Мастер-класс на тему: Внеурочная театральная деятельность: цели, задачи, технологии"

Черняева Галина Петровна

   С чего начинается театр? Правильно, с вешалки. ("Афоризм одного из основателей Московского Художественного театра К.С. Станиславского (1863-1938). В его сочинениях такого афоризма нет, но устная традиция приписывает его ему").

   С чего начинается актёрский путь артиста? Правильно, с детского увлечения, с начальной школы.

   Я в своей публикации хотела бы рассказать, почему и как организованы детские театры в нашей школе. Я учитель-логопед; считаю, что театры "Бибабо" и "Скоморошки", которые я веду уже 8 лет, являются логическим продолжением логопедическй работы.

   Но это всё - нюансы. Самое главное то, к чему в результате приходят дети, и как происходит духовно-нравственное воспитание наших школьников посредством театральной деятельности.

   Предлагаю вашему вниманию презентацию и текст выступления к Мастер-классу, который состоялся 14.05.15. для учителей, воспитателей и педагогов БДО ЮАО г. Ммосквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tekst.docx19.92 КБ
Office presentation icon master-klass_14.05.15.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Внеурочная деятельность –

цели, задачи, технологии».

  1 сл. Логопедическая работа в общеобразовательной школе – деятельность, которая помогает школьникам с речевыми нарушениями овладевать учебной программой. Прежде всего, учитель-логопед развивает фонематический слух и активизирует словарь. Хорошая речь – это великое благо. Благодаря чёткой, правильной, грамотной речи ребёнок становится уверенным в себе, уравновешенным, целеустремлённым человеком.

    Мой педагогический логопедический стаж 30 лет. Это значит, что за всё время пришлось столкнуться с очень большим  количеством разнообразных детских проблем: нарушения звукопроизношения, бедность пассивного и активного словарного запаса, ошибки при письме и чтении… Дети не виноваты в том, что у них возникают сложности в учёбе.   Дело совсем не в «ленности», как утверждают многие взрослые. Причины – в экологии, наследственности, пренатальном и постнатальном развитии,  воспитании…

   Итак, в школу поступают разные дети (с разной природой и разными возможностями), и  все они с помощью классных руководителей, воспитателей ГПД, психологов и учителей-логопедов и родителей (иногда) должны успешно усвоить программу и благополучно перейти в среднее звено.

    2 сл. А если у всех не получается? Поневоле приходится искать индивидуальные пути решения для каждого ребёнка. Известно, что развитие мелкой моторики руки благотворно влияет  на развитие. В нашей школе мы решили создать такой детский кукольный театр, где дети могли бы сами создавать кукол в технике папье-маше. Театр «Бибабо» существует в нашей школе уже 8 лет.  У нас нет такой статистики, где бы мы научно представили бы улучшения устной и письменной речи детей, посещающих детские театры, как нет и такой статистики, в которой прослеживались бы в процентном отношении улучшения у детей, посещающих логопедические занятия и не посещающих. Но мы можем однозначно сказать, что дети приходят на «Бибабо» с радостью и удовольствием, и от занятия к занятию показывают всё лучшие результаты в лепке, технике папье-маше, рисовании. (Работы «Колобки», животные).

3 сл. Вместе с второклассниками мы учились изготавливать и перчаточные куклы, и даже тростевые.

4 сл.     Приходится учиться вместе с детьми. Например, какие должны быть декорации? Из чего их делать? Вот один из вариантов: рисуем на ткани, прикрепляем степлером к рейке (демонстрация, как использовать). Все наши робкие попытки создать что-либо эстетически и нравственно ценное мы снимали на видеокамеру, и поначалу все работы выглядели примерно в таком оформлении. (показ). Теперь наши выступления и поездки на другие площадки оформляем вполне достойным диском (именным), что для самооценки каждого ребёнка очень и очень важно.

5 сл. Со временем мы несколько изменили планирование в «Бибабо», например, добавили нитерисование

6 сл.    пластилинорисование

7 сл.    и изготовление полумаски.

8-23 сл.   Рождением театра «Скоморошки»  мы обязаны Сергею Борисовичу Соловьёву, режиссёру – постановщику
Центрального Академического  Театра Кукол им. С.В Образцова, куратору Блока Дополнительного Образования  в южном округе. Сергей Борисович знакомил педагогов БДО нашего ЮАО  с интереснейшими людьми. Например, с Мастером, научившим меня шить маски для театра ростовой куклы. Лидия Викторовна Сурикова – режиссёр анимационного кино, почётный член Союза кинема-тографистов  России.  До недавнего времени  работала

 в ГОУ СОШ  № 505.

   Школьный театр «Скоморошки» живёт полнокровной школьной жизнью, откликаясь на каждое событие.  1 сентября, День учителя, выпускной бал – дети всегда с удовольствием готовят выступление (пояснения к слайдам; выступление на различных площадках).

21 сл. Концертный номер «Грибы» –
своеобразная форма костюмированного представления образовательного достижения

  • Предметный результат – в  повторении темы «Грибы», в здоровьесбережении, в учебно-практической деятельности;
  • Метапредметный результат в том, что мы активно используем речевые средства и решаем задачи творческого и поискового характера;
  • Личностный результат – в раскрепощении и умении выступить перед аудиторией.  

