Методическая разработка проекта "Семейный театр"
Учреждения дополнительного образования детей способны создать такую обстановку, где не только дети, но и родители могут почувствовать себя комфортно, раскрепоститься и погрузиться в атмосферу творчества, так как здесь существует возможность в интеграции направлений, форм и методов работы с детьми и их родителями.
Особенность проекта заключается в постоянном взаимодействии родителей и детей, в разработке именно семейных направлений работы.
В процессе занятий будет происходить тесное взаимодействие детей и родителей. Они увидят друг друга с другой стороны, родители станут более сенситивными к своим детям и научаются относиться к ним без оценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Ребенок в процессе работы начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы — свободы управлять собой, творить, повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, — это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Таким образом, проект поможет выявить и решить личностные и внутрисемейные проблемы, раскрыть творческий потенциал, освободится от зажимов и построить крепкие отношения в семье.
Также реализация проекта поможет решить маркетинговые проблемы учреждений дополнительного образования: поспособствует развитию имиджа Дворца, выработке отличительного преимущества перед конкурентами, расширению аудитории и установлению контактов со СМИ.
Направления работы проекта:
Предполагается совместная деятельность детей и родителей по трем направлениям.
Это:
1. Театральная мастерская, предполагает совместную семейную постановку спектакля.
2. Занятия по сказкотерапии, на которых происходит сочинение сказки, пьесы к постановке.
3. Занятия по арт-терапии, где родители с детьми создают костюмы, реквизит и декорации для постановки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_semeynyy_teatr.docx | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
проекта для детей и родителей
«СЕМЕЙНЫЙ ТЕАТР»
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского района
Санкт-Петербурга «На Ленской»
Бочаркина Мария Алексеевна
г. Санкт-Петербург
2017 г.
Актуальность
Первый и основной социальный институт, в который попадает ребенок – это семья. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития» ребенка. Семья закладывает систему ценностей и отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности. Л. С. Выготский доказал, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития, основы которого первоначально закладываются в родительской семье.
По данным журнала СоцИс 78% семей часто переживают внутрисемейные конфликты. Всем известно, что когда в семье нет дружественных, теплых отношений, ребенок развивается не гармонично, он подвержен стрессам и может иметь психологические отклонения. Также семья для ребенка – первый и самый главный социальный институт, где закладываются основы его личности. Таким образом, при нарушении внутрисемейных отношений создается неблагоприятный фон для психологического и эмоционального развития ребенка.
Однако приходится констатировать тот факт, что сегодня мы наблюдаем кризис семьи. Родители разучились общаться со своими детьми, современный ритм жизни все чаще сводит общение к минимуму, к общению «на ходу». И поэтому очень часто дети остаются один на один со своими проблемами и трудностями. В учреждениях дополнительного образования детей такая проблема явно видна. Родители не обсуждают с детьми их успехи, ругают, а не поддерживают, если у ребенка что-то не получилось, посещают мероприятия потому что «надо». Это отчетливо видно из рисунков семьи, нарисованными воспитанниками дворца.
Существует много способов наладить внутрисемейные отношения, один из них – совместная досуговая деятельность. На сегодняшний момент выбор семейных мероприятий в Санкт-Петербурге достаточно большой. Это и различные семейные праздники, мастер-классы, фестивали семейные клубы и центры и т.д. Но они занимаются лишь организацией семейного досуга, не уделяя должного внимания именно взаимодействию родителей с детьми. Не стоит забывать о таких социально-культурных институтах, как театры и музеи, ведь они имеют огромный потенциал для организации семейного досуга. Однако есть еще и учреждения дополнительного образования, в условиях которых существует возможность создания проекта, направленного на формирование ценностного отношения к семье, на укрепление внутрисемейных отношений, который будет интересен и полезен для всей семьи.
Таким образом, проблема определяется противоречиями между:
- Потенциалом учреждений дополнительного образования детей в процессе укрепления внутрисемейных отношений и недостаточной его реализацией на практике.
- Потребностями детей и родителей в совместной досуговой деятельности и отсутствием в учреждениях дополнительного образования возможностей для решения данной проблемы.
ДДЮТ «На Ленской» обладают большим потенциалом для проведения подобного проекта, направленного на совместную досуговую деятельность детей и родителей. Ведь можно задействовать в одной коллективной работе сразу несколько отделов Дворца, такие как: художественный, декоративно-прикладной, научно-технический, отдел празднично-игровых программ.
Полное наименование проекта | Проект «Семейный театр», направленный на укрепление внутрисемейных отношений на базе ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского района «На Ленской» |
Инновационная составляющая проекта | Инновационный смысл проекта, направленного на укрепление внутрисемейных отношений, заключается: - в системности, последовательности и взаимосвязанности направлений проекта (театральная студия, арт-терапия, сказкотерапия,), которые направлены на создание семейного спектакля; - в совместной работе родителей и детей на всех направлениях проекта; - в особой творческой среде, способствующей раскрепощению, снижению высокого уровня тревожности, погружению в атмосферу творчества. - в индивидуальном подходе к каждой семье, создания возможности общения в нестандартной обстановке. |
Период и этапы реализации проекта | Проект реализуется в период сентябрь 2018 - май 2019 гг. по следующим этапам: 1 этап (август-сентябрь 2018г.): планирование Разработка проекта на 9 месяцев, составления календарного плана проекта, набор участников (5 семей). 2 этап (октябрь 2018 – ноябрь 2019): реализация проекта, согласно календарному плану; промежуточный контроль деятельности, корректировка деятельности (по необходимости), диагностика участников проекта (в начале проведения, в середине, в конце прохождения курса). 3 этап (ноябрь-декабрь 2019 г): подведение итогов, анализ и осмысление результатов реализации проекта; постановка новых стратегических задач по внедрению проекта в другие учреждения дополнительного образования. |
Ведущая идея проекта | Создание семейного спектакля, в процессе совместной досуговой деятельности (занятия по сказкотерапии, арт-терапии и театральной студии) детей и родителей. |
Цель проекта | Формирование ценностного отношения к семье у обучающихся средствами семейного театра |
Задачи проекта | Задачи: • Формирование доверительных, гармоничных отношений между ребенком и родителем; • Укрепление отношений родитель - ребенок путем конкретных совместных действий, совместным преодолением трудностей; • Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком; • Совершенствование эмпатии и рефлексии на пути к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга; • Выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; • Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; • Развитие умения эмоционально выражать себя, раскрепощение и снятие «зажимов» у детей и взрослых. |
Ожидаемые результаты | Формирование гармоничной внутрисемейной атмосферы, которая поможет наладить отношения между родителями и детьми. Способствовать развитию продуктивного взаимодействия в системе внутрисемейных отношений. |
Система организации контроля за выполнением проекта | Контроль за реализацией проекта осуществляет ответственный за проведение проекта. Информирование о ходе выполнения проекта и его результативности через обратную связь с участниками проекта (по средствам личного общения и интернет - переписки). |
Продукт проекта | Сценарий семейного спектакля, созданного родителями с детьми. |
Обоснование идеи
Учреждения дополнительного образования детей способны создать такую обстановку, где не только дети, но и родители могут почувствовать себя комфортно, раскрепоститься и погрузиться в атмосферу творчества, так как здесь существует возможность в интеграции направлений, форм и методов работы с детьми и их родителями.
Особенность проекта заключается в постоянном взаимодействии родителей и детей, в разработке именно семейных направлений работы.
В процессе занятий будет происходить тесное взаимодействие детей и родителей. Они увидят друг друга с другой стороны, родители станут более сенситивными к своим детям и научаются относиться к ним без оценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Ребенок в процессе работы начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы — свободы управлять собой, творить, повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, — это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Таким образом, проект поможет выявить и решить личностные и внутрисемейные проблемы, раскрыть творческий потенциал, освободится от зажимов и построить крепкие отношения в семье.
Также реализация проекта поможет решить маркетинговые проблемы учреждений дополнительного образования: поспособствует развитию имиджа Дворца, выработке отличительного преимущества перед конкурентами, расширению аудитории и установлению контактов со СМИ.
Направления работы проекта:
Предполагается совместная деятельность детей и родителей по трем направлениям.
Это:
1. Театральная мастерская, предполагает совместную семейную постановку спектакля.
2. Занятия по сказкотерапии, на которых происходит сочинение сказки, пьесы к постановке.
3. Занятия по арт-терапии, где родители с детьми создают костюмы, реквизит и декорации для постановки. Более подробная информация по каждому из направлений в таблице 1.
