Сплочение творческого коллектива и построение эффективного командного взаимодействия в группе
Практическое пособие с рекоендациями и приемами сплочения коллектива для классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_dlya_klassnyh_rukovoditelei_bocharkina.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сплочение коллектива и построение
эффективного командного взаимодействия.
Если говорить простым языком – это несколько технологий создания позитивной атмосферы в коллективе, что является неотъемлемой частью создание крепкой дружной команды в классе.
За время, что я работаю в школе, я заметила, что мало действительно сплоченных классов. В основном у всех есть небольшая группа лидеров (не всегда положительно влияющих на класс), и еще несколько объединившихся друг с другом ребят.
Поэтому я бы хотела представить вам несколько методик, как можно ослабить напряжение в отношении между детьми, дать им возможность проявить свои творческие способности, дать толчок к тому, чтобы они больше доверяли друг другу.
Все это можно сделать с помощью тренингов, которые не потребуют большой подготовки с вашей стороны и будут довольны эффективны для детей.
Для начала определимся с задачами тренинга на сплочение:
Задачи:
- сформировать доверительные отношения в коллективе;
- развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде;
Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных тем, что она влияет на функционирование группы и в то же время зависит от него. Итак, развитие сплоченности в группе зависит от группового взаимодействия, групповых успехов, общих целей и взаимной симпатии между членами группы.
- Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы.
- Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом, возрастает и количество, и качество группового взаимодействия.
- Кроме того, сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.
- Еще одно последствие заключается в том, что члены сплоченной группы получают большее удовлетворение от работы, что имеет очень большое значение.
- И, наконец, групповая сплоченность тесно связана с производительностью. Участники более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чем члены менее сплоченной группы.
План тренинга – Тренинг рассчитан на 1,5 часа, который включает в себя упражнения на снятие психологического напряжения, сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия, рефлексию.
После каждого выполненного упражнения участники должны давать обратную связь, отражение чувств, эмоций во время выполнения заданий.
Итак. Для начала необходимо объяснить детям правила и условия участия в тренинге, это:
проявление активности, говорить исключительно от себя, слушать друг друга не перебивая, не обсуждать за пределами тренинга происходящие упражнения, каждый участник вправе прервать занятие и покинуть тренинг, лично сообщив об этом коллективу.
Правило «здесь и сейчас». Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе — процессы, мысли и чувства, возникающие в данный момент. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». Другой вариант этого правила — если что-то не понял или есть вопрос, спроси здесь и сейчас, пока мы не ушли дальше. Иначе неясность, как снежный ком, будет накапливаться.
Правило искренности и открытости. Признак сильной и здоровой личности — это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия.
Правило «Я». Мы не используем рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Берите ответственность на себя.
Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Обсуждаем, не осуждая. При обсуждении происходящего, важно оценивать не участника, а только его действия и поведение. Например, вместо: «Ты мне не нравишься!», следует сказать: «Мне не нравится твоя манера поведения!»
Думаю, сейчас логично сразу перейти к практике. Уважаемые учителя, я прошу вас проиграть предложенные мной тренинги, тк только так вы сможете потом грамотно провести их для своих детей и выбрать ту технологию, которая подходит вашему классу. К сожалению, просто сидя этого не получится.
После объяснения правил должен идти разогрев.
Разогрев. Без разогрева группа не будет готова ни к каким дальнейшим заданиям.
Упражнение – рефлексия
Все встают в круг, закрывают глаза. Необходимо оценить свое состояние по 10-бальной школе, где 10 – это очень хорошо, 0 – никак. Дети показывают это с помощью пальцев рук.
- Определить свое физическое состояние (10- бодрое, 0 – вялое, без сил)
- Определить сове умственное состояние (10 – активное, 0 – нет мыслей)
- Определить свое эмоциональное состояние (10 – отличное настроение – 0 плохое настроение)
Это же упражнение повторить в конце тренинга и проследить за изменениями.
