Арфа — волшебный инструмент, -лишь только струн коснутся руки и нежные польются звуки…

Ловцова Анжелика Федоровна

Арфа — волшебный инструмент, -лишь только струн коснутся руки и нежные польются звуки…

 

г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" .                                 (Ловцова Анжелика Фёдоровна-учитель физики и астрономии).

 

Богиня инструментов всех — звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят — что даже птицы замолчат.
                                                                                                     (Арфа)

 

          

image

 

Арфа — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет треугольную форму в виде лука с натянутыми струнами, которые при игре издают благозвучную мелодию.

image

История создания арфы и ее возникновения уходит в глубокую древность. Считается, что прародитель инструмента – обыкновенный охотничий лук. Первобытные охотники подметили, что натянутая с разной силой тетива звучит неодинаково.

 

 

Далекий предок арфы — лук.
Хотя поверить в это трудно,
Но тетивы дрожащей звук
Был самым первым звуком струнным.

И в тот коротенький момент,
Когда стрела слетала с жилы,
Как музыкальный инструмент
Стрелку оружие служило.

Но вряд ли в наши времена
Мы грозный лук узнаем в арфе,
Когда находится она
В руках прелестной дамы в шарфе.

                                                 Дядина Г.

Охотник вставил в лук много жил и сравнил их звучание в необычной конструкции

Разные виды арф и лютня Источник Яндекс Картинки

Разные виды арф и лютня Источник Яндекс Картинки

 

 

 

 

Каждый древний народ имел инструмент оригинальной формы.
Особой любовью арфа пользовалась у египтян, которые называли ее «прекрасная», щедро украшали золотыми и серебряными вставками, драгоценными минералами.

Арфа с гробницы царицы, Месопотамия Источник Яндекс Картинки

Арфа с гробницы царицы, Месопотамия Источник Яндекс Картинки

Фреска в храме Египта Источник Яндекс Картинки

Фреска в храме Египта Источник Яндекс Картинки

Музыканты древнего Египта Источник Яндекс Картинки

Музыканты древнего Египта Источник Яндекс Картинки

Барельеф музыкантов в древнем Египте Источник Яндекс Картинки

Барельеф музыкантов в древнем Египте Источник Яндекс Картинки

На картинах и скульптурах тех времен, можно заметить, что лира- сестра арфы, в истории Средиземноморья была любима многими поэтами и певцами.

Лира Источник Яндекс Картинки

Лира Источник Яндекс Картинки

Лира была меньшего размера и легкой.

Древнеегипетская арфа, XIV век до н. э Источник Яндекс Картинки

Древнеегипетская арфа, XIV век до н. э Источник Яндекс Картинки

В Европе компактный предок современной арфы появился в VIII веке,
его использовали бродячие артисты.

В XVII веке инструмент использовали монахи и служители храмов для музыкального сопровождения богослужений.

Царь Давид, играющий на арфе первая четверть 17-го века. Работа Доменикино

Царь Давид, играющий на арфе первая четверть 17-го века. Работа Доменикино

Особой популярностью пользовались малые ручные арфы, полюбившиеся кельтам (Ирландия)

Ирландская арфа Источник Яндекс Картинки

Ирландская арфа Источник Яндекс Картинки

Ирландия единственная страна у которой символом является музыкальный инструмент арфа.

Ирландский герб и флаг Источник Яндекс Картинки

Ирландский герб и флаг Источник Яндекс Картинки

Пять октав — таков был звуковой диапазон инструмента, струны были расположены так, что можно было добыть звуки только диатонической (октава состоящая только из 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

В 1660 году в Австрии было изобретено механическое приспособление в виде регулируемых ключей, позволявшее менять тон звука, натягивая или опуская струны.
 Теперь чтобы укоротить струны, не нужно было использовать пальцы, около каждой из них располагались крючки, которые помогали увеличить тон.

В 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер усовершенствовал арфу, он изобрел педальный механизм игры на арфе.

Семь педалей, действовавших как проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, увеличивали на пол тона высоту звука.

