Педагогический проект «Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка
Я, Кудриков Михаил Анатольевич, педагог дополнительного образования, являюсь руководителем детской студии сценического искусства «Лучики». Дополнительная образовательная программа, на основе которой я строю свою деятельность, рассчитана на детей 6-17 лет и включает следующие разделы: «Техника речи», «Культура речи», «Культура общения», «Литературное творчество», «Основы сценического актерского мастерства», «Ритмопластика». Проект, который я хочу представить вашему вниманию, назван так:
«Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка».
Почему я обратилась к этой проблеме?
Ребёнку 7 лет, он идёт в школу. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Нужны ли младшим школьникам навыки взаимного общения, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все – от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все эти проблемы разрешимы и могут быть реализованы через приемы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов. Они применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Инсценировать, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно с выдумкой проводить уроки, выходящие за грань привычного, внеклассные мероприятия, праздники – во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.
Театральные игры являются наиболее эффективной педагогической технологией развития творческой личности детей младшего и среднего школьного возраста
Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения, поставленная в законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых в современном обществе. Практические задачи дополнительного образования детей определены следующим образом: «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга».
Образовательное пространство учреждений дополнительного образования детей создаёт самые благоприятные условия для их реализации.
Актуальность проблемы обусловлена качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях.
Детский театр - это попытка дать детям почувствовать радость творчества. При этом сама структура театра, синтезирующая различные искусства, дает возможность детям раскрыть в себе очень разные творческие способности. Они могут быть артистами, художниками, скульпторами, музыкантами, танцорами. Поэтому эти занятия очень полезны для детей и приятны для взрослых.
Занятия в театральном объединении помогают ребёнку научиться адекватно оценивать себя и свои возможности, встраиваться в коллектив, определяя то место, ту роль, которая присуща только ему.
В современном российском обществе остро стоит проблема утраты подрастающим поколением духовно-нравственной культуры. Поэтому в процессе образовательной деятельности мы сталкиваемся со следующими противоречиями:
между необходимостью формирования творчески активной личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью | и | социумом, в среде которого происходит доминирование Цивилизации над культурой, что, по - преимуществу, формирует человека-потребителя материальных благ, потребителя культуры |
Данный проект призван найти пути решения следующих проблем:
утрата подрастающим поколением духовно-нравственной культуры;
отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культурных ценностей у обучающихся;
проблема формирования у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми; развития адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков.
Предметом исследования является Театральное творчество как наиболее естественный, органичный для детей вид деятельности, который позволяет расширить творческие возможности ребёнка и помогает психологической адаптации в коллективе.
Через разыгрывание пантомим, постепенным включением спонтанных высказываний школьники выходят на осознание устного общения, учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Участие в театральной деятельности дает очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с приятелями, с пожилыми людьми и инвалидами, опыт правильного телефонного разговора, поведения в общественных местах. Театр позволяет кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные сказки, их сюжеты, раскрыть через инсценирование особенности героев, их характеров. “Репертуар” расширяется по мере необходимости.
Цель проекта
создание условий для раскрытия творческой индивидуальности ребёнка через включение его в театральную деятельность
Важнейшими задачами исследовательского проекта являются
1)обучающие:
- формирование специальных знаний и умений, связанных с театральной деятельностью;
- формирование навыков исполнительской культуры;
- обучение самостоятельной работе над собой и над ролью.
2) развивающие:
- реализация творческих способностей ребёнка посредством искусства кукольного театра и театральной деятельности в целом на основе развития личностных качеств;
- развитие коммуникативных, организаторских умений;
- содействие развитию индивидуальной личной культуры.
3) воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за себя как части единого коллектива;
- воспитание внутренней психотехники актёра;
- воспитание потребности в постоянной работе над своей личностью, над образом.
- формирования у обучающихся культуры достоинства; самовыражения личности.
Реализация данного исследовательского проекта предполагает, что если ребёнок занимается в театральном объединении, то он получает возможность проявить свои разносторонние способности, создавая собственные произведения в процессе педагогически организованной художественно-творческой деятельности.
1 этап работы над проектом – подготовительный.
- Подбор литературы по проблеме исследования
- Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей.
- Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности.
На данном этапе дети постигают основы зрительской культуры, искусства кукольного театра. В этот период осуществляется:
- подготовка психофизического и творческого (актёрского) аппарата ребёнка;
- теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными навыками сценического мастерства.
2 этап – основной.
Деятельность направлена на дальнейшее развитие приобретённых умений, навыков, совершенствование исполнительского мастерства, реализацию творческой инициативы:
- выработка умений и навыков по организационной деятельности;
- установление тесных отношений между детьми и родителями через совместный досуг;
- реализация способностей детей через образовательную деятельность в различных видах творчества;
- анализ, диагностический срез, исследование личности воспитанника
- Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителями по проблеме реализации педагогического проекта.
- Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей воспитанников театральной студии.
Заключительный этап
предполагает применение полученных знаний и реализация творческих способностей в преобразовательной деятельности:
- соучастие воспитанников в создании спектакля, индивидуальная работа над ролью;
- предоставление возможности каждому ребёнку к самоопределению через участие в театральной и досугово - творческой деятельности;
- организация проектной деятельности, создание авторских сценариев, показы и просмотры;
- организация занятий в разновозрастных творческих группах, где старшие воспитанники выступают в роли инструкторов.
На уроках театра важно, прежде всего, сформировать у детей умение работать в малых группах, дать основы актерских навыков, научить удерживать мобилизацию, владеть произвольным вниманием, работать в коллективе. Это первый этап обучения актерскому мастерству. Идет освоение закона коллективной работы: “Быть в нужное для общего дела время в нужном месте”. Тогда все получится. То есть идет организация работы коллектива и нарабатываются коммуникативные навыки. Что с успехом может переноситься на другие уроки, где ученики так же готовы общаться, работать малыми группами, легко переходить из группы в группу, легко менять роли “лидер – ведомый”, “ученик – учитель”.
Предполагаемые результаты проекта:
- Теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными навыками сценического мастерства, практическое применение знаний и умений.
- Овладение профессионально-значимыми качествами: эмоционального восприятия речи, образного мышления, воображения, двигательной координации, умения импровизировать.
- Реализация способностей детей через образовательную деятельность в различных видах творчества.
- Обучение воспитанников умению делать самостоятельный выбор, формирование коммуникативных навыков.
- Готовность и способность к творчеству не только в искусстве, но и в науке и других областях жизни и деятельности.
Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. Параметры определения творческой активности и коммуникативных способностей детей следующие:
активная речь, общительность, желание участвовать в театральных играх, эмоциональная отзывчивость, умение передавать мимикой и жестами основные эмоции, умение вести диалог, умение слышать и слушать партнёра, встраиваться в коллектив
Вывод
Практическая значимость данного проекта для других педагогов.
Инновационная деятельность по использованию арт-педагогических технологий подтвердила свою продуктивность. В процессе работы над проектом мне удалось убедиться в том, что искусство как дидактическое средство, интегрирующееся в различные школьные предметы, воспитательные мероприятия, создаёт наиболее благоприятные условия для формирования эстетического и этического иммунитета как показателя духовно- нравственной культуры личности. Данный проект рассматривается в контексте образовательной технологии «Педагогический театр», которая может быть востребована учителями-предметниками, школьными психологами, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования;
- использование приемов театральной педагогики удачно вписывается в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности;
- участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;
- в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;
- театральная педагогика дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;
- участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение.