«Задолго до «полета к звездам» Конспект занятия возраст детей 9-10 лет
Методическая разработка представляет описание занятия, которое проводится педагогом в период набора учащихся в театральный коллектив театр-студию «Первый этаж» в рамках рекламной компании с целью привлечения обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_astafeva_o_v_dtdim_kolpino.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Задолго до «полета к звездам»
Конспект занятия
возраст детей 9-10 лет
Авторы-составители:
Астафьева Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования,
Кустарева Марина Геннадьевна,
методист отдела художественного воспитания
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет описание занятия, которое проводится педагогом в период набора учащихся в театральный коллектив театр-студию «Первый этаж» в рамках рекламной компании с целью привлечения обучающихся.
Методическая тема занятия: внедрение технологии встречных усилий при работе с детским творческим коллективом в процессе освоения базовых знаний по театральному искусству.
Методическая цель занятия: демонстрация использования технологии встречных усилий в процессе работы с детским творческим коллективом: развитие ключевых компетентностей учащихся.
Приемы реализации методической темы занятия:
- Использование приемов, направленных на сознательное участие учащихся в учебном процессе;
- субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся;
- включение в занятие театральных упражнений на развитие ключевых компетентностей учащихся через активизацию познавательной и эмоционально-творческой деятельности: действие с воображаемым предметом, упражнение на память физических действий, упражнения на развитие партнерского взаимодействия;
- применение технологии «драйвменеджмент» - управление энергией, эмоциональным состоянием, энтузиазмом учащихся, настрой на внутреннее стремление к положительному результату, состояние душевного подъема и радости от процесса обучения.
Тема занятия: | «Задолго до «полета к звездам» |
Цель занятия: | Создание условий для творческой самореализации детей, формирование интереса к освоению театрального искусства. |
Задачи: Обучающие |
|
Развивающие: |
|
Воспитательные: |
|
Вид занятия: | освоение нового материала. |
Форма организации детей на занятии: | групповая. |
Методы обучения: | практический, наглядный, частично-поисковый, словесный с использованием компьютерных технологий (диалог, рассказ, беседа). |
Характеристика группы: | группа из 12 детей. Возраст детей: 9 -10 лет. |
Продолжительность занятия: | 45 минут. |
Методические материалы, используемые на занятии: | мультимедийная презентация к занятию. |
Материальное оснащение: | элементы костюмов, кубики. |
Технические средства обучения: | ноутбук, телевизор либо проектор, колонки, экран. |
План занятия:
I Разминка: отсроченная отгадка;
II Контрольно-подготовительный этап: выполнение упражнений на развитие актерского мастерства;
III Вызов: «Цель и цели» - педагог сообщает тему и предлагает учащимся подумать, что они знают и умеют, чему хотели бы научиться;
IV Сотворчество: театрализация;
V Рефлексия: самооценивание, планирование.
Ход занятия
- Разминка. (5 минут)
Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность, эмоциональная и интеллектуальная разминка.
Учащиеся располагаются на своих местах. На экране заставка занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Хочу вас спросить, у вас есть желание отправиться вместе со мной в страну новых знаний и впечатлений, узнать новое и интересное, попробовать свои силы в перевоплощении?
Ответы учащихся.
Ребята, посмотрите, что у меня есть!
(Педагог показывает детям Шляпу)
Ответ детей: Шляпа!
Педагог: Эта шляпа не обычная, а волшебная. Она уже очень долго живет на свете и много знает. Шляпа хочет с вами поговорить.
На экране появляется та же Шляпа.
Шляпа: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, что придумали люди уже много-много веков назад, для того, чтобы жизнь их была интереснее. Это что-то такое, от чего человек получает удовольствие, с его помощью каждый может выразить свои мысли, эмоции и впечатления. Это способ духовного самовыражения людей.
Ответы детей.
Педагог: Правильно, ребята – это искусство!
Шляпа: а какие виды искусства вы знаете и можете назвать?
Ответы детей: музыка, пение, танец, живопись, архитектура.
Шляпа: Молодцы, ребята! Вы хорошо отвечаете на мои вопросы! Сегодня на занятии вы займетесь одним из видов искусства. А каким, вы должны догадаться сами. Поможет вам в этом ваш педагог.
II. Контрольно-подготовительный. (10 минут)
Выполнение упражнений на развитие актерского мастерства.
Педагог: Спасибо, Шляпа! Ну, ребята, давайте же отправимся в путешествие в волшебный мир искусства.
Выполнение упражнений на развитие актерского мастерства «Действия с воображаемыми предметами».
Сейчас я вам предлагаю поиграть. Становитесь в круг и представьте, что у вас в руках есть мяч. При встрече взглядом с партнером улыбнитесь ему и бросьте воображаемый мяч, сказав - «Хоп!». А ваш партнер должен его поймать и бросить следующему по кругу. Это нужно всем делать так, чтобы все поверили, что ваш мяч не воображаемый, а существует на самом деле.
Дети выполняют задание под педагогическим аналитическим наблюдением.
А теперь представьте, что у вас в кармане лежит ваша любимая игрушка- слайм. Достаем ее. Какого она у вас цвета? Растягиваем ее, делаем разные фигуры. Покажите, пожалуйста, что у вас получается? Теперь, представляем, что мы в нем запутались. Снимаем его с волос, с ушей, с лица, с носа, с шеи. Скатываем маленький шарик и сплющиваем его.
Представляете! Произошла метаморфоза. Ваш слайм превратился в эластичный комбинезон. Давайте его наденем. Начинаем с правой ноги. Стараемся, тянем, чтобы не порвать. Другую ногу. Не спешите. Правую руку. Через спину - левую руку. Застегиваем. У меня молния. А у вас?
Выполнение упражнений на развитие актерского мастерства «Память физических действий».
Теперь представьте, что вы в эластичном комбинезоне превратились в коробочку с новогодним фейерверком. Присядьте, пожалуйста, сгруппируйтесь, внутри вас собраны все краски мира и все-все звезды с неба. А когда я подойду и дотронусь до вас, то каждый подарит миру самый красивый салют.
Дети выполняют задание. Педагог наблюдает и анализирует.
Вот спасибо! Поаплодируйте, пожалуйста, ведь у нас получилось целое созвездие фейерверков.
III. Вызов. (15 минут)
Постановка учебной цели. Педагог сообщает тему и предлагает подумать детям, о том, что они уже знают и умеют и чему еще хотели бы научиться.
Педагог: Ребята, у вас опять хочет что-то спросить наша волшебная Шляпа!
Шляпа: Ребята, вы уже догадались, каким видом искусства вы сегодня занимаетесь?
Ответы детей: Театр!
Шляпа: Ребята, а какими качествами должен обладать артист, чтобы зрителю было интересно наблюдать за его игрой?
Ответы детей.
Педагог: Как вы считаете, что у вас хорошо получается, а чему еще надо учиться?
Ответы детей.
Выполнение упражнения на взаимодействие в паре.
Педагог: Разделитесь, пожалуйста, на пары. Один из вас будет скульптором, а другой- глиной. Задача скульптора создать шедевр мирового значения, а задача глины - понять, что же именно хочет от нее мастер, поддаться ему, проникнуть в глубину его замысла. Скульпторы, пожалуйста, получите у меня задание. Приступайте к работе!
Дети придумывают способ выполнения творческого задания. Педагог наблюдает, помогает и анализирует деятельность детей.
Все готовы? Итак, внимание, через одну минуту мы открываем галерею шедевров мировой скульптуры. Но наши скульптуры волшебные - по моему хлопку они оживают и живут своей собственной самостоятельной жизнью, не зависящей от создателя.
Дети выполняют творческое задание: представляют свои шедевры. Педагог наблюдает и анализирует деятельность детей.
Педагог: «Глина», скажите, трудно было понять, что хочет от вас автор?
Ответы детей.
