
Импровизация
Важной частью развития актера – является способность импровизировать. Этот тренинг легко вытекает из предыдущего: дети замерли в хаотичном порядке в разных позировках. Необходимо выбрать два-три человека, которые «оживут», пристроятся друг другу и смогут разыграть небольшой этюд. Чем больше людей – тем сложнее пристройка, однако чем больше практика – тем легче дети делают действительно интересные импровизационные этюды.
«Ширма»
Тренинг, развивающий мгновенную реакцию.
Ребенок прячется за ширму, дети по очереди называют ему слово, которое он должен обыграть. Чем смелее, смешнее и интереснее будут реакции – тем лучше.
Также дети в эстрадной студии должны уметь самостоятельно готовить эстрадные номера – либо вокально-хореографический номер с сюжетом, либо миниатюру. Эти навыки нарабатываются долгой сценической, репетиционной, зрительской практикой. Во многих студиях есть конкурсы детских эстрадных номеров, к которым дети готовятся самостоятельно и заранее. Многие номера с подобного конкурса потом переходят в репертуар студии.
Итак, тренинги по актерскому мастерству в эстрадной студии мало чем отличаются от тренингов театральных студий. Однако здесь упор идет именно на яркость, выразительность подачи, гиперболизированность. Однако, необходимо научить детей находить границы, не «переборщить» с яркостью. Для этого очень важно их внутреннее наполнение. И накопление внутреннего багажа переживаний, для насыщения своего образа. Поэтому в каждом тренинге необходимо обращать внимание на проблему персонажа. Почему он стал таким, что его волнует.
Очень важно, также, чувствовать партнера и пространство вокруг себя. Самым действенным упражнением в моей практике оказалось «просто стоять». Просто стоять, смотреть вдаль и видеть там свою мечту, или свою маму, стоять ровно на двух ногах и не шевелиться, и почувствовать пространство вокруг себя, ощутить атмосферу. При внимательном и точном проведении тренинга дети начинают плакать и доставать из своей души самые скрытые переживания.
Что касается актерской проработки эстрадного номера: тут, также, как и в работе над ролью, очень важно, чтобы ребенок понимал, что у него за персонаж. Почему и зачем он поет/танцует/играет данный материал. Очень часто дети выходят на сцены, и мы видим лишь «фантик»: красивый ребёнка поет, улыбается, но находится с абсолютно пустыми глазами. Важно, чтобы дети понимали, о чем они рассказывают историю каждую секунду номера, тогда это будет действительно ярко и интересно. А главное, только таким образом возможно донести до зрителя свою мысль.
Прежде чем ребенок начнет говорить со сцены со зрителями, он должен хорошо знать, что побудило его начать этот разговор. Вообще, все законы искусства актера (независимо от того, будет он действовать на сцене театра или на подмостках эстрады) не выдуманы кем-то, не изобретены,— они существуют в жизни. Только в реальной действительности мы следуем этим законам естественно и непроизвольно, не задумываясь над ними, это получается само собой. А в условиях публичного выступления, находясь под прицелом десятков, сотен, а то и тысяч пар глаз,—- трудно вести себя естественно, особенно ребенку.
Текст, музыку, хореографию, слова, которые ребенок будет произносить со сцены, должны быть его словами, его танцем, его песней, то есть они должны выражать его мысли, чувства, отношения, представления и т. д. Ведь ему поверят только в том случае, если он будет говорить правду. А чтобы чужие слова стали его правдой, надо под чужой текст подложить его подтекст, надо наполнить чужие слова видением, пониманием, желанием ребенка.
Обратите особое внимание на финал номера. Современной эстраде свойственно в ряде случаев как бы отсекание финала, чтобы зрители ощутили недоговоренность и сами «додумали до конца», сами сделали соответствующие выводы. Вот что говорит об этом А. И. Райкин: «Я показываю явление, вскрываю, так сказать, его механизм, но не договариваю до конца. Это «эллипс», опущение — важнейший для меня прием. И вообще прием искусства. Ведь если со сцены все сказать до конца, зритель решит, что вы примитивны, что вы сказали ему банальность. Надо уметь вовремя остановиться, подвести зрителя к ответу, чтобы он сам дошел до него, сам его произнес»[6].
Заключение
Итак, сложность педагога по актерскому мастерству в эстрадной студии заключается в том, что необходимо развить в детях одновременно яркость и глубину исполнения эстрадных номеров, которые длятся, как правило около 3х минут. За три минуты ребёнок должен раскрыть свой образ, рассказать историю про свой персонаж, показать его переживания и опасения. То, что актер делает за 1,5 часа, на протяжении всего спектакля, ребенок должен успеть за свой номер. Поэтому главное научить его искренне верить в свое дело, объяснить, понять, почему же он исполняет этот номер, какую пользу он принесёт вселенной. Очень сложно в эстрадном жанре не перейти грань правды.
Необходимо дать понять ребенку, что в эстрадном номере нужно быть простыми и честными, скромными и смелыми, не допускать ложного пафоса, избегайте ходульности, не опускаться до злобствования, не допускать ехидного хихиканья. Не принижать высокого звания артиста эстрады, не раболепствовать, но и не возноситься, не унижать зрителей своим превосходством над ними.
Работа над каждым конкретным номером зависит от индивидуальности исполнителя и конкретного литературного, музыкального, хореографического материала. Поэтому научить работать над созданием того или иного эстрадного номера нельзя.
Библиография
- Богданов И.А., Виноградский И.А., Драматургия эстрадного представления: Издательство СПбГАТИ, 2009 г. – 215 с.
- Васильев Ю.А., Уроки сценической речи: магия импровизации: Издательство СПбГАТИ, 2015 г. – 275 с.
- Германова, М. Г. Книга для чтецов: Профиздат, 1964. - 205 с.
- Клитин С.С. Эстрада: проблемы теории, истории и методики: Учеб. Пособие. – Л.: Искусство, 1987. – 128 с.
- Клитин С.С., Малые формы. Особый род живого искусства: Издательство СПбГАТ, 2014 г. – 143 с.
- Конников А.П. Мир эстрады. – М.: Искусство, 19807 – 458 с.
- Мархасев Л.С. ХХ век в легком жанре. Хронограф музыкальной эстрады. – СПб, 2006. – 234 с.
- Мастера эстрады. Л.-М Искусство 1964г. 179 с.
- Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде – 384 с.
- Смирнова М.В. Речевое обучение артистов и режиссеров эстрады: Издательство СПбГАТИ, 2014 г. – 265 с.
- Советская эстрада и цирк.— 1967. — № 5
- Театр.—1984.—№ 1
[1] Театральная энциклопедия — М, 1961—Т. 5.— С. 1026.
[2] Советская эстрада и цирк.— 1967. — № 5. — С. 19.
[3] Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде.— С. 281—282
[4] Советская эстрада и цирк.— 1971 — 1983. — № 9. — С. 21.
[5] Советская эстрада и цирк.— 1967.— № 5.— С. 18
[6] Театр.—1984.—№ 1,—С. 45—46.