Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Сценическое движение» Художественной направленности Срок реализации программы – 4 год 1 год обучения
Учебный предмет «Сценическое движение» - системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей. Чуткое, тонкое, эмоционально-художественное восприятие сценического действия учебного и концертного репертуара. Учебный материал выстроен по принципу от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_minnullina.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
Дополнительного образования города Нижневартовска
«Центр детского творчества»
Программа рассмотрена «Утверждаю»
на заседании ПМК Директор МАУДО
г. Нижневартовска «ЦДТ»
протокол № ____ __________ А.В. Черногалов
от «__» __________ 2018 г. «__» _____________ 2018 г.
Программа принята на педагогическом совете
приказ № _____
от «__» _______ 2018г.
протокол № ____
от «__» _______ 2018 г.
Рабочая дополнительная
общеобразовательная программа
«Сценическое движение»
Художественной направленности
Срок реализации программы – 4 год
1 год обучения
Автор – составитель: Миннуллина Ю.Ф.
педагог дополнительного образования
г. Нижневартовск - 2018
Пояснительная записка
Любое движение человеческого тела, входящее в систему искусства, - может стать основой пластического образа эстрадного вокалиста, если будет драматургически и (или) ассоциативно связано с вокальным произведением. Избранный пластический мотив, в зависимости от его стилистического толкования становится средством создания характера персонажа, от имени которого поется песня. Пластика, как составная часть сценического образа, живет и развивается подобно музыкальному материалу и создает состояние, которое способно выражать тему, идею произведения, его эмоционально-содержательную структуру. В задачу эстрадного певца входит, пользуясь теми или иными красками пластической лексики, создавать единую образную систему в синтезе с вокальной выразительностью.
Для этого артист эстрады вокального жанра должен владеть разнообразным пластическим языком, сценическим пространством и быть, собственно, в некотором роде, балетмейстером-режиссером исполняемой песни. Эстрадный певец обязан уметь собирать воедино комплекс выразительных средств, чтобы ясно и ярко раскрыть основную идею в данном вокальном произведении; видение, связанное с музыкой и драматургией песни. Через единственно нужные выбранные сценические движения, родившиеся от неразрывной связи музыки и содержания песни, возможен «диалог» певца со зрителем и воздействия на него. Эстрадный певец должен убедить своими найденными пластическими красками, привлечь, изумить, заставить поверить зрителя в творческий замысел.
При формировании профессиональных навыков эстрадного певца имеют значение не только занятия вокалом, ансамблем и другими музыкальными дисциплинами, но и основами сценического движения.
Учебный предмет «Сценическое движение» - системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей. Чуткое, тонкое, эмоционально-художественное восприятие сценического действия учебного и концертного репертуара. Учебный материал выстроен по принципу от простого к сложному.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся в отделении «Эстрадный вокал» и построена таким образом, что предусматривает возможность воспитания и раскрытия сценических способностей учащихся. Принцип обучения в значительной степени зависит от педагога сценического движения, и от его взгляда на данный предмет. Программа включает в себя развитие отдельных элементов, таких как: внимание, эмоциональность, сценическое отношение, оценка и действие, на внимание и реакцию, на воображение, на двигательную память, на развитие мимики и жеста, танцевальных движений. Они, безусловно, играют большую и важную роль в процессе воспитания сценических навыков, умений, индивидуальных приемов.
Процесс подготовки вокальных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях вокального творчества, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.
Цель программы заключается в том, чтобы уделить особое внимание развитию специальных сценических способностей.
Задачи:
1. Образовательные:
- Овладение учащимися основных танцевальных движений, стилем и манерой исполнения;
- Воспитание музыкального слуха учащихся на образцах вокального репертуара;
- Приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичного выступления;
- Разработка процесса обучения в музыкально-эстетическом, исполнительском, сценическом развитии учащихся любого возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- Снятие психологических и мышечных зажимов.
2. Развивающие:
- Развитие моторико-двигательной и логической памяти;
- Развитие двигательно-танцевальных способностей, артистизма;
- Развитие фантазии, двигательной памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова.
3. Воспитательные:
- формирование навыков здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуры поведения;
- стимулирование интереса к различным видам искусства;
- воспитания внимательности, инициативности, стремление к саморазвитию.
Учебный предмет "Сценическое движение" неразрывно связан со всеми предметами общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Эстрадный вокал" и направлен на создание плодотворного и целесообразного обучающего и репетиционного процесса, нацеленного на рост навыков и умений в различных вокальных сферах творческого самовыражения.
При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические средства, просмотр видеоматериала, концертных выступлений, прослушивание музыкального материала и т.д., которые могут служить примером в изучении предмета «Сценическое движение». Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров эстрадного искусства, а также знакомить с лучшими конкурсными выступлениями, концертными программами и отдельными номерами эстрадных вокалистов.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Сценическое движение».
Класс/ количество часов | 1-ый | 2-ой | 3-ий | 4-ый |
Количество часов общее на 4 года | 280 | |||
Количество часов на год | 72 | 72 | 72 | 72 |
Недельная нагрузка | 2 | 2 | 2 | 2 |
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- метод организации учебной деятельности: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы), практический;
- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
- эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения);
- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
- аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- исследовательский (овладение детьми методами самостоятельной творческой работы).
Содержание разделов учебного предмета
Тема 1. Ритмические упражнения и движения.
Задача - развитие чувства ритма в движении и способности сохранять и изменять заданный темпо-ритм.
Тема 2. Изучение танцевальных движений.
Задача – изучение движений в соответствии с песенным репертуаром.
Тема 3. Специальные навыки сценического движения.
Задачи:
- при освоении навыка выявить то качество, которое недостаточно хорошо развито или плохо используется;
- наметить перспективу перехода от навыка движения к осмысленному действию.
Тема 4. Подготовка концертных номеров.
Концертный номер - это отдельное, завершенное небольшое, сценическое произведение, со своей завязкой, кульминацией и развязкой и оставляющее у зрителей целостное впечатление. Главной целью постановки концертных номеров является сценическая практика учащихся и развитие творческих способностей в различных жанрах и стилях. Выбор материала для подготовки номеров, в первую очередь, зависит от тематики концертов, поэтому подбор репертуара должен быть различной направленности (к календарным праздникам, к знаменательным датам, к тематическим школьным мероприятиям), в зависимости от способностей детей.
Формы контроля
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется регулярно (каждый 2-3 урок) и предполагает использование пятибалльной системы оценивания. Основной формой учета успеваемости ученика в течение учебного года является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце года на основе четвертных выставляется итоговая оценка.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося, усвоение им образовательной программы и проходит в форме зачета или концерта класса.
Зачет или концерт класса проводится в конце первого полугодия и предполагает публичное исполнение программы, состоящей из одного-двух произведений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Сценическое движение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент под руководством преподавателя;
- умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- навыков владения средствами танцевальной выразительности;
- умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;
- умения координироваться в сценическом пространстве;
- навыков по владению психофизическим состоянием;
- знания основных эстетических и стилевых направлений в области вокального искусства;
- навыков репетиционной и концертной работы;
- использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера;
- навыков анализа собственного исполнительского опыта.
К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:
- держать внимание к объекту, к партнеру;
- память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
- воображение и фантазия;
- логичность и последовательность действий и чувств;
- вера в предлагаемые обстоятельства;
- чувство ритма;
- выдержка, самоотдача и целеустремленность;
- мышечная свобода и пластичность.
Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
1 класс
Приобретение навыка: ритмических движений, распределять сценическую площадку. Умение исполнять движения.
2 класс
Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умение сосредотачиваться, необходимое в дальнейшем в исполнении вокального номера. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к другому.
3 класс
Воспитание у детей навыков танцевальных движений, которые помогают создавать образы. Изучение и понимание образного содержания исполняемого произведения.
4 класс
Усложнение техники танцевальных движений и развитие у детей умения выразить образ в пластике движения. Обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке.
Методические рекомендации
В основе учебного предмета «сценическое движение» лежат следующие методические принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении сценическим движением;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
индивидуальный подход к учащемуся.
Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.
В процессе работы большое внимание должно уделяться развитию чувства ритма, стиля, художественного образа, а также осмысленности и искренности исполнения.
Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.
Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намека на унижение личности ребенка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.
Проводимые на отделении ежегодно концерты являются действенной формой приобщения учащихся к музыкально-просветительской деятельности и способствуют более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям.
Описание материально-технических условий для реализации
учебного предмета:
- специально оборудованное помещение (зрительный зал) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
- хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;
- помещения для работы с аудио- и видеоматериалами;
- удобная, нескользкая обувь, ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- использование сети Интернет;
- материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций.
Рекомендуемый список литературы
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000
2. Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» в 2-х ч., Ч 1. М., 1982, Ч.2..М., 1983
3. Кох Н.Э. «Уроки сценического движения», М., 1999
4. Морозова Г.В. «Основы сценического движения», Л., 1970
5.Немеровский А.Б. «Программа по сценическому движению», 1989