РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ (методические рекомендации по работе над постановкой речи младших школьников)
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМОНДАЦИИ
по работе с детьми младшего школьного возраста)
Подготовил педагог дополнительного образования
ГБОУ ЦДиК «Южный»:
Кудриков М.А.
Во все времена ценились такие качества речи, как грамотность, смысловая точность и логическая стройность, чистота и благозвучие, выразительность, образность, эмоциональность.
Жизнь требует от нас постоянного общения, и один из залогов его успешности - чистая и правильная речь. Статистика неумолима: сегодня неуклонный рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. И очень важно вовремя обратить внимание на эти нарушения и помочь ребенку исправить их.
Речевой тренинг – это раскрытие голосоречевого потенциала, профилактика и коррекция голосоречевых заболеваний. Это мощный инструмент для включения психики и всего организма в активную работу.
Речевой аппарат человека – самый совершенный и самый хрупкий из всех музыкальных инструментов, который требует к себе необычайно бережного отношения.
Особое внимание необходимо уделять работе над текстом. Существуют специальные методы и приемы работы с текстом, которые способствуют более глубокому пониманию и быстрому запоминанию (вместо механического зазубривания) и успешно применяются как детьми, так и взрослыми.
Работа с разными по стилю текстами способствует развитию смысловой и выразительной сторон речи, памяти, воображения, логического и образного мышления, умению выразить свою мысль ясно и точно, действовать словом ярко. А чтение вслух – это еще и своеобразная терапия: снимается эмоциональное напряжение, повышается иммунитет, улучшается кровоснабжение, нормализуется давление и работа сердца.
Речевой тренинг необходимо проводить с учетом возрастных и физиологических особенностей, психофизических возможностей. Используются современные научно-методические разработки по дыханию, голосоведению. На формирование голоса и речи с раннего детства сильное воздействие оказывает та звуковая среда, в которой живет и развивается человек: радио и ТВ, родители и друзья, детский сад, школа. Речь ребенка формируется по подражанию. Ребенок говорит так, как слышит. Далеко не всегда окружающая речь бывает благозвучной и правильной.
Недоразвитие речевого и фонематического слуха, неправильное звукопроизношение и интонационная бедность отрицательно сказываются при обучении чтению, письму, на развитии интеллекта.
И так начнем. В комплексе, который я предлагаю, используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
В первые месяцы педагог сам проговаривает текст, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал и т.д.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в свободной деятельности. Дыхательная гимнастика выполняется при открытой форточке или сразу после проветривания помещения.
Дыхательная гимнастика:
Формирование диафрагмального дыхания
«Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.
«Часики»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
«Щука»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
«Наклоны»
Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх),
Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):
Тук,тук,тук,тук, тук, тук (руки вперед, вверх),
Пауков найдет он тут (руки вниз назад).
«Шагают ножки»
Во время ходьбы на месте — руки вверх — вдох, опустить руки — выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам,
В ямку — бух! (Присесть.)
Дифференциация носового и ротового дыхания
«Вдох-выдох»
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения):
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша.
Как? Покажем малышам.
«Ветер дует»
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).
Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания
«Деревце качается»
Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя)
Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево).
Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя)
Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх).
«Осенние листики»
Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.
Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)
На веточках сидели.
Дунул ветерок (подуть на листочки),
И мы полетели (легкие взмахи руками),
Мы летели, мы летели (медленно приседать)
И на землю тихо сели (присесть).
«Одуванчик»
Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть и выдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелек.
«Снежинки»
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
«Пила»
Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя — вдох, руки от себя с замедлением движения — выдох.
Пила, пила
Пили живей,
Мы домик строим
Для зверей.
«Повороты»
Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.
Боком-боком, боком-боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
«Перекаты»
Выполняется стоя, руки на поясе, подниматься на носки — вдох, опускаться на пятки — выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.
Ты носочки поднимай,
Ты носочки опускай.
Чики-чики-чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка — на дудочке,
Петушок — на будочке,
Зайчик — на тачке,
Мальчик — на собачке.
«Хлопки»
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох — развести руки в стороны, на выдох — поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик,
Целый день играет ежик.
С барабаном за плечами,
Ежик в сад забрел случайно.
«Стирка»
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох.
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю.
«Ищем землянику»
Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе — выдох. Выпрямиться — вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги — быстро собираем ее, придется опять наклониться.
Мы шли, шли, шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ищем ягодку опять.
«Колеса»
Выполняется стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.
Катились колеса,
Колеса, колеса,
Катились колеса,
Все влево, все косо.
Скатились колеса
На луг под откос,
И вот что осталось
От этих колес.
«Зайка скачет»
Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.
Прыг-скок, прыг-скок,
Зайки скачут: скок-поскок
На зелененький лужок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг — зайчонок под кусток.
