Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акробатика»
Акробатика в буквальном переводе с греческого это слово означает «ходить по краю». И в самом деле, акробатика — не просто набор упражнений. В хождении по краю состоит смысл жизни акробата. За изящностью и ловкостью, легкостью и красотой исполнения скрываются беззаветная смелость, титанический труд и годы упорных тренировок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rdoop_akrobatika.docx | 389.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Акробатика привлекает детей своей доступностью. На лужайке, во дворе дома, на пляже часто можно встретить детей, пробующих сделать стойку на голове, руках, выполняющих мост, кувырок, колесо. А разве не интересно перевернуться через руки, а то и сделать сальто? Разнообразие видов акробатики (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься детям с различными физическими данными.
Программа «Акробатика», составлена с учетом современных требований педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры. Дисциплина «Акробатика» является предметом, входящим в комплексную программу «Любительское цирковое творчество». Срок реализации данной программы 5 лет. В обучении принимают участие дети в возрасте от 6 до 18 лет.
Программа направлена на углубленную подготовку учащихся по одному из основных жанров циркового искусства - акробатика. Выполнение акробатических упражнений способствует развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного. Акробатические занятия разносторонне воздействуют на организм детей.
Акробатика- это один из основных жанров циркового искусства: демонстрирование элементов, трюков, номеров, основанных на мастерском владении телом.
Условно акробатику делят на динамическую (темповую), в основе которой лежат приёмы переворачивания тела (сальто, пируэты, перекаты и др.), и статическую, строящуюся на сохранении равновесия во всевозможных положениях (стойки, «колонны», упражнения на першах и др.). Жанр акробатика имеет два основных вида - партерная и воздушная и множество форм.
Формы акробатики:
- прыжковая акробатика— совокупность индивидуальных, парных и групповых прыжков в разных конфигурациях, в т. ч. через препятствия (барьеры, экипажи, машины, людей, животных); прыжки осуществляются либо с помощью специальных подкидывающих приспособлений (батут, трамплин, подкидная доска), либо особыми исполнительскими приёмами.
- п л е ч е в а я акробатика (как правило, в групповом исполнении; минимум — трое участников) — верхние партнёры прыгают с плеч на плечи нижних, в т. ч. и на «колонну».
- с и л о в а я акробатика (по устаревшей цирковой терминологии — крафт - акробатика, от нем. — сила) — упражнения, требующие от артистов значительной физической силы и выносливости, основанные гл. обр. на жимах (стойки «руки в руки», «рука в руку»; стойка верхнего руками или одной рукой на голове нижнего; стойка верхнего головой на голове нижнего — «голова в голову», перекаты по манежу нижнего, держащего на себе верхнего, акробатические пирамиды).
- пластическая акробатика — «каучук», клишники, акробатические этюды, художественно-акробатические группы — сочетание силовых и фигурно-композиционных элементов.
- вольти ж н а я акробатика (от франц.— порхать) — перебрасывание нижними верхних партнёров, выполняющих стойки и сальто.
В старом цирке вольтижную акробатику называли обычно ханд - акробатика, ханд - вольтиж (от нем. Нале! — рука),
т. к. переброска верхних производится руками (отсюда и др. назв.— ручная А., ручной вольтиж). Существует и др. разновидность вольтижной А.— переброска верхнего с, головы на голову (копф - вольтиж, от нем.— голова).
- к о м и ч е с к а я акробатика основана на комическом заострении акробатических трюков и применении необычных приёмов акробатики — забавные, как бы нечаянные броски и падения (каскадная акробатика), замысловатые перекаты по манежу. Исполнители номеров чаще всего выступают в комических масках-образах.
- конная акробатика — акробатические трюки, комбинации, исполняемые артистами на лошадях.
Разнообразие видов и форм акробатики позволяет заниматься детям с различными физическими данными. Занятия акробатикой разносторонне воздействует на организм детей.
Обучение можно разделить условно на 3 этапа:
1 этап – формирование предварительного представления об изучаемых упражнениях
2 этап – непосредственно обучение и овладение техникой изучаемого упражнения;
3 этап – закрепление упражнений и дальнейшее совершенствование.
ЦЕЛЬ программы:
● развить и углубить профессиональные интересы и навыки детей через овладение основами жанра акробатика.
Программа направлена на решение следующих ЗАДАЧ:
● сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств детей и двигательных способностей;
● формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;
● физическая подготовка, в процессе которой акцентируется внимание на развитие быстроты движений, гибкости;
● формирование правильной осанки и техники выполнения акробатических упражнений.
1 год обучения - знакомство с жанром циркового искусства «Акробатика». Овладение элементами начальной акробатики.
2 год обучения - повторение изученного ранее материала. Техника и освоение новых элементов и трюков в жанре «акробатика».
3 год обучения – совершенствование техники изученных элементов. Овладение новыми трюками и элементами, составление их в композицию.
Контроль за освоением учебного материала проводится в форме участия в мероприятиях и концертных выступлениях в течение учебного года. По окончании каждого учебного года проводятся итоговые зачёты. Оцениваются результаты контрольных упражнений и нормативов общей физической подготовки (ОФП).
Для организации и ведения занятий по данной дисциплине имеется оборудованный спортивный зал, в котором есть ковровое покрытие, акробатические маты, акробатическая яма, акробатическая дорожка, страховочные пояса и прочий спортивный инвентарь.
2. Содержание обучения
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- название акробатических упражнений и технику их выполнения;
- классификацию и название реквизита;
- адаптироваться к новым условиям, к учреждению, к группе;
- технику безопасности.
Должны уметь:
- технически правильно показать основные элементы начальной акробатики;
- самостоятельно выполнять разминку и выученные элементы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем и разделов | Всего часов |
1. | Введение (техника безопасности) | 1 |
2. | Практическая часть | 60 |
2.1. Физическая разминка | ||
2.2. Начальная акробатика | ||
Тема: Упражнения на гибкость и растягивание. | ||
Тема: Статические упражнения | ||
Тема: Динамические упражнения | ||
2.3. Силовые упражнения | ||
3. | Игры | 9 |
4. | Зачет | 2 |
ИТОГО | 72 |
1. Введение.
Правила техники безопасности. Знакомство с правилами поведения учащихся во время посещения занятий. Введение в предмет акробатика. Разнообразие цирковых жанров. История развития жанра акробатика.
2. Практическая часть.
2.1. Физическая разминка.(9 часов)
Занятия начинаются с физической разминки, которая состоит из комплекса упражнений:
- бег;
- упражнения для рук плечевого пояса и шеи;
- упражнения для корпуса и ног;
2.2. Начальная акробатика (42 часа)
Тема: Упражнения на гибкость и растягивание. (14 часов)
- наклоны вперед, вправо, влево;
- выпады в полушпагат ( вправо, влево)
- махи ногами (вперед, боковые)
- склады (ноги врозь и ноги вместе)
- мостик лежа с упором на руки , ноги и голову.
Тема: Статические упражнения (14 часов)
- стойка на лопатках;
- «Ласточка»
Тема: Динамические упражнения (14 часов)
- перекаты боковые
- перекаты «оловянный солдатик»
- кульбит вперед в группировке из упора присев в упор присев.
2.3.Силовые упражнения (ОФП). (9 часов)
Занятия заканчиваются силовыми упражнениями:
- Поднимание ног в угол (пресс) – 10-15раз
- Отжимание, в упоре лёжа – 10-015 раз
- Прыжки на месте – 20 раз
3. Игры.
Подборка подвижных, эстафетных игр.
4. Зачет
Проверка учащихся перового года обучения на усвоение ими программного материала. Теоретические знания, практические навыки. Выполнение нормативов по физической подготовленности (ОФП).
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- программу первого года обучения;
- технику выполнения усложненных акробатических упражнений;
- классификацию и название реквизита;
- технику безопасности.
Должны уметь:
- технически правильно показать основные элементы акробатики;
- самостоятельно выполнять разминку и выученные элементы;
- самостоятельно выполнять силовые упражнения.
Учебно - тематический план
№ | Наименование тем и разделов | Всего часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Практическая часть | 70 |
2.1. Физическая разминка | ||
2.2. Начальная акробатика | ||
Тема: Упражнения на гибкость и растягивание. | ||
Тема: Статические упражнения | ||
Тема: Динамические упражнения | ||
2.3. Силовые упражнения | ||
3 | Зачет | 1 |
ИТОГО | 72 |
1. Введение
Разъяснение новых терминов в акробатике. Объяснение техники выполнения новых элементов. Проведение инструктажа по технике безопасности во время работы в жанре акробатика.
2. Практическая часть
2.1. Физическая разминка.(10 часов)
Занятия начинаются с физической разминки для всего тела. Специальная разминка для занятий по акробатике. Упражнения на растяжку и гибкость мышц.
2.2. Начальная акробатика (50 часов)
Занятия начинаются с ознакомления правильности и точности выполнения новых упражнений и элементов в жанре акробатика. Повторение изученных элементов;
Тема: Упражнения на гибкость и растягивание. (20 часов)
- наклоны вперед, вправо, влево;
- выпады в полушпагат ( вправо, влево)
- махи ногами (вперед, боковые)
- склады (ноги врозь и ноги вместе)
- мостик лежа с упором на кисти рук и ног.
Тема: Статические упражнения (10 часов)
- верхний шпагат (равновесие)
Тема: Динамические упражнения (20 часов)
- кульбит вперед в группировке из упора присев в упор присев.
- кульбит назад в группировке из упора присев в упор присев.
- кульбит каскадный с места
- Силовые упражнения (ОФП).(10 часов)
Занятия заканчиваются силовыми упражнениями:
- Поднимание ног в угол (пресс) – 20 раз
- Отжимание, в упоре лёжа – 15 - 20 раз
- Прыжки с приседа – 10-15 раз
- Поднимание ног и корпуса «Лодочка» – 10 раз
3. Зачет
Проверка учащихся второго года обучения на усвоение пройденного материала и практическую демонстрацию материала. Выступления и принятие участия в концертных мероприятиях. Выполнение нормативов по ОФП.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- программу первого и второго года обучения;
- проведение физической разминки и выполнение силовых упражнений;
- технику выполнения усложненных акробатических упражнений;
- технику безопасности.
Должны уметь:
- технически правильно показать с комментарием пройденные упражнения и элементы в
данном виде жанра акробатики;
- самостоятельно выполнять разминку и выученные элементы;
- самостоятельно выполнять силовые упражнения.
Учебно - тематический план
№ | Наименование тем и разделов | Всего часов |
1. | Введение | 2 |
2. | Практическая часть | 104 |
2.1. Физическая разминка | ||
2.2. Начальная акробатика | ||
Тема: Упражнения на гибкость и растягивание | ||
Тема: Статические упражнения | ||
Тема: Динамические упражнения | ||
2.3. Силовые упражнения | ||
3. | Зачет | 2 |
ИТОГО | 108 |
1. Введение
Разъяснение новых терминов в акробатике. Объяснение техники выполнения новых элементов. Правила техники безопасности при работе в жанре акробатики.
2. Практическая часть
2.1. Физическая разминка. (10 часов)
Занятия начинаются с физической разминки для всего тела.
2.2. Начальная акробатика (84 часа)
Занятия начинаются с ознакомления правильности и точности выполнения новых упражнений и элементов в жанре акробатика. Повторение пройденного материала.
Тема: Упражнения на гибкость и растягивание. (28часов)
- наклоны вперед, вправо, влево;
- выпады в полушпагат ( вправо, влево)
- махи ногами (вперед, боковые)
- склады (ноги врозь и ноги вместе)
- «мосты» (с положения стоя со страховкой)
Тема: Статические упражнения (18 часов)
- верхний шпагат (равновесие)
- шпагат;
- стойка на голове.
Тема: Динамические упражнения (38 часов)
- стойка на кистях с толком одной ногой
- кульбит вперед через стойку
- колесо боковое
- Силовые упражнения. (10часов)
Занятия заканчиваются силовыми упражнениями:
- Поднимание ног в угол (пресс) – 20 раз
- Отжимание в упоре лёжа – 20 раз
- Прыжки с приседа – 20 раз
- Поднимание ног и корпуса «Лодочка – 20 раз
- Подтягивание в висе на перекладине –8-10 раз
3 Зачет
Проверка учащихся третьего года обучения на освоение программного уровня. Теоретические знания и практические навыки. Выполнение нормативов ОФП.
3. Ожидаемые результаты.
Отслеживание и анализ результатов проводится после каждого раздела программы в виде контрольных уроков, зачетов, открытых уроков, выступлений, концертных программ.
По окончанию курса обучения учащийся д о л ж е н з н а т ь:
- историю жанра акробатика;
- технику безопасности при работе в жанре акробатика;
- технику и правильное выполнение акробатических элементов;
- разновидности жанра;
- культуру поведения на сцене и манеже;
д о л ж е н у м е т ь:
- технически правильно показать с комментарием пройденные элементы;
- самостоятельно выполнять разминку и выученные элементы;
- самостоятельно выполнять силовые упражнения;
- уметь делиться знаниями и умениями;
Технически правильно выполнять наработанные элементы и трюки в номере. Беречь и ухаживать за своим реквизитом, костюмами, знать правила техники безопасности и гигиены в цирковых учреждениях при выполнении трюковых элементов.
4. Словарь терминов, используемых в акробатике
Акробатика — система физических упражнений, связанных с вращениями и балансированием, выполняемых индивидуально, вдвоем и группами.
Акробатические прыжки — вид спортивной акробатики. Жанр циркового искусства. Прыжки выполняются обычно с разбега на специальных дорожках или покрытии, с использованием мостиков, трамплинов.
Верхний — более легкий участник парных упражнений.
Вход (различными способами) — влезание или впрыгивание ногами на плечи или руки нижнего партнера.
Ковер — разборный помост или площадка (12x12 м), покрытая ковром.
Колесо — переворот влево (вправо) с последовательной опорой руками и ногами через стойку ноги врозь.
Кувырок — вращательное движение тела через голову вперед или назад с последовательным касанием опоры.
Курбет — вращение тела вперед (с ног на руки) и назад (с рук на ноги) прыжком, согнувшись, с фазой полета.
Лонжа — для страховки ручной пояс с двумя веревками (тесьмами) предназначается для поддержки двумя страхующими акробата, выполняющего сравнительно невысокие перевороты и сальто.
Маты - поролоновые подкладки — матрацы для смягчения приземления и обеспечения безопасности.
Мост — дугообразное, максимально прогнутое (спиной вниз) положение исполнителя с опорой на ноги и руки.
Партнеры — акробаты, совместно выполняющие упражнения в паре или группе.
Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.
Подвесная лонжа — пояс со страховочными веревками, перекинутыми через специально подвешенные под потолком блоки, для поддержки одним страхующим акробата, выполняющего сальто или перевороты на большой высоте.
Поддержка — различные позы, выполняемые парами на руках, ступнях и руке нижнего партнера.
Сальто — вращательное движение тела прыжком с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры.
Соединение — слитное (без остановки) выполнение 2—3 упражнений индивидуально, в паре или группе.
Соскок — активное спрыгивание верхнего с помощью партнера.
Стойка — статическое вертикальное положение, при котором исполнитель находится вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках.
Сход — спрыгивание или слезание верхнего на пол, бедра, плечи партнера из висов, упоров, поддержек, равновесий и стоек без фазы полета разрыва хвата.
Трамплин — переносная пружинная наклонная доска. Используется в тренировках и соревнованиях для увеличения высоты прыжка.
Упражнение — завершенное действие акробата или акробатов (стойка, кувырок, перекат, поддержка и т. д.)
Фляк — переворот назад, выполняется прыжком с двух ног вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части (до опоры на руки), сгибаясь во второй (прыжок с рук на ноги — курбет).
Хваты (обычный, лицевой, разнохват, глубокий и плечевой) — различные способы соединения рук партнеров для совместных действий.
Шпагат — сед с предельно разведенными ногами.
5. Список литературы
1. Баринов В.А. Основы циркового творчества - Москва, 2004г.
2. Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ председатель Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. «Россия». – М.: Большая российская энциклопедия, 2004
3. Васютин Н. «Знай и умей» - М.: Дет. лит-ра, 1979
4. Видякин В.М. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры, Волгоград: Учитель, 2007
5. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003
6. Гуревич З.Б. О жанрах современного цирка – М.: «Искусство», 1977
7. Гусак Ш.З. Групповые акробатические упражнения – М.: Искусство, 1989
8. Должиков И.И. Физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия в детском лагере. – М.: Айрис – пресс, 2005
9. Игнатенко А.М. Акробатика в школе – М.: «Просвещение», 1964
10. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение опыта – Волгоград: Учитель, 2009
11. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. изд. центр ВЛПДОС, 2005
12. Коркин В.П. «Начинайте с акробатики» - М.: «ФиС», 1971
13. Колтановский А.П. Элементы вольтижных упражнений – М.: ФиС, 1968
14. Николаев Ю. Сложные акробатические прыжки – М.: ФиС, 1966
15. Россия: Энциклопедический справочник/ под ред. А.П. Горкина,
А.Д. Зайцева, В.М. Карева и др. – М.: Дрофа, 1998
16. Проект примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.01 «Акробатика» (ФГТ)
17. Сивакова А. Уроки художественной гимнастики – М.: ФиС 1968
18. Соколов Е. Акробатическая подготовка гимнастов – М.: ФиС, 1968
19. Украна М.Л,. Шлемина А.Н Гимнастика – М.: «ФиС», 1977
20. Шнеер А.Я., Славский Р.Е., гл. редактор Ю.А. Дмитриев Цирк. Маленькая энциклопедия. – М.: «Советская энциклопедия», 1979
21. Швыдкой М.Е., Белякова Г.В.,. Гаджинская Д.Н Цирковое искусство России, энциклопедия – М.: «Большая российская энциклопедия», 2000
22. Энциклопедический словарь юного зрителя – М.: Педагогика, 1990