Программа детского объединения "Школа раннего развития"

Кирилюк Светлана Ивановна

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования.  Программа состоит из двух модулей: "Занимательная математика" и "Занимательная грамматика". Программа «Школа раннего развития» является первой ступенькой для обучения и развития творческой личности каждого ребенка при помощи занимательных игр и занятий. Срок реализации программы 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_rannego_razvitiya.docx62.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Лахденпохский Центр детского творчества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

социально-гуманитарной направленности

Возраст обучающихся: 5- 7лет

Срок реализации:2 год

Автор-составитель:

Кирилюк Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования

г. Лахденпохья 2024 г.

Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дошкольное детство – чрезвычайно важный этап развития человека, период

активного освоения им социального пространства. В связи с этим трудно переоценить значение образования в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент развития личности ребенка, ее базовая культура.

Дети, не посещающие дошкольные учреждения, не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу, круг контактов в социальной сфере у них ограничен. Поэтому для детей данной категории существует потребность в компенсации личностного развития и выравнивания стартовых возможностей для поступления в школу.        Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными.

Программа направлена на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

Программа предусматривает возможность заниматься с обучающимися по

индивидуальным образовательным маршрутам.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федерального закона от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерацииповопросамвоспитанияобучающихся»;
  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года №678-р;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказа Министерства образования Республики Карелия от 02.07.2019 года № 721 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Направленность программы–социально-гуманитарная.

Актуальность программы  заключается в том, что она является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми и взрослыми, обеспечить разностороннее развитие детей.

 Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она содействует формированию социально значимых знаний, умений и навыков, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.

Новизна программы

Программа «Школа раннего развития» является первой ступенькой для обучения и развития творческой личности каждого ребенка при помощи занимательных игр и занятийВ этот период они впервые овладевают новым видом деятельности (учебной), круг их общения значительно расширяется. Процесс учебной деятельности ребенка осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Отличительная особенность программы в том, что подготовка к школе:

  • носит развивающий характер;
  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • обеспечивает формирование ценностных установок;
  • ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
  • организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности: готовит переход от игровой к учебной и творческой  деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. 

Программа построена также на основе педагогических принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.,  
  • личностная ориентированность процесса обучения и воспитания,  
  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность,  ведущую для этого периода развития,  
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка,  
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, готовности к взаимодействию с окружающим миром,
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, создание условий для единого старта детей в первом классе.

Адресат программы

Рабочая программа «Школа раннего развития» рассчитана для обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет и составлена с учетом знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей.

Психолого-педагогические особенности детей от 5 до 7 лет.

В этот период у детей жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжает совершенствоваться речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Набор детей в творческое объединение проводится в конце летних каникул и в начале учебного года на добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей) или лиц, их заменяющих.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 2 года, общее количество часов – 288.

 Программа состоит из двух Модулей - «Занимательная математика» (144 часа) и «Занимательная грамматика» (144 часа).

Форма обучения - очная.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность академического часа – 30 минут.

Состав группы – постоянный – 12 человек. Группы обучающих формируются в соответствии с желанием детей, независимо от объёма их знаний, умений и навыков.

1.2 Цель и задачи программы

Цель. Содействовать комплексному развитию детей: формированию умственных, коммуникативных, двигательных, творческих способностей, подготовке их к дальнейшему обучению в школе и социальной адаптации.

Задачи

Предметные:  

  • формирование умения следовать инструкции педагога и правильно еѐ выполнять;
  •  формирование умения наблюдать, анализировать, сопоставлять, сравнивать и выделять характерные и существенные признаки предметов;  
  • формирование умения обобщать, рассуждать и делать выводы;  
  • формирование навыков звукового анализа слов, грамматически правильной речи;  расширение развитие связной, диалогической и монологической речи;  
  • формирование знаний, умений и навыков по основам математики;
  • формирование умения самостоятельно решать простейшие задачи в процессе обучения;
  • обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.

Метапредметные: 

  • развитие сенсорных способностей;  
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти;  
  • формирование умения владеть произвольным вниманием;  
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи;  
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие воображения и фантазии;  
  • развитие эмоциональной сферы ребѐнка, способности к сопереживанию и сочувствию;  развитие образного и логического мышления;  
  • развитие умственных и художественных способностей;  
  • развитие интересов детей и их художественного вкуса;  
  • способствовать развитию мотивации к учению и формированию интереса к самому процессу обучения.

Личностные:  

  • формирование коммуникативных навыков;  
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым;  формирование навыков организованного поведения на занятиях и в повседневной жизни;  формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности;  
  • формирование волевых качеств: выполнять установленные нормы поведения, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости и целеустремленности в достижении конечного результата;  
  • воспитание активности и творческой изобретательности в процессе  деятельности;  воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

1.3 Содержание программы.

Учебно-тематический план Модуля «Занимательная математика» 1 года обучения

Название темы

Теория

Практика

Всего

Формы аттестации

1

Вводное занятие. Входная диагностика

1

1

тестирование

2

Признаки предметов: цвет, размер, форма

1

2

3

наблюдение

3

Пространственные и временные представления

1

2

3

наблюдение

4

Считаем до 5

3

14

17

наблюдение

5

Больше, меньше, равно

1

4

5

наблюдение

6

Геометрические фигуры

1

4

5

наблюдение

7

Считаем до 10

4

18

22

Промежуточная аттестация

8

Логические игры и упражнения

5

10

15

наблюдение

11

Итоговая диагностика

1

1

Итоговая аттестация,

тестирование

Итого

16

56

72

Содержание учебно-тематического плана по «Занимательной математике» 1 года обучения

Тема

Содержание

Теория

Практика

Средства контроля

Вводное занятие. Входная диагностика

1

тестирование

Признаки предметов

- Цвет, размер. Игры «Найди свой дом», «Что изменилось»

-Форма.Игры «Математическое лото», «Найди ошибку».

-Игры с Машей - Растеряшей

1

2

наблюдение

Пространственные и временные представления

-Сверху, снизу, спереди, сзади, между. Путешествие на поезде.

-Игра «Где что находится?».

- Игра «Где что находится?».

1

2

наблюдение

Считаем до 5

-Числа 1,2. В гостях у тетушки Совы

Игра «Верно-неверно».

-Числа 3,4. Игра «Веселый счет». Состав числа.

-Число 5. В гостях у тетушки Совы. Игра «Магазин». Состав числа

-«Математическое лото».

--«Математическое лото».

-Игра–путешествие в заколдованный лес.

3

14

наблюдение

Больше, меньше, равно

-Знаки: больше, меньше, равно.

-Игры с Буратино.

1

4

наблюдение

наблюдение

Геометрические фигуры

-Геометрические фигуры: круг и овал, квадрат, треугольник и четырехугольник.

-Игры: «Что изменилось», «Найди ошибку»

-Геометрия в посуде. Аппликация

1

4

наблюдение

Считаем до 10

-Числа 6,7. В гостях у тетушки Совы. Игра «Найди свой домик»

-Игры с Машей-Растряшей

-Числа 8,9. Игра «Магазин». Состав числа

-Число 10. В гостях у тетушки Совы. «Математическое лото»

-Логические цепочки.

-В гостях у Винни-Пуха

4

18

Промежуточная аттестация

Логические игры и упражнения

-Игра «Вы поедете на бал?»

-Математические квадраты

-Рассеянный художник

-Соедини и разукрась картинку по точкам

-Игры с Лунтиком

5

10

наблюдение

Итоговая диагностика

Тестирование

1

Итоговая аттестация

Учебно-тематический план Модуля «Занимательная грамматика» 1 года обучение

Название темы

Теория

Практика

Всего

Формы аттестации

1

Вводное занятие. Входная диагностика

1

1

тестирование

Гласные буквы

10

16

26

наблюдение

Согласные буквы

10

34

44

наблюдение

11

Итоговое занятие. Итоговая диагностика

1

1

итоговое тестирование

Итого

20

52

72

Содержание учебно-тематического плана

Модуля «Занимательная грамматика» 1 года обучения

Тема

Содержание

Теория

Практика

Средства контроля

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

1

тестирование

Гласные буквы

-Гласные буквы А-Я. Путешествие в страну «Буквария»

-Гласные буквы О-Ё. Игры «Ветер», «Прятки». «Буквы заблудились».

-Закрепление. Конструирование букв. Игры «Ворона», «Карты»

-Гласные У-Ю. Путешествие в страну «Буквария»

-Гласные буквы Ы-И. Игра «Перепрятки». Аппликация

-Закрепление. Игра «Буквы спрятались». Моделирование букв из счетных палочек

-Гласные буквы Э-Е. Игры «Буквы рассыпались», «Подбери пару».

-Закрепление. Лепим буквы.

10

16

наблюдение

Согласные буквы

- Согласные буквы С, З. Путешествие в страну «Буквария». Игры «Прятки», «Ветер».

- Закрепление. Конструирование букв. Чтение слогов и слов с буквами

-Согласная буква Н. Игра «Кубики».

-Закрепление. Моделирование букв.

-Согласные буквы К, Г. Игра «Поезд». Чтение слогов и слов. Разукрась картинку по буквам

-Закрепление. Игры С Буратино.

-Согласные буквы Т, Д. Путешествие в страну «Буквария». Игра «Вороны».

-Закрепление. Игра «Лото».

-Согласные буквы Л, М. Игра «Подбери пару». Моделирование букв из платилина

-Закрепление. Конструирование букв.

-Согласная буква Р. «В стране Буквария». Прочитай пословицу

-Закрепление. Игры с Незнайкой.

Чтение слов и слогов.

10

34

наблюдение

Итоговое занятие.

Итоговая диагностика.

1

Итоговое тестирование

Учебно-тематический план Модуля «Занимательная математика» 2 года обучения

Название темы

Теория

Практика

Всего

Формы аттестации

1

Вводное занятие. Входная диагностика

1

1

тестирование

2

Признаки предметов: цвет, размер, форма. Повторение

2

2

наблюдение

3

Пространственные и временные представления. Повторение

2

2

наблюдение

6

Геометрические фигуры. Повторение

3

3

наблюдение

7

Считаем до 10. Логические игры и упражнения

10

10

Промежуточная аттестация

Больше, меньше, равно.

1

2

3

9

Считаем до 20

5

35

40

наблюдение

10

Логические задачи, игровые упражнения

10

10

наблюдение

11

Итоговая диагностика

1

1

Итоговая аттестация,

тестирование

Итого

6

66

72

Содержание учебно-тематического плана по «Занимательной математике» 2 года обучения

Тема

Содержание

Теория

Практика

Средства контроля

Вводное занятие. Входная диагностика

1

тестирование

Признаки предметов

- Цвет, размер. Игры «Найди свой дом», «Что изменилось»

-Форма. Игры «Математическое лото», «Найди ошибку».

2

наблюдение

Пространственные и временные представления

-Сверху, снизу, спереди, сзади, между. Путешествие на поезде.

- Игры с Незнайкой.

2

наблюдение

Геометрические фигуры

-Геометрические фигуры: круг и овал, квадрат, треугольник и многоугольник

-Игры: «Что изменилось», «Найди ошибку»

-Геометрия в посуде. Аппликация

3

наблюдение

Считаем до 10. Логические игры и упражнения

-Числа от 1 до 5. Игра «Найди свой домик». «Что изменилось»

-Игры с Машей-Растряшей.

-Числа 6 до 10. Игра «Магазин».

-«Математическое лото».

-Логические цепочки.

-В гостях у Винни-Пуха.

-Состав числа

10

Промежуточная аттестация

Больше, меньше, равно

-Математические квадраты

-Рассеянный художник

- Игры с Незнайкой на сравнение

1

2

наблюдение

Считаем до 20

-Числа 11,12. Игра «Найди ошибку».

-Состав числа

-Числа 13,14. Игра «Веселый счет».

-Магические треугольники

-Числа 15,16. Игра «Верно-неверно».

Соедини картинку по числам

-Числа 17,18. Игра «Магазин».