«Зарядка»
Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание свободное.
Все выходят по порядку (ходьба на месте),
Дружно делают зарядку:
Влево-вправо! Влево-вправо (наклоны)!
Получается на славу (присесть)!
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть (потрясти руками)!
Теперь можно отдохнуть (встряхнуть ступни ног).
Раз-два! Раз-два (наклоны туловища)!
Замелькали пятки (бег на месте),
Как чудесно босиком (бег на носках)
Бегать на зарядке (бег на пятках)!
Умеют все ребятки
С носочков встать на пятки (соответствующие движения),
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Вот так, вот так:
Присесть и разогнуться.
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!
Теперь можно отдохнуть.
Развитие речевого дыхания
«Погрей ладошки»
Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».
Зайка беленький сидит (присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (встать, потирая руки)
Надо лапочки погреть (подуть на них).
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать (поскакать).
«Жук жужжит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно размахивать руками),
Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами),
(руки рупором, произносить звуки на выдохе).
«Паровоз гудит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у».
Мчится поезд
Во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками):
Чух-чух! Чух-чух!
Паровоз гудит (остановиться):
У-у-у-у-у-у-у (погудеть).
«Петушок кричит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у ».
Тихо-тихо все кругом (сидеть на корточках),
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать, руки поднять вверх),
Всех ребяток разбудил (подняться на носки):
«Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).
«Ребята заблудились»
Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау».
Летом Вова и Марина
В лес ходили за малиной.
Они кричали в лесу:
Ау-ау-ау!
«Буква О»
Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Не под окном, а около (руки вверх, в стороны, кругом)
Каталось О и охало (дважды плавные круговые движения перед собой),
О охало, О охало (те же движения)
Не под окном, а около (руки в стороны, вниз).
«Длительность дыхания». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохните, задержите дыхание и медленно произнесите:
Как на горке на пригорке
Стоят двадцать два Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Можно достичь сочетания 22-х Егорок.
Артикуляционная гимнастика для губ:
«Рекламная растяжка».
Представляем огромную рекламную растяжку через улицу и начинаем губами вытянутыми в «Пяточёк» , писать красивыми буквами свое полное имя, отчество и фамилию.
«Шторки».
1 – Верхняя губа поднимается так, чтобы зубы обнажились; 2 – Губы принимают и.п. ;
3 – Нижняя губа опускается обнажая зубы; 4 – губы возвращаются на место. Сначала упр. делаем без звучно. Потом подключаем звучание. «верхняя шторка» - М, «нижняя шторка» - З, возвращение губ в и.п. – М. При усталости губ сильной струей воздуха заставляем вибрировать губы со звуками (тпр-р-р-у). Полезно придерживать рукой нижнюю челюсть, чтобы исключит ее движение.
«Покусывание». Начинаем с поочередных покусываний верхней и нижней губы с убыстрением темпа.
«Жвачка». Делаем активные крупные жевательные движения, при смыкании челюстей происходит «почесывание» губ с внутренней стороны.
«Почесывание». Нижние зубы почесывают верхнюю губу; верхние нижнюю губу. Начинаем медленно, затем увеличиваем темп движения.
«Хоботок - Улыбка».
«Горизонталь». Собрать губы в «Пяточек» вытянуть их делать движение влево – вправо с фиксацией в крайних точках. Упр. Делается с убыстрением.
«Вертикаль». Вверх –вниз.
Артикуляционная гимнастика для языка
«Двойные уколы в щеки» Делаем резкие и сильные уколы языком в щеки. То в левую, то в правую сторону.
«Жало». Острым и длинным языком , производим двойные уколы в выбранную условную точку нашей аудитории (внизу, вверху, справа, слева, сзади).
«Часовая стрелка» - 1 вариант: Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Проводим вращательные движения языком за сомкнутыми губами, язык гладит верхние и нижние десны. Направление языка меняется. 2 вариант: повторить те же движения, но язык оказывается за зубами и гладит по кругу мягкое небо и уздечку. В этом варианте вся нагрузка приходит на корень языка.
Работа над голосом.
«Шмель», «Ветер», «Гудок».
Вдох через нос (короткий). Пауза, выдох через рот с подключением голоса в виде звукоподражания полету шмеля, шуму ветра или гудку паровоза.
Работа над дикцией:
Дикция зависит от грамотной работы органов речи. Упражнения на дикцию и артикуляцию направлены на выработку умения правильно произносить звуки, что достигается с помощью скороговорок, которые важно произносить не столько быстро, сколько отчетливо.
«Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный».
«Бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа ».
«Королева Клара карала Карла за то, что Карл украл кораллы».
«Враль клал в ларь, Враля брала из ларя».
«Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку Грека цап».
«Шли три попа, говорили за попа, про Прокопия попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича».
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
«Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки и половинку сушки».