Направления и формы совместной деятельности детей и родителей в группах
Направления, формы | Описание | Цель |
Театральная мастерская | Занятия способствуют снятию «зажимов», раскрытию творческого потенциала, развитию эмоциональной сферы ребенка, раскрепощению родителей. У всех участников есть возможность примерить на себя разные социальные роли, проанализировать свои действия с помощью проигранной ситуации, что позволит разобраться в причинах возникновения проблемных ситуаций в семье. Родители с детьми работают над постановкой своей пьесы (спектакля). | Создание условий для совместной деятельности, совместного творчества. Налаживание вербального и невербального общения. |
Занятия по сказкотерапии | Проводятся как отдельно для детей и для родителей, так и совместно, и индивидуально. На этих занятиях ребенок постигает основы общечеловеческих ценностей, формирует «банк» жизненных ситуаций, становясь постепенно активным "Созидателем" своей жизни. Родители выявляют основные проблемы внутрисемейных отношений и личные, разбирают проблемные ситуации, находят способы их решения. Родители и дети сочиняют сказку, пьесу для постановки совместного спектакля. | Диагностика и решение проблем внутрисемейных отношений. Познание себя и окружающих, избавление от ненужных переживаний и ограничений, навязанных извне, разрешение внутренних конфликтов. |
Арт-терапия | Занятия по арт-терапии включают в себя изо-терапию и декоративно-прикладное творчество. Занятия проводятся для всей семьи, а также отдельно с детьми и родителями. На занятиях дети и родители шьют костюмы для спектакля, создают декорации, что способствует творческому самовыражению и самореализации. | Гармонизация личности через развитие способности самовыражения и самопознания; Получение материала для психодиагностики. |
Итоговый спектакль | Итогом работы группы становится семейный спектакль по сценарию, который разработали и сочинили семьи-участники, в презентации которого предполагается активное участие детей и родителей. | Налаживание коммуникативной связи в группе участников, создание атмосферы творчества, раскрепощение участников. |
Этапы реализации проекта «Семейный театр»
В течение всего периода реализации проекта предполагается использование наиболее демократичной формы взаимодействия педагога, детей и родителей - занятия.
Занятия для детей и родителей по трем направлениям (см.: таблицу 1) будут проходить один раз в неделю по субботам или воскресеньям в объеме двух-трех академических часов. Количество участников в группе – 4-5 семей с детьми 1-2 класса.
Особенностью организации занятий для детей и родителей является сочетание групповых форм взаимодействия, с занятиями в малых группах, индивидуальных занятий, предполагающих «погружение» ребенка или родителя в творческую атмосферу. Таким образом, занятия могут проходить совместно: родители + дети, либо по отдельности: только дети, только родители.
Календарный план на 2018 г.
Дата | Форма, направление | Содержание | |
октябрь | 6.10 | Индивидуальные встречи с участниками проекта Организационное собрание Театральная мастерская | Первичная диагностика участников, беседа, выявление причин записи на проект (родители) Знакомство с участниками проекта. Раздача анкет и заданий к следующему занятию (дети + родители) Более тесное знакомство участников, представление себя, раскрепощение, снятие мышечных зажимов (дети + родители) |
13.10 | Сказкотерапия «погружение» Арт-терапия: совместный коллаж. «моя счастливая семья» Театральная мастерская «я-взрослый, я ребенок» | Погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов (дети+родители) Коллаж в технике аппликация (дети+родители) Тренинговые упражнения на примерку ролей, анализ, обсуждение (дети+ родители) | |
20.10 | Сказкотерапия «погружение» Театральная студия «Волшебный мир фантазии» Арт-терапия | Погружение в атмосферу совместной деятельности, сочинение сказки с помощью фигурок различных животных. (дети+родители) Развитие фантазии у детей, сочинение небылиц совместно с родителями, семейные этюды на сочиненные небылицы (дети+родители) Обсуждение эскизов декораций, совместное творчество (дети+родители) | |
27.10 | Сказкотерапия «страна – счастливая семья» Театральная студия – социальные роли | Сочинение сказки в «песочнице» (родители). Примерка различных социальных ролей (дети) | |
ноябрь | 10.11 | Сказкотерапия «страна – счастливая семья» Театральная студия – социальные роли Обсуждение пьесы к постановке на основе сочиненных сказок. | Сочинение сказки в «песочнице» (дети) Мой внутренний ребенок (родители) Совместная деятельность родителей и детей, деление впечатлениями, беседа о проведенных каникулах, раскрепощение, создание атмосферы творчества, включение в дальнейшую деятельность (дети+родители) |
17.11 | Театральная студия «как мы видим свою семью» Театральная студия: «я-звезда» Арт-терапия: Создание костюмов и декораций Сказкотерапия «Мир внутри нас» | Разыгрывание ситуаций, обсуждение (родители) Раскрепощение, освобождение от страха публичного выступления, мини-концерт на основе сделанных этюдов к спектаклю (дети) Совместное творчество (родители+дети) «Правда и ложь», «послушание и непослушание» «труд и лень», «забота и равнодушие», «благодарность и неблагодарность» - совместное сочинение сказки (родители+дети) | |
24.11 | Арт-терапия Репетиции семейной сказки Театральная студия: «Внутреннее тепло» | Создание костюмов к спектаклю (дети+родители) Показ этюдов-наблюдений (дети) Тренинговые упражнения на взаимодействие в семейной паре (родители) | |
декабрь | 1.12 | Показ спектакля «Любимая семья» Подведение итогов | Показ спектакля, созданного участниками Беседа психолога, ведущими проекта с родителями, получение обратной связи, предоставление и обсуждение результатов проекта. (родители +дети) |
Механизм осуществления проекта
1. В осуществлении проекта участвуют следующие структуры:
- Администрация ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»
- Методический отдел ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»
- Инициативная группа педагогов:
Бочаркина Мария – педагог дополнительного образования, разработчик проекта,
Желающие принять участие в разработке педагоги.