Упражнение «Что-то общее»
Цель: расслабление, создание доверительной атмосферы.
Ход игры:
Разделить класс по жребию на группы по 4 человека. Задача каждой группы за 5 минут найти 7 общих пунктов, не связанных со школой.
Упражнение «Здравствуйте»
Цель: налаживание тактильного контакта, создание доверительной атмосферы.
Ход игры:
Дети ходят хаотично, необходимо поздороваться за руку как можно с большим количеством людей. В зависимости от настроя группы, дальше можно здороваться локтями, плечами, спиной, коленями, с помощью объятий и т.д.
Упражнение «Пожалуйста»
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.
Ход упражнения:
Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто»
Цель: создание ситуации комфорта в группе, направлено на двигательную активность.
Подготовка: все участники сидят в кругу, необходимо убрать все дополнительные стулья, в том числе стул Ведущего. Таким образом, стульев должно быть на один меньше, чем участников упражнения.
Инструкция: сейчас мы немного подвигаемся и разомнемся, как видите все вы сидите, а Ведущий – сейчас это буду я, потом кто-то из вас – стоит. И он тоже хочет занять стул. Таким образом, чтобы сесть, ему необходимо кого-то поднять.
Ведущий будет говорить фразу: «Я прошу поменяться местами тех, кто…» и называет любой признак. Например: «Я прошу поменяться местами тех, кто в джинсах». Те участники, у кого этот признак есть должны поменяться местами, а Ведущий в это время успеть занять любой освободившийся стул.
Все очень просто. Тот кто останется стоять – будет Ведущим. Игра продолжается.
Упражнение «Построение»
Цель: улучшение командного взаимодействия, более тесное знакомство друг с другом.
Ход игры: за определенное время, без слов, участникам группы необходимо построиться в линию по росту, по цвету волос, в алфавитном порядке имен, по возрасту и тд.
Игра «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.
Ход упражнения:
Ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек.
Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам. Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?
Упражнение «Капля-речка-океан»
Продолжительность: 10 минут
Цель: командообразование
Ход упражнения: Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок – это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: «Объединиться по трое». И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», – командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.
Вопросы:
1) Быстро ли вы нашли себе пару? Тройку?
2) Легко ли было танцевать и выполнять упражнение одновременно?
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
Упражнение «Путанка»
Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен
пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»
Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?
Упражнение «Построение»
Цель: сплочение коллектива
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.
- квадрат;
- треугольник;
- круг;
- ромб;
- угол;
- букву;
Можно использовать некоторые усложнения, например, построить в полной тишине, с закрытыми глазами и т.д.
Упражнение: Хаотичное движение с заданиями.
Цель: взаимодействие с группой
Ход упражнения: дети ходят хаотично, молча, занимая все пространство. Необходимо определить количество скоростей, где 10- максимально быстрая, 5 – наш обычный шаг, 1 – самая медленная, пограничная с неподвижностью.
При передвижении можно использовать задания:
По хлопку выполнить какое-либо действие.
Разделиться на две команды, одни ходит быстро, вторые медленно, по хлопку скорость меняется.
Найти себе глазами пару, двигаться, не отрывая от своей пары взгляд.
Дальше логично провести упражнение в паре:
Упражнение «Гипнотизер».
Упражнение выполняется в парах.
Один играет роль гипнотизера, другой - гипнотизируемого. Гипнотизер медленно двигает руками, держа ладони перед лицом участников, гипнотизируемые медленно и синхронно пытаются следовать за движением руки, направляя взгляд в центр ладони. Затем участники меняются ролями.
Упражнение: «Сороконожка»
Продолжительность: 10 минут
Цель: улучшение командного взаимодействия
Ход упражнения: Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего.
По команде ведущего «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».
Вопросы:
1) Какое место вы заняли в Сороконожке? Почему?
2) Что было сложным и легким в упражнении?
