Мастер-класс на тему: Внеурочная театральная деятельность: цели, задачи, технологии"
С чего начинается театр? Правильно, с вешалки. ("Афоризм одного из основателей Московского Художественного театра К.С. Станиславского (1863-1938). В его сочинениях такого афоризма нет, но устная традиция приписывает его ему").
С чего начинается актёрский путь артиста? Правильно, с детского увлечения, с начальной школы.
Я в своей публикации хотела бы рассказать, почему и как организованы детские театры в нашей школе. Я учитель-логопед; считаю, что театры "Бибабо" и "Скоморошки", которые я веду уже 8 лет, являются логическим продолжением логопедическй работы.
Но это всё - нюансы. Самое главное то, к чему в результате приходят дети, и как происходит духовно-нравственное воспитание наших школьников посредством театральной деятельности.
Предлагаю вашему вниманию презентацию и текст выступления к Мастер-классу, который состоялся 14.05.15. для учителей, воспитателей и педагогов БДО ЮАО г. Ммосквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_tekst.docx | 19.92 КБ |
master-klass_14.05.15.ppt | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Внеурочная деятельность –
цели, задачи, технологии».
1 сл. Логопедическая работа в общеобразовательной школе – деятельность, которая помогает школьникам с речевыми нарушениями овладевать учебной программой. Прежде всего, учитель-логопед развивает фонематический слух и активизирует словарь. Хорошая речь – это великое благо. Благодаря чёткой, правильной, грамотной речи ребёнок становится уверенным в себе, уравновешенным, целеустремлённым человеком.
Мой педагогический логопедический стаж 30 лет. Это значит, что за всё время пришлось столкнуться с очень большим количеством разнообразных детских проблем: нарушения звукопроизношения, бедность пассивного и активного словарного запаса, ошибки при письме и чтении… Дети не виноваты в том, что у них возникают сложности в учёбе. Дело совсем не в «ленности», как утверждают многие взрослые. Причины – в экологии, наследственности, пренатальном и постнатальном развитии, воспитании…
Итак, в школу поступают разные дети (с разной природой и разными возможностями), и все они с помощью классных руководителей, воспитателей ГПД, психологов и учителей-логопедов и родителей (иногда) должны успешно усвоить программу и благополучно перейти в среднее звено.
2 сл. А если у всех не получается? Поневоле приходится искать индивидуальные пути решения для каждого ребёнка. Известно, что развитие мелкой моторики руки благотворно влияет на развитие. В нашей школе мы решили создать такой детский кукольный театр, где дети могли бы сами создавать кукол в технике папье-маше. Театр «Бибабо» существует в нашей школе уже 8 лет. У нас нет такой статистики, где бы мы научно представили бы улучшения устной и письменной речи детей, посещающих детские театры, как нет и такой статистики, в которой прослеживались бы в процентном отношении улучшения у детей, посещающих логопедические занятия и не посещающих. Но мы можем однозначно сказать, что дети приходят на «Бибабо» с радостью и удовольствием, и от занятия к занятию показывают всё лучшие результаты в лепке, технике папье-маше, рисовании. (Работы «Колобки», животные).
3 сл. Вместе с второклассниками мы учились изготавливать и перчаточные куклы, и даже тростевые.
4 сл. Приходится учиться вместе с детьми. Например, какие должны быть декорации? Из чего их делать? Вот один из вариантов: рисуем на ткани, прикрепляем степлером к рейке (демонстрация, как использовать). Все наши робкие попытки создать что-либо эстетически и нравственно ценное мы снимали на видеокамеру, и поначалу все работы выглядели примерно в таком оформлении. (показ). Теперь наши выступления и поездки на другие площадки оформляем вполне достойным диском (именным), что для самооценки каждого ребёнка очень и очень важно.
5 сл. Со временем мы несколько изменили планирование в «Бибабо», например, добавили нитерисование
6 сл. пластилинорисование
7 сл. и изготовление полумаски.
8-23 сл. Рождением театра «Скоморошки» мы обязаны Сергею Борисовичу Соловьёву, режиссёру – постановщику
Центрального Академического Театра Кукол им. С.В Образцова, куратору Блока Дополнительного Образования в южном округе. Сергей Борисович знакомил педагогов БДО нашего ЮАО с интереснейшими людьми. Например, с Мастером, научившим меня шить маски для театра ростовой куклы. Лидия Викторовна Сурикова – режиссёр анимационного кино, почётный член Союза кинема-тографистов России. До недавнего времени работала
в ГОУ СОШ № 505.
Школьный театр «Скоморошки» живёт полнокровной школьной жизнью, откликаясь на каждое событие. 1 сентября, День учителя, выпускной бал – дети всегда с удовольствием готовят выступление (пояснения к слайдам; выступление на различных площадках).