   Особо хочу отметить, что приходят в театральные группы в основном те дети, с которыми я веду логопедические занятия. И  далеко не сразу получается такой результат, за который на городской площадке можно получить звание лауреата. Чтобы выучить роль, нужно повысить уровень техники чтения (мы много читаем и перечитываем текст – прямо с экрана), научиться читать выразительно, проговаривать слова громко, с ярко выраженным логическим ударением  да ещё   нужно совместить речь с правильной техникой передвижения в сценическом пространстве и так, чтобы зритель поверил, что ты кот или волк. А какая речь часто встречается учителю-логопеду в начальной школе? Бывает, что ребёнку просто трудно преодолеть  простую слоговую структуру слова.

    Перед школой  Федеральный стандарт ставит задачу воспитания ответственного   гражданина, способного    строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.  Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных   качеств личности школьника. 

      Большое внимание в воспитательной работе наших детских театров уделяется формированию толерантной личности – личности терпеливой, чуткой, терпимой к различиям, способной переживать.   Достойным подтверждением этому явилось выступление наших детей   в  г. Химки.

Поездка в конноспортивный клуб принесла детям много различных эмоций. Конечно, они задумались о детях с проблемами.  И, если хоть  крошечное  сострадание  возникло в их душах, мы съездили не напрасно (просмотр отрывка).

   2 года назад к месячнику ЗОЖ мы готовили ролик «Мы против наркотиков». Недавно участвовали в окружном конкурсе и получили 1 место. Я считаю, что ролик получился сильный.

   Но самое главное в этом продукте то, что происходило перед репетициями. Для многих детей то, чем могут закончиться «пробы» (конфеток, порошков, сигарет), было совершенно неизвестно и они не воспринимали такую ситуацию всерьёз. Мы много разговаривали.  Думали, почему это происходит с людьми, почему умирают люди.  И когда мы  просматривали готовые материалы (дети признавались, что у них тоже мурашки бегут), мне кажется, было видно, что многие из них задумались о том, что это опасно и им совершенно  не нужно (просмотр видеоролика).

  Вот такой активной, яркой, насыщенной жизнью живут наши театральные группы «Бибабо» и «Скоморошки», и я стараюсь научить детей всему тому, что знаю сама.

14.05.15.

Подготовила учитель-логопед, педагог БДО Черняева Г.П.

P.S. Дополнительно слушателям мастер-класса были даны сведения об используемых на логопедических занятиях индивидуальных и демонстрационных играх, в том числе о электронных играх и авторских разработках:

- «Фишки-крышки»,

- «Тввёрдость-мягкость»,

- «Гласные-согласные»,

- «Йотированные гласные»,

- «Мультипанорама»,

- «Почитайка»,

- «Баба Яга учится читать»,

- «Игры для Тигры» и др.    

   Приложение:

-Регистрация, отзывы.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность – цели, задачи, технологии. 14.05.15. Подготовила учитель-логопед, педагог БДО Черняева Галина Петровна Кто успевает в науках, но отстаёт от добрых нравов, тот больше отстаёт, чем успевает. Я.А.Каменский

Слайд 2

История создания кукольных театров в нашей школе начинается с 2007года. «Бибабо» - театр пальчиковой и перчаточной куклы.

Слайд 3

«Говорящие» тростевые куклы: Буратино, лиса Алиса, кот Базилио, Карабас Барабас

Слайд 4

Изготовление декораций

Слайд 5

Техника «Нитерисование»

Слайд 6

Техника «Пластилинорисование»

Слайд 7

Техника «Папье-маше» - маски

Слайд 8

Рождением театра «Скоморошки» мы обязаны Сергею Борисовичу Соловьёву, режиссёру – постановщику Центрального Академического Театра Кукол им. С.В Образцова, куратору Блока Дополнительного Образования в южном округе. Лидия Викторовна Сурикова – режиссёр анимационного кино, почётный член Союза кинематографистов России. До недавнего времени работала в ГОУ СОШ № 505.

Слайд 9

«Новые приключения Буратино»

Слайд 10

Театр «Скоморошки» – с 2009 года. Первый персонаж…

Слайд 11

Спектакль «Мойдодыр»

Слайд 12

«Сказка о золотой рыбке на новый лад»

Слайд 13

Выступление в г.Санкт-Петербурге. «Сказка о золотой рыбке на новый лад»

Слайд 14

Лиса и волк

Слайд 16

Посвящение в первоклассники

Слайд 17

В день открытых дверей

Слайд 18

Встречаем 2014 год

Слайд 19

1 сентября - день знаний

Слайд 20

Концертный номер «Грибы» – 24 участника

Слайд 21

Концертный номер «Грибы» – своеобразная форма костюмированного представления образовательного достижения Предметный результат – в повторении темы «Грибы», в здоровьесбережении, в учебно-практической деятельности; Метапредметный результат в том, что мы активно используем речевые средства и решаем задачи творческого и поискового характера; Личностный результат – в раскрепощении и умении выступить перед аудиторией.

Слайд 22

Ход конём – лечение иппотерапией

Слайд 23

Дружба – это не работа…