Ребята в XlX веке на сцене блистала актриса Галина Яблочкина, однажды ее спросили: «Как вы играете на сцене?» И она ответила: «Да это очень просто! Это как шаль вязать: я тебе крючок, а ты мне - петельку. Я тебе петельку, а ты мне - крючок». Вот что значит взаимодействие между партнерами.
Выполнение упражнения на коллективное взаимодействие.
Педагог: Представьте, пожалуйста, что вы - рабочие сцены и вам за три минуты за закрытым занавесом нужно поставить декорацию - пирамиду из двенадцати кубиков. Сделать это надо без единого звука. 30 секунд на обсуждение, как вы это будете делать. Пожалуйста, выполняйте!
Дети выстраивают пирамиду из кубиков.
А теперь нужно поменять мизансцену - убрать пирамиду.
Дети разбирают пирамиду из кубиков. Педагог наблюдает и анализирует деятельность детей.
Ну, что? Удалось? От чего зависит положительный итог выполнения задания?
Ответы детей.
Правильно, нужно думать не только о себе, но и о партнере. Когда ставишь свой кубик, думай, чтобы другому было удобно, как поставит кубик твой товарищ. Вы думали об этом? Умение относиться внимательно к своему партнеру вам обязательно пригодится в жизни.
IV. Сотворчество. (10 минут)
Сведение воедино усилий всех участников.
Педагог: Ребята, так и в спектакле - не получится он без сплоченного коллектива единомышленников. Мы подошли с вами к главной цели всех актеров- к созданию спектакля. Нашим маленьким первым спектаклем будет инсценировка стихотворения «Театр», который сочинили наши студийцы. Послушайте его, пожалуйста:
«Театр. В зале свет зажжен.
И каждый раз: хоть в первый, хоть в двухсотый,
Мы, выходя на сцену, чуда ждем,
И чудо сделаем своей работой.
Наверно, лучше бы возделать сад,
Сажать цветы или растить пшеницу,
Но кто-то должен людям рассказать
О том, что солнцу на рассвете снится.
Шедевров сцены годы не щадят.
Живут спектакли до обиды мало.
Но все равно мы выбрали ТЕАТР,
Вместивший всех других искусств начало».
Как вы думаете, какую идею преследовали ребята, когда сочиняли его?
Ответы детей.
Я вам сейчас раздам слова - ваши роли. Продумайте свое действие, свой образ. Каждый должен изобразить свой неповторимый образ с помощью позы, интонации, настроения. Продумайте, каким должен быть по вашему мнению финал? Вот здесь костюмы. Пожалуйста, подберите себе подходящий к образу.
Давайте пройдем на сценическую площадку, где будет происходить наш одноактный спектакль. «Акт» в переводе с греческого «действие». Внимание, вы выходите на сцену!
Уважаемые зрители, представляем вам наш первый спектакль - «Театр».
Дети инсценируют стихотворение.
V. Рефлексия. (5 минут)
Осмысление результатов работы, оценивание, планирование.
Педагог: Ребята, как вы думаете, чему вы сегодня научились и чему могут научить полезному занятия в театральном кружке?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, ребята! Театральные занятия учат владению своим голосом, интонацией, телом, развивают фантазию, смелость, воображение, самообладание, расширяют кругозор, круг общения и еще многое другое.
Вам опять хочет что-то сказать наша волшебная шляпа.
Шляпа: Ребята! Сегодня вы окунулись в волшебный мир театра. Попробовали свои силы в актерском мастерстве. Познакомились с новыми для вас терминами и понятиями. Вместе вы создали маленький спектакль.
И я вас уверяю, все, чему вы научились сегодня и еще научитесь, если придете заниматься в театральный коллектив - все вам пригодится в дальнейшей жизни. Желаю вам успехов!
Педагог: Ну, а я желаю вам, ребята, чтобы у вас в жизни появилось увлечение. Будь то театр, литература, музыка или еще что-нибудь. И если оно у вас будет, то у вас все получится, и вы не свернете с верного пути. Спасибо большое вам за занятие, мне было приятно с вами работать. До свидания!