-Состав числа

-Числа 19,20. Игра «Найди свой домик».

-Математические квадраты

-Игры с Лунтиком.

5

35

наблюдение

Логические задачи, игровые упражнения

-Задачи на смекалку.

-Задачи в стихах.

-Речевые логические задачи.

-Ребусы с числами

- Прочитай пословицу

10

наблюдение

Итоговая диагностика

Тестирование

1

Итоговая аттестация

Учебно-тематический план Модуля «Занимательная грамматика» 2 года обучение

Название темы

Теория

Практика

Всего

Формы аттестации

1

Вводное занятие. Входная диагностика

1

1

тестирование

Гласные буквы

6

6

наблюдение

Согласные буквы

14

50

64

наблюдение

11

Итоговое занятие. Итоговая диагностика

1

1

итоговое тестирование

Итого

14

58

72

Содержание учебно-тематического плана

Модуля «Занимательная грамматика» 2 года обучения

Тема

Содержание

Теория

Практика

Средства контроля

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

1

тестирование

Гласные буквы

-Закрепление. Конструирование и моделирование букв. Игры «Ворона», «Карты»

-Игры «Буквы рассыпались», «Подбери пару»

-Лепим буквы.

6

наблюдение

Согласные буквы

-Согласные буквы С, З, Н, К, Г, Т, Д, М, Л, Р. Повторение

Игры «Прятки», «Ветер», «Найди отличия»

- Закрепление. Конструирование букв. Чтение слов, слогов. Предложений.

-Согласные буквы В, Ф. Путешествие в страну «Буквария». Игра «Кубики».

-Моделирование букв.

-Согласные буквы Б, П. Игра «Вороны». «Найди отличия»

-Закрепление. Игра «Лото».

-Закрепление. Чтение слов и предложений.

-Согласные буквы Ж, Ш. Игры с Незнайкой.

-Закрепление. Моделирование букв.

-Согласная буква Щ. «В стране Буквария». Игра «Ветерок».

-Закрепление. Конструирование букв.

Согласная буква Й. Отличие и сходство букв И и Й. Моделирование из пластилина.

-Согласная буква Х. Игра «Кубики». Аппликация из бумаги

-Закрепление.  Игры с Буратино

-Согласные буквы Ц,Ч. Игра «Лото». Чтение слов и предложений. «Найди лишнюю»

-Закрепление. Лепка букв.

-Буквы Ъ, Ь.

-Закрепление. Игры с Незнайкой.

14

50

наблюдение

Итоговое занятие.

Итоговая диагностика.

1

Итоговое тестирование

1.4. Планируемые результаты

Предметные

  • Использование приобретенных знаний по математике и русскому языку, логики для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме.
  • Умения выполнять устно и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, работать с таблицами, схемами.
  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил поведения в обществе.

Метапредметные

  • Анализирование правил игр, сопоставление  полученного результата с заданным условием.
  • Умение сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Умение моделировать алгоритм решения задания в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Личностные

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности.

Результатом  работы по программе можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч  при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.

В начале и в конце учебного года обучения  проводится тестирование обучающихся на выявление уровня познавательных процессов.

По окончании 1 года обучения обучающиеся должны

Знать:

  • Состав числа в пределах 10
  • Счет предметов в пределах 10
  • Название геометрических фигур
  • Пространственные и временные представления
  • Гласные звуки
  • Отличие звуков от букв

Уметь:

  • Писать и сравнивать числа в пределах 10
  • Решать примеры в пределах 10
  • Читать и писать гласные буквы
  • Решать простые логические задачи
  • Моделировать и конструировать буквы
  • Находить слова с определенным звуком
  • Определять ударный звук

По окончании 2 года обучения обучающиеся должны

Знать:

  • Состав числа в пределах 20
  • Счет предметов в пределах 20
  • Название геометрических фигур
  • Пространственные и временные представления
  • Гласные и согласные звуки
  • Отличие звуков от букв
  • Правила деления слова на слоги

Уметь:

  • Писать и сравнивать числа в пределах 20
  • Решать примеры в пределах 20
  • Читать и писать гласные и согласные буквы
  • Различать гласные и согласные звуки
  • Решать простые логические задачи в пределах 20
  • Моделировать и конструировать буквы
  • Делить слова на слоги
  • Составлять предложения
  • Определять ударный звук

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

 

каникулы

 

аттестация

 

набор группы

текущее занятие

Месяц обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

 Неделя обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1 год обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц обучения

январь

февраль

март

апрель

 Неделя обучения

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

1 год

обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц обучения

май

Итого учебных недель и часов

 Неделя обучения

34

35

36

37

1 год обучения

 

 

 

 

36/72

36/72

Занятия в объединении начинаются с 12 сентября, и заканчивается 31 мая.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы.  

Занятия объединения проходят в учебном кабинете, оборудованном мебелью, учебными и дидактическими пособиями, техническими  средствами и литературой.

Материалы для работы -  лото, кубики, схемы, рисунки, пластилин, видео-уроки, презентации, демонстрирующиеся из сети Интернет.

Информационное обеспечение

При реализации рабочей программы используются  дистанционные образовательные технологии (интернет источники, см. приложение).

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий соответствующей технологией, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности объединения.

2.3. Формы аттестации

  • Первичная аттестация – в начале учебного года.
  • Текущий (в течение всего года) – зачет.
  • Промежуточная аттестация - в конце I полугодия – декабрь – зачет.
  • Итоговая аттестация –  II полугодие – май.

Формами представления образовательных результатов являются: итоговые занятия по пройденным темам, выставки детских работ, открытые занятия для родителей, индивидуальное тестирование, игровые мероприятия.

2.4 Оценочные материалы(см. приложение)

  • Протокол среза ЗУН обучающихся (первичной, промежуточной, итоговой аттестации).
  • Мониторинг результатов обучения  детей по рабочим программам.
  • Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения рабочих программам.

2.5 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Программа состоит из двух модулей: «Занимательная математика» и «Занимательная грамматика». Программа разработана на основе методики обучения С. Полякова. Включение в программу нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также является особенностью образовательного процесса.

Все дети имеют целый ряд общих возрастных характеристик, которые учитываются на каждом этапе обучения. Но каждый ребѐнок это – индивид, со своими, присущими только ему особенностями, поэтому обучение носит личностно-ориентированный характер. Ведущей деятельностью является учебно-игровая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • метод эмоционального стимулирования,
  • метод развития познавательного интереса.

Особое внимание уделяется развитию интеллектуально-творческого потенциала, воображения, мышления и дифференцированному подходу при освоении программы.

Методы воспитания: стимулирование, поощрение.

Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия:

  • беседа, рассказ,  показ,  речевые упражнения,  физкультминутки,  игры,  работа с наглядным и раздаточным материалом.
  • тестирование

Педагогические технологии: технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия

  • Проверка ЗУН (знаний умений, навыков), полученных на предыдущих занятиях
  • Изучение нового материала
  • Практическое применение полученных знаний
  • Контроль полученных знаний

Дидактические материалы

  • Наглядные пособия (плакаты, картинки, репродукции, муляжи),
  • игрушки, настольно-печатные игры,
  • рабочие тетради по предметам,
  • разработка и изготовление раздаточного и демонстрационного материала:  предметные и сюжетные картинки;
  • разработка и изготовление рабочих листов и бланков,
  • карточки с буквами и цифрами,
  • геометрический материал,  
  • счѐтный материал.

2.6.  Список литературы

1.  А.С.Герасимова «Тесты для подготовки к школе» Москва Изд. «Айрис-Пресс» 2004г. 160 с.

2. А.Копырин «Играем в буквы и цифры» Москва Изд. «Группа Аттикус 2008г. 98 с.

3. «1000 лучших упражнений для подготовки к школе» Москва Изд. «Росмэн-Пресс» 2008г. 208 с.

4.  О.С.Жукова «Книга заданий и упражнений» Москва Изд. «Астрель» 2010г. 96 с.

5. О.С. Жукова «Развивающие игры для будущих первоклассников» Москва Изд. «Астрель» 2008г. 96 с.

6. О. Холодов «За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей» Москва Изд. «Росткнига» 2009г. 80 с

7. Ю.А.Соколова «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет» Москва Изд. «Эксмо» 2007г. 64 с.

Интренет - ресурсы:

Приложение 1

Мониторинг результатов обучения  детей по рабочей программе

за _______-_______ учебный год

Детское объединение ___________________________________

год обучения __________  место занятий__________

Показатели  (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

кол-во чел.

Методы диагностики

1 полугодие

Учебный год

1.Теоретическая подготовка детей:

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний);

Собеседование,

Соревнования,

Тестирование,

Анкетирование,

Наблюдение,

Итоговая работа,

- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);

- максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

- минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);

Собеседование,

Тестирование,

Опрос,

Анкетирование,

наблюдение

- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);

- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

2. Практическая подготовка детей:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

 минимальный уровень (овладели менее чем ½  предусмотренных умений и навыков);

Наблюдения,

Соревнования,

Итоговые работы,

- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками,  предусмотренными программой)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании

- минимальный уровень (испытываютсерьезные затруднения при работе с оборудованием)

наблюдение

- средний уровень (работает с помощью педагога)

 - - максимальный уровень (работают самостоятельно)

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания)

Наблюдение,

Итоговые работы

- репродуктивный (выполняют задания на основе образца)

- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)

3. Обшеучебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

 минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога)

Наблюдение,

Анкетирование,

- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей)

- максимальный (работают самостоятельно)

3.1.2.  Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

Наблюдение,

Опрос,

-средний

-максимальный

3.1.3. Умение осуществлять учебно - исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

Наблюдение,

Беседа,

Инд. Работа,

-средний

-максимальный

3.2. Учебно -

коммуникативные умения:

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

Наблюдения,

Опрос,

-средний

-максимальный

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

наблюдения

-средний

-максимальный

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Самостоятельно готовят и убирают рабочее место

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

наблюдение

-средний

-максимальный

3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности

Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем ½  объема навыков соблюдения ТБ);

наблюдение

- средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков)

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

- удовлетворительно

- хорошо

-отлично

Наблюдение,

Итоговые работы

Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения рабочей программы

за _______ учебный год                                                                                                                                                                                                                                     Детское объединение ___________________________________

год обучения __________ место занятий__________

Показатели  (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

кол-во чел.

Методы диагностики

1 полугодие

учебный год

1.Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение

Способность выдерживать нагрузки, преодолевать трудности

-терпения хватает меньше чем на ½ занятия

наблюдение

- терпения хватает больше чем на ½ занятия

- терпения хватает на все занятие

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

- волевые усилия побуждаются извне

наблюдение

- иногда самими детьми

- всегда самими детьми

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

- находятся постоянно под воздействием контроля извне

наблюдение

- периодически контролируют себя сами

- постоянно контролируют себя сами

2.Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

- завышенная

наблюдение

-заниженная

- нормальная

2.2. Интерес к занятиям в д/о

Осознанное участие детей в освоении образовательной программы

- интерес продиктован извне

наблюдение

- интерес периодически поддерживается самим

- интерес постоянно поддерживается самостоятельно

3. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность

Отношение детей к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

- периодически провоцируют конфликты

наблюдение

- в конфликтах не участвуют, стараются их избегать

- пытаются самостоятельно уладить

3.2. Тип сотрудничества (отношение детей к общим делам д/о)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

- избегают участия в общих делах

наблюдение

- участвуют при побуждении извне

- инициативны в общих делах

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ

среза ЗУН обучающихся детского объединения

_________ / ___________ учебный год

Название детского объединения _________________________________________________

ФИО педагога ________________________________________________________________

Группа _______________________   Дата проведения _______________________________

Форма проведения ____________________________________________________________

Форма оценки результатов _____________________________________________________

Члены аттестационной комиссии ________________________________________________

Результаты

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Год обучения

Содержание аттестации

Оценка

Подпись педагога _______________________________

Подписи членов комиссии _______________________