Упражнение «Дождик»
Продолжительность: 10 минут
Цель: улучшение командного взаимодействия
Ход упражнения: Ведущий говорит: «Закапал дождик. (хлопает медленно и редко) Он усиливается (хлопает все чаще), и вот уже начался ливень! (топает ногами) Загремел гром! (подражает звуку грома) А теперь – дождик понемногу останавливается (перестает топать, замедляет хлопки) и перестает идти совсем (опускает руки).»
Задача участников – встав в круг, повторять движения за ведущим не сразу, а только когда до каждого участника дойдет очередь по часовой стрелке. Если кто-то сбился – все начинается заново.
Вопросы:
1) Сбивались ли вы? Понравилось ли упражнение?
Упражнение «Быть в центре»(5-7 минут)
Эта игра может вызвать у членов группы сильные переживания (10 минут)
1. Игроки встают в круг.
2. Спросите у членов группы, кто из них смог бы в течение некоторого времени быть в центре сосредоточенного внимания всех остальных.
3. Доброволец становится в центр.
4. Остальные члены группы садятся на корточки, держа руки за спиной. Потом все медленно вытягивают руки вперед и одновременно поднимаются. При этом они все время повторяют имя добровольца, стоящего в середине.
5. Затем члены группы поднимают руки вверх над головой и все ближе подходят к добровольцу в середине круга. Одновременно они все громче и громче произносят его имя.
6. Игроки подходят к человеку в середине круга так близко, как только могут. При этом касаться его нельзя.
7. Игра заканчивается, когда все участники побывают в середине круга.
Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения:
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
.
Игра: «Слон, тостер, Джеймс Бонд»
Цель: создание позитивной атмосферы
Ход игры: участники встают в круг, ведущий в центре круга показывает на одного из участников и называет один из трех слов.
Слон: тот, на кого показали должен изобразить хобот, два человека по краям делают уши слона
Тостер: средний человек – булочка, два крайних – тостер, булочка должна выпрыгнуть и сказать «Дзынь»
Джеймс Бонд: средний человек – Джеймс Бонд, держит в руках пистолет.
Два крайних – девушки Бонда – должны сказать «О, Джеймс»
Упражнение: Трое
Цель: развитие творческих способностей, раскрепощенность
Участники встают в круг, ведущий в центре круга задает любой предмет, или явление. Например, ведущий говорит: я море и показывает его. Любой другой участник может выйти в круг и ассоциативно присоединиться к ведущему: например – я корабль в море,
Третий выходит и достраивает ассоциативный ряд: я парус.
Дальше первый может выбрать кого-то из них и увести из круга. Например: я забираю парус.
В круге остался Корабль, игра продолжается с него.
Игра: я оставляю здесь
Участники встают в круг, каждый участник должен сказать: я выхожу из этого круга и оставляю здесь (что-то хорошее, что случилось за это время)
Упражнение – Общение без слов
Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: «положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше». Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь; обопритесь спинами друг к другу, обнимитесь.
Игра «Машина с характером»
Цель: сплочение группы.
Ход упражнения:
Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать.
Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами».
Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины.
Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох».
Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной.
Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.
Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться.
В конце машина должна развалиться.
Обсуждение игры:
В какой момент вы стали деталью машины? Почему?
Как вы придумали свои действия?
Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?
Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?
Варианты:
Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер.
Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т.д.
Рефлексия
1.что вам больше всего понравилось на занятие?
2.что бы вы хотели изменить в ходе занятия?
3.какое упражнение у вас вызвало особый интерес, а какое затруднение? почему?
4.пожелания тренеру?
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Побороться руками.
3. Помириться руками.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Выразить радость.
7. Пожелать удачи.
8. Попрощаться руками.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Рефлексия
Обсуждаем тренинг. Что понравилось, что не
понравилось. Обсуждаем, какие мысли, чувства, эмоции
возникали в ходе тренинга, и какие сейчас.