21 сл. Концертный номер «Грибы» –
своеобразная форма костюмированного представления образовательного достижения
- Предметный результат – в повторении темы «Грибы», в здоровьесбережении, в учебно-практической деятельности;
- Метапредметный результат в том, что мы активно используем речевые средства и решаем задачи творческого и поискового характера;
- Личностный результат – в раскрепощении и умении выступить перед аудиторией.
Особо хочу отметить, что приходят в театральные группы в основном те дети, с которыми я веду логопедические занятия. И далеко не сразу получается такой результат, за который на городской площадке можно получить звание лауреата. Чтобы выучить роль, нужно повысить уровень техники чтения (мы много читаем и перечитываем текст – прямо с экрана), научиться читать выразительно, проговаривать слова громко, с ярко выраженным логическим ударением да ещё нужно совместить речь с правильной техникой передвижения в сценическом пространстве и так, чтобы зритель поверил, что ты кот или волк. А какая речь часто встречается учителю-логопеду в начальной школе? Бывает, что ребёнку просто трудно преодолеть простую слоговую структуру слова.
Перед школой Федеральный стандарт ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника.
Большое внимание в воспитательной работе наших детских театров уделяется формированию толерантной личности – личности терпеливой, чуткой, терпимой к различиям, способной переживать. Достойным подтверждением этому явилось выступление наших детей в г. Химки.
Поездка в конноспортивный клуб принесла детям много различных эмоций. Конечно, они задумались о детях с проблемами. И, если хоть крошечное сострадание возникло в их душах, мы съездили не напрасно (просмотр отрывка).
2 года назад к месячнику ЗОЖ мы готовили ролик «Мы против наркотиков». Недавно участвовали в окружном конкурсе и получили 1 место. Я считаю, что ролик получился сильный.
Но самое главное в этом продукте то, что происходило перед репетициями. Для многих детей то, чем могут закончиться «пробы» (конфеток, порошков, сигарет), было совершенно неизвестно и они не воспринимали такую ситуацию всерьёз. Мы много разговаривали. Думали, почему это происходит с людьми, почему умирают люди. И когда мы просматривали готовые материалы (дети признавались, что у них тоже мурашки бегут), мне кажется, было видно, что многие из них задумались о том, что это опасно и им совершенно не нужно (просмотр видеоролика).
Вот такой активной, яркой, насыщенной жизнью живут наши театральные группы «Бибабо» и «Скоморошки», и я стараюсь научить детей всему тому, что знаю сама.
14.05.15.
Подготовила учитель-логопед, педагог БДО Черняева Г.П.
P.S. Дополнительно слушателям мастер-класса были даны сведения об используемых на логопедических занятиях индивидуальных и демонстрационных играх, в том числе о электронных играх и авторских разработках:
- «Фишки-крышки»,
- «Тввёрдость-мягкость»,
- «Гласные-согласные»,
- «Йотированные гласные»,
- «Мультипанорама»,
- «Почитайка»,
- «Баба Яга учится читать»,
- «Игры для Тигры» и др.
Приложение:
-Регистрация, отзывы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания кукольных театров в нашей школе начинается с 2007года. «Бибабо» - театр пальчиковой и перчаточной куклы.
«Говорящие» тростевые куклы: Буратино, лиса Алиса, кот Базилио, Карабас Барабас
Изготовление декораций
Техника «Нитерисование»
Техника «Пластилинорисование»
Техника «Папье-маше» - маски
Рождением театра «Скоморошки» мы обязаны Сергею Борисовичу Соловьёву, режиссёру – постановщику Центрального Академического Театра Кукол им. С.В Образцова, куратору Блока Дополнительного Образования в южном округе. Лидия Викторовна Сурикова – режиссёр анимационного кино, почётный член Союза кинематографистов России. До недавнего времени работала в ГОУ СОШ № 505.
«Новые приключения Буратино»
Театр «Скоморошки» – с 2009 года. Первый персонаж…
Спектакль «Мойдодыр»
«Сказка о золотой рыбке на новый лад»
Выступление в г.Санкт-Петербурге. «Сказка о золотой рыбке на новый лад»
Лиса и волк
Посвящение в первоклассники
В день открытых дверей
Встречаем 2014 год
1 сентября - день знаний
Концертный номер «Грибы» – 24 участника
Концертный номер «Грибы» – своеобразная форма костюмированного представления образовательного достижения Предметный результат – в повторении темы «Грибы», в здоровьесбережении, в учебно-практической деятельности; Метапредметный результат в том, что мы активно используем речевые средства и решаем задачи творческого и поискового характера; Личностный результат – в раскрепощении и умении выступить перед аудиторией.
Ход конём – лечение иппотерапией
Дружба – это не работа…