Педальный механизм арфы Источник Яндекс Картинки

Педальный механизм арфы Источник Яндекс Картинки

Позже в 1810 году, французский мастер Себастьян Эрар модернизировал механизм Якоба Хохбрукера, и запатентовал арфу с двумя педалями.
На основе этой разновидности началось создание современных инструментов.

В этом же году он уехал в Лондон, где открыл отделение своей фабрики. Он обеспечил арфе звукоряд равный почти семи октавам, которая применяется и по сей день.

Себастьян Эрар французский мастер по изготовлению арф и клавишных инструментов

Себастьян Эрар французский мастер по изготовлению арф и клавишных инструментов

Государственный исторический музей1807 год.  Арфа мастерских Себастьяна Эрара

Государственный исторический музей1807 год. Арфа мастерских Себастьяна Эрара

Государственный исторический музей1807 год  С. Эрэра Источник Яндекс Картинки

Государственный исторический музей1807 год С. Эрэра Источник Яндекс Картинки

Г. Лионом в Париже в 1897 году был изобретен ливерная (беспедальный) вариант арфы. Он представлял собой перекрестные струны, количество которых увеличилось вдвое за счет ликвидации педалей.

Упразднение педалей привело к необходимости увеличить количество струн почти вдвое. Второй набор их, подобно черным клавишам фортепиано, обеспечивал хроматические ступени на всем протяжении звукоряда арфы.

Леверсная, беспедальная арфа Источник Яндекс Картинки

Леверсная, беспедальная арфа Источник Яндекс Картинки

Первые упоминания об арфе в России появились в XVIII веке. Институт благородных девиц в Петербурге стал основоположником игры на этом инструменте.
Обучению игре на инструменте отводилось много времени, лучшие музыканты Европы обучали игре на арфе. А первой в России арфисткой стала Глафира Алымова.

Глафира Алымова, портрет которой написал живописец Левицкий Д,Г.

Глафира Алымова, портрет которой написал живописец Левицкий Д,Г.

Для арфы писали произведения такие композиторы, как Моцарт, Дебюсси, Бах, Глиэр, Гендель, Чайковский, Римский-Корсаков, и многие другие. Арфа может имитировать звучание клавесина, гитары, лютни.

Этот инструмент обязательно включают в состав симфонических оркестров, часто на ней исполняют сольные партии

Источник Яндекс Картинки

Источник Яндекс Картинки

 В Петербурге с 1948 года находится единственное в России предприятие, где выпускают уникальные арфы. Сборка, отладка механизма, обработка и отделка – всё вручную. 

Петербургская педальная арфа Источник Яндекс Картинки

Петербургская педальная арфа Источник Яндекс Картинки

Количество струн у разных инструментов неодинаковое.

  • Педальная разновидность 46-струнная, причем 11 струн
    выполнены из металла, 35 – из синтетического материала.
  • А в небольшой леверсной (беспедальной) арфе 20-38 жил.

Звуки извлекаются скользящими движениями пальцев обеих рук без использования ногтей.

Арфа – волшебный инструмент, ее глубокие и проникновенные звуки очаровывают, завораживают, исцеляют.

Она звучит в оркестре и в сольном исполнении, создает настрой музыкальному произведению.

Душа арфы

Стоял посреди моря остров, окруженный неприступными скалами. Случилось так, что полюбила дочь морского царя молодого охотника с острова.

— Зачем ты, дочь моя, смотрела на этого юношу? — грозно спросил морской царь.

— Я случайно увидела его на берегу. Ветер развевал его золотые кудри, и я глаз не смогла отвести, — ответила русалка.

— Зачем ты, дочь моя, слушала этого юношу? — снова спросил морской царь.

— Он пел такие красивые песни о любви, что я заслушалась, — ответила русалка.

— Ты русалка и не сможешь жить с человеком, — грустно сказал морской царь.