2. Координацию деятельности по управлению реализацией проекта осуществляет директор ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» Семина Ирина Александровна. Инициативная группа проекта обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий проекта и сроков их реализации.
3. Главные исполнители разрабатывают программу с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования.
Механизм отслеживания результатов
и критерии эффективности реализации проекта
Направления диагностики | Индикаторы | Формы диагностики |
|
|
|
- Формы представления результатов:
- Аналитические и диагностические материалы участников в процессе реализации проекта;
- Документация, регламентирующая проведение проекта;
- Методические разработки, документация совещаний инициативной группы и ведущих проекта
- Отзывы зрителей и участников после показа спектакля.
- Ресурсное обеспечение проекта
- - Материально-технические ресурсы:
• Помещение
• Материал для костюмов и реквизита
• Звуковая аппаратура
• Световая аппаратура
- Стол, песок, фигурки для сказкотерапии
- Реквизит для театральной мастерской
- Реквизит для арт-терапии (краски, ватманы, наборы для творчества)
- Необходимая световая и звуковая аппаратура для показа спектакля.
- Кадровые ресурсы:
• Администрация
• Ответственный за проведение проекта
- Педагог театральной мастерской
- Педагог по сказкотерапии
- Педагог по арт-терапии
- Психолог
- Художник по свету и звуку на время репетиции и показа спектакля
- Информационные ресурсы:
• Информация в сети интернет: на сайте Дворца, в социальных сетях
Ожидаемые результаты
- Создание и успешный показ спектакля, который найдет отклик у зрителей,
- Творческое развитие личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала;
- Формирование доверительных, гармоничных отношений внутри семьи;
- Установление отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
- Повышение авторитета родителей в глазах ребенка;
- Укрепление внутрисемейных отношений благодаря совместным действиям, совместным преодолением трудностей;
- Изменение образа ребенка в структуре родительских представлений; улучшение понимания родителями психологических особенностей ребенка и закономерностей его развития.
Предполагается, что после прохождения курса, у его участников станут более теплые, доверительные внутрисемейные отношения. Они станут лучше понимать друг друга, продуктивно взаимодействовать. Дети научатся основам актёрского мастерства, что будет способствовать их полноценному гармоничному развитию, сформируют «банк» жизненных ценностей, научатся анализировать свои поступки, а главное, общими усилиями родители с детьми создадут спектакль, который можно будет показывать в других учреждениях культуры.
Финансовый план проекта
На что идут затраты | Ресурс, откуда берут финансовые средства |
Кадровый состав проекта (педагоги) | Оклады – з/п; Возможно проведение проекта в рамках платных образовательных услуг |
Материалы для проведения занятий | По мере необходимости участники проекта обеспечивают себя материальными ресурсами |
Декорации, реквизит | Имущество ДДЮТ «На Ленской», либо созданные с помощью личных материальных ресурсов |
Технические средства | Имущество ДДЮТ «На Ленской» |
После апробации проекта в ДДЮТ «На Ленской», его можно предложить для реализации в другие учреждения дополнительного образования, так как я считаю, что это наиболее реалистичный, мало затратный, но довольно действенный способ улучшения и гармонизации внутрисемейных отношений.