Конспект занятия Знакомство с мнемотехникой "Пересказ сказок" для детей старшего дошкольного возраста

Полякова Анна Юрьевна

Формирования навыка пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий, со скрытым смыслом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Красносельского района детский сад  № 86

г. Санкт - Петербурга

Конспект занятия

Знакомство с мнемотехникой "Пересказ сказок" для детей старшего дошкольного возраста

                                                               Разработала: воспитатель

                                                                     Полякова Анна Юрьевна

г. Санкт-Петербург

2024 г

Тема: «Знакомство детей с мнемотехниками»

Возраст детей:  5-6 лет

Цель: Формирования навыка пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий, со скрытым смыслом.

Задачи: 

- Учить детей навыку преобразования символов «Мнемотехник» в слова и предложения;

- Развивать монологическую речь расширяя словарный запас и кругозор; 

- Формируем логическое и образное мышление умение устанавливать причинно-следственные связи;

- Совершенствовать умение запоминания информации, быстро и надолго, развивать слуховое внимание, мышление, воображение, интеллектуальные и творческие способности;

- Воспитывать умение внимательно слушать выступления товарища.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций сказочных героев.

Материалы и оборудование: 

Методы и приёмы: беседа, игры, отгадывание загадок.

Словарная работа: мнемотехник, мнемодорожек, мнемоквадраты, схема, таблица.

Ход НОД

1.Вступительная часть

  Ребята, сегодня мы с вами будем рассказывать сказки, но не обычным способом, а с помощью специальных картинок-схем. Этот метод называется "Мнемотехника" - искусство запоминания. Это название, может показаться сложным и непонятным, хотя вы сталкиваетесь с этим каждый день. Приходя в детский сад в раздевалке у каждого на шкафчике нарисована картинка, по которой вы узнаете свой шкафчик. Так же в туалетной комнате вы по картинке пользуетесь своим полотенцем и в спальне вы легко находите свою кроватку по картинке. И с  этим  вам помогают " Мнемоквадраты", которые вы запомнили. Это и есть "Мнемотехника". Она помогает нам очень часто везде и во всем.

     И сегодня мы будем с помощью «Мнемодорожек» - Это картинки, расположенные в одну линию, как дорожка. Разгадывать загадки. Готовы к увлекательному занятию?

II. Основная часть

А для начала давайте поиграем.

1 «Что загадали»

 Я буду показывать изображения сказочных героев, а вы называть и говорить в каких сказках можно их встретить.

 (показ карточек с изображением сказочных героев) Ответы детей

Молодцы всех узнали идем дальше.

2 «Кто лишний»

А здесь герои сказок перепутались, давайте им поможем и уберем лишних персонажей.

(показ карточек с изображением таблиц сказочных героев) Ответы дете.

     Хорошо ребята справились, помогли героям. Сейчас будьте внимательны! Будем разгадывать загадки, но не простые. Ответ у каждой загадки хочется произнести в рифму, но он является не правленым, чтоб дать верный ответ необходимо внимательно послушать и немножечко подумать.

3 «Загадки - обманки.»

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко,

Звали песика... (не Тотошка, а Шарик)

Друг зверей и друг детей

Добрый доктор ... (не Бармалей, а Айболит!)

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок

Этот грустный... (не Пятачок, а Иа)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его … (не Незнайка, а Карлсон)

Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это, дети... (не Айболит, а Карабас-Барабас)

С голубыми волосами

И огромными глазами,

Эта куколка - актриса,

А зовут ее ... (не Алиса, а Мальвина)

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Сунул нос свой в котелок.

Кто же это?... (не Колобок, а Буратино)

Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали ... (не Чебурашка, а Колобок)

Из муки его слепили,

Словно солнышко, приметный.

По тропинке покатился

Кто, скажи? ... (не Кащей Бессмертный, а Колобок)

И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут ... не Снегурочка, а Дюймовочка

Жил в бутылке сотни лет,

Наконец, увидел свет,

Бородою он оброс,

Этот добрый … (не Дед Мороз, а джин... Старик Хоттабыч)

Он сыграет на гармошке

У прохожих на дорожке.

Не возьму я как-то в толк,

Заяц это или... (Не волк, а Крокодил Гена)

Все узнает, подглядит,

Всем мешает и вредит.

Ей лишь крыска дорога,

А зовут ее... (не Яга, а Шапокляк)

В дремучем лесу, на болоте

Вы её непременно найдёте.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

Зовут ее ... (не Снегурка, а Кикимора Болотная)

Молодцы! Вы все справились очень хорошо.

А теперь немного разомнемся

4 Физкультминутка:

А теперь мы все зверята:

Поскакали как зайчата,

Повертелись как лисята,

Потоптались как слонята,

Как жирафы потянулись

И на парты оглянулись.

Вперевалочку как мишки

Тихо сели мы за книжки

  Вот и пришло время познакомиться с мнемодорожками. Это такие дорожки. которые будут помогать нам рассказывать сказки, стихи, загадки. Попробуем с помощью дорожек рассказать сказку «Волк и семеро козлят». (Показ мнемодорожек и объяснение значения каждого мнемоквадрата, находя между ними логическую связь.)

Молодцы ребята хорошо справились с заданием. А теперь давайте вместе с вами придумаем схему к новой Сказке. (Воспитатель предлагает новую сказку и вместе с детьми составляет по ней Мнемодорожеку. )

5 Составление Мнемодорожки с детьми

III.Заключительная часть:

    Замечательно! Занятие наше подошло к концу, и я хочу вам сейчас рассказать китайскую мудрость.

     " Скажи мне, и я забуду

     Покажи мне, и я может быть, запомню

      Вовлеки меня, и я пойму"

     Это фраза означает то , что когда нам просто говорят о чем - то новом, мы не всегда это запоминаем, а если мы это увидели, то обязательно запомним, а когда мы сделаем что - то сами, то конечно мы это уже умеем и знаем.

   Ребята с каким новым словом мы познакомились? И что оно означает? Чем помогает нам этот способ? При помощи чего мы сегодня рассказывали сказки?