— Я умру без него, батюшка, — ответила русалка. Тогда отпустил морской царь дочку на остров. Русалка

дождалась, когда молодой охотник снова появится на берегу, выплыла из моря и призналась юноше в своей любви. Засмеялся охотник в ответ и сказал:

— Я люблю красавицу девушку из нашей деревни, и любовь русалки мне не нужна.

Окаменела от горя русалка и опустилась дно морское. Уложил морской царь дочку на ложе из жемчуга и позвал морских целителей, но они ничем помочь не смогли.

Тогда гневно крикнул морской царь:

— Пусть проклятый юноша сам узнает неразделенную любовь!

Страшный шторм семь дней и семь ночей бушевал вокруг острова. А когда шторм утих, все жителей острова, кроме юноши, разучились любить.

Юноша, ничего не подозревая, взял лук и отправился на охоту. Добыл он пушистого зверя и принес его в подарок своей любимой девушке.

— Я принес тебе красивый мех, чтобы доказать свою любовь, — сказал юноша и положил зверя к ногам возлюбленной.

— Подарок я возьму, но что такое любовь? — спросила девушка.

— Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.

— Значит, любовь — это болезнь, — усмехнулась красавица.

— Ради любви я готов прыгнуть с самой высокой скалы! — воскликнул юноша.

— Значит, любовь — это глупость. Поднялся юноша на высокую скалу и крикнул:

— Если ты не любишь меня, я прыгну вниз, на скалы!

— Прыгай, если тебе угодно, — равнодушно ответила девушка.

Юноша, ничего не подозревая, взял лук и отправился на охоту. Добыл он пушистого зверя и принес его в подарок своей любимой девушке.

— Я принес тебе красивый мех, чтобы доказать свою любовь, — сказал юноша и положил зверя к ногам возлюбленной.

— Подарок я возьму, но что такое любовь? — спросила девушка.

— Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.

— Значит, любовь — это болезнь, — усмехнулась красавица.

— Ради любви я готов прыгнуть с самой высокой скалы! — воскликнул юноша.

— Значит, любовь — это глупость. Поднялся юноша на высокую скалу и крикнул:

— Если ты не любишь меня, я прыгну вниз, на скалы!

— Прыгай, если тебе угодно, — равнодушно ответила девушка.

Тогда прыгнул юноша в море и опустился на дно морское прямо в то место, где лежала на ложе из жемчуга русалка. Увидела русалка любимого юношу и ожила. Рассказала она молодому охотнику обо всем, что случилось, и предложила ему вместе с ней во дворце морского царя жить.

— Ты сама без любви жить не смогла, а меня по твоей милости любви лишили, — горько воскликнул юноша. — Нет, не будет мне здесь счастья.

Долго думала русалка, что же теперь делать, и однажды сказала юноше.

— Ложись спасть. Пока ты спишь, я твой охотничий лук превращу в инструмент один диковинный, о любви поющий, арфу сладкозвучную. Когда проснешься, возьми эту арфу и поднимайся наверх. Вложи арфу в руки твоей любимой девушки. Заиграет она на ней и вспомнит свою любовь.

Уснул юноша, а русалка вынула из своего сердца струны любви и натянула их на лук юноши. Так лук охотника превратился в арфу. Юноша взял арфу, вынырнул на берег и в свою деревню пошел. Принес он арфу своей любимой девушке и попросил провести пальцами по струнам. Тронули пальцы девушки струны арфы, и полилась нежные переливчатые звуки. Музыка обволакивала девушку и наполнила ее грудь сладкими, нежными чувствами.

— Почему мое сердце бьется так быстро? Почему мне хочется поцеловать тебя? — прошептала девушка.

— Музыка арфы вернула тебе любовь, — обрадовался юноша.

С тех пор играют на арфах девушки. Перебирают они струны, и поет арфа о любви и о море; о том, как морской ветер шевелит золотые волосы влюбленных и играет барашками морских волн.

 

 

Список используемых материалов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Арфа

https://dzen.ru/a/Yop3QHPEmiVqG9_H

http://cadence.ucoz.net/publ/skazki_rasskazy_o_muzyke/strunnye_muzykalnye_instrumenty/3-1-0-61

